Фототехника


"Фотографируйте то, что вам наиболее близко, то, что вам нравится и интересно" Trent Parke


Семья фотокамер
Семья фотокамер.
Olympus E-420, Olympus 14–42/3.5–5.6 (14 мм, F4, 1/125 с, ISO 200).

Чтобы получить резкий снимок, особенно в условиях слабого освещения, используют штативы или другие поддерживающие устройства. Выбор определяется задачами съемки, устойчивостью и весом устройства, возможностями транспортировки оборудования. Заявленные производителями оценки допустимой нагрузки на устройства не стандартизированы, что не позволяет сравнивать изделия. Наряду с неоправданно дорогой продукцией западных компаний (Gitzo, RRS, Peak Design) профессиональными фотографами широко используются качественные изделия известных китайских компаний (Benro, Innorel, Leofoto, Sirui, Sunwayfoto).
Полезные сайты
 • B&H
 • The Center Column
Аксессуары для фотокамер
Карты памяти
 • Карты памяти качественные и относительно недорогие Transcend, Kingston. Дороже и, возможно, надежнее карты Sandisk Extreme Pro (нередки подделки) или китайские Lexar Professional.
 • Для серийной съемки карты памяти должны иметь высокую скорость записи (обычно производитель крупно указывает скорость чтения), не менее 60 MB/s. Быстрые карты SDXC UHS-II со скоростью записи до 130 MB/s (V60) и 250 MB/s (V90).
 • Дешевле собрать карту CF Express B самостоятельно: память SSD в форм-факторе M.2 2230 с протоколом передачи NVMe через шину PCIе + адаптер.
 • Ответственные съемки проводятся с дублированием на вторую карту или камеру.

Батареи для фотокамеры
 • Необходимо достаточное количество батарей, которые удобно пометить (1/2/3 на клейкой ленте или */**/*** на детских наклейках).
 • Батареи садятся быстрее при частом включении и выключении, лучше установить спящим режим.
 • Неоригинальные батареи менее долговечны и надежны, однако значительно дешевле. Nitecore NC-BP005 и SmallRig LP-E6NH хорошие аналоги для Canon R5.
 • Удобны батареи с интегрированным USB-C портом, позволяющим заряжаться от других устройств.
 • Батарейная ручка обеспечивает комфорт при частых съемках в портретном положении и противовес телеобъективам, длительность фотосессии, возможность замены аккумуляторов без снятия со штатива, но увеличивает габариты и тяжесть.
 • Длительную работу (видео) можно обеспечить с помощью каплера (фальш-аккумулятора) и адаптера питания для сети или power bank. Провод пропускают через специальное отверстие или отстегивают крышку батарейного отсека.
 • В дороге полезны зарядное устройство с USB-кабелем (Nitecore, JJC) и накопитель энергии. Расчет заряда батареи Canon LP-E6NH 2130 мАч от легкого и защищенного Nitecore NB20000 20000 мАч: 20000/(2130*1.5) = 6 зарядок.
 • Обновленное зарядное устройство llano CS3 со встроенным аккумулятором 12400mAh и портом USB-C PD20W позволяет заряжать две батареи LP-E6NH за 2.5 ч.

Ремни
 • Ничего лучше классических ремней, идущих вместе с камерами, нет.
 • Неопреновые мягкие ремни комфортны, но менее прочны и долговечны.
 • Быстросъемные фиксаторы для фотокамер (PGYTECH, Peak Design, аналоги) позволяют быстро отстегнуть ремень (штатив, макросъемка, камера в сумке), заменить на запястный ремешок. Не все достаточно короткие.
 • Ремень BlackRapid позволяет носить камеру у бедра с возможностью быстрого снимка.

Штативы
 • Штатив позволяет часто получить более качественный снимок за счет продуманного выбора композиции, правильной глубины резкости, устранения микросмазов (стабилизатор объектива отключить), низкого ISO.
 • Ключевое свойство штатива — устойчивость, а не легкость и комфорт для переноски.
 • Предпочтительнее карбоновые толстые трубки, которые лучше гасят вибрацию и легче алюминиевых (Leofoto LS-324C, 32/28/25/22 мм, 1.4 кг, 140 см).
 • Чем больше секций, тем компактнее, но больше вибрация (оптимально 3–4 секции).
 • Минимальный угол ног штатива от вертикальной оси обычно 23–25°, что является оптимальным балансом между высотой и устойчивостью.
 • Высота штатива подбирается под рост фотографа, чтобы стоя можно было смотреть прямо в видоискатель.
 • Для съемок с земли ноги штатива должны раскладываться горизонтально.
 • Центральная колонна позволяет быстро регулировать высоту, но увеличивает вибрацию и мешает разложить штатив на плоской поверхности.
 • Зажимы типа клипсы (flip/lever lock) позволяют быстро подготовить штатив к работе, но цепляются и чаще ломаются в жестких условиях по сравнению с цанговыми зажимами (twist lock).
 • Цанговые зажимы фиксируются против часовой стрелки, ослабляются по часовой стрелке.
 • Интересны штативы, позволяющие установить как голову для фотографии, так и голову для видео на шаровую чашу (Innorel LT324C).
 • Чаши для съемки видео имеют ограниченные углы наклона при использовании без головы.
 • Легкие штативы не подходят для тяжелых телеобъективов, длительной выдержки, ветренной погоды.
 • Центр тяжести штатива должен быть по вертикальной оси относительно головы.
 • Для повышения устойчивости штатива можно подвесить груз/сумку с фототехникой (S-крючок для широкого ремня крепится снизу площадки для головы), при сильном ветре груз положить на землю.
 • Удобно иметь два штатива: 3-секционный устойчивый Gitzo GT3235S (1.9 кг, 130 см) для большинства съемок, а для пеших походов легкий 4-секционный Leofoto LS-254C/Innorel KT254C (1 кг, 129 см).
 • Очень легкие штативы либо с тонкими трубками и плохо контролируют вибрацию, либо низкие.
 • Съемные нижние наконечники позволяют использовать шипы для льда и мягкого грунта, а резиновые наконечники для камней и ровного пола.
 • На песке не закапывать замковые соединения и оставлять нижнюю секцию ножки штатива выдвинутой, чтобы избежать попадания песка в фиксирующую втулку.
 • Иногда полезны малые штативы, позволяющие удерживать полнокадровую камеру со штатным объективом (Sunwayfoto T1A20D-T и T16C20N II, Manfrotto 209).

Штативные головы
 • В подавляющем большинстве фотосъемок используют компактные, стабильные и надежные шаровые головы.
 • Тяжелая шаровая голова (Markins Q20i 550 г, Leofoto LH-40 540 г) для стационарных съемок, легкая (Sirui K-10X 350 г, Innorel N36/K36 360–390 г) для походов.
 • Обычно в шаровой голове штатива используют малую ручку для ограничения горизонтального вращения головки и большую ручку для контроля движения шара с площадкой и камерой.
 • Изменение положения камеры с объективом должно быть с умеренным усилием, но без спонтанного изменения позиции.
 • В головах часто имеется ограничитель (отдельная ручка или винт на большой ручке), который препятствует резкому движению шара и камеры с объективом. Ограничитель исходно ослаблен и затягивается после подбора свободы перемещения камеры.
 • Для некоторых видов статичной фотографии (макро, предметы, архитектура, интерьер, пейзаж, небесные тела) удобно позиционировать камеру с помощью 3D-головы с независимым перемещением по разным плоскостям. Однако 3D-головы увеличивают время поиска кадра, больше, тяжелее и дороже шаровых. При смещении центра тяжести нужно повысить устойчивость штатива.
 • Редукторные 3D-головы (Leofoto GW-01) точнее позиционируют камеру в предметной съемке, чем нередукторные с длинными ручками (Gitzo GHF3W с родной площадкой, Sirui FD-01 с вытеканием масла).
 • С целью очень точного позиционирования камеры (архитектура, макро) используют редукторные трехосевые головы (Leofoto G2 ± шаровая голова, Leofoto G4 Pro/BAFANG BFC-01A+, Leofoto G6).
 • Для съемки панорамы полезны выравнивающие полушаровидные базы, располагающиеся между штативом и рабочей головой, которые позволяют быстро установить горизонтальный уровень без изменения длины ног штатива (Kirk TLB-1, Leofoto LB-60N).

Быстросъемные площадки
 • Важно, чтобы система крепления соответствовала универсальному стандарту Arca Swiss, что позволит использовать устройства других производителей.
 • Хорошие зажимы фиксируют площадки, отклоняющиеся от стандартного профиля ласточкин хвост (срез начинается ниже 1 мм от основания).
 • Удобны площадки с профилем ласточкин хвост по всем сторонам (Markins PG-30U, PN600, Sunwayfoto DP-39R).
 • Резиновые/пластиковые накладки на поверхности площадки ухудшают фиксацию и нежелательны.
 • Площадки со специфическим выступом жестко фиксируются на камере, однако вызывают потертости.
 • Для фиксации площадки к камере помогают установочные винты с внутренним шестигранником, которые можно вкрутить в некоторые площадки (Markins P26U, PG-30U, PN600).
 • Полезно, чтобы адаптер для быстросъемной площадки включал дополнительную страховку от выпадения камеры, имел винтовой (универсальный) зажим и уровень (Markins QR-48N, QR-60i).
 • Быстросъемная L-образная площадка используется для частых съемок с вертикальным положением камеры, но тяжелее.
 • Винты с резьбой на 1/4" (20 UNC) и 3/8" (16 UNC) могут не соответствовать гнезду, например при оксидировании (черные).

Моноподы и другие устройства
 • Монопод (Gitzo GM2541) полезен при съемке с телеобъективами, когда нужно часто перемещаться, поведение объекта трудно предсказать, при ограниченном пространстве. Стабилизатор объектива не отключать, если выдержка не очень мала.
 • На моноподе удобно использовать голову, меняющую наклон в одной плоскости и позволяющую быстро снять объектив с камерой (Sunwayfoto DT-01, Kirk MPA-2).
 • Чтобы снимать макро или сверху используют адаптеры для штатива с поднимающимися штангами (Leofoto HC-32, 520 г, 60 см, ограничитель вращения).
 • Для повышения устойчивости на ровных поверхностях монопода можно использовать базу/мини-штатив с 3 ножками (Innorel PW70), но не в качестве замены треноги.
 • Ряд съемок требует фиксации камеры на различных проверхностях с помощью специальных зажимов (Super Clamp, струбцины) и держателей типа Magic Arm.
 • Камеру со штативной головкой можно фиксировать на портативных площадках (Platypod Max Camera Support) и стекле автомобиля (Kirk WM-2 Multi-Purpose Window Mount).
Фотофон, хромакей
 • Чтобы сделать деревянный фотофон можно взять обструганную сосновую доску, удалить мягкие волокна металлической щеткой, покрыть морилкой или акриловыми красками (слои цветной и белый), наждачной бумагой выделить структуру дерева.
 • Специальные фотофоны из долговечного полиэстера мягче винила, меньше мнутся, стираются и гладятся, однако дороже.
 • Пластиковые матовые фоны удобны для предметной фотографии, долговечны, не боятся воды, но подвержены царапинам.
 • Нетканные фотофоны дешевле бумажных, можно мыть, но имеют неоднородную структуру.
 • Для тканевого фотофона купить муслин (белый, черный, серый), проложить двустороннюю клейкую ленту вдоль края, сложить ткань и прогладить, сделать карман (кулиску) для перекладины подогнув ткань на 10 см, вложить липучку и прогладить.
 • Ткани служать долго, однако мнутся и мешает неоднородная фактура для предметной съемки.
 • Ткань удобно повесить на воротах, включающих две стойки и перекладину (телескопическую).
 • Чтобы убрать морщины нужно обрызгать водой из спрея проблемные места висящей ткани и просушить утюгом.
 • Бархат используется для фотосъемки предметов.
 • Можно снять предмет на однородном фоне (хромакей зеленый, синий) и затем заменить на любую текстуру в графическом редакторе.
 • Хромакей должен быть без морщин, которые создают тени, и хорошо освещен.
 • Следует учитывать, что хромакей создает трудноустранимые цветные отсветы, особенно на блестящих предметах.

Сумки и рюкзаки
 • Удобно иметь пару сумок: компактную для одной камеры с универсальным объективом (Lowepro Toploader 50 AW II/70 AW II), стандартную для камеры, 2 объективов, вспышки и монопода (Nova 180 AW II/Think Tank Retrospective 10).
 • Замок должен быть надежным (не отстегнуться при случайном падении) и быстро открываться. Удобны закрываемые липучки, чтобы обеспечить бесшумное и быстрое открытие фотосумки.
 • Перед съемкой оптимизировать расположение перегородок в фотосумке, чтобы можно было легко и быстро работать с камерой и объективами.
 • Серозеленый малозаметный цвет фотосумки полезен при съемках животных, но чтобы быстрее найти в поле можно привязать яркую ленту.
 • Фоторюкзак подходит только для неспешных съемок с одного места или перевозки фототехники.
 • Для одежды (ветровка, флиска) и дополнительной фототехники подходит компактный штурмовой рюкзак.