Фототехника


"Фотографируйте то, что вам наиболее близко, то, что вам нравится и интересно" Trent Parke


Семья фотокамер
Семья фотокамер.
Olympus E-420, Olympus 14–42/3.5–5.6 (14 мм, F4, 1/125 с, ISO 200).

Чтобы получить резкий снимок, особенно в условиях слабого освещения, используют штативы или другие поддерживающие устройства. Выбор определяется задачами съемки, устойчивостью и весом устройства, возможностями транспортировки оборудования. Заявленные производителями оценки допустимой нагрузки на устройства не стандартизированы, что не позволяет сравнивать изделия. Наряду с неоправданно дорогой продукцией Gitzo и RRS профессиональными фотографами широко используются качественные изделия китайских компаний Benro, Innorel, Leofoto, Sirui, Sunwayfoto.
Полезные сайты
 • B&H
 • The Center Column
Штативы
 • Штатив позволяет часто получить более качественный снимок за счет продуманного выбора композиции, правильной глубины резкости, устранения микросмазов (стабилизатор объектива отключить), низкого ISO.
 • Ключевое свойство штатива — устойчивость, а не легкость и комфорт для переноски.
 • Предпочтительнее карбоновые толстые трубки, которые лучше гасят вибрацию и легче алюминиевых (Leofoto LS-324C, 32/28/25/22 мм, 1.4 кг, 140 см).
 • Чем больше секций, тем компактнее, но больше вибрация (оптимально 3–4 секции).
 • Минимальный угол ног штатива от вертикальной оси обычно 23–25°, что является оптимальным балансом между высотой и устойчивостью.
 • Высота штатива подбирается под рост фотографа, чтобы стоя можно было смотреть прямо в видоискатель.
 • Для съемок с земли ноги штатива должны раскладываться горизонтально.
 • Центральная колонна позволяет быстро регулировать высоту, но увеличивает вибрацию и мешает разложить штатив на плоской поверхности.
 • Зажимы типа клипсы (flip/lever lock) позволяют быстро подготовить штатив к работе, но цепляются и чаще ломаются в жестких условиях по сравнению с цанговыми зажимами (twist lock).
 • Цанговые зажимы фиксируются против часовой стрелки, ослабляются по часовой стрелке.
 • Интересны штативы, позволяющие установить как голову для фотографии, так и голову для видео на шаровую чашу (Innorel LT324C).
 • Чаши для съемки видео имеют ограниченные углы наклона при использовании без головы.
 • Легкие штативы не подходят для тяжелых телеобъективов, длительной выдержки, ветренной погоды.
 • Центр тяжести штатива должен быть по вертикальной оси относительно головы.
 • Для повышения устойчивости штатива можно подвесить груз/сумку с фототехникой (S-крючок для широкого ремня крепится снизу площадки для головы), при сильном ветре груз положить на землю.
 • Удобно иметь два штатива: 3-секционный устойчивый Gitzo GT3235S (1.9 кг, 130 см) для большинства съемок, а для пеших походов легкий 4-секционный Leofoto LS-254C/Innorel KT254C (1 кг, 129 см).
 • Очень легкие штативы либо с тонкими трубками и плохо контролируют вибрацию, либо низкие.
 • Съемные нижние наконечники позволяют использовать шипы для льда и мягкого грунта, а резиновые наконечники для камней и ровного пола.
 • На песке не закапывать замковые соединения и оставлять нижнюю секцию ножки штатива выдвинутой, чтобы избежать попадания песка в фиксирующую втулку.
 • Иногда полезны малые штативы, позволяющие удерживать полнокадровую камеру со штатным объективом (Sunwayfoto T1A20D-T и T16C20N II, Manfrotto 209).

Штативные головы
 • В подавляющем большинстве фотосъемок используют компактные, стабильные и надежные шаровые головы.
 • Тяжелая шаровая голова (Markins Q20i 550 г, Leofoto LH-40 540 г) для стационарных съемок, легкая (Sirui K-10X 350 г, Innorel N36/K36 360–390 г) для походов.
 • Обычно в шаровой голове штатива используют малую ручку для ограничения горизонтального вращения головки и большую ручку для контроля движения шара с площадкой и камерой.
 • Изменение положения камеры с объективом должно быть с умеренным усилием, но без спонтанного изменения позиции.
 • В головах часто имеется ограничитель (отдельная ручка или винт на большой ручке), который препятствует резкому движению шара и камеры с объективом. Ограничитель исходно ослаблен и затягивается после подбора свободы перемещения камеры.
 • Для некоторых видов статичной фотографии (макро, предметы, архитектура, интерьер, пейзаж, небесные тела) удобно позиционировать камеру с помощью 3D-головы с независимым перемещением по разным плоскостям. Однако 3D-головы увеличивают время поиска кадра, больше, тяжелее и дороже шаровых.
 • Нередукторные 3D-головы с длинными ручками (Gitzo GHF3W с родной площадкой, Sirui FD-01 с вытеканием масла) удобнее, но менее точны, чем редукторные (Leofoto GW-01).
 • С целью очень точного позиционирования камеры (архитектура, макро) используют редукторные трехосевые головы (Leofoto G2±шаровая голова, G4/4Pro). Если нужен редукторный зажим для площадки, можно докупить (Leofoto GR-2, Sunwayfoto GC-01).
 • Для съемки панорамы полезны выравнивающие полушаровидные базы, располагающиеся между штативом и рабочей головой, которые позволяют быстро установить горизонтальный уровень без изменения длины ног штатива (Kirk TLB-1, Leofoto LB-60N).

Быстросъемные площадки
 • Важно, чтобы система крепления соответствовала универсальному стандарту Arca Swiss, что позволит использовать устройства других производителей.
 • Хорошие зажимы фиксируют площадки, отклоняющиеся от стандартного профиля ласточкин хвост (срез начинается ниже 1 мм от основания).
 • Резиновые/пластиковые накладки на поверхности площадки ухудшают фиксацию и нежелательны.
 • Площадки со специфическим выступом жестко фиксируются на камере (Markins PG-30U для Olympus E-M1II, PN600 для Canon 5DIV), однако могут вызывать потертости.
 • Для фиксации площадки к камере помогают установочные винты с внутренним шестигранником, которые можно вкрутить в некоторые площадки.
 • Полезно, чтобы адаптер для быстросъемной площадки включал дополнительную страховку от выпадения камеры, имел винтовой (универсальный) зажим и уровень (Markins QR-48N, QR-60i).
 • Быстросъемная L-образная площадка используется для частых съемок с вертикальным положением камеры, но тяжелее.
 • Резьба на 1/4" (20 UNC) и 3/8" (16 UNC), часто используемая для фототехники, может варьировать.

Моноподы и другие устройства
 • Монопод (Gitzo GM2541) полезен при съемке с телеобъективами, когда нужно часто перемещаться, поведение объекта трудно предсказать, при ограниченном пространстве. Стабилизатор объектива не отключать, если выдержка не очень мала.
 • На моноподе удобно использовать голову, меняющую наклон в одной плоскости и позволяющую быстро снять объектив с камерой (Sunwayfoto DT-01, Kirk MPA-2).
 • Чтобы снимать макро или сверху используют адаптеры для штатива с поднимающимися штангами (Leofoto HC-32, 520 г, 60 см, ограничитель вращения).
 • Для повышения устойчивости на ровных поверхностях монопода можно использовать базу/мини-штатив с 3 ножками (Innorel PW70), но не в качестве замены треноги.
 • Ряд съемок требует фиксации камеры на различных проверхностях с помощью специальных зажимов (Super Clamp, струбцины) и держателей типа Magic Arm.
 • Камеру со штативной головкой можно фиксировать на портативных площадках (Platypod Max Camera Support) и стекле автомобиля (Kirk WM-2 Multi-Purpose Window Mount).
Сумки и рюкзаки
 • Удобно иметь пару сумок: компактную для одной камеры с универсальным объективом (Lowepro Toploader 50 AW II/70 AW II), стандартную для камеры, 2 объективов, вспышки и монопода (Nova 180 AW II/Think Tank Retrospective 10).
 • Замок должен быть надежным (не отстегнуться при случайном падении) и быстро открываться. Удобны закрываемые липучки, чтобы обеспечить бесшумное и быстрое открытие фотосумки.
 • Перед съемкой оптимизировать расположение перегородок в фотосумке, чтобы можно было легко и быстро работать с камерой и объективами.
 • Серозеленый малозаметный цвет фотосумки полезен при съемках животных, но чтобы быстрее найти в поле можно привязать яркую ленту.
 • Фоторюкзак подходит только для неспешных съемок с одного места или перевозки фототехники.
 • Для одежды (ветровка, флиска) и дополнительной фототехники подходит компактный штурмовой рюкзак.
 • Ремень BlackRapid позволяет носить камеру у бедра с возможностью быстрого снимка.