Фототехника Olympus


"Не думаю, что фотография, сделанная лишь ради хорошей картинки, может быть оправдана" Юджин Смит


Для дальних поездок и пеших походов автор выбрал более компактные фотоаппараты и объективы компании Olympus, которая также производит лучшие медицинские эндоскопы. Знание возможностей и ограничений фотокамеры и объективов помогает оптимально использовать технику и добиваться лучших результатов.
Полезные сайты
 • Клуб пользователей Olympus
 • Обзоры фототехники Дмитрия Крупского
 • 43 Rumors
 • Daniel Mitchell Photography Blog
 • Gary Ayton photography
 • Olympus passion
 • Picture Methods
 • Small Sensor Photography by Thomas Stirr
Olympus OM-D E-M1 Mark II
Olympus OM-D E-M1 Mark II спереди
Рис. 1. Беззеркальный фотоаппарат Olympus OM-D E-M1 Mark II (вид спереди).
Достоинства
 • Компактная и нетяжелая фотокамера (574 г + 382 г объектив 12–40/2.8 или 561 г 12–100/4) отлично защищена от непогоды и хороша для походов, путешествий, съемок на улице.
 • Небольшой сенсор полезен для съемок на дальние расстояния (угол зрения аналогичен объективам с фокусным расстоянием в 2 раза больше на полнокадровых камерах), макро и репортажа (большая зона резкости, уменьшение диафрагмы снижает поток света и увеличивает дифракцию).
 • Хороший динамический диапазон, сопоставимый с полнокадровыми фотокамерами (начиная с ISO 200).
 • Лучшая внутрикамерная стабилизация изображения позволяет снимать с большой выдержкой с рук широкоугольными и даже телеобъективами (особенно с двойной стабилизацией у 12–100mm F4 IS и 300mm F4 IS).
 • Помогают фокусировке небольшой вес системы и отсутствие вибрации при поднятии зеркала. При необходимости в большинстве случаев достаточно легкого монопода.
 • Для репортажа удобно настроить расстояние фокусировки, например, от 2 до 15 м.
 • Высокая скорострельность: 10 и 15 кадров/c в режимах Low и High (автофокус и экспозиция по первому кадру) с механическим затвором, 18 и 60 кадров/c без звука с электронным затвором (♥).
 • Режим Pro Capture c объективами Olympus сохраняет в буфере 35 кадров до спуска затвора и может быть полезен для динамичных событий, молний.
 • Режим высокого разрешения/High Res позволяет снимать статичные объекты с разрешением 50 Мп (синхронизация со вспышкой ≥1/50 с, ISO ≤1600, диафрагма F2.8–8).
 • Режим Live Composite объединяет серию с установленной экспозицией для первого кадра и наиболее яркими фрагментами на последующих кадрах.
 • Красивые цвета, свойственные фотокамерам Olympus.
 • Сенсорный экран поворачивается на произвольный угол (удобнее, чем поворот в одной вертикальной плоскости), позволяет фокусироваться и листать изображения.
 • Удобен для макро: большая зона резкости, стекинг, телеконвертер, стабилизатор, откидной поворотный экран, небольшой вес, недорогие автофокусные макрокольца.
 • Стекинг/Focus Bkt использует серию кадров для получения расширенной зоны резкости (для объективов Macro и серии Pro).
 • Функция телеконвертера позволяет выдать сразу два кадра — raw обычного масштаба и jpeg с увеличением в два раза без потери света и резкости, что полезно для макро.
 • Удобное переключение режимов автофокуса большим пальцем (точечный автофокус для сидящей птицы, полетела — группа точек и следящий автофокус).
 • Фотокамера превосходно защищена от пыли и проливного дождя (выдерживает погружение в воду), а матрица от пыли (Sony с проблемами).
 • Два слота для SD карт памяти (один быстрый UHS-II).
 • Можно печатать четкие снимки вплоть до А2 (16х23", 42x59 см).
 • Бюльшое количество настраиваемых параметров.
 • Формат 4:3 для многих сюжетов (портрет, макро) и вертикальных кадров предпочтительнее, чем 3:2.
 • Olympus длительно поддерживает и обновляет программное обеспечение, которые получают функции новейших камер (такой подход является исключением).
 • Хороший Сервисный центр.
Olympus OM-D E-M1 Mark II сзади
Рис. 2. Беззеркальный фотоаппарат Olympus OM-D E-M1 Mark II (вид сзади).
Недостатки
 • Основные недостатки (и достоинства — малый размер и вес системы, отличная стабилизация) фотоаппарата Olympus E-M1II связаны с небольшой матрицей.
 • Малая матрица m4/3 собирает меньше света, поэтому позволяет получать приемлемые снимки при меньших ISO, уступая ~0.5–1 стопа матрице APS-C и ~1–1.5 стопа полнокадровой.
 • Меньше динамический диапазон яркости, поэтому шумы в тенях на более низких ISO по сравнению с полнокадровыми камерами (лучше до 800, приемлемо до 1600–3200).
 • Базовую ISO 200 можно снизить до 64 (low) с увеличением детализации и снижением шумов, но заметно уменьшается динамический диапазон (нежелательно при риске засветов).
 • Большая зона резкости, по сравнению с полнокадровыми фотокамерами, затрудняет размытие фона.
 • Проблематично вырезать небольшие фрагменты кадра.
 • В связи с малым размером пикселей дифракция, приводящая к снижению резкости, появляется при закрытии диафрагмы до F8, заметная на F11 и больше.
 • Матрица с 20 Мп не позволяет обеспечить качественные фотографии на печати размером 60*90 см и выше.
 • Автофокус в темных условиях уступает Canon 5DIV.
 • Только вспышка FL-700WR имеет радосвязь, в отличие от недорогой системы Godox (вспышки TT350O и TT685O, триггер XProO).
 • Относительно небольшой ресурс дорогой батареи (440 против 900 кадров у Canon 5DIV), что характерно для беззеркальных камер.
 • Не заряжает аккумуляторы через USB или рукоятку HLD-9.
 • Режим высокого разрешения требует штатива.
 • Нет возможности прямой передачи файлов с карты памяти на сервер, что важно для репортажных фотографов.
 • Нет GPS.
 • Сложное меню настроек.
 • Дорогая камера и объективы серии Pro. Если не учитывать компактность системы с объективами F1.8, отличную стабилизацию и защиту от непогоды, можно найти полнокадровую камеру с лучшей картинкой дешевле.

точки фокусировки Olympus OM-D E-M1 Mark II
Рис. 3. Точки фокусировки на фотоаппарате Olympus OM-D E-M1 Mark II.
Настройки
 • Автофокусные точки при съемке портрета лучше использовать малые квадраты для фокусировки на глаза (медленнее), а для большинства других сюжетов — большие квадраты (быстрее, точнее).
 • Непрерывный автофокус (C-AF, C-AF+TR) работает только в режиме медленной (L) съемки.
 • Кнопка Fn2: выбор центральной точки.
 • Кнопка Rec: брекетинг экспозиции.
 • Верхняя кнопка на фотоаппарате спереди внизу: Focus Peaking.
 • Нижняя кнопка на фотоаппарате спереди внизу: выбор ISO/WB.
 • Ближний диск управления регулирует диафрагму (перелистывание), дальный — коррекцию экспозиции (увеличение).
 • Электронный видоискатель в Style 1 (полунажатие спуска показывает уровень, INFO добавляет информацию).
 • Засыпание через 3 мин, отключение через 30 мин.
 • Убрать быстрое удаление файлов (риск потери кадра).
 • Переключатель Fn lever: присвоить в меню Mode 2 и переключать между режимами автофокуса S-AF (+ центральная точка) и C-AF (+ 5 точек, выбрать после включения фотокамеры), которые фотокамера запоминает без меню.
 • На экране в режиме Live View долгое касание позволяет снимать с брекетингом или серией.
 • L-Fn присвоить увеличение масштаба в 2 раза.
 • Отключить вспомогательное увеличение масштаба при ручной фокусировке (работает неустойчиво, ночью плохо).
 • Для повышения точности С-AF(+TR) советуют 5–9 точек, C-AF Lock +2 (хаотичное движение) или –2 (горизонтальное движение), механический затвор со скоростью 10 кадров/с (L), отключить IS при малых выдержках, S-IS 2 при горизонтальном слежении. При потере фокуса (квадратики покраснели) отпустить кнопку и вновь нажать наполовину.
 • Для птиц советуют настроить автофокус: 5х5, C-AF Release Priority: Off, Sensitivity: +2, Scanner: Mode 3, Drive Mode: Continuous Low with electronic shutter (18fps).

График связи динамического диапазона с ISO
Рис. 4. График связи динамического диапазона с ISO.

Сравнение фотокамер
 • Olympus E-M1III c аналогичной матрицей, джойстиком, цифровым нейтральным фильтром (Live ND), улучшенными автофокусом (по лицу и глаза, звезды на небе), зарядкой через USB, стабилизацией, ресурсом затвора (400000), защитой от непогоды стандарта IPX-1, устойчивости матрицы к пыли, возможностью снимать в высоком разрешении (50mp) с рук, но заметно дороже.
 • Olympus E-M5III с похожей матрицей, легче на 160 г с защитой от непогоды стандарта IPX-1, но слабее скорострельность и батарея, меньше буфер (14 vs 48 raw-файлов), один слот, меньшее увеличение видоискателя, более медленный USB 2.0, менее удобный хват, дороже.
 • Olympus E-M1Х c аналогичной матрицей имеет лучшую защиту от непогоды (IPX-3), следящий автофокус, стабилизацию (High Res с рук), ресурс затвора (400000), больший видоискатель, джойстики в портретном и пейзажном положении, GPS, две UHS-II SD карты, USB зарядку, однако значительно больше и тяжелее на 423 г (с двумя батареями), дороже на 1000$. Такие камеры удобны для работы с большими телеобъективами (300/4, 150–400/4.5х1.25).
 • Panasonic G9 с лучшим видоискателем, видео 4K/60p, джойстиком, верхним экраном, но крупнее и тяжелее на 84 г, ниже скорострельность, с контрастным автофокусом (уступает при слежении), меньшим ресурсом батареи, без Pro Capture. Камеры очень близки и могут совместно использовать объективы с небольшими ограничениями. У Panasonic больше родных объективов с двойной стабилизацией,
Объективы
Углы зрения у объективов Olympus
Рис. 5. Углы зрения у объективов Olympus.

 • Матрица системы Микро 4/3 (MFT) в четыре раза меньше полнокадровой, поэтому объективы заметно компактнее и легче при сопоставимой светосиле (зона резкости больше), фокусном расстоянии и защищенности (Canon 35/1.4 760 г, Olympus 17/1.2 390 г).
 • Угол зрения телеобъективов сопоставим с объективами для камер с большими матрицами, имеющими большее фокусное расстояние (вес и размеры).
 • При фокусировке возможны звуки открытия/закрытия диафрагмы.
 • Можно использовать большое число отличных родных и неродных объективов системы m4/3.
 • Легкие объективы M.Zuiko: 12/2, 17/1.8, 25/1.8, 45/1.8, 60/2.8 Macro, 75/1.8.
 • Качественые объективы M.Zuiko серии Pro относительно большие и тяжелые: 17/1.2, 25/1.2, 45/1.2, 12–100/4, 7–14/2.8, 12–40/2.8, 40–150/2.8, 300/4.
 • Фикс-объективы Olympus серии Pro сочетают светосилу и увеличенную зону резкости (F1.2 соответствует F2.5 на полном кадре), создают мягкое размытие на F1.2–1.4, защищены от непогоды и позволяют использовать фильтры одного диаметра (62 мм).
 • Объективы Panasonic: 12/1.4, 14/2.5, 15/1.7, 20/1.7, 25/1.4, 42.5/1.2, 12–35/2.8, 12–60/2.8–4, 35–100/2.8, 200/2.8, 100–400/4–6.3.
 • Объективы Panasonic/Leica на камерах Olympus дают фиолетовые блики (в родных камерах сильнее ультрафиолетовый фильтр) и не поддерживают двойную стабилизацию, но следящий автофокус работает без проблем.
 • На фотоаппаратах Panasonic с объективами Olympus не поддерживается двойная стабилизация, программирование кнопки L-Fn (работает отключение C-Af), возможен стекинг с меньшим разрешением, а следящий автофокус менее точный и быстрый (не используется DfD технология).
 • Стабилизатор ряда последних объективов Panasonic не имеет кнопки и включается только в родной камере.
 • Объективы Voigtlander Nokton без автофокуса: 10.5/0.95, 17.5/0.95, 25/0.95, 42.5/0.95.
 • Хороший спидбустер (Metabones MB_SPEF-M43-BT4T 0.71x) позволяет использовать объективы Canon EF c автофокусировкой.
Объектив Olympus M.Zuiko 7–14mm F2.8
Объектив Olympus M.Zuiko 7-14mm F2.8
Рис. 6. Объектив Olympus M.Zuiko 7–14mm F2.8.
Характеристика
 • Вес 534 г, фильтр 62 мм, минимальный фокус 20 см от матрицы.
 • Угол зрения соответствует объективу ~14–28 мм на полном кадре.
 • Удобен для съемок архитектуры и пейзажей.
 • Отличная резкость (разрешение и контрастность) в центре и на краях, особенно на диафрагме F4–5.6.
 • Выраженная кривизна поля изображения, свойственная широкоугольным объективам на малых матрицах.
 • Неважно держит контровый свет.
 • Корпус защищен от пыли и влаги.

Сравнение объективов
 • Panasonic 7–14mm F4 легче на 134 г и на треть дешевле, но темнее, с большей дисторсией, хроматическими аберрациями и виньетированием, не защищен от непогоды.
 • Panasonic Leica 8–18mm F2.8–4 легче на 219 г, с резбой под фильтры, меньше подвержен бликам, но темнее (F3.2 на 10 мм), немного менее резок на открытой диафрагме и уже поле объектива.
 • Olympus M.Zuiko 8–25mm F4 с большим диапазоном фокусных расстояний, легче на 123 г, с резбой под фильтры 72 мм, но темнее и меньше угол зрения, с выдвижным тубусом.
Объектив Olympus M.Zuiko 12–40mm F2.8
Объектив Olympus M.Zuiko 12-40mm F2.8
Рис. 7. Объектив Olympus M.Zuiko 12–40mm F2.8.
Характеристика
 • Вес 382 г, фильтр 62 мм, минимальный фокус 20 см.
 • Угол зрения соответствует объективу ~24–80 мм на полном кадре.
 • Лучший универсальный объектив Olympus.
 • Максимальная резкость на F4–5.6.
 • Резкость заметно выше на 12 мм, чем на 40 мм.
 • Заметная дисторсия и виньетирование на широком угле.
 • С выдвигающимся тубусом.
 • Защищен от пыли и несильного дождя.
 • Редко отмечают ненадежность байонета. Однако винты вкручиваются в пластик у объективов Canon/Sony/Tamron...

Сравнение объективов
 • Olympus M.Zuiko 12–45mm F4 меньше и легче на 128 г, резче в центре, меньше минимальный фокус на широком угле (12–23 см), фокусное расстояние на 5 мм больше, дешевле, но нет ручного фокуса сдвигом кольца, кнопки L-Fn, темнее и больше дисторсия на широком угле.
 • Panasonic 12–35mm F2.8 II OIS легче на 78 г, имеет стабилизатор (неважно для камер Olympus), немного лучше размытие, однако фокусное расстояние меньше на 5 мм, больше хроматические аберрации, меньше макро и дороже на треть.
 • Panasonic 12–60mm F2.8–4 OIS c фокусным расстоянием на 20 мм больше, имеет стабилизатор для своих камер, легче на 62 г, однако темнее, на треть дороже.
 • Olympus M.Zuiko 12–100mm F4 IS темнее, тяжелее на 179 г, в 2 раза дороже, но максимальное фокусное расстояние больше на 60 мм, есть стабилизатор, лучше размывает фон на 100 мм.
Объектив Olympus M.Zuiko 12–100mm F4 IS
Объектив Olympus M.Zuiko 12-100mm F4 IS
Рис. 8. Объектив Olympus M.Zuiko 12–100mm F4 IS.
Характеристика
 • Вес 561 г, фильтр 72 мм, минимальный фокус 15 см.
 • Угол зрения соответствует объективу ~24–200 мм на полном кадре.
 • Удобный универсальный объектив для путешествий (полезно иметь защитный, серый и поляризационный фильтры).
 • С выдвигающимся тубусом.
 • Резкость лучше на F5.6–8, далее снижается.
 • Размыте фона не всегда приятное.
 • Хорошо защищен от пыли и воды (выдерживает погружение в воду, лишь передняя часть объектива сохнет долго и запотевает защитное стекло).
 • На фотокамерах Olympus стабилизатор объектива работает совместно с внутрикамерным.

Сравнение объективов
 • Olympus M.Zuiko 14–150mm F4–5.6II с фокусным расстоянием на 50 мм больше, с внутренней фокусировкой, меньшими размерами, в 2 раза легче и дешевле, но хуже резкость и разрешение, уже поле, темнее, без стабилизатора.
 • Panasonic 12–60mm F2.8–4 OIS меньше, легче (на 241 г), светлее (F2.8 только на 12mm) и на треть дешевле, однако фокусное расстояние на 40 мм короче и стабилизация не для камер Olympus.
 • Olympus M.Zuiko 12–40mm F2.8 светлее, легче, в 2 раза дешевле, но максимальное фокусное расстояние на 60 мм меньше, нет стабилизатора, хуже размывает фон на длинном конце.
Объектив Olympus M.Zuiko 40–150mm F2.8
Объектив Olympus M.Zuiko 40-150mm F2.8
Рис. 9. Объектив Olympus M.Zuiko 40–150mm F2.8.
Характеристика
 • Вес 760 г, фильтр 72 мм, минимальный фокус 70 см.
 • Угол зрения соответствует объективу ~80–300 мм на полном кадре.
 • Хорош для портретов, пейзажа, спорта.
 • Отличная резкость в центре на 40 мм и меньше на 150 мм.
 • Размытие фона может быть жестким и требует правки (уменьшают Sharpness и Clarity).
 • Используется внутренняя фокусировка, без тубуса.
 • Имеет защиту от пыли и влаги.
 • На фотокамерах Olympus помогает внутрикамерный стабилизатор.

Сравнение объективов
 • Panasonic 50–200mm F2.8–4 OIS с большим диапазоном фокусных расстояний на 40 мм, стабилизатором и легче на 235 г, но темнее на длинном конце (F3.3 на 70mm, F3.6 на 100mm), меньше разрешение на F4, с выдвижным тубусом, стабилизатор объектива хуже сопряжен с внутрикамерным на аппаратах Olympus.
 • Panasonic 35–100mm F2.8 II OIS заметно меньше и легче (на 400 г), со стабилизатором, однако фокусное расстояние на 50 мм короче, дальше минимальный фокус (85 против 70 см).
 • Olympus M.Zuiko 40–150mm F4–5.6 значительно меньше, легче (на 690 г) и дешевле, однако темнее, менее резок, хуже размывает фон, с выдвижным тубусом, без защиты от пыли и влаги, не столь надежен.
 • Panasonic 200mm F2.8 OIS со стабилизацией и телеконвертером х1.4 в комплекте, фокусным расстоянием на 50 мм длиннее, резче чем Olympus M.Zuiko 40–150/2.8 с телеконвертером, но менее универсален, фокусируется на 45 мм дальше, тяжелее на 365 г, длиннее на 14 см, на камерах Olympus не работает двойная стабилизация, в 2 раза дороже.
 • Olympus M.Zuiko 75mm F1.8 светлее, предсказуемо лучше размывает фон, заметно компактнее, легче на 575 г и дешеве в 1.5 раза, но менее универсален.
Объектив Olympus M.Zuiko 17mm F1.2
Olympus M.Zuiko 17mm F1.2
Рис. 10. Olympus M.Zuiko 17mm F1.2.
Характеристика
 • Вес 390 г, фильтр 62 мм, минимальный фокус 20 см.
 • Угол зрения соответствует объективу ~35 мм на полном кадре.
 • Хорош для многих сюжетов (при недостатке света), близок к охвату глазом, позволяет включать среду даже в малых помещениях.
 • Отличная резкость на F2–4, высокая контрастность и разрешение сохраняются до краев кадра.
 • Приятное размытие на открытой диафрагме.
 • Дисторсия заметно меньше, чем у близких объективов.
 • Хроматические аберрации и виньетирование небольшие.
 • Подходят фильтры от других светлых фиксов серии Pro.
 • Отличная пылевлагозащита.

Сравнение объективов
 • Olympus M.Zuiko 17mm F1.8 заметно меньше и легче на 270 г, дешевле в 2 раза, с близкой светопередачей (~T1.8), однако менее резкий особенно на краях, слабее размытие на открытой диафрагме, больше хроматические аберрации, без пылевлагозащиты.
 • Panasonic Leica 15mm F1.7 шире, заметно меньше и легче на 275 г, дешевле в 2 раза, но хуже разрешение, особенно на краях, больше дисторсия и виньетирование, без защиты от непогоды.
 • Sigma 16mm F1.4 дешевле в 2 раза, однако немного темнее, менее резкий по краям, больше аберрации, тяжелее на 15 г, без пылевлагозащиты.
 • Оптические качества, передача цветов, резкость (и вес) сопоставимы с 35/1.8–2 объективами для полнокадровых камер.
Объектив Olympus M.Zuiko 25mm F1.8
Объектив Olympus M.Zuiko 25mm F1.8
Рис. 11. Объектив Olympus M.Zuiko 25mm F1.8.
Характеристика
 • Вес 136 г, фильтр 46 мм, минимальный фокус 24 см.
 • Угол зрения соответствует объективу ~50 мм на полном кадре.
 • Легкий объектив для полных и поясных портретов, событий, спорта в просторных помещении.
 • Поле зрения близко к видению глазом (естественное), минимальные искажения.
 • Объектив обеспечивает угол зрения сопоставимый с фокусным расстоянием 50 мм на полном кадре, глубина резкости больше в 2 раза.
 • Максимальная резкость по центру при F2.8–4, по краям при F5.6–8.
 • Не защищен от пыли и брызг.

Сравнение объективов
 • Olympus M.Zuiko 25mm F1.2 немного светлее, значительно резче по краям до F2, приятнее/мягче размывает фон до F1.8 (лучше чем Panasonic 25/1.4), с меньшей дисторсией, защищен от непогоды, но значительно больше, тяжелее на 274 г , немного уже поле зрения и дороже в 5 раз.
 • Panasonic Leica 25mm F1.4 чуть светлее, немного лучше размывает фон, резче по краям, однако заметно хуже разрешение в центре, больше и тяжелее на 64 г, заметные вариации объективов, автофокус медленнее на камере Olympus, в 1.5 раза дороже.
 • Panasonic 20mm F1.7 компактнее (блинчик) и легче на 49 г, шире, дешевле в 1.5 раза, однако автофокус медленнее и шумит (важно для видео).

Объектив Olympus M.Zuiko 45mm F1.8
Объектив Olympus M.Zuiko 45mm F1.8
Рис. 12. Объектив Olympus M.Zuiko 45mm F1.8.
Характеристика
 • Вес 116 г, фильтр 37 мм, минимальный фокус 50 см.
 • Угол зрения соответствует объективу ~90 мм на полном кадре.
 • Отличный, легкий и недорогой портретный объектив, без искажений лица.
 • Резкий в центре, что важно для портретов. При увеличении диафрагмы до F2.8 резкость по краям не возрастает, а даже снижается.
 • Если снимать людей издали, то размытие фона может быть не совсем красивым.
 • Нет защиты от брызг и пыли.

Сравнение объективов
 • Olympus M.Zuiko 45mm F1.2 и Panasonic Leica 42.5mm F1.2 OIS светлее, заметно лучше/мягче размывают фон на F1.2 (особенно Olympus), резче (максимум на F2–4), защищены от непогоды, но больше, тяжелее почти на 300 г и дороже в 4 раза.
 • Очень близкий оптически Panasonic 42.5mm F1.7 OIS имеет стабилизатор, ближе фокусируется (31 мм).
 • Olympus M.Zuiko 75mm F1.8 заметно лучше размывает фон (больше фокусное расстояние), немного резче, однако требует большой дистанции, фокусируется на 34 см дальше, в два раза тяжелее и дороже.

Объектив Olympus M.Zuiko 60mm F2.8 Macro
Объектив Olympus M.Zuiko 60mm F2.8 Macro
Рис. 13. Объектив Olympus M.Zuiko 60mm F2.8 Macro.
Характеристика
 • Вес 186 г, фильтр 46 мм, минимальный фокус 19 см.
 • Угол зрения соответствует объективу ~120 мм на полном кадре.
 • Установка ручной фокусировки в камере.
 • Переключатель диапазонов фокусировки можно сдвинуть к 1:1, чтобы получить фокус на ближайшее расстояние в 19 см.
 • Можно использовать для портретов, избыточная резкость корректируется в редакторе.
 • Лучшая резкость на диафрагме F4–5.6, после F11 появляется заметная дифракция.
 • Приближение увеличивает эффективную аппертуру: F5.6 для 1:1, F4.5 для 1:2.
 • Приятное размытие на открытой диафрагме.
 • Переключение диапазона фокусных расстояний ускоряет работу автофокуса.
 • Корпус защищен от пыли и влаги.
 • Бленду LH-49 нужно приобретать отдельно.
 • Можно использовать макрокольца Meike P-AF3 с поддержкой автофокуса.

Сравнение объективов
 • Olympus M.Zuiko 30mm F3.5 Macro с минимальным фокусом 10 см, увеличением х1.25 вместо х1, легче на 58 г, однако нет переключателя дистанции, немного меньше резкость и больше хроматические абберации на F4, не защищен от пыли и воды, не имеет бленды и требует сильного приближения (возможна тень, боятся насекомые).

Объектив Olympus M.Zuiko 300mm F4 IS
Объектив M.Zuiko 300mm F4 IS
Рис. 14. Объектив Olympus M.Zuiko 300mm F4 IS.
Характеристика
 • Вес 1270 г, фильтр 77 мм, минимальный фокус 140 см.
 • Угол зрения соответствует объективу с фокусным расстоянием 600 мм на полнокадровой камере.
 • Применяется для съемок птиц и диких животных, самолетов, спорта.
 • Отличная система стабилизации объектива совместно с внутрикамерной позволяет многие сюжеты снимать с рук.
 • Чтобы уменьшить вибрацию и получить более резкие снимки лучше использовать тихий режим с электронным затвором (особенно если отключена стабилизация при съемке со штатива).
 • Для увеличения фокусного расстояния можно прикрепить телеконвертер Olympus MC-14 1.4x.
 • К моноподу крепить через кольцо с лапкой типа Arca Swiss, а камеру.
 • В связи с большей зоной резкости размытие фона иногда жесткое (в редакторе уменьшить Sharpness и Clarity).
 • Часто нужны короткие выдержки, а малые матрицы при уменьшении света вызывают шум на небольших ISO.
 • Хорошая защита от пыли и дождя.

Сравнение объективов
 • Olympus M.Zuiko 100–400mm f5.0–6.3 IS с фокусным расстоянием на 100 мм длиннее, зум удобнее, с минимальным фокусом на 17 см, легче на 150 г, почти наполовину дешевле, однако темнее, хуже стабилизатор (нет двойной IS, но превосходит Panasonic), разрешение, контрастность и размытие, нет переключения кольцом на ручной фокус, L-Fn кнопки и складной бленды.
 • Panasonic 100–400mm F4–6.3 OIS с фокусным расстоянием на 100 мм длиннее, легче на 285 г, позволяет фиксировать зум, на треть дешевле, однако темнее, хуже резкость и размытие (уступает даже Olympus M.Zuiko 100–400mm), слабее стабилизатор, не поддерживает фокус-стекинг, площадка на кольце без Arca-Swiss, несовместим с телеконвертерами.
 • Panasonic 100–300mm F4–5.6 II OIS легче на 750 г, удобнее, в 4 раза дешевле, однако темнее, менее резкий (уступает также Panasonic 100–400mm F4–6.3 OIS), с выраженными хроматическими аберрациями.
 • Panasonic 200mm F2.8 OIS светлее, фокусируется на 35 мм ближе, короче на 53 мм, но с фокусным расстоянием на 100 мм меньше.