Фототехника Olympus
"Не думаю, что фотография, сделанная лишь ради хорошей картинки, может быть оправдана" Юджин Смит
Для дальних поездок и пеших походов автор выбрал компактные и защищенные от непогоды фотоаппараты и объективы компании Olympus/OM Digital Solutions открытого стандарта микро 4/3 (MFT). Знание возможностей и ограничений фотокамеры и объективов помогает оптимально использовать технику и добиваться лучших результатов. Здесь представлена информация о камере и объективах, с которыми автор работает сейчас или использовал раньше.
Полезные сайты
• 43 Rumors• Micro43club
• Olympus passion
• OM SYSTEM Learn Center
• Chris McGinnis
• Petr Bambousek
Olympus OM-D E-M1 Mark II
Достоинства
• Компактная и нетяжелая фотокамера (574 г + 382 г объектив 12–40/2.8 или 561 г 12–100/4) отлично защищена от непогоды и хороша для походов, путешествий, съемок на улице.
• Небольшой сенсор полезен для съемок на дальние расстояния (угол зрения аналогичен объективам с фокусным расстоянием в 2 раза больше на полнокадровых камерах), макро, репортажа и видео (большая зона резкости, уменьшение диафрагмы снижает поток света и увеличивает дифракцию).
• Для авторских фотопроектов разрешения и возможностей сенсора вполне достаточно. Во ряде лучших профессиональных камера (Canon R1, Sony a9III) разрешение сенсора всего 24–25 Мп, что обеспечивает высокую скорость считывания и высокую светочувствительность, отличную стабилизацию.
• Хороший динамический диапазон, сопоставимый с полнокадровыми фотокамерами (начиная с ISO 200).
• Лучшая (реальная) внутрикамерная стабилизация изображения позволяет снимать с большой выдержкой с рук широкоугольными и даже телеобъективами (особенно с двойной стабилизацией у 12–100mm F4 IS и 300mm F4 IS).
• Высокая скорострельность: 10 и 15 кадров/c в режимах Low и High (автофокус и экспозиция по первому кадру) с механическим затвором, 18 и 60 кадров/c без звука с электронным затвором (♥).
• Режим Pro Capture c объективами M.Zuiko сохраняет в буфере 35 кадров до спуска затвора и может быть полезен для динамичных событий, молний.
• Режим высокого разрешения/High Res позволяет снимать статичные объекты с разрешением 50 Мп (синхронизация со вспышкой ≥1/50 с, ISO ≤1600, диафрагма F2.8–8).
• Удобное переключение режимов автофокуса большим пальцем (точечный автофокус для сидящей птицы, полетела — группа точек и следящий автофокус).
• Для репортажа удобно настроить расстояние фокусировки, например, от 2 до 15 м.
• Автофокус следит за объектом с перефокусировкой в режиме Low и по первому кадру в режиме High.
• Фотокамера превосходно защищена от пыли и проливного дождя (выдерживает погружение в воду), а матрица от пыли (Sony с проблемами), что привлекательно для походных условий.
• Режим Live Composite объединяет серию с установленной экспозицией для первого кадра и наиболее яркими фрагментами на последующих кадрах, что очень помогает при съемках молний, феерверков, автомобилей ночью, светописи, треков звездного неба, движущихся облаков.
• Красивые цвета, свойственные фотокамерам Olympus.
• Удобен для макро: большая зона резкости, стекинг (Menu 2>Bracketing>Focus BKT), телеконвертер, стабилизатор, откидной поворотный экран, небольшой вес, недорогие автофокусные макрокольца.
• Функция телеконвертера позволяет выдать сразу два кадра — raw обычного масштаба и jpeg с увеличением в два раза без потери света и резкости, что полезно для макро.
• Стекинг/Focus BKT использует серию кадров для получения расширенной зоны резкости (для объективов Macro и серии Pro): первый снимок на точке фокусировки, затем два ближе и далее последовательно кзади.
• Сенсорный экран поворачивается на произвольный угол (удобнее, чем поворот в одной вертикальной плоскости), позволяет фокусироваться и листать изображения.
• Два слота для SD карт памяти (один быстрый UHS-II).
• Можно печатать четкие снимки вплоть до А2 (16х23", 42x59 см).
• Бюльшое количество настраиваемых параметров.
• Формат 4:3 для многих сюжетов (портрет, макро) и вертикальных кадров предпочтительнее, чем 3:2.
Недостатки
• Основные недостатки (и достоинства — малый размер и вес системы, отличная стабилизация) фотоаппарата Olympus E-M1II связаны с небольшой матрицей.
• Малая матрица MFT собирает меньше света, поэтому позволяет получать приемлемые снимки при меньших ISO, уступая ~0.5–1 стопа матрице APS-C и ~1–1.5 стопа полнокадровой.
• Меньше динамический диапазон яркости, поэтому шумы в тенях на более низких ISO по сравнению с полнокадровыми камерами (лучше до 800, приемлемо до 1600–3200).
• Базовую ISO 200 можно снизить до 64 (low) с увеличением детализации и снижением шумов, но заметно уменьшается динамический диапазон (нежелательно при риске засветов).
• Большая зона резкости, по сравнению с полнокадровыми фотокамерами, затрудняет размытие фона.
• Проблематично вырезать небольшие фрагменты кадра.
• В связи с малым размером пикселей (3.36 мкм) дифракция, приводящая к снижению резкости, появляется при закрытии диафрагмы до F8, заметная на F11 и больше.
• Матрица с 20 Мп не позволяет обеспечить качественные фотографии на печати размером 60х90 см и выше.
• Следящий автофокус ориентирован на птиц, но фокусировка (C-AF) на движущихся людях и объектах уступает лучшим камерам Canon, Nikon и Sony.
• Относительно небольшой ресурс дорогой оригинальной батареи, что впрочем характерно для беззеркальных камер.
• Не заряжает аккумуляторы через USB или рукоятку HLD-9.
• Режим высокого разрешения требует штатива.
• Загрузка прошивки только через редактор изображений OM Workspace.
• Нет возможности прямой передачи файлов с карты памяти на сервер, что важно для репортажных фотографов.
• Нет GPS.
• Дорогая камера и объективы серии Pro. Если не учитывать компактность системы с объективами F1.2–1.8, большую зону резкости и теледиапазон, отличную стабилизацию и защиту от непогоды, можно найти полнокадровую камеру с лучшей картинкой дешевле.
Точки фокусировки на фотоаппарате Olympus OM-D E-M1 Mark II.
Настройки
• Меню в видоискателе, если экран повернут тыльной стороной.
• Кнопка Fn2: выбор центральной точки.
• Верхняя кнопка на фотоаппарате спереди внизу: брекетинг экспозиции.
• Нижняя кнопка на фотоаппарате спереди внизу: выбор ISO/WB.
• Ближний диск управления регулирует диафрагму (перелистывание), дальный — коррекцию экспозиции (увеличение).
• Электронный видоискатель в Style 1 (полунажатие спуска показывает уровень, INFO добавляет информацию).
• Засыпание через 3 мин, отключение через 30 мин.
• Убрать быстрое удаление файлов (риск потери кадра).
• Переключатель Fn lever: присвоить в меню Mode 2 и переключать между режимами автофокуса S-AF (+ центральная точка) и C-AF (+ 5 точек, выбрать после включения фотокамеры), которые фотокамера запоминает без меню.
• На экране в режиме Live View долгое касание позволяет снимать с брекетингом или серией.
• L-Fn присвоить увеличение масштаба в 2 раза.
• Пробег камеры: нажать Menu и включить камеру, после включения экрана отпустить Menu; повторно нажать Menu и зайти в Setup Menu-LCD monitor; выбрать ползунок яркости, нажать Ok — появится служебная информация; быстро нажать на диске вверх-вниз-влево-вправо, спуск, вверх; на второй странице MS (число снимков с механическим и электронным затвором), S (вспышка), U (включение камеры), B (число снимков со стабилизацией).
Настройка автофокуса
• Автофокусные точки при съемке портрета лучше использовать малые квадраты для фокусировки на глаза (медленнее), а для большинства других сюжетов — большие квадраты (быстрее, точнее).
• Непрерывный автофокус (C-AF, C-AF+TR) работает только в режиме медленной (L) съемки.
• Чтобы использовать ручную фокусировку при включенной автоматической нужно в меню переключить AF+MF в On.
• Отключить вспомогательное увеличение масштаба при ручной фокусировке (работает неустойчиво, ночью плохо).
• Для повышения точности С-AF(+TR) советуют 5–9 точек, C-AF Lock +2 (хаотичное движение) или –2 (горизонтальное движение), механический затвор со скоростью 10 кадров/с (L), отключить IS при малых выдержках, S-IS 2 при горизонтальном слежении. При потере фокуса (квадратики покраснели) отпустить кнопку и вновь нажать наполовину.
• Для птиц советуют настроить автофокус: 5х5, C-AF Release Priority: Off, Sensitivity: +2, Scanner: Mode 3, Drive Mode: Continuous Low with electronic shutter (18fps).
График связи динамического диапазона с ISO.
Сравнение фотокамер
• OM-1 Mark II c лучшими автофокусом (четырехпиксельный Quad pixel AF, 1053 точки, типы объектов), скорострельностью (следящий автофокус до 50 кадров/c), буфером (256 Raw на 50 кадров/с), динамическим диапазоном, стабилизацией, видоискателем, защитой от непогоды (IP53), видео (4K 60p, H.265, 4:4:4 12-bit RAW), батареей BLX-1 (520 vs 440 снимков), организацией меню, + зарядка через USB (PD 45–100Вт), UVC/UAC webcam, джойстик, цифровой нейтральный фильтр до ND64 (выдержка ≥1/30 с, среднее качество), две карты UHS-II, но картинка похожая даже на высоких ISO (несмотря на CMOS BSI многослойный сенсор), кратно дороже.
• OM-5 с похожей матрицей, лучшей стабилизацией и защитой от непогоды (IP53), зарядка через USB, UVC/UAC webcam, легче на 160 г, но слабее скорострельность и батарея, меньше буфер в 2 раза, один слот, меньшее увеличение видоискателя, медленее micro-USB 2.0, менее удобный хват, дороже.
• Olympus E-M1III c аналогичной матрицей (улучшена обработка шумов), джойстиком, цифровым нейтральным фильтром (с выдержкой ≥1/30 с, только для размытия движущихся объектов), улучшенными автофокусом (по лицу и глазам, звезды на небе), стабилизацией, режимом High Res (50 Мп с рук, 80 Мп со штатива и большим динамическим диапазоном), защитой от непогоды (IPX-1), устойчивости матрицы к пыли, а также зарядкой через USB (power bank или сетевой адаптер ≥45Вт), с аналогичным буфером, но дороже.
• Olympus E-M1Х c аналогичной матрицей имеет лучшую защиту от непогоды (IPX-3), следящий автофокус, стабилизацию, режим High Res, цифровым фильтром Live ND, ресурс затвора (400000), больший видоискатель, джойстики в портретном и пейзажном положении, GPS, две UHS-II SD карты, USB зарядку, однако значительно больше и тяжелее на 423 г (с двумя батареями), дороже на 1000$. Такие камеры удобны для работы с большими телеобъективами (300/4, 150–400/4.5х1.25).
• Panasonic G9II c матрицей 25Мп, лучшим видоискателем, видео 5.8K 30p, джойстиком, полноразмерным HDMI, двумя слотами SD UHS-II, но без фокус-стекинга, крупнее и тяжелее на 84 г, ниже скорострельность, меньше ресурс батареи, дороже. Камеры очень близки и могут совместно использовать объективы с небольшими ограничениями. У Panasonic больше родных объективов с двойной стабилизацией.
Объективы с байонетом MFT
Углы зрения у объективов M.Zuiko.
• Матрица системы MFT (M43) в четыре раза меньше полнокадровой, поэтому объективы заметно компактнее и легче при сопоставимой светосиле (зона резкости больше), фокусном расстоянии и защищенности (Canon 35/1.4 760 г, Olympus 17/1.2 390 г).
• Открытый стандарт MFT позволяет использовать объективы разных компаний.
• Матрицы и объективы стандарта MFT используются в компактных видеокамерах (Blackmagic, Bosma, Panasonic, Z CAM).
• Угол зрения телеобъективов сопоставим с объективами для камер с большими матрицами, имеющими большее фокусное расстояние (вес и размеры).
• В объективах серии Pro в режиме автофокуса можно использовать ручную настройку фокуса, если установлен режим S-AF+MF.
• При фокусировке возможны звуки открытия/закрытия диафрагмы.
• Можно использовать большое число отличных родных и неродных объективов системы MFT.
• Объективы Panasonic/Leica на камерах Olympus чаще дают блики и фиолетовые аберрации (может правиться ультрафиолетовым фильтром), не поддерживают двойную стабилизацию, фокус-стекинг и HDR, но следящий автофокус работает без проблем.
• На фотоаппаратах Panasonic с объективами Olympus не поддерживается двойная стабилизация, программирование кнопки L-Fn (работает отключение C-Af), возможен стекинг с меньшим разрешением, а следящий автофокус менее точный и быстрый (не используется DfD технология).
• Стабилизатор ряда последних объективов Panasonic не имеет кнопки и включается только в родной камере.
• Светлые объективы с F0.95 и ручной фокусировкой выпускает Voigtlander Nokton.
Объектив Olympus M.Zuiko 7–14mm F2.8
Характеристика
• Вес 534 г, фильтр 62 мм, минимальное расстояние фокусировки 20 см от матрицы.
• Угол зрения соответствует объективу ~14–28 мм на полном кадре.
• Удобен для съемок архитектуры и пейзажей, но темноват для Млечного Пути.
• Отличная резкость (разрешение и контрастность) в центре и на краях, особенно на диафрагме F4–5.6.
• Выраженная кривизна поля изображения, свойственная широкоугольным объективам на малых матрицах.
• Неважно держит контровый свет, блики.
• Поддерживает фокус-стекинг.
• Отличная защита от пыли и влаги (IP53).
Разрешение объектива Olympus M.Zuiko 7–14mm F2.8.
Сравнение объективов
• Panasonic 7–14mm F4 легче на 134 г и на треть дешевле, но темнее, с большей дисторсией, хроматическими аберрациями и виньетированием, не защищен от непогоды.
• Panasonic Leica 8–18mm F2.8–4 легче на 219 г, с резбой под фильтры, меньше подвержен бликам, но темнее (F3.2 на 10 мм), немного менее резок на открытой диафрагме и уже поле объектива.
• Olympus M.Zuiko 8–25mm F4 с большим диапазоном фокусных расстояний, меньше подвержен бликам, с резьбой под распространенные фильтры 72 мм, легче на 123 г, но темнее и меньше угол зрения (114 vs 107°), с выдвижным тубусом.
• Olympus M.Zuiko 8mm F1.8 Fisheye с фиксированным фокусным расстоянием и большой зоной резкости, светлее, меньше и легче на 220 г, но картинка своеобразная (правится в камере), больше подвержен бликам.
• Panasonic Leica 9mm F1.7 с фиксированным фокусным расстоянием, светлее, можно использовать фильтр, меньше и легче на 404 г, но менее резкие края (правится на F2), чаще фиолетовые аберрации и блики на камерах Olympus/OM System.
Объектив Olympus M.Zuiko 12–40mm F2.8
Характеристика
• Вес 382 г, фильтр 62 мм, минимальное расстояние фокусировки 20 см.
• Угол зрения соответствует объективу ~24–80 мм на полном кадре.
• В объективе OM System 12–40mm F2.8 II улучшены защита от непогоды (IP53) и покрытие, снижающиее блики и риск загрязнений.
• Максимальная резкость на F4–5.6.
• Резкость заметно выше на 12 мм, чем на 40 мм.
• Заметная дисторсия и виньетирование на широком угле.
• С выдвигающимся тубусом.
• Хорошая защита от пыли и несильного дождя, но хуже других объективов Pro (не соответствует IP53).
• Подходит бленда JJC LH-J66.
Разрешение объектива Olympus M.Zuiko 12–40mm F2.8.
Сравнение объективов
• Olympus M.Zuiko 12–45mm F4 меньше и легче на 128 г, резче в центре, меньше минимальное расстояние фокусировки на широком угле (12–23 см), фокусное расстояние на 5 мм больше, дешевле, но темнее, склонен к бликам, нет ручного фокуса сдвигом кольца, кнопки L-Fn и больше дисторсия на широком угле.
• Panasonic 12–35mm F2.8 II OIS легче на 78 г, имеет стабилизатор (неважно для камер Olympus), немного лучше размытие, однако фокусное расстояние меньше на 5 мм, больше хроматические аберрации, меньше макро и дороже на треть.
• Panasonic 12–60mm F2.8–4 OIS c фокусным расстоянием на 20 мм больше, имеет стабилизатор для своих камер, легче на 62 г, однако темнее, на треть дороже.
• Olympus M.Zuiko 12–100mm F4 IS темнее, тяжелее на 179 г, в 2 раза дороже, но максимальное фокусное расстояние больше на 60 мм, есть стабилизатор, лучше размывает фон на 100 мм.
Объектив Olympus M.Zuiko 12–100mm F4 IS
Характеристика
• Вес 561 г, фильтр 72 мм, минимальное расстояние фокусировки 15 см.
• Угол зрения соответствует объективу ~24–200 мм на полном кадре.
• Очень удобный универсальный объектив для снимков природы, зданий, людей во время путешествий, но не макро.
• С выдвигающимся тубусом.
• Резкость лучше на F5.6–8, далее снижается.
• Размыте фона не всегда приятное.
• Отличная защита от пыли и воды (IP53), выдерживает погружение в воду, лишь передняя часть объектива сохнет долго и запотевает защитное стекло.
• На фотокамерах Olympus стабилизатор объектива работает совместно с внутрикамерным.
Разрешение объектива Olympus M.Zuiko 12–100mm F4 IS.
Сравнение объективов
• Olympus M.Zuiko 14–150mm F4–5.6II с фокусным расстоянием на 50 мм больше, с внутренней фокусировкой, меньшими размерами, в 2 раза легче и дешевле, но хуже резкость и разрешение, уже поле, темнее, без стабилизатора.
• Panasonic 12–60mm F2.8–4 OIS меньше, легче (на 241 г), светлее (F2.8 только на 12mm) и на треть дешевле, однако фокусное расстояние на 40 мм короче и стабилизация не для камер Olympus.
• Olympus M.Zuiko 12–40mm F2.8 светлее, легче, в 2 раза дешевле, но максимальное фокусное расстояние на 60 мм меньше, нет стабилизатора, хуже размывает фон на длинном конце.
Объектив Olympus M.Zuiko 40–150mm F2.8
Характеристика
• Вес 760 г, фильтр 72 мм, минимальное расстояние фокусировки 70 см.
• Угол зрения соответствует объективу ~80–300 мм на полном кадре.
• Хорош для портретов, пейзажа, спорта.
• Отличная резкость в центре на 40 мм и меньше на 150 мм.
• Размытие фона может быть жестким и требует правки (уменьшают Sharpness и Clarity).
• Используется внутренняя фокусировка, без тубуса.
• Имеет отличную защиту от пыли и влаги (IP53).
• При шевелении объектива слышен дребезг, который пропадает после включения камеры.
• На фотокамерах Olympus помогает внутрикамерный стабилизатор.
• Подходит бленда ET-78II для Canon EF 135/2.
Разрешение объектива Olympus M.Zuiko 40–150mm F2.8.
Сравнение объективов
• OM System 40–150mm F4 значительно меньше, легче (на 498 г) и дешевле, однако темнее, хуже размывает фон, с выдвижным тубусом, не поддерживает автофокус при высокоскоростной съемке (50 кадров в мин), без удобного кольца ручного фокуса и дополнительной кнопки L-Fn, несовместим с телеконвертерами.
• Panasonic 50–200mm F2.8–4 OIS с большим диапазоном фокусных расстояний на 40 мм, стабилизатором и легче на 235 г, но темнее на длинном конце (F3.3 на 70mm, F3.6 на 100mm), меньше разрешение на F4, с выдвижным тубусом, стабилизатор объектива хуже сопряжен с внутрикамерным на аппаратах Olympus.
• Panasonic 35–100mm F2.8 II OIS заметно меньше и легче (на 400 г), со стабилизатором, однако фокусное расстояние на 50 мм короче, дальше минимальное расстояние фокусировки (85 против 70 см).
Объектив Olympus M.Zuiko 17mm F1.2
Характеристика
• Вес 390 г, фильтр 62 мм, минимальное расстояние фокусировки 20 см.
• Угол зрения соответствует объективу ~35 мм на полном кадре.
• Хорош для многих сюжетов (при недостатке света), близок к охвату глазом, позволяет включать среду даже в малых помещениях.
• Отличная резкость на F2–4, высокая контрастность и разрешение сохраняются до краев кадра.
• Приятное размытие на открытой диафрагме.
• Дисторсия заметно меньше, чем у близких объективов.
• Хроматические аберрации и виньетирование небольшие.
• Подходят фильтры от других светлых фиксов серии Pro.
• Хорошая пылевлагозащита (не уровня IP53).
Разрешение объектива Olympus M.Zuiko 17mm F1.2.
Сравнение объективов
• Olympus M.Zuiko 17mm F1.8 заметно меньше и легче на 270 г, дешевле в 2 раза, с близкой светопередачей (~T1.8), однако менее резкий особенно на краях, слабее размытие на открытой диафрагме, больше хроматические аберрации, без пылевлагозащиты.
• Panasonic Leica 15mm F1.7 шире, заметно меньше и легче на 275 г, дешевле в 2 раза, но хуже разрешение, особенно на краях, больше дисторсия и виньетирование, без защиты от непогоды.
• Sigma 16mm F1.4 дешевле в 2 раза, однако немного темнее, менее резкий по краям, больше аберрации, тяжелее на 15 г, без пылевлагозащиты.
• Оптические качества, передача цветов, резкость (и вес) сопоставимы с 35/1.8–2 объективами для полнокадровых камер.
Объектив OM System M.Zuiko 20mm F1.4
Характеристика
• Вес 247 г, фильтр 58 мм, минимальное расстояние фокусировки 25 см.
• Легкий объектив для полных и поясных портретов, событий, спорта в просторных помещении.
• Поле зрения близко к видению глазом (естественное), минимальные искажения.
• Объектив обеспечивает угол зрения сопоставимый с фокусным расстоянием 40 мм на полном кадре, глубина резкости больше в 2 раза.
• Максимальная резкость по центру при F2.0–5.6, по краям при F2.8–8.
• Приятное мягкое размытие.
• Малая бочкообразная дисторсия.
• Хорошо защищен от пыли и брызг (IPX1).
• Без переключателя на ручной автофокус.
• Заметные краевые фиолетовые аберрации до F2.8.
Разрешение объектива OM System M.Zuiko 20mm F1.4.
Сравнение объективов
• Olympus M.Zuiko 25mm F1.8 легче на 111 г, угол зрения уже, значительно дешевле, но темнее, менее резкий в центре, слабее размывает фон, больше дисторсия, не защищен от непогоды.
• Olympus M.Zuiko 25mm F1.2 лучше размывает фон на открытой диафрагме, немного светлее, без дисторсии, с кольцом переключения на ручной фокус, невысокая резкость на F1.2 и менее резкий в центре на F2–5.6, уже поле зрения, больше, тяжелее на 163 г, заметно дороже.
• Panasonic Leica 25mm F1.4 II (в отличие от I защищен, без серебристого кольца) легче на 42 г, немного лучше размытие, однако уже поле зрения, менее резкий в центре и заметно менее резкий по краям на F1.4–2, заметные вариации объективов, минимальное расстояние фокусировки 30 см, автофокус похуже и медленнее на камере Olympus.
• Panasonic 20mm F1.7 компактнее (блинчик) и легче на 160 г, значительно дешевле, однако автофокус значительно медленнее и шумит (важно для видео), не защищен от непогоды.
Объектив Olympus M.Zuiko 45mm F1.8
Характеристика
• Вес 116 г, фильтр 37 мм, минимальное расстояние фокусировки 50 см.
• Угол зрения соответствует объективу ~90 мм на полном кадре.
• Отличный, легкий и недорогой портретный объектив, без искажений лица.
• Резкий в центре, что важно для портретов. При увеличении диафрагмы до F2.8 резкость по краям не возрастает, а даже снижается.
• Если снимать людей издали, то размытие фона может быть не совсем красивым.
• Нет защиты от брызг и пыли.
Разрешение объектива Olympus M.Zuiko 45mm F1.8.
Сравнение объективов
• Olympus M.Zuiko 45mm F1.2 и Panasonic Leica 42.5mm F1.2 OIS светлее, заметно лучше/мягче размывают фон на F1.2 (особенно Olympus), резче (максимум на F2–4), защищены от непогоды, но больше, тяжелее почти на 300 г и дороже в 4 раза. Объективы Olympus серии PRO с удобным переключением на ручной автофокус.
• Очень близкий оптически Panasonic 42.5mm F1.7 OIS имеет стабилизатор, ближе фокусируется (31 мм).
• Olympus M.Zuiko 75mm F1.8 заметно лучше размывает фон (больше фокусное расстояние), немного резче, однако требует большой дистанции, фокусируется на 34 см дальше, в два раза тяжелее и дороже.
Объектив Olympus M.Zuiko 60mm F2.8 Macro
Характеристика
• Вес 186 г, фильтр 46 мм, минимальное расстояние фокусировки 19 см (рабочее 8 см).
• Максимальное увеличение х1 (1:1) заполняет кадр объектом в 17 мм.
• Угол зрения соответствует объективу ~120 мм на полном кадре.
• Установка ручной фокусировки в камере.
• Переключатель диапазонов фокусировки можно сдвинуть к 1:1, чтобы получить фокус на ближайшее расстояние в 19 см.
• Можно использовать для портретов, избыточная резкость корректируется в редакторе.
• Лучшая резкость на диафрагме F4–5.6, после F11 появляется заметная дифракция.
• В макро объективах приближение увеличивает эффективную аппертуру (F5.6 для 1:1, F4.5 для 1:2) и затемняет изображение.
• Картинка объектов заметно приятнее, чем снятая универсальным объективом.
• Приятное размытие на открытой диафрагме.
• Переключение диапазона фокусных расстояний ускоряет работу автофокуса.
• Корпус защищен от пыли и влаги.
• Для монтажного кольца вспышки Godox MF12-K2 нужно повышающее кольцо 46–49 мм.
• Реверсивную бленду LH-49 (или аналог JJC) приобретают отдельно.
• Можно использовать макрокольца Meike P-AF3 с поддержкой автофокуса.
Разрешение объектива Olympus M.Zuiko 60mm F2.8 Macro.
Сравнение объективов
• M.Zuiko 90mm F3.5 Macro IS позволяет фотографировать крупным планом очень мелкие объекты (17–9 мм в кадре с увеличением х1–2), резче, со стабилизатором, расстояние фокусировки 25–22 см (рабочее 9.5–6.5 см), в режиме S-macro (автофокус на х2) диафрагма открывается до F5.6–6.3, автофокус хуже/медленнее вблизи при недостатке света и шумный, труднее ручная фокусировка, телеконвертер значительно снижает разрешение, на 54 мм длиннее (+больше возможностей для вспышки), на 14 мм толще и тяжелее на 267 г.
• Pergear 60mm f/2.8 II ultra-macro с увеличением х2 и дешевле, но без автофокуса (и фокус-стекинга), не защищен от пыли и влаги, заметно больше и тяжелее на 400 г.
• Laowa 50mm F2.8 Ultra с увеличением х2, но без автофокуса (и фокус-стекинга), малым рабочим расстоянием (4–5 см), не защищен от пыли и влаги, тяжелее на 54 г и дороже.
• Leica Macro-Elmarit 45mm F2.8 ASPH со стабилизатором, но требует большего приближения к объекту, не защищен от непогоды.
• Olympus M.Zuiko 30mm F3.5 Macro с минимальным расстоянием фокусировки 15 см, увеличением х1.25 вместо х1, легче на 58 г, однако нет переключателя дистанции, немного меньше резкость и больше хроматические абберации на F4, не защищен от пыли и воды, не имеет бленды и требует сильного приближения (возможна тень, боятся насекомые).
Объектив Olympus M.Zuiko 300mm F4 IS
Характеристика
• Вес 1270 г, фильтр 77 мм, минимальное расстояние фокусировки 140 см.
• Угол зрения соответствует объективу с фокусным расстоянием 600 мм на полнокадровой камере.
• Применяется для съемок птиц и диких животных, самолетов, спорта.
• Отличная система стабилизации объектива совместно с внутрикамерной позволяет многие сюжеты снимать с рук.
• Чтобы уменьшить вибрацию и получить более резкие снимки лучше использовать тихий режим с электронным затвором (особенно если отключена стабилизация при съемке со штатива).
• Для увеличения фокусного расстояния можно прикрепить телеконвертер Olympus MC-14 1.4x.
• К моноподу крепить через кольцо с лапкой типа Arca Swiss, а камеру.
• В связи с большей зоной резкости размытие фона иногда жесткое (в редакторе уменьшить Sharpness и Clarity).
• Часто нужны короткие выдержки, а малые матрицы при уменьшении света вызывают шум на небольших ISO.
• Отличная защита от пыли и дождя (IP53).
Разрешение объектива Olympus M.Zuiko 300mm F4 IS.
Сравнение объективов
• Olympus M.Zuiko 150–400mm F4.5 IS с фокусным расстоянием больше на 100 мм + встроенный телеконвертер 1.25x, зум универсальнее, но тяжелее на 605 г и намного дороже.
• Olympus M.Zuiko 100–400mm F5.0–6.3 IS с фокусным расстоянием на 100 мм длиннее, зум удобнее, легче на 150 г, почти наполовину дешевле, однако темнее, хуже стабилизатор (нет двойной IS, но превосходит Panasonic), разрешение, контрастность и размытие, нет переключения кольцом на ручной фокус, L-Fn кнопки и складной бленды.
• Panasonic 100–400mm F4–6.3II OIS с фокусным расстоянием на 100 мм длиннее, легче на 285 г, позволяет фиксировать зум, на треть дешевле, однако темнее, хуже резкость и размытие (уступает даже Olympus M.Zuiko 100–400mm), слабее стабилизатор, не поддерживает фокус-стекинг, площадка на кольце без Arca-Swiss, несовместим с телеконвертерами.
• Panasonic 100–300mm F4–5.6 II OIS легче на 750 г, удобнее, в 4 раза дешевле, однако темнее, менее резкий (уступает также Panasonic 100–400mm F4–6.3 OIS), с выраженными хроматическими аберрациями.
Вспышки
• Из родных вспышек только Olympus FL-700WR имеет радиосвязь, в отличие от недорогой популярной системы Godox (вспышки TT350, TT685II и V860III, радиосинхронизаторы Xnano, XProII), которую можно использовать со вспышками Olympus через передатчик X2T.• Для использования радиосинхронизации нужно на вспышке Godox TT350 удержать кнопку Sync до появления значка радиосвязи, колесиком выбрать режим M (main) или S (slave), удерживая кнопку GR/CH установить канал (I) и быстрым нажатием выбрать группу (А–С).
• Для включения высокоскоростной синхронизации (при достаточном внешнем освещении) используется кнопка SYNC (TT350).
• Для проводной связи горячего башмака и вспышки наряду с оригинальным кабелем Olympus FL-CB05 можно использовать кабель Canon OC-E3.