Фототехника Olympus


"Не думаю, что фотография, сделанная лишь ради хорошей картинки, может быть оправдана" Юджин Смит


Для дальних поездок и пеших походов автор выбрал компактные и защищенные от непогоды фотоаппараты и объективы компании Olympus/OM Digital Solutions открытого стандарта микро 4/3 (MFT). Знание возможностей и ограничений фотокамеры и объективов помогает оптимально использовать технику и добиваться лучших результатов. Здесь представлена информация о камере и объективах, с которыми автор работает сейчас или использовал раньше.
Полезные сайты
 • 43 Rumors
 • Micro43club
 • Olympus passion
 • OM SYSTEM Learn Center
 • Chris McGinnis
 • Petr Bambousek
Olympus OM-D E-M1 Mark II
Olympus OM-D E-M1 Mark II спереди
Достоинства
 • Компактная и нетяжелая фотокамера (574 г + 382 г объектив 12–40/2.8 или 561 г 12–100/4) отлично защищена от непогоды и хороша для походов, путешествий, съемок на улице.
 • Небольшой сенсор полезен для съемок на дальние расстояния (угол зрения аналогичен объективам с фокусным расстоянием в 2 раза больше на полнокадровых камерах), макро, репортажа и видео (большая зона резкости, уменьшение диафрагмы снижает поток света и увеличивает дифракцию).
 • Для авторских фотопроектов разрешения и возможностей сенсора вполне достаточно. Во ряде лучших профессиональных камера (Canon R1, Sony a9III) разрешение сенсора всего 24–25 Мп, что обеспечивает высокую скорость считывания и высокую светочувствительность, отличную стабилизацию.
 • Хороший динамический диапазон, сопоставимый с полнокадровыми фотокамерами (начиная с ISO 200).
 • Лучшая (реальная) внутрикамерная стабилизация изображения позволяет снимать с большой выдержкой с рук широкоугольными и даже телеобъективами (особенно с двойной стабилизацией у 12–100mm F4 IS и 300mm F4 IS).
 • Высокая скорострельность: 10 и 15 кадров/c в режимах Low и High (автофокус и экспозиция по первому кадру) с механическим затвором, 18 и 60 кадров/c без звука с электронным затвором (♥).
 • Режим Pro Capture c объективами M.Zuiko сохраняет в буфере 35 кадров до спуска затвора и может быть полезен для динамичных событий, молний.
 • Режим высокого разрешения/High Res позволяет снимать статичные объекты с разрешением 50 Мп (синхронизация со вспышкой ≥1/50 с, ISO ≤1600, диафрагма F2.8–8).
 • Удобное переключение режимов автофокуса большим пальцем (точечный автофокус для сидящей птицы, полетела — группа точек и следящий автофокус).
 • Для репортажа удобно настроить расстояние фокусировки, например, от 2 до 15 м.
 • Автофокус следит за объектом с перефокусировкой в режиме Low и по первому кадру в режиме High.
 • Фотокамера превосходно защищена от пыли и проливного дождя (выдерживает погружение в воду), а матрица от пыли (Sony с проблемами), что привлекательно для походных условий.
 • Режим Live Composite объединяет серию с установленной экспозицией для первого кадра и наиболее яркими фрагментами на последующих кадрах, что очень помогает при съемках молний, феерверков, автомобилей ночью, светописи, треков звездного неба, движущихся облаков.
 • Красивые цвета, свойственные фотокамерам Olympus.
 • Удобен для макро: большая зона резкости, стекинг (Menu 2>Bracketing>Focus BKT), телеконвертер, стабилизатор, откидной поворотный экран, небольшой вес, недорогие автофокусные макрокольца.
 • Функция телеконвертера позволяет выдать сразу два кадра — raw обычного масштаба и jpeg с увеличением в два раза без потери света и резкости, что полезно для макро.
 • Стекинг/Focus BKT использует серию кадров для получения расширенной зоны резкости (для объективов Macro и серии Pro): первый снимок на точке фокусировки, затем два ближе и далее последовательно кзади.
 • Сенсорный экран поворачивается на произвольный угол (удобнее, чем поворот в одной вертикальной плоскости), позволяет фокусироваться и листать изображения.
 • Два слота для SD карт памяти (один быстрый UHS-II).
 • Можно печатать четкие снимки вплоть до А2 (16х23", 42x59 см).
 • Бюльшое количество настраиваемых параметров.
 • Формат 4:3 для многих сюжетов (портрет, макро) и вертикальных кадров предпочтительнее, чем 3:2.

Olympus OM-D E-M1 Mark II сзади
Недостатки
 • Основные недостатки (и достоинства — малый размер и вес системы, отличная стабилизация) фотоаппарата Olympus E-M1II связаны с небольшой матрицей.
 • Малая матрица MFT собирает меньше света, поэтому позволяет получать приемлемые снимки при меньших ISO, уступая ~0.5–1 стопа матрице APS-C и ~1–1.5 стопа полнокадровой.
 • Меньше динамический диапазон яркости, поэтому шумы в тенях на более низких ISO по сравнению с полнокадровыми камерами (лучше до 800, приемлемо до 1600–3200).
 • Базовую ISO 200 можно снизить до 64 (low) с увеличением детализации и снижением шумов, но заметно уменьшается динамический диапазон (нежелательно при риске засветов).
 • Большая зона резкости, по сравнению с полнокадровыми фотокамерами, затрудняет размытие фона.
 • Проблематично вырезать небольшие фрагменты кадра.
 • В связи с малым размером пикселей (3.36 мкм) дифракция, приводящая к снижению резкости, появляется при закрытии диафрагмы до F8, заметная на F11 и больше.
 • Матрица с 20 Мп не позволяет обеспечить качественные фотографии на печати размером 60х90 см и выше.
 • Следящий автофокус ориентирован на птиц, но фокусировка (C-AF) на движущихся людях и объектах уступает лучшим камерам Canon, Nikon и Sony.
 • Относительно небольшой ресурс дорогой оригинальной батареи, что впрочем характерно для беззеркальных камер.
 • Не заряжает аккумуляторы через USB или рукоятку HLD-9.
 • Режим высокого разрешения требует штатива.
 • Загрузка прошивки только через редактор изображений OM Workspace.
 • Нет возможности прямой передачи файлов с карты памяти на сервер, что важно для репортажных фотографов.
 • Нет GPS.
 • Дорогая камера и объективы серии Pro. Если не учитывать компактность системы с объективами F1.2–1.8, большую зону резкости и теледиапазон, отличную стабилизацию и защиту от непогоды, можно найти полнокадровую камеру с лучшей картинкой дешевле.

точки фокусировки Olympus OM-D E-M1 Mark II
Точки фокусировки на фотоаппарате Olympus OM-D E-M1 Mark II.

Настройки
 • Меню в видоискателе, если экран повернут тыльной стороной.
 • Кнопка Fn2: выбор центральной точки.
 • Верхняя кнопка на фотоаппарате спереди внизу: брекетинг экспозиции.
 • Нижняя кнопка на фотоаппарате спереди внизу: выбор ISO/WB.
 • Ближний диск управления регулирует диафрагму (перелистывание), дальный — коррекцию экспозиции (увеличение).
 • Электронный видоискатель в Style 1 (полунажатие спуска показывает уровень, INFO добавляет информацию).
 • Засыпание через 3 мин, отключение через 30 мин.
 • Убрать быстрое удаление файлов (риск потери кадра).
 • Переключатель Fn lever: присвоить в меню Mode 2 и переключать между режимами автофокуса S-AF (+ центральная точка) и C-AF (+ 5 точек, выбрать после включения фотокамеры), которые фотокамера запоминает без меню.
 • На экране в режиме Live View долгое касание позволяет снимать с брекетингом или серией.
 • L-Fn присвоить увеличение масштаба в 2 раза.
 • Пробег камеры: нажать Menu и включить камеру, после включения экрана отпустить Menu; повторно нажать Menu и зайти в Setup Menu-LCD monitor; выбрать ползунок яркости, нажать Ok — появится служебная информация; быстро нажать на диске вверх-вниз-влево-вправо, спуск, вверх; на второй странице MS (число снимков с механическим и электронным затвором), S (вспышка), U (включение камеры), B (число снимков со стабилизацией).

Настройка автофокуса
 • Автофокусные точки при съемке портрета лучше использовать малые квадраты для фокусировки на глаза (медленнее), а для большинства других сюжетов — большие квадраты (быстрее, точнее).
 • Непрерывный автофокус (C-AF, C-AF+TR) работает только в режиме медленной (L) съемки.
 • Чтобы использовать ручную фокусировку при включенной автоматической нужно в меню переключить AF+MF в On.
 • Отключить вспомогательное увеличение масштаба при ручной фокусировке (работает неустойчиво, ночью плохо).
 • Для повышения точности С-AF(+TR) советуют 5–9 точек, C-AF Lock +2 (хаотичное движение) или –2 (горизонтальное движение), механический затвор со скоростью 10 кадров/с (L), отключить IS при малых выдержках, S-IS 2 при горизонтальном слежении. При потере фокуса (квадратики покраснели) отпустить кнопку и вновь нажать наполовину.
 • Для птиц советуют настроить автофокус: 5х5, C-AF Release Priority: Off, Sensitivity: +2, Scanner: Mode 3, Drive Mode: Continuous Low with electronic shutter (18fps).

График связи динамического диапазона с ISO камер Olympus O-MD EM1 II, O-MD EM1 III, OM-1, Panasonic G9
График связи динамического диапазона с ISO.

Сравнение фотокамер
 • OM-1 Mark II c лучшими автофокусом (четырехпиксельный Quad pixel AF, 1053 точки, типы объектов), скорострельностью (следящий автофокус до 50 кадров/c), буфером (256 Raw на 50 кадров/с), динамическим диапазоном, стабилизацией, видоискателем, защитой от непогоды (IP53), видео (4K 60p, H.265, 4:4:4 12-bit RAW), батареей BLX-1 (520 vs 440 снимков), организацией меню, + зарядка через USB (PD 45–100Вт), UVC/UAC webcam, джойстик, цифровой нейтральный фильтр до ND64 (выдержка ≥1/30 с, среднее качество), две карты UHS-II, но картинка похожая даже на высоких ISO (несмотря на CMOS BSI многослойный сенсор), кратно дороже.
 • OM-5 с похожей матрицей, лучшей стабилизацией и защитой от непогоды (IP53), зарядка через USB, UVC/UAC webcam, легче на 160 г, но слабее скорострельность и батарея, меньше буфер в 2 раза, один слот, меньшее увеличение видоискателя, медленее micro-USB 2.0, менее удобный хват, дороже.
 • Olympus E-M1III c аналогичной матрицей (улучшена обработка шумов), джойстиком, цифровым нейтральным фильтром (с выдержкой ≥1/30 с, только для размытия движущихся объектов), улучшенными автофокусом (по лицу и глазам, звезды на небе), стабилизацией, режимом High Res (50 Мп с рук, 80 Мп со штатива и большим динамическим диапазоном), защитой от непогоды (IPX-1), устойчивости матрицы к пыли, а также зарядкой через USB (power bank или сетевой адаптер ≥45Вт), с аналогичным буфером, но дороже.
 • Olympus E-M1Х c аналогичной матрицей имеет лучшую защиту от непогоды (IPX-3), следящий автофокус, стабилизацию, режим High Res, цифровым фильтром Live ND, ресурс затвора (400000), больший видоискатель, джойстики в портретном и пейзажном положении, GPS, две UHS-II SD карты, USB зарядку, однако значительно больше и тяжелее на 423 г (с двумя батареями), дороже на 1000$. Такие камеры удобны для работы с большими телеобъективами (300/4, 150–400/4.5х1.25).
 • Panasonic G9II c матрицей 25Мп, лучшим видоискателем, видео 5.8K 30p, джойстиком, полноразмерным HDMI, двумя слотами SD UHS-II, но без фокус-стекинга, крупнее и тяжелее на 84 г, ниже скорострельность, меньше ресурс батареи, дороже. Камеры очень близки и могут совместно использовать объективы с небольшими ограничениями. У Panasonic больше родных объективов с двойной стабилизацией.
Объективы с байонетом MFT
Углы зрения у объективов Olympus M.Zuiko
Углы зрения у объективов M.Zuiko.

 • Матрица системы MFT (M43) в четыре раза меньше полнокадровой, поэтому объективы заметно компактнее и легче при сопоставимой светосиле (зона резкости больше), фокусном расстоянии и защищенности (Canon 35/1.4 760 г, Olympus 17/1.2 390 г).
 • Открытый стандарт MFT позволяет использовать объективы разных компаний.
 • Матрицы и объективы стандарта MFT используются в компактных видеокамерах (Blackmagic, Bosma, Panasonic, Z CAM).
 • Угол зрения телеобъективов сопоставим с объективами для камер с большими матрицами, имеющими большее фокусное расстояние (вес и размеры).
 • В объективах серии Pro в режиме автофокуса можно использовать ручную настройку фокуса, если установлен режим S-AF+MF.
 • При фокусировке возможны звуки открытия/закрытия диафрагмы.
 • Можно использовать большое число отличных родных и неродных объективов системы MFT.
 • Объективы Panasonic/Leica на камерах Olympus чаще дают блики и фиолетовые аберрации (может правиться ультрафиолетовым фильтром), не поддерживают двойную стабилизацию, фокус-стекинг и HDR, но следящий автофокус работает без проблем.
 • На фотоаппаратах Panasonic с объективами Olympus не поддерживается двойная стабилизация, программирование кнопки L-Fn (работает отключение C-Af), возможен стекинг с меньшим разрешением, а следящий автофокус менее точный и быстрый (не используется DfD технология).
 • Стабилизатор ряда последних объективов Panasonic не имеет кнопки и включается только в родной камере.
 • Светлые объективы с F0.95 и ручной фокусировкой выпускает Voigtlander Nokton.
Объектив Olympus M.Zuiko 7–14mm F2.8
Объектив Olympus M.Zuiko 7-14mm F2.8
Характеристика
 • Вес 534 г, фильтр 62 мм, минимальное расстояние фокусировки 20 см от матрицы.
 • Угол зрения соответствует объективу ~14–28 мм на полном кадре.
 • Удобен для съемок архитектуры и пейзажей, но темноват для Млечного Пути.
 • Отличная резкость (разрешение и контрастность) в центре и на краях, особенно на диафрагме F4–5.6.
 • Выраженная кривизна поля изображения, свойственная широкоугольным объективам на малых матрицах.
 • Неважно держит контровый свет, блики.
 • Поддерживает фокус-стекинг.
 • Отличная защита от пыли и влаги (IP53).

Разрешение объектива Olympus M.Zuiko 7-14mm F2.8
Разрешение объектива Olympus M.Zuiko 7–14mm F2.8.

Сравнение объективов
 • Panasonic 7–14mm F4 легче на 134 г и на треть дешевле, но темнее, с большей дисторсией, хроматическими аберрациями и виньетированием, не защищен от непогоды.
 • Panasonic Leica 8–18mm F2.8–4 легче на 219 г, с резбой под фильтры, меньше подвержен бликам, но темнее (F3.2 на 10 мм), немного менее резок на открытой диафрагме и уже поле объектива.
 • Olympus M.Zuiko 8–25mm F4 с большим диапазоном фокусных расстояний, меньше подвержен бликам, с резьбой под распространенные фильтры 72 мм, легче на 123 г, но темнее и меньше угол зрения (114 vs 107°), с выдвижным тубусом.
 • Olympus M.Zuiko 8mm F1.8 Fisheye с фиксированным фокусным расстоянием и большой зоной резкости, светлее, меньше и легче на 220 г, но картинка своеобразная (правится в камере), больше подвержен бликам.
 • Panasonic Leica 9mm F1.7 с фиксированным фокусным расстоянием, светлее, можно использовать фильтр, меньше и легче на 404 г, но менее резкие края (правится на F2), чаще фиолетовые аберрации и блики на камерах Olympus/OM System.
Объектив Olympus M.Zuiko 12–40mm F2.8
Объектив Olympus M.Zuiko 12-40mm F2.8
Характеристика
 • Вес 382 г, фильтр 62 мм, минимальное расстояние фокусировки 20 см.
 • Угол зрения соответствует объективу ~24–80 мм на полном кадре.
 • В объективе OM System 12–40mm F2.8 II улучшены защита от непогоды (IP53) и покрытие, снижающиее блики и риск загрязнений.
 • Максимальная резкость на F4–5.6.
 • Резкость заметно выше на 12 мм, чем на 40 мм.
 • Заметная дисторсия и виньетирование на широком угле.
 • С выдвигающимся тубусом.
 • Хорошая защита от пыли и несильного дождя, но хуже других объективов Pro (не соответствует IP53).
 • Подходит бленда JJC LH-J66.

Разрешение объектива Olympus M.Zuiko 12-40mm F2.8
Разрешение объектива Olympus M.Zuiko 12–40mm F2.8.

Сравнение объективов
 • Olympus M.Zuiko 12–45mm F4 меньше и легче на 128 г, резче в центре, меньше минимальное расстояние фокусировки на широком угле (12–23 см), фокусное расстояние на 5 мм больше, дешевле, но темнее, склонен к бликам, нет ручного фокуса сдвигом кольца, кнопки L-Fn и больше дисторсия на широком угле.
 • Panasonic 12–35mm F2.8 II OIS легче на 78 г, имеет стабилизатор (неважно для камер Olympus), немного лучше размытие, однако фокусное расстояние меньше на 5 мм, больше хроматические аберрации, меньше макро и дороже на треть.
 • Panasonic 12–60mm F2.8–4 OIS c фокусным расстоянием на 20 мм больше, имеет стабилизатор для своих камер, легче на 62 г, однако темнее, на треть дороже.
 • Olympus M.Zuiko 12–100mm F4 IS темнее, тяжелее на 179 г, в 2 раза дороже, но максимальное фокусное расстояние больше на 60 мм, есть стабилизатор, лучше размывает фон на 100 мм.
Объектив Olympus M.Zuiko 12–100mm F4 IS
Объектив Olympus M.Zuiko 12-100mm F4 IS
Характеристика
 • Вес 561 г, фильтр 72 мм, минимальное расстояние фокусировки 15 см.
 • Угол зрения соответствует объективу ~24–200 мм на полном кадре.
 • Очень удобный универсальный объектив для снимков природы, зданий, людей во время путешествий, но не макро.
 • С выдвигающимся тубусом.
 • Резкость лучше на F5.6–8, далее снижается.
 • Размыте фона не всегда приятное.
 • Отличная защита от пыли и воды (IP53), выдерживает погружение в воду, лишь передняя часть объектива сохнет долго и запотевает защитное стекло.
 • На фотокамерах Olympus стабилизатор объектива работает совместно с внутрикамерным.

Разрешение объектива Olympus M.Zuiko 12-100mm F4 IS
Разрешение объектива Olympus M.Zuiko 12–100mm F4 IS.

Сравнение объективов
 • Olympus M.Zuiko 14–150mm F4–5.6II с фокусным расстоянием на 50 мм больше, с внутренней фокусировкой, меньшими размерами, в 2 раза легче и дешевле, но хуже резкость и разрешение, уже поле, темнее, без стабилизатора.
 • Panasonic 12–60mm F2.8–4 OIS меньше, легче (на 241 г), светлее (F2.8 только на 12mm) и на треть дешевле, однако фокусное расстояние на 40 мм короче и стабилизация не для камер Olympus.
 • Olympus M.Zuiko 12–40mm F2.8 светлее, легче, в 2 раза дешевле, но максимальное фокусное расстояние на 60 мм меньше, нет стабилизатора, хуже размывает фон на длинном конце.
Объектив Olympus M.Zuiko 40–150mm F2.8
Объектив Olympus M.Zuiko 40-150mm F2.8
Характеристика
 • Вес 760 г, фильтр 72 мм, минимальное расстояние фокусировки 70 см.
 • Угол зрения соответствует объективу ~80–300 мм на полном кадре.
 • Хорош для портретов, пейзажа, спорта.
 • Отличная резкость в центре на 40 мм и меньше на 150 мм.
 • Размытие фона может быть жестким и требует правки (уменьшают Sharpness и Clarity).
 • Используется внутренняя фокусировка, без тубуса.
 • Имеет отличную защиту от пыли и влаги (IP53).
 • При шевелении объектива слышен дребезг, который пропадает после включения камеры.
 • На фотокамерах Olympus помогает внутрикамерный стабилизатор.
 • Подходит бленда ET-78II для Canon EF 135/2.

Разрешение объектива Olympus M.Zuiko 40-150mm F2.8
Разрешение объектива Olympus M.Zuiko 40–150mm F2.8.

Сравнение объективов
 • OM System 40–150mm F4 значительно меньше, легче (на 498 г) и дешевле, однако темнее, хуже размывает фон, с выдвижным тубусом, не поддерживает автофокус при высокоскоростной съемке (50 кадров в мин), без удобного кольца ручного фокуса и дополнительной кнопки L-Fn, несовместим с телеконвертерами.
 • Panasonic 50–200mm F2.8–4 OIS с большим диапазоном фокусных расстояний на 40 мм, стабилизатором и легче на 235 г, но темнее на длинном конце (F3.3 на 70mm, F3.6 на 100mm), меньше разрешение на F4, с выдвижным тубусом, стабилизатор объектива хуже сопряжен с внутрикамерным на аппаратах Olympus.
 • Panasonic 35–100mm F2.8 II OIS заметно меньше и легче (на 400 г), со стабилизатором, однако фокусное расстояние на 50 мм короче, дальше минимальное расстояние фокусировки (85 против 70 см).

Объектив Olympus M.Zuiko 17mm F1.2
Olympus M.Zuiko 17mm F1.2
Характеристика
 • Вес 390 г, фильтр 62 мм, минимальное расстояние фокусировки 20 см.
 • Угол зрения соответствует объективу ~35 мм на полном кадре.
 • Хорош для многих сюжетов (при недостатке света), близок к охвату глазом, позволяет включать среду даже в малых помещениях.
 • Отличная резкость на F2–4, высокая контрастность и разрешение сохраняются до краев кадра.
 • Приятное размытие на открытой диафрагме.
 • Дисторсия заметно меньше, чем у близких объективов.
 • Хроматические аберрации и виньетирование небольшие.
 • Подходят фильтры от других светлых фиксов серии Pro.
 • Хорошая пылевлагозащита (не уровня IP53).

Разрешение объектива Olympus M.Zuiko 17mm F1.2
Разрешение объектива Olympus M.Zuiko 17mm F1.2.

Сравнение объективов
 • Olympus M.Zuiko 17mm F1.8 заметно меньше и легче на 270 г, дешевле в 2 раза, с близкой светопередачей (~T1.8), однако менее резкий особенно на краях, слабее размытие на открытой диафрагме, больше хроматические аберрации, без пылевлагозащиты.
 • Panasonic Leica 15mm F1.7 шире, заметно меньше и легче на 275 г, дешевле в 2 раза, но хуже разрешение, особенно на краях, больше дисторсия и виньетирование, без защиты от непогоды.
 • Sigma 16mm F1.4 дешевле в 2 раза, однако немного темнее, менее резкий по краям, больше аберрации, тяжелее на 15 г, без пылевлагозащиты.
 • Оптические качества, передача цветов, резкость (и вес) сопоставимы с 35/1.8–2 объективами для полнокадровых камер.
Объектив OM System M.Zuiko 20mm F1.4
Объектив OM System M.Zuiko 20mm F1.4
Характеристика
 • Вес 247 г, фильтр 58 мм, минимальное расстояние фокусировки 25 см.
 • Легкий объектив для полных и поясных портретов, событий, спорта в просторных помещении.
 • Поле зрения близко к видению глазом (естественное), минимальные искажения.
 • Объектив обеспечивает угол зрения сопоставимый с фокусным расстоянием 40 мм на полном кадре, глубина резкости больше в 2 раза.
 • Максимальная резкость по центру при F2.0–5.6, по краям при F2.8–8.
 • Приятное мягкое размытие.
 • Малая бочкообразная дисторсия.
 • Хорошо защищен от пыли и брызг (IPX1).
 • Без переключателя на ручной автофокус.
 • Заметные краевые фиолетовые аберрации до F2.8.

Разрешение объектива OM System M.Zuiko 20mm F1.4
Разрешение объектива OM System M.Zuiko 20mm F1.4.

Сравнение объективов
 • Olympus M.Zuiko 25mm F1.8 легче на 111 г, угол зрения уже, значительно дешевле, но темнее, менее резкий в центре, слабее размывает фон, больше дисторсия, не защищен от непогоды.
 • Olympus M.Zuiko 25mm F1.2 лучше размывает фон на открытой диафрагме, немного светлее, без дисторсии, с кольцом переключения на ручной фокус, невысокая резкость на F1.2 и менее резкий в центре на F2–5.6, уже поле зрения, больше, тяжелее на 163 г, заметно дороже.
 • Panasonic Leica 25mm F1.4 II (в отличие от I защищен, без серебристого кольца) легче на 42 г, немного лучше размытие, однако уже поле зрения, менее резкий в центре и заметно менее резкий по краям на F1.4–2, заметные вариации объективов, минимальное расстояние фокусировки 30 см, автофокус похуже и медленнее на камере Olympus.
 • Panasonic 20mm F1.7 компактнее (блинчик) и легче на 160 г, значительно дешевле, однако автофокус значительно медленнее и шумит (важно для видео), не защищен от непогоды.

Объектив Olympus M.Zuiko 45mm F1.8
Объектив Olympus M.Zuiko 45mm F1.8
Характеристика
 • Вес 116 г, фильтр 37 мм, минимальное расстояние фокусировки 50 см.
 • Угол зрения соответствует объективу ~90 мм на полном кадре.
 • Отличный, легкий и недорогой портретный объектив, без искажений лица.
 • Резкий в центре, что важно для портретов. При увеличении диафрагмы до F2.8 резкость по краям не возрастает, а даже снижается.
 • Если снимать людей издали, то размытие фона может быть не совсем красивым.
 • Нет защиты от брызг и пыли.

Разрешение объектива Olympus M.Zuiko 45mm F1.8
Разрешение объектива Olympus M.Zuiko 45mm F1.8.

Сравнение объективов
 • Olympus M.Zuiko 45mm F1.2 и Panasonic Leica 42.5mm F1.2 OIS светлее, заметно лучше/мягче размывают фон на F1.2 (особенно Olympus), резче (максимум на F2–4), защищены от непогоды, но больше, тяжелее почти на 300 г и дороже в 4 раза. Объективы Olympus серии PRO с удобным переключением на ручной автофокус.
 • Очень близкий оптически Panasonic 42.5mm F1.7 OIS имеет стабилизатор, ближе фокусируется (31 мм).
 • Olympus M.Zuiko 75mm F1.8 заметно лучше размывает фон (больше фокусное расстояние), немного резче, однако требует большой дистанции, фокусируется на 34 см дальше, в два раза тяжелее и дороже.

Объектив Olympus M.Zuiko 60mm F2.8 Macro
Объектив Olympus M.Zuiko 60mm F2.8 Macro
Характеристика
 • Вес 186 г, фильтр 46 мм, минимальное расстояние фокусировки 19 см (рабочее 8 см).
 • Максимальное увеличение х1 (1:1) заполняет кадр объектом в 17 мм.
 • Угол зрения соответствует объективу ~120 мм на полном кадре.
 • Установка ручной фокусировки в камере.
 • Переключатель диапазонов фокусировки можно сдвинуть к 1:1, чтобы получить фокус на ближайшее расстояние в 19 см.
 • Можно использовать для портретов, избыточная резкость корректируется в редакторе.
 • Лучшая резкость на диафрагме F4–5.6, после F11 появляется заметная дифракция.
 • В макро объективах приближение увеличивает эффективную аппертуру (F5.6 для 1:1, F4.5 для 1:2) и затемняет изображение.
 • Картинка объектов заметно приятнее, чем снятая универсальным объективом.
 • Приятное размытие на открытой диафрагме.
 • Переключение диапазона фокусных расстояний ускоряет работу автофокуса.
 • Корпус защищен от пыли и влаги.
 • Для монтажного кольца вспышки Godox MF12-K2 нужно повышающее кольцо 46–49 мм.
 • Реверсивную бленду LH-49 (или аналог JJC) приобретают отдельно.
 • Можно использовать макрокольца Meike P-AF3 с поддержкой автофокуса.

Разрешение объектива Olympus M.Zuiko 60mm F2.8 Macro
Разрешение объектива Olympus M.Zuiko 60mm F2.8 Macro.

Сравнение объективов
 • M.Zuiko 90mm F3.5 Macro IS позволяет фотографировать крупным планом очень мелкие объекты (17–9 мм в кадре с увеличением х1–2), резче, со стабилизатором, расстояние фокусировки 25–22 см (рабочее 9.5–6.5 см), в режиме S-macro (автофокус на х2) диафрагма открывается до F5.6–6.3, автофокус хуже/медленнее вблизи при недостатке света и шумный, труднее ручная фокусировка, телеконвертер значительно снижает разрешение, на 54 мм длиннее (+больше возможностей для вспышки), на 14 мм толще и тяжелее на 267 г.
 • Pergear 60mm f/2.8 II ultra-macro с увеличением х2 и дешевле, но без автофокуса (и фокус-стекинга), не защищен от пыли и влаги, заметно больше и тяжелее на 400 г.
 • Laowa 50mm F2.8 Ultra с увеличением х2, но без автофокуса (и фокус-стекинга), малым рабочим расстоянием (4–5 см), не защищен от пыли и влаги, тяжелее на 54 г и дороже.
 • Leica Macro-Elmarit 45mm F2.8 ASPH со стабилизатором, но требует большего приближения к объекту, не защищен от непогоды.
 • Olympus M.Zuiko 30mm F3.5 Macro с минимальным расстоянием фокусировки 15 см, увеличением х1.25 вместо х1, легче на 58 г, однако нет переключателя дистанции, немного меньше резкость и больше хроматические абберации на F4, не защищен от пыли и воды, не имеет бленды и требует сильного приближения (возможна тень, боятся насекомые).

Объектив Olympus M.Zuiko 300mm F4 IS
Объектив M.Zuiko 300mm F4 IS
Характеристика
 • Вес 1270 г, фильтр 77 мм, минимальное расстояние фокусировки 140 см.
 • Угол зрения соответствует объективу с фокусным расстоянием 600 мм на полнокадровой камере.
 • Применяется для съемок птиц и диких животных, самолетов, спорта.
 • Отличная система стабилизации объектива совместно с внутрикамерной позволяет многие сюжеты снимать с рук.
 • Чтобы уменьшить вибрацию и получить более резкие снимки лучше использовать тихий режим с электронным затвором (особенно если отключена стабилизация при съемке со штатива).
 • Для увеличения фокусного расстояния можно прикрепить телеконвертер Olympus MC-14 1.4x.
 • К моноподу крепить через кольцо с лапкой типа Arca Swiss, а камеру.
 • В связи с большей зоной резкости размытие фона иногда жесткое (в редакторе уменьшить Sharpness и Clarity).
 • Часто нужны короткие выдержки, а малые матрицы при уменьшении света вызывают шум на небольших ISO.
 • Отличная защита от пыли и дождя (IP53).

Разрешение объектива Olympus M.Zuiko 300mm F4 IS
Разрешение объектива Olympus M.Zuiko 300mm F4 IS.

Сравнение объективов
 • Olympus M.Zuiko 150–400mm F4.5 IS с фокусным расстоянием больше на 100 мм + встроенный телеконвертер 1.25x, зум универсальнее, но тяжелее на 605 г и намного дороже.
 • Olympus M.Zuiko 100–400mm F5.0–6.3 IS с фокусным расстоянием на 100 мм длиннее, зум удобнее, легче на 150 г, почти наполовину дешевле, однако темнее, хуже стабилизатор (нет двойной IS, но превосходит Panasonic), разрешение, контрастность и размытие, нет переключения кольцом на ручной фокус, L-Fn кнопки и складной бленды.
 • Panasonic 100–400mm F4–6.3II OIS с фокусным расстоянием на 100 мм длиннее, легче на 285 г, позволяет фиксировать зум, на треть дешевле, однако темнее, хуже резкость и размытие (уступает даже Olympus M.Zuiko 100–400mm), слабее стабилизатор, не поддерживает фокус-стекинг, площадка на кольце без Arca-Swiss, несовместим с телеконвертерами.
 • Panasonic 100–300mm F4–5.6 II OIS легче на 750 г, удобнее, в 4 раза дешевле, однако темнее, менее резкий (уступает также Panasonic 100–400mm F4–6.3 OIS), с выраженными хроматическими аберрациями.

Вспышки
 • Из родных вспышек только Olympus FL-700WR имеет радиосвязь, в отличие от недорогой популярной системы Godox (вспышки TT350, TT685II и V860III, радиосинхронизаторы Xnano, XProII), которую можно использовать со вспышками Olympus через передатчик X2T.
 • Для использования радиосинхронизации нужно на вспышке Godox TT350 удержать кнопку Sync до появления значка радиосвязи, колесиком выбрать режим M (main) или S (slave), удерживая кнопку GR/CH установить канал (I) и быстрым нажатием выбрать группу (А–С).
 • Для включения высокоскоростной синхронизации (при достаточном внешнем освещении) используется кнопка SYNC (TT350).
 • Для проводной связи горячего башмака и вспышки наряду с оригинальным кабелем Olympus FL-CB05 можно использовать кабель Canon OC-E3.