Фототехника Canon
"Нет правил хорошей фотографии, есть просто хорошие фотографии." Ансел Адамс
С первой доступной беззеркальной камеры Canon 350D началась дружба с фототехникой известной компании Canon, которая отличается надежностью, широким выбором отличных универсальных и специализированных объективов, определяющих качество изображения, приятной передачей цвета, а также высокой популярностью, что позволяет достаточно легко менять технику. Многопрофильность компании повышает устойчивость в быстро развивающемся бизнесе и увеличивает возможности для реализации стратегических целей.
Полезные сайты
• Canon rumors• Canon product support
• DustinAbbott.Net
• Prometej
• The Digital Picture
Canon 5D Mark IV

Рис. 1. Зеркальный фотоаппарат Canon 5D Mark IV (вид спереди).
Достоинства• Сбалансированная и длительно совершенствуемая камера Canon 5DIV.
• Разрешение матрицы 30 Мп достаточно для подавляющего большинства ситуаций.
• Более теплый/приятный тон кожи по сравнению с матрицами Sony/Nikon, не требующий больших усилий по коррекции цвета.
• Хороший динамический диапазон (близкий с лучшими фотоматрицами Sony) позволяет заметно осветлять тени.
• При светлом освещении можно использовать ISO вплоть до 6400–8000, а при темном до 3200.
• Сенсорный экран обеспечивает очень точную фокусировку и весьма удобен для ряда ситуаций и просмотра картинок.
• Два слота для карт памяти. Запись на 2 карты RAW+RAW быстрее, чем RAW+JPG (конверсия).
• Встроенные Wi-Fi (2.4 ГГц) и GPS.
• Хорошая защита от непогоды и надежность, превосходящая сопоставимые фотокамеры Nikon и тем более Sony. Выдерживает сильный дождь, но не ливень или падение в воду, в отличие от 1DX.
• Много отличных объективов, включая лучшие в своих классах.
• Хороший сервис: Копия-Москва (дороже), Canon Professional Services (дольше).
• Возможность достаточно быстрой продажи фототехники Canon после использования.

Рис. 2. Зеркальный фотоаппарат Canon 5D Mark IV (вид сзади).
Недостатки• Вес 890 г (с батареей) затрудняет использование в длительных пеших походах и частой съемке в течение дня.
• Избыточно осветленные участки редактируются слабо (лучше снимать с брекетингом экспозиции).
• Камера немного уступает по резкости (мягче снимки за счет низкочастотного фильтра, сглаживает морщины) аналогичным фотоаппаратам Nikon и Sony.
• Canon не устанавливает в камеры подсветку автофокуса, помогающую в темноте.
• Небольшой дифракционный предел диафрагмы F8.6 за которым начинается снижаться резкость.
• Отсутствует поворотный экран, который удобен при съемках с низкой или большой высоты, но увеличивает риск повреждения фотоаппарата в сложных условиях.
• Нет встроенного контроля внешних вспышек, в отличие от камер Nikon.
• Автофокус немного хуже (на светлых объективах, движение, глаза), чем на вышедших позднее камерах Sony a7III и Nikon D850.
• 7 кадров/с иногда недостаточно для получения оптимального кадра при съемке быстрых объектов (лучшей позиции птицы и крыльев).
• Небольшой буфер в 20 кадров для raw (неограниченный для jpg).
• Невозможно нажатием кнопки отключить брекетинг экспозиции, мешающий серийной съемке.
• Слышимый звук затвора даже в "тихом" режиме, свойственный зеркальным камерам.

Рис. 3. Точки фокусировки на фотоаппарате Canon 5D Mark IV.
Настройки• Удобно разнести фокусировку и спуск затвора на разные кнопки, что позволяет использовать следящий AF и снимать нужные эпизоды (птица в полете), однократно сфокусироваться и потом снимать без перефокусировки (объект за растениями).
• Кнопка AF-ON: AI Servo с расширенной зоной (9) точек фокусировки (через кнопку INF).
• Кнопка AE Lock: AI Servo с автоматическим выбором точек во всей области фокусировки (через кнопку INF).
• Настройка и компенсация экспозиции вспышки в быстром меню пользователя (Custom Quick Control, смена на исходное меню кнопкой INFO).

Рис. 4. График связи динамического диапазона с ISO полнокадровых фотокамер.
Сравнение фотокамер
• Canon R5 получает похожую картинку, имеет матрицу с разрешением 45 Мп, фазовую фокусировку по всей площади сенсора, внутрикамерную стабилизацию, поворотный экран, скоростной WiFi 5 ГГц, большее увеличение видоискателя, лучший автофокус, скорострельность (12–20 кадров/мин) и 16-пиксельный АА-фильтр, меньшую выдержку на одинаковых ISO, APS-C режим для удаленных объектов, фокус-стекинг, больший буффер (180 Raw, 350 Jpeg) и ресурс затвора (500000 vs 150000), возможность снимать видео 8К (до 20 мин, еще 8 мин после 20-минутного остывания), легче на 162 г, однако ресурс батареи меньше почти в 3 раза (320 снимков с видоискателем), склонность к построчному переносу (rolling shutter), ниже граница дифракции (F7.1 vs F8.6), Canon R5 — без энергозатратного GPS, дороже.
• Canon R6 с похожей картинкой, лучшим автофокусом по всей площади сенсора, внутрикамерной стабилизацией, поворотным экраном, лучшими видео (без Raw), скорострельностью (12–20 кадров/мин), буфером (240 Raw, 1000 Jpeg) и ресурсом затвора (300000 vs 150000), меньшей выдержкой на одинаковых ISO, большим увеличением видоискателя, легче на 210 г, дешевле, но меньше разрешение (20 Мп) и ресурс батареи (380 с видоискателем vs 900 снимков), хуже защита (~6D), склонность к перегреву и построчному переносу (rolling shutter), без верхнего экрана и GPS.
Объективы
• Широкий выбор отличных родных и неродных объективов разной ценовой категории.• Компания Canon ужесточила требования к допустимому разбросу качества объективов.
• Недорогие объективы Canon EF: 24/2.8 IS, 28/2.8 IS, 35/2 IS, 50/1.8 STM, 50/1.4, 85/1.8, 100/2.8 Macro, 100/2, 135/2L, 17–40/4, 24–70/4L IS, 24–105/4L IS, 70–200/4L IS.
• Дорогие объективы Canon EF: 24/1.4L II, 35/1.4L II, 50/1.2L, 85/1.2L II, 85/1.4L IS, 11–24/4L, 16–35/2.8L III, 24–70/2.8L II, 70–200/2.8L IS II, 100–400/4.5–5.6L IS II.
• Дату выпуска объектива Canon определяют по первым двум цифрам десятизначного кода, обозначающих последовательные месяцы. Например, 2017 году соответствует 49–60.
• Флюоритовое покрытие объективов весьма хрупкое, вопреки заявлению Canon, поэтому рекомендуют защитить фильтром (LensRentals).
• Объективы Tamron: 15–30/2.8 VC, 24–70/2.8 VC G2, 70–200/2.8 VC G2, 100–400/4.5–5.6 VC, 150–600/5–6.3 VC G2.
• Объективы Sigma: 14/1.8, 24/1.4, 35/1.4, 50/1.4, 85/1.4 серии Art, 150/2.8 Macro.
• Объективы Zeiss без автофокуса: Milvus 25/1.4, Milvus/Otus 35/1.4, Milvus 50/1.4, Otus 55/1.4, Milvus/Otus 85/1.4. Лучшие объективы Otus очень дороги.
• Canon не делится технической информацией по фокусировке, поэтому на неродных объективах возможны проблемы автофокуса даже с док-станцией (лучше юстировать в сервис-центре), особенно по боковым точкам и на новых камерах.
• На зеркальных фотоаппаратах Canon можно использовать объективы Nikon, но не наоборот (диаметр байонета Nikon F 44 мм, Canon EF 54 мм).
Объектив Canon EF 16–35mm F4L IS

Рис. 5. Объектив Canon EF 16–35mm F4L IS.
Характеристика• Вес 615 г, фильтр 77 мм, минимальный фокус 28 см от матрицы.
• Объектив удобен для съемки архитектуры, пейзажей и групповых портретов, где нужен широкий угол и большая глубина резкости.
• Стабилизатор полезен при фотографировании с рук в условиях недостатка освещения.
• Имеется защита от непогоды (пыль, несильный дождь).
• Значительные искажения по краям кадра на широком угле.
• При съемке пейзажей лучше использовать штатив, отключить стабилизацию, выставить диафрагму F8–16 и фокусироваться по live-view.
Сравнение объективов
• Canon EF 17–40mm F4L легче на 115 г и дешевле, но чуть уже, менее резок по краям, сильнее виньетирует на широком угле, без стабилизатора.
• Canon EF 16–35mm F2.8L III с лучшей картинкой на F2.8, предпочтительнее для динамичных объектов при недостатке освещения и размывания фона, однако тяжелее на 175 г, с сильным виньетированием, менее резок по краям кадра на 35 мм и почти в 2 раза дороже.
• Tamron EF 15–30mm F2.8 Di VC G2 светлее, немного шире, но на 485 г тяжелее, нет возможности установить фильтр, возможны проблемы автофокусировки.
Объектив Canon EF 24–70mm F2.8L II

Рис. 6. Объектив Canon EF 24–70mm F2.8L II.
Характеристика• Вес 805 г, фильтр 82 мм, минимальный фокус 38 см.
• Лучший универсальный объектив.
• С выдвигающимся тубусом.
• Разрешение максимальное в центре на широком угле, снижается почти наполовину к краям.
• Приятное умеренное размытие с небольшим эффектом "луковицы".
• На широком угле искажения на краях кадра, людей не включать.
• Для художественного рисунка лучше выбрать светлые фиксы.
• Защищен от пыли и несильного дождя.
• Флюоритовое покрытие объективов, разработанное Canon, на этом объективе особенно хрупкое, нужно защитить фильтром.
Сравнение объективов
• Canon EF 24–70mm F4L IS со стабилизатором и макро режимом, на 205 г легче и наполовину дешевле, но меньше подходит для съемки движения при недостатке света.
• Canon EF 24–105mm F4L на 135 г легче, позволяет снимать заметно дальше, имеет стабилизатор, дешевле в два раза, но хуже картинка, темнее (даже на одной диафрагме F4), хуже резкость особенно по краям.
• Tamron SP 24–70mm F2.8 Di VC G2 имеет стабилизатор и почти в два раза дешевле, однако тяжелее на 100 г, немного менее резкий и контрастный, картинка темнее, с большей дисторсией на 24 мм и виньетированием.
Объектив Canon EF 24–105mm F4L IS

Рис. 7. Объектив Canon EF 24–105mm F4L IS.
Характеристика• Вес 670 г, фильтр 77 мм, минимальный фокус 45 см.
• Универсальный штатный объектив для репортажа и пейзажей.
• С выдвигающимся тубусом.
• На 24 мм заметные дисторсия и аберрации на полнокадровой камере.
• Размывает фон неважно.
• Не подходит для камер с матрицами высокого разрешения.
• Защищен от непогоды.
Сравнение объективов
• Canon EF 24–105mm F4L IS версии II имеет более эффективный стабилизатор, картинка немного лучше, заметно лучше и красивее размытие, но тяжелее на 125 г.
• Sigma 24–105mm F4 OS резче, но тяжелее на 215 г и возможны проблемы с автофокусом.
• Canon EF 24–70mm F4L IS имеет меньшую дисторсию, резче, на 70 г легче, но на 35 мм короче фокусное расстояние и чаще блики.
Объектив Canon EF 70–200mm F4L IS

Рис. 8. Объектив Canon EF 70–200mm F4L IS.
Характеристика• Вес 760 г, фильтр 67 мм, минимальный фокус 120 см.
• Легкий телеобъектив используется для портретов, спорта, пейзажа (F8–11) при хорошем освещении.
• Большое фокусное расстояние позволяет изолировать объект даже на F4.
• С внутренней фокусировкой.
• Стабилизатор работает не тихо.
• Защищен от пыли и брызг.
• Для увеличения фокусного расстояния можно использовать экстендер Canon Extender EF 1.4x II почти без потери качества.
Сравнение объективов
• Canon EF 70–200mm F4L IS II резче, лучше разрешение на многопиксельных камерах (особенно на коротком конце) и стабилизация, + минимальное фокусное расстояние меньше на 20 см, тише, фильтр 72 мм.
• Canon EF 70–200mm F2.8L IS II светлее, с похожей картинкой на одинаковой диафрагме, но почти в 2 раза тяжелее и дороже.
• Canon EF 70–300mm F4–5.6L IS с фокусным расстоянием на 100 мм длиннее, но менее резкий на открытой диафрагме, большой, с выдвижным тубусом, на 345 г тяжелее.
• Tamron 70–210mm F4 Di VC с фокусным расстоянием на 10 мм длиннее, фокусируется на 25 см ближе, но на 100 г тяжелее и с менее предсказуемым автофокусом.
• Tamron 70–200mm F2.8 Di VC G2 светлее при сопоставимой цене, но в 2 раза тяжелее и менее надежен автофокус. Телевики Tamron физически не совместимы с телеконвертерами Canon.
Объектив Canon EF 100–400mm F4.5–5.6L IS II

Рис. 9. Объектив Canon 100–400mm F4.5–5.6L IS II.
Характеристика• Вес 1570 г, фильтр 77 мм, минимальный фокус 98 см.
• Используется для съемки удаленных объектов (птицы, дикие животные, самолеты, спорт).
• С выдвигающимся тубусом.
• Стабилизатор при съемке с короткой выдержкой и со штатива не нужен.
• Корпус защищен от пыли и влаги.
• Для увеличения фокусного расстояния можно использовать экстендеры Canon Extender EF 1.4x и 2x (II–III), которые снижают размер диафрагмы на стоп, немного качество картинки, а скорость фокусировки на 50 и 75% соответственно.
• В современных полнокадровых камерах Canon имеется режим APS-C, позволяющий уменьшить угол зрения и получить более крупное изображение.
Сравнение объективов
• Canon EF 100–400mm F4.5–5.6L IS немного менее резкий, с большими хроматическими аберрациями (особенно по краям), дальше фокусируется (180 vs 98 см), меньше защищен от пыли, слабее стабилизация при съемке с рук, но быстрее зуммирование и легче на 190 г.
• Tamron 100–400mm F4.5–6.3 Di VC менее резкий, дальше и хуже фокусируется, но легче на 435 г.
• Canon EF 300mm F4L IS с телеконвертером резче, но фикс менее удобен. Canon 400mm F4L DO IS II резче, легче на 370 г, но дальше минимальный фокус и очень дорог.
• Canon RF 100–500mm F4.5–7.1L IS для беззеркальных камер с фокусным расстоянием на 100 мм длиннее и легче на 205 г, но дороже.
Объектив Canon EF 35mm F1.4L II

Рис. 10. Объектив Canon EF 35mm F1.4L II.
Характеристика• Вес 760 г, фильтр 72 мм, минимальный фокус 28 см.
• Удобен для съемок портретов с включением среды (лицо ближе к центру, иначе дисторсия), домашних событий, быстрых сцен, при недостатке освещения.
• Для размытия фона объект должен располагаться ближе 2 м.
• Широкий угол зрения немного уплощает картинку, по сравнению с Canon 50mm F1.2.
• Универсальнее, чем 50 мм, но больше искажает лицо.
• Корпус имеет защиту от пыли и влаги.
Сравнение объективов
• Canon EF 35mm F1.4L короче на 2 см, легче на 180 г, дешевле в 1.5 раза, однако заметно меньше резкость и выше хроматические абберации на открытой диафрагме, медленнее автофокус.
• Canon EF 35mm F2 IS имеет стабилизацию, почти в 2 раза легче и дешевле в 3 раза, однако темнее, дает менее интересную картинку, немного уступает в резкости (особенно по краям), контрастности, размытии фона и не защищен от пыли и воды.
• Sigma 35mm F1.4 Art устойчивей к бликам, легче на 95 г и дешевле в 2 раза, но слабее резкость по краям, немного больше дисторсия, менее насыщенные цвета, нет защиты от непогоды, медленнее автофокус с возможными проблемами.
Объектив Canon EF 50mm F1.4

Рис. 11. Объектив Canon EF 50mm F1.4
Характеристика• Вес 290 г, фильтр 58 мм, минимальный фокус 45 см.
• Легкий, качественный и относительно недорогой объектив для групповых и полноростовых портретов, портретов с включением среды, помещений, путешествий.
• Очень популярный объектив у свадебных фотографов (MyWed) обеспечивает правильную геометрию и контакт с объектом.
• При съемке портретов вблизи появляется деформация лица.
• Угол зрения часто недостаточен для съемок событий с двумя и более лицами в небольших квартирах.
• Есть постоянная ручная корректировка фокуса в режиме One Shot AF.
• Нерезкий на F1.4, лучшая резкость на F4–
• Устаревший ультразвуковой шумный мотор автофокуса.
• Не очень устойчив к механическим воздействиям.
• Нет защиты от непогоды.
Сравнение объективов
• Canon EF 50mm F1.8 STM легче на 130 г, с более тихим и плавным современным автофокусом, но немного темнее и менее резкий в центре.
• Canon EF 50mm F1.2L дает художественную картинку с отличным цветом в диапазоне F1.2–2, лучше размывает фон с плавными переходами, резче до F2, немного светлее (+1/3EV), защищен от непогоды, однако на 255 г тяжелее, с невысоким разрешением и резкостью на F1.2–1.4 (мягкий), медленным автофокусом (в сумерках), заметным фокус-шифтом (на дистанции до 1.5 м и F2.0–5.6 бэк-фокус, меньше на новых камерах) и хроматическими аберрациями (меньше на F2), выраженным виньетированием на открытой диафрагме и дороже в 5 раз.
• Sigma 50mm F1.4 Art значительно резче, однако на 545 г тяжелее, с возможными проблемами автофокуса и дороже в 3 раза.
• Canon EF 40mm F2.8 STM очень маленький (блинчик) и легкий (130 г), близок по качеству оптики (F4–5.6) и дешевле в 2 раза, но темнее, хуже размывает фон, больше виньетирование на F2.8, неудобный ручной автофокус, выдвижной тубус на 1 см (после съемки убрать), без бленды.
Объектив Canon EF 85mm F1.8

Рис. 12. Объектив Canon EF 85mm F1.8.
Характеристика• Вес 425 г, фильтр 58 мм, минимальный фокус 85 см.
• Предназначен для портретов.
• На F1.8 нерезкий, снимать портреты можно с F2, а самые резкие снимки получаются на диафрагме F5.6 и выше.
• На ярких объектах (вода, лампы, украшения) и открытой до F2.8 диафрагме возможны фиолетовые хроматические аберрации (тоже у Canon 85mm F1.4L IS).
• Заметная вариативность в резкости у разных экземпляров.
• Без защиты от непогоды.
Сравнение объективов
• Размывает фон лучше Canon EF 50mm F1.4, но хуже Canon EF 135mm F2L.
• Canon EF 85mm F1.4L IS со стабилизатором, дает отличную картинку, светлее, резче (особенно края), лучше размывает фон, защищен от пыли и брызг, однако на 525 г тяжелее, дороже в 5 раз, стабилизатор стучит (снимать после выключения камеры, тогда он паркуется), передняя линза хрупкая (защитить фильтром).
• Canon EF 85mm F1.2L II дает художественную картинку с отличным цветом, самое лучшее красивое боке, светлее, однако на 600 г тяжелее, без пылевлагозащиты, с медленным автофокусом (подходит для статичных объектов), большим виньетированием и хроматическими аберрациями, пятикратной стоимостью.
• Canon RF 85mm F1.2L значительно резче, светлее, с наилучшим размытием, пылевлагозащитой, однако на 770 г тяжелее и в семь раз дороже.
• Sigma 85mm F1.4 Art светлее и значительно резче (даже чем Canon 85/F1.4), лучше размывает фон, однако на 706 г тяжелее, с возможными проблемами автофокуса и дороже в 3 раза.
• Tamron 85mm F1.8 VC имеет стабилизатор, лучше резкость (особенно по краям), защищен от непогоды, но автофокус и качество ухудшаются при работе стабилизатора, тяжелее на 275 г, дороже в более чем в 2 раза.
• Rokinon 85mm F1.2 заметно светлее, но тяжелее на 625 г, с ручным автофокусом и в два раза дороже.
Объектив Canon EF 100mm F2.8L IS Macro

Рис. 13. Объектив Canon EF 100mm F2.8L IS Macro.
Характеристика• Вес 625 г, фильтр 67 мм, минимальный фокус 30 см (от передней линзы 13 см), максимальная диафрагма F32.
• Используется для съемки не очень мелких предметов. Последние лучше снимать объективами с 150–180 мм.
• Максимальная резкость на F5.6–8.
• Мягкое и очень плавное боке, особенно до F5.6.
• Для портретов может быть избыточно резок и подчеркивать недостатки кожи.
• Чтобы увеличить скорость и точность автофокусировки лучше переключать диапазоны фокусного расстояния между 0.3–0.5 м для макро и 0.5–∞ для остального.
• Имеется защита от пыли и брызг.
• Могут появляться зеленые блики в углу кадра напротив источника света.
• Полезно штативное кольцо, которое можно приобрести недорого с лапкой стандарта Arca Swiss.
• Для увеличения масштаба можно использовать макрокольца Kenko Extension Tube.
• Стабилизатор при съемке макро с очень малой диафрагмой (F16–22) и короткой выдержкой бесполезен, нужны вспышка и штатив.
Сравнение объективов
• Canon EF 100mm F2.8 Macro мало уступает новой версии для макро, но снимать портреты сложнее (менее резок на F2.8–4, нет стабилизатора, слабее размытие фона), без защиты от пыли и влаги.
• Canon EF 180mm F3.5L Macro позволяет снимать издали (минимальный фокус 48 против 30 см), резче, лучше изолирует объект, совместим с родным телеконвертером, однако менее универсален, на 465 г тяжелее, с очень медленным автофокусом (для макро неважно), в два раза дороже, труднее продать.
• Узкоспециализированный Canon MP-E 65mm F2.5 Macro может снимать с 5-кратным увеличением очень маленькие объекты.
• Sigma 150mm F2.8 Ex OS Macro позволяет издали снимать насекомых на природе, но тяжелее на 270 г, хуже автофокус (для портретов).