Фототехника
"Фотографии — это фотограф" Стенли Грин

Семья фотокамер.
Хорошая фототехника позволяет получить изображение приемлемого качества в сложных условиях, облегчает съемки и обработку изображений. В разделе собраны советы профессиональных фотографов и авторские решения по улучшению качества фотоснимков. Требования к технике у фотографов весьма различаются и зависят от мастерства, решаемых задач, индивидуальных предпочтений, бюджета.
Полезные сайты
• B&H• Cambridge in Colour
• Digital Camera Database
• DPReview
• DxOMark
• Imaging Resource, Comparometer
• Photons to Photos
• Strolls with my Dog
• The Center Column

Создание фотографического изображения.
Фотокамеры
• Выбирают не фотоаппарат а систему, включающую объективы, камеру, вспышки, батареи с учетом задач фотосъемки, перспектив, сервиса, продажи и стоимости.• У каждой системы фототехники (Canon, Fujifilm, Nikon, Olympus, Sony) есть преимущества и недостатки, существенные или несущественные для фотографа.
• Качество снимков определяется уровнем фотографа, техническими возможностями камеры и объектива.
• Обновляют камеру и объективы с целью значительного увеличения возможностей съемки и качества картинки.
• На спортивных мероприятиях, свадьбах, репортаже удобно работать двумя камерами с одинаковым управлением (кнопки, диски) и разными объективами (телевик+штатный зум, штатный зум+фикс), что позволяет экономить время на смену объективов и настроек, избегать риска падения объективов и попадания пыли на матрицу.
• Хорошая эргономика камеры позволяет быстро и комфортно настраивать фотоаппарат и делать снимки, в том числе одной рукой.
• Для профессиональных фотографов важен ресурс механического затвора, замена которого затратна и часто требует юстировки объективов для зеркальных камер. Для камеры Canon 5DIV производитель гарантирует ресурс затвора 150 000 кадров, для Olympus E-M1III 400 000 кадров. Затворы профессиональных фотокамер могут многократно превышать заявленный ресурс.
• Большинство проблем фотоаппарата исправляются позднее новыми прошивками или доработанными версиями (лучше подождать год и после снижения цены купить последнюю версию, уточнив дату выпуска).
• После приобретения фотокамеры полезно закрыть дисплей защитным стеклом.
• После выхода новой версии камеры/объектива цена на предыдущую значительно снижается.

Относительные размеры матриц фотокамер и смартфонов.
Матрицы
• Площадь матриц для фотоаппаратов размера полного кадра, APS-C и 4/3 составляет около 860, 370 и 225 мм², а площадь матриц лучших смартфонов 98–129 мм² (1–1/1.12").
• На большей матрице объект крупнее и получает больше света (при одинаковой светосиле объективов и экспозиции), соответственно изображение светлее, объемнее, с меньшими шумами (шире динамический диапазон яркости, снижающий засветки при контрастных сценах и шумы при слабом освещении). Этот фактор перевешивает различия матриц в эффективности преобразования света и соотношения сигнал/шум.
• Сравнивать целесообразно фотокамеры с одинаковыми размерами матриц и плотностью пикселей.
• Современные технологии заметно уменьшили зависимость качества изображения от размеров матрицы.

Поле зрения у кроп-матриц.
• В большинстве любительских съемок автора качество изображения мало звисит от используемой камеры с полнокадровой или 4/3 матрицей. Для профессиональных съемок в определенных жанрах может потребоваться очень выское качество изображений большого размера, которое можно добиться камерами с матрицами среднего (44–53 х 33–40 мм) или большого (9–12 см) формата.
• Для съемок на дальние дистанции и с малой диафрагмой (F1.2–1.4) на камерах с большими матрицами требуются тяжелые и дорогие объективы.
• На малой матрице (кроп) менее выражено затемнение по углам (виньетирование) и снижение резкости по краям кадра (мыло), особенно при использовании полнокадрового объектива.
• Большая зона резкости (грип) у камер с уменьшенной матрицей затрудняет размытие фона портретов (лицо издали), но полезна при съемке пейзажей, макро и репортажа, упрощает фокусировку.
• Для пересчета зоны резкости с полного кадра на кроп относительное диафрагменное число увеличивается на число кроп-ступеней. Если матрица в 2 раза меньше, то зона резкости увеличивается на две ступени. Например F1.2 на беззеркальной камере Olympus дает зону резкости как F2.4 на полнокадровой камере.
• Снимок на малой матрице дает изображение большего масштаба, которое на полнокадровой матрице получается с помощью более длинного (эквивалентное фокусное расстояние) и тяжелого объектива. Однако качество картинки в последнем случае будет выше, особенно при недостатке освещения. Также на современных камерах с большими матрицами есть режим APS-C.

Дифракция в зависимости от диафрагмы и размера пикселя.
• Разрешение (плотность пикселей) матриц фотокамер постоянно возрастает и заметно больше, чем у обычных мониторов.
• Более высокая плотность пикселей позволяет больше обрезать кадр, получить более детальное изображение, печатать на большом формате.
• С другой стороны малый датчик хуже улавливает свет, матрица с высоким разрешением повышает частоту микросмаза и требует меньшую выдержку (1/фокусное расстояние не работает, помогает стабилизация), возрастает отверстие диафрагмы, на которой появляется заметная дифракция и снижение резкости, требуется более качественная и дорогая оптика, нужно больше ресурсов для хранения и замедляется обработка изображений. Компактный формат (sRAW) немного ухудшает картинку.
• Матрица меньшего размера с большей плотностью малых пикселей (225 мм2, 9.1 Мп/см2, 3.4 мкм в Olympus E-M1II) при съемке на дальние расстояния может выдать более детальную картинку, чем обрезанное изображение с полнокадровой матрицы и небольшой плотностью пикселей (864 мм2, 5.2 Мп/см2, 4.4 мкм в Canon R5).

Разрешение 4К монитора и матриц фотокамер.
• Низкочастотный фильтр (Canon 5D/R5/R6, Sony a9) снижает муар (цветные волнообразные переливы на одежде и предметах с мелкой текстурой, оперении), но уменьшается резкость.
• Отсутствие низкочастотного фильтра (Olympus E-M1, Nikon Z7, Sony a7R) обеспечивает хорошую детализацию (полезно для пейзажей) ценой увеличения муара.
• Матрицы PDAF ряда камер со встроенными фазовыми датчиками (Sony, Panasonic) при определенном освещении могут вызвать появление полос.
• Последние беззеркальные камеры закрывают затвор при выключении, что позволяет защитить матрицу от пыли. Проблема пыли и прикипающей грязи особенно беспокоила пользователей камер Sony.
• Дефектные пиксели для практической фотографии обычно незначимы (исключая астрофотографию). Выявляются очень часто, даже на новых камерах (допускается не более 5), и могут исчезать.
• Для выявления поврежденных пикселей выставить выдержку 1 с, ISO 3200, отключить подавление шума, сделать снимок с закрытым крышкой объективом в RAW формате. Посмотреть на дисплее фотокамеры (кнопка INFO и видны "всплески" на гистограмме) или в редакторе. Дефекты устраняются автоматически при конвертации RAW файла в Lightroom или Photoshop. Если дефектные пиксели видны на низких ISO, то нужно убрать их в сервис-центре ремаппингом.
• Чистка матрицы: поднять зеркало (Sensor Cleaning меню), продуть грушей, не поможет — использовать оригинальный гель Sensor Gel Stick. Можно также протереть шваброй, лучше одноразовой или обернуть дважды безворсовой салфеткой и смочить чистящей жидкостью. Чистящая ручка Lenspen SensorKlear может помочь при сухих загрязнениях. Матрицу с системой стабилизации чистить очень осторожно. Нежелательно использовать обычный пылесос (поднимается пыль).

Соотношение разрешения матрицы и размеров печати 300 ppi.
Фотокамеры беззеркальные
• Беззеркальные фотоаппараты в связи с отсутствием зеркала и призмы для оптического формирования изображения в видоискателе легче и компактнее, имеют лучший автофокус, поскольку сенсор постоянно работает и обеспечивает фокусировку по всей площади матрицы, не имеют фронт-бэк фокуса, обеспечивают большую частоту кадров, могут снимать бесшумно, меньше вибрируют.
• Большой плюс, что электронный видоискатель отражает изображение на сенсоре с экспозицией и балансом белого, позволяет вывести много информации (гистограмма, подсветка зон в фокусе [focus peaking]).
• С другой стороны, электронный видоискатель не отражает реальность (хуже четкость и диапазон цветов), не калибруется, потребляет энергию, нередко ошибается при съемке динамичных сцен в жестких условиях.
• Электронный затвор обеспечивается обнулением заряда на матрице и дает большую серийную скорость, отсутствие шума и вибрации, долговечен, снижает износ механического затвора.
• Среди недостатков электронного затвора отмечают построчный перенос (rolling shutter) с искажением картинки и темными полосами при быстром движении объекта (на выдержках <1/500 c), эффекты от мерцающего светодиодного света (можно с электронной передней шторкой включить антифликер), невозможность использовать вспышку и длинные выдержки, небольшое снижение глубины цвета и ограничение высоких ISO, полосатые тени.
• Качество, величина и тяжесть объективов не зависят от наличия зеркала в фотокамере.
• Инфракрасная подсветка автофокуса на вспышках беззеркальных фотоаппаратов пока невозможна.
• Лучшие камеры использует фазовую фокусировку для приведения линз к требуемому фокусу.
• Зеркальные фотоаппараты пока имеют больший выбор объективов и значительно больший ресурс батареи (в 2–5 раз), но это преимущество постепенно уменьшается.

Оптическая схема беззеркальной (слева) и зеркальной (справа) камер.
Смартфоны
• Компактные размеры и малый вес многофункциональных смартфонов, оперативная публикация изображений весьма привлекательны.
• Качество изображений зависит от размеров матрицы, светлых объективов, оптической стабилизации, Raw (Dng) файлов.
• Лучшие (дорогие) смартфоны имеют неплохие сенсоры Sony (IMX686 1/1.7", 64 Мп) и Samsung (ISOCELL Bright HM1 1/1.3", 108 Мп; ISOCELL GN2 1/1.12", 50 Мп), но малые размеры фотосенсора хуже улавливают свет и картинка уступает хорошим фотокамерам.
• Крошечные несменяемые объективы (диаметр ~4 мм, толщина ~0.2 мм) сделаны обычно из пластмассы, оптически слабее стеклянных, не позволяют использовать полноценный оптический зум, слабо размывают фон. Проблема частично решается использованием нескольких объективов.
• Недостатки малых сенсоров и объективов компенсируются активной программной обработкой исходного изображения, включая коррекцию оптических искажений, подавление шума, виньетирования, хроматических аберраций.
• Смартфонами труднее пользоваться при неблагоприятной погоде и внешней среде.
• Смартфоны удобны для уличной фотографии, но проблематичны при съемке быстрых объектов и макро.
• Обычная фотокамера удобнее и позволяет управлять процессом (колесики, переключатели, джойстик, откидной экран, видоискатель, выступ для руки), который в смартфонах автоматизирован, получать творческие, индивидуализированные и воспроизводимые снимки.
Штативы
• Штатив позволяет часто получить более качественный снимок за счет устранения микросмазов (стабилизатор объектива отключить), правильной глубины резкости, низкого ISO.• Предпочтительнее карбоновые толстые трубки, которые лучше гасят вибрацию и легче алюминиевых.
• Чем больше секций, тем компактнее, но больше вибрация.
• Центральная колонна позволяет быстро регулировать высоту, но увеличивает вибрацию и мешает быстро разложить штатив на плоской поверхности.
• Зажимы типа клипсы (flip/lever lock) позволяют быстро подготовить штатив к работе, но цепляются и чаще ломаются в жестких условиях по сравнению с цанговыми зажимами (twist lock).
• Легкие штативы не подходят для тяжелых телеобъективов и длительной выдержки.
• Для повышения устойчивости штатива можно подвесить груз (на крючок в гнездо 1/4").
• Полезны малые штативы, позволяющие удерживать полнокадровую камеру со штатным объективом (Sunwayfoto T1A20D-T и T16C20N II, Manfrotto 209).
• Чтобы снимать макро или сверху полезны адаптеры с поднимающимися штангами (SUNWAYFOTO CCB-01, Leofoto HX-28 Center Column Tilt Adapter).
• Съемные нижние оконечники позволяют использовать шипы для льда и мягкого грунта.
• Для переноски штатива используют специальный чехол или ремень (Aircell ats70nm).
• Удобны два штатива: 3-секционные тяжелый и устойчивый (Gitzo GT3235S с головкой Markins Q20i) для большинства съемок, и легкий для походов.
Штативные головы
• Обычно в шаровой голове штатива используют малую ручку для ограничения горизонтального вращения головки и большую ручку для контроля движения шара с площадкой и камерой.
• Изменение положения камеры с объективом должно быть с умеренным усилием, но без спонтанного изменения позиции.
• В головах часто имеется ограничитель (отдельная ручка или винт на большой ручке), который препятствует резкому движению шара и камеры с объективом. Ограничитель исходно ослаблен и затягивается после подбора свободы перемещения камеры.
• Для некоторых видов статичной фотографии макро, пейзажа, небесных тел, архитектуры удобно позиционировать камеру с помощью 3D-головы, которая обеспечивает независимое перемещение по 3 плоскостям. Нередукторные головы (Sirui FD-01, Gitzo GHF3W) с длинными ручками удобнее, но менее точны, чем редукторные (Benro GD3WH + адаптер Manfrotto 120-38). Однако 3D-головы тяжелее и увеличивают время поиска кадра, не всем нравятся.
• Важно, чтобы система крепления соответствовала универсальному стандарту Arca Swiss, что позволит использовать устройства других производителей.
• Лучшие быстросъемные площадки имеют выступ, чтобы не крутилась камера (Markins PG-30U для Olympus E-M1II, PN600 для Canon 5DIV).
• Полезно, чтобы адаптер для быстросъемной площадки включал дополнительную страховку от выпадения камеры, имел винтовой (универсальный) зажим и уровень (Markins QR-48N, QR-60i). Кроме того, хорошие зажимы фиксируют площадки, отклоняющиеся от стандартного профиля ласточкин хвост (срез начинается ниже 1 мм от основания).
Другие устройства
• Монопод (Gitzo GM2541) полезен при съемке с телеобъективами, когда нужно часто перемещаться, поведение объекта трудно предсказать, при ограниченном пространстве. Стабилизатор объектива не отключать если выдержка не очень мала.
• Для повышения устойчивости на ровных поверхностях монопода можно использовать базу с 3 небольшими ножками (Benro VT2), но не в качестве замены треноги.
• Камеру со штативной головкой можно фиксировать на портативных площадках (Platypod Max Camera Support) и стекле автомобиля (Kirk WM-2 Multi-Purpose Window Mount).
Фотоаксессуары
• Ремень BlackRapid позволяет носить камеру у бедра с возможностью быстрого снимка.• Если отклеилась резиновая накладка камеры следует обезжирить поверхности и склеить двусторонней лентой (клей 3M 300LSE) или клеем (3M Black Super Weather Adhesive, CA4).
• Узнать мнение пользователей данного устройства можно в отзывах на Amazon и B&H.
• Фототехнику и акссессуары можно приобрести на Avito, AliExpress и eBay весьма недорого, особенно использованную или восстановленную (refurbished).
Аккумуляторы
• Необходимо достаточное количество батарей, которые удобно пометить (1/2/3 на клейкой ленте или */**/*** на детских наклейках).
• Батареи садятся быстрее при частом включении и выключении, лучше установить спящим режим.
• Неоригинальные батареи менее долговечны и надежны, однако значительно дешевле.
• Батарейная ручка обеспечивает комфорт при частых съемках в портретном положении и противовес телеобъективам, длительность фотосессии, возможность замены аккумуляторов без снятия со штатива, но увеличивает габариты и тяжесть.
• Длительную работу можно обеспечить с помощью каплера (фальш-аккумулятора) и адаптера питания для сети или power bank. Провод пропускают через специальное отверстие или отстегивают крышку батарейного отсека.
• В дороге полезны зарядное устройство с USB-кабелем (Nitecore, JJC) и накопитель энергии. Расчет заряда батареи Canon LP-E6NH 2130 мАч от легкого и защищенного Nitecore NB20000 20000 мАч: 20000/(2130*1.5) = 6 зарядок.
Карты памяти
• Карты памяти качественные и относительно недорогие Transcend, Kingston. Дороже и, возможно, надежнее Sandisk Extreme Pro или Lexar Professional, но бывают подделки.
• Для серийной съемки карты памяти должны иметь высокую скорость записи (обычно производитель крупно указывает скорость чтения), не менее 60 MB/s. Быстрые карты SDXC UHS-II со скоростью записи до 130 MB/s (V60) и 250 MB/s (V90).
• Ответственные съемки проводятся с дублированием на вторую карту или камеру.