Фотокамеры
"Фотографии — это фотограф" Стенли Грин

Создание фотографического изображения.
Хорошая фототехника позволяет получить изображение приемлемого качества в сложных условиях, облегчает съемки и обработку изображений. В разделе собраны советы профессиональных фотографов и авторские решения по улучшению качества фотоснимков. Требования к технике у фотографов весьма различаются и зависят от мастерства, решаемых задач, индивидуальных предпочтений, бюджета.
Полезные сайты
• Cambridge in Colour• Digital Camera Database
• DPReview
• DxOMark
• Photons to Photos
• Strolls with my Dog
• Выбирают не фотоаппарат а систему, включающую объективы, камеру, вспышки, батареи с учетом задач фотосъемки, перспектив, сервиса, продажи и стоимости.
• У каждой системы фототехники (Canon, Fujifilm, Nikon, Olympus/OM Digital Solutions, Sony) есть преимущества и недостатки, существенные или несущественные для фотографа.
• Качество снимков определяется уровнем фотографа, техническими возможностями камеры и объектива.
• Обновляют камеру и объективы с целью значительного увеличения возможностей съемки и качества картинки.
• На спортивных мероприятиях, свадьбах, репортаже удобно работать двумя камерами с одинаковым управлением (кнопки, диски) и разными объективами (телевик+штатный зум, штатный зум+фикс), что позволяет экономить время на смену объективов и настроек, избегать риска падения объективов и попадания пыли на матрицу.
• Хорошая эргономика камеры позволяет быстро и комфортно настраивать фотоаппарат и делать снимки, в том числе одной рукой.
• Для профессиональных фотографов важен ресурс механического затвора, замена которого затратна и часто требует юстировки объективов для зеркальных камер. Для камеры Canon 5DIV производитель гарантирует ресурс затвора 150 000 кадров, для Olympus E-M1II 400 000 кадров. Затворы профессиональных фотокамер могут многократно превышать заявленный ресурс.
• Большинство проблем фотоаппарата исправляются позднее новыми прошивками или доработанными версиями (лучше подождать год и после снижения цены купить последнюю версию, уточнив дату выпуска).
• После приобретения фотокамеры полезно закрыть дисплей защитным стеклом.
• После выхода новой версии камеры/объектива цена на предыдущую значительно снижается.

Относительные размеры матриц фотокамер и смартфонов.
Матрицы
• Площадь матриц для фотоаппаратов размера полного кадра, APS-C и 4/3 составляет около 860, 370 и 225 мм², а площадь матриц лучших смартфонов 98–129 мм² (1–1/1.12").• На большей матрице объект крупнее и получает больше света (при одинаковой светосиле объективов и экспозиции), соответственно изображение светлее, объемнее, с меньшими шумами (шире динамический диапазон яркости, снижающий засветки при контрастных сценах и шумы при слабом освещении). Этот фактор перевешивает различия матриц в эффективности преобразования света и соотношения сигнал/шум.
• Сравнивать целесообразно фотокамеры с одинаковыми размерами матриц и плотностью пикселей.
• Современные технологии заметно уменьшили зависимость качества изображения от размеров матрицы.

Поле зрения у кроп-матриц.
• В большинстве любительских съемок автора качество изображения мало звисит от используемой камеры с полнокадровой или 4/3 матрицей. Для профессиональных съемок в определенных жанрах может потребоваться очень выское качество изображений большого размера, которое можно добиться камерами с матрицами среднего (44–53 х 33–40 мм) или большого (9–12 см) формата.
• Для съемок на дальние дистанции и с малой диафрагмой (F1.2–1.4) на камерах с большими матрицами требуются тяжелые и дорогие объективы.
• На малой матрице (кроп) менее выражено затемнение по углам (виньетирование) и снижение резкости по краям кадра (мыло), особенно при использовании полнокадрового объектива.
• Большая зона резкости (грип) у камер с уменьшенной матрицей затрудняет размытие фона портретов (лицо издали), но полезна при съемке пейзажей, макро и репортажа, упрощает фокусировку.
• Для пересчета зоны резкости с полного кадра на кроп относительное диафрагменное число увеличивается на число кроп-ступеней. Если матрица в 2 раза меньше, то зона резкости увеличивается на две ступени. Например F1.2 на беззеркальной камере Olympus дает зону резкости как F2.4 на полнокадровой камере.
• Снимок на малой матрице дает изображение большего масштаба, которое на полнокадровой матрице получается с помощью более длинного (эквивалентное фокусное расстояние) и тяжелого объектива. Однако качество картинки в последнем случае будет выше, особенно при недостатке освещения. Также на современных камерах с большими матрицами есть режим APS-C.

Дифракция в зависимости от диафрагмы и размера пикселя.
• Разрешение (плотность пикселей) матриц фотокамер постоянно возрастает и заметно больше, чем у обычных мониторов.
• Более высокая плотность пикселей позволяет больше обрезать кадр, получить более детальное изображение, печатать на большом формате.
• С другой стороны малый датчик хуже улавливает свет, матрица с высоким разрешением повышает частоту микросмаза и требует меньшую выдержку (1/фокусное расстояние не работает, помогает стабилизация), возрастает отверстие диафрагмы, на которой появляется заметная дифракция и снижение резкости, требуется более качественная и дорогая оптика, нужно больше ресурсов для хранения и замедляется обработка изображений. Компактный формат (sRAW) немного ухудшает картинку.
• Матрица меньшего размера с большей плотностью малых пикселей (225 мм2, 9.1 Мп/см2, 3.4 мкм в Olympus E-M1II) при съемке на дальние расстояния может выдать более детальную картинку, чем обрезанное изображение с полнокадровой матрицы и небольшой плотностью пикселей (864 мм2, 5.2 Мп/см2, 4.4 мкм в Canon R5).

Разрешение 4К монитора и матриц фотокамер.
• Низкочастотный фильтр (Canon 5D/R5/R6, Sony a9) снижает муар (цветные волнообразные переливы на одежде и предметах с мелкой текстурой, оперении), но уменьшается резкость.
• Отсутствие низкочастотного фильтра (Olympus E-M1, Nikon Z7, Sony a7R) обеспечивает хорошую детализацию (полезно для пейзажей) ценой увеличения муара.
• Матрицы PDAF ряда камер со встроенными фазовыми датчиками (Sony, Panasonic) при определенном освещении могут вызвать появление полос.
• Последние беззеркальные камеры закрывают затвор при выключении, что позволяет защитить матрицу от пыли. Проблема пыли и прикипающей грязи особенно беспокоила пользователей камер Sony.
• Дефектные пиксели для практической фотографии обычно незначимы (исключая астрофотографию). Выявляются очень часто, даже на новых камерах (допускается не более 5), и могут исчезать.
• Для выявления поврежденных пикселей выставить выдержку 1 с, ISO 3200, отключить подавление шума, сделать снимок с закрытым крышкой объективом в RAW формате. Посмотреть на дисплее фотокамеры (кнопка INFO и видны "всплески" на гистограмме) или в редакторе. Дефекты устраняются автоматически при конвертации RAW файла в Lightroom или Photoshop. Если дефектные пиксели видны на низких ISO, то нужно убрать их в сервис-центре ремаппингом.
• Чистка матрицы: поднять зеркало (Sensor Cleaning меню), продуть грушей, не поможет — использовать оригинальный гель Sensor Gel Stick. Можно также протереть шваброй, лучше одноразовой или обернуть дважды безворсовой салфеткой и смочить чистящей жидкостью. Чистящая ручка Lenspen SensorKlear может помочь при сухих загрязнениях. Матрицу с системой стабилизации чистить очень осторожно. Нежелательно использовать обычный пылесос (поднимается пыль).

Соотношение разрешения матрицы и размеров печати 300 ppi.
Беззеркальные фотокамеры
• Беззеркальные фотоаппараты в связи с отсутствием зеркала и призмы для оптического формирования изображения в видоискателе легче и компактнее, имеют лучший автофокус, поскольку сенсор постоянно работает и обеспечивает фокусировку по всей площади матрицы, не имеют фронт-бэк фокуса, обеспечивают большую частоту кадров, могут снимать бесшумно, меньше вибрируют.• Большой плюс, что электронный видоискатель отражает изображение на сенсоре с экспозицией и балансом белого, позволяет вывести много информации (гистограмма, подсветка зон в фокусе [focus peaking]).
• С другой стороны, электронный видоискатель не отражает реальность (хуже четкость и диапазон цветов), не калибруется, потребляет энергию, нередко ошибается при съемке динамичных сцен в жестких условиях.
• Электронный затвор обеспечивается обнулением заряда на матрице и дает большую серийную скорость, отсутствие шума и вибрации, долговечен, снижает износ механического затвора.
• Среди недостатков электронного затвора отмечают построчный перенос (rolling shutter) с искажением картинки и темными полосами при быстром движении объекта (на выдержках <1/500 c), эффекты от мерцающего светодиодного света (можно с электронной передней шторкой включить антифликер), невозможность использовать вспышку и длинные выдержки, небольшое снижение глубины цвета и ограничение высоких ISO, полосатые тени.
• Качество, величина и тяжесть объективов не зависят от наличия зеркала в фотокамере.
• Инфракрасная подсветка автофокуса на вспышках беззеркальных фотоаппаратов пока невозможна.
• Лучшие камеры использует фазовую фокусировку для приведения линз к требуемому фокусу.
• Зеркальные фотоаппараты пока имеют больший выбор объективов и значительно больший ресурс батареи (в 2–5 раз), но это преимущество постепенно уменьшается.

Оптическая схема беззеркальной (слева) и зеркальной (справа) камер.
Смартфоны
• Компактные размеры и малый вес многофункциональных смартфонов, оперативная публикация изображений весьма привлекательны.• Качество изображений зависит от размеров матрицы, светлых объективов, оптической стабилизации, Raw (Dng) файлов.
• Лучшие (дорогие) смартфоны имеют неплохие сенсоры Sony (Sony IMX890 1/1.55" 50 Мп, IMX989 1" 50 Мп) и Samsung (ISOCELL GN5 1/1.57" 50 Мп, ISOCELL HP2 1/1.3" 200 Мп), но малые размеры фотосенсора хуже улавливают свет и картинка уступает хорошим фотокамерам.
• Крошечные несменяемые объективы (диаметр ~4 мм, толщина ~0.2 мм) сделаны обычно из пластмассы, оптически слабее стеклянных, не позволяют использовать полноценный оптический зум, слабо размывают фон. Проблема частично решается использованием нескольких объективов.
• Недостатки малых сенсоров и объективов компенсируются активной программной обработкой исходного изображения, включая коррекцию оптических искажений, подавление шума, виньетирования, хроматических аберраций.
• Смартфонами труднее пользоваться при неблагоприятной погоде и внешней среде.
• Смартфоны удобны для уличной фотографии, но проблематичны при съемке быстрых объектов и макро.
• Обычная фотокамера удобнее и позволяет управлять процессом (колесики, переключатели, джойстик, откидной экран, видоискатель, выступ для руки), который в смартфонах автоматизирован, получать творческие, индивидуализированные и воспроизводимые снимки.
Дроны
DJI Mini 3 Pro
• Сенсор 1/1.3", 48 Мп, видео 1080p, 30 к/с.
• Объектив 6.7 мм, F1.7.
• Дистанция работы контроллера 12 км, время работы 4 ч.
• Высота до 500 м.
• Горизонтальная скорость 21/C–36/N–57/S км/ч.
• Время работы 34 мин без ветра (47 мин в режиме Flight Battery Plus).
• Вес 249 г (не требует регистрации).
• Зарядка 30Вт, 12В.
Приемы фотографии с дрона
• Подобрать оптимальную высоту (часто 100–150 м).
• Съемка с небольшой высоты придает динамику.
• Популярный ракурс прямо вниз.
• Установить запись фото в raw/dng-формате.
Использование дрона
• Доверять полностью сенсорами нельзя, контролируйте визуально, по камере и сообщениям.
• В сильный ветер взлетать против ветра и возврат по ветру.
• Защита от столкновений может ошибаться над водой, снегом, в тумане.
• Над водой полеты нежелательны: датчики неточно определяют препятствие (отключить нижние сенсоры), проблемы с автопосадкой, не найти при потере, часто ветра.
• Влага (туман и дождь) опасна для электроники.
• Если рядом птицы, можно вертикально поднять/опустить дрон.
• Батарея разряжается быстрее против ветра, на морозе, в разряженном воздухе, спонтанно (до ~65% за нед).
• Неправомерные требования посадить дрон и сменить курс можно трактовать как захват воздушного судна.
• Полезные приспособления: ремешок на шею для пульта управления, экран от Солнца для смарфтона.
Взлет дрона
• Взлет и посадку проводить с рук, что не требует ровной площадки и страхует от попадания пыли и песка.
• Зимой подождать пока разогреется батарея до 20°C после включения и только потом взлетать.
• Калибрировать компас при новом полете для лучшего управления.
• Дождаться поиска спутников и проверить координаты точки старта на карте. В случае обрыва связи дрон сам вернется на точку взлета.
Посадка дрона
• Летать в городе проблематично (люди, машины, полиция, охрана), в настройках установить не возврат на точку взлета, а немедленное снижение.
• Если дрон уносит ветром над землей, сажайте сразу, если над водой — в спорт режим и немедленно на сушу.
• Устанавить высоту возврата на 20 м выше самого высокого предмета в округе, тогда при потери связи дрон взлетит вверх и благополучно вернется.
• Если схватить дрон и резко перевернуть — он выключит моторы (экстренная остановка полета).
• При сильном ветре посадить и поймать дрон сложно, накинуть сверху ткань и ловить в плед.