Фототехника
"Фотографии — это фотограф" Стенли Грин

Семья фотокамер.
Хорошая фототехника позволяет получить изображение приемлемого качества в сложных условиях, облегчает съемки и обработку изображений. В разделе собраны советы профессиональных фотографов и авторские решения по улучшению качества фотоснимков. Требования к технике у фотографов весьма различаются и зависят от мастерства, решаемых задач, индивидуальных предпочтений, бюджета.
Полезные сайты
• B&H• Digital Camera Database
• DPReview
• DxOMark
• Imaging Resource, Comparometer
• Photons to Photos
• Sans Mirror
• Strolls with my Dog
• The Center Column

Создание фотографического изображения.
Фотокамеры
• Выбирают не фотоаппарат а систему, включающую объективы, камеру, вспышки, батареи с учетом задач фотосъемки, перспектив, сервиса, продажи и стоимости.• У каждой системы фототехники (Canon, Fujifilm, Nikon, Olympus, Sony) есть преимущества и недостатки, существенные или несущественные для фотографа.
• Качество снимков определяется уровнем фотографа, техническими возможностями камеры и объектива.
• Обновляют камеру и объективы с целью значительного увеличения возможностей съемки и качества картинки.
• На спортивных мероприятиях, свадьбах, репортаже удобно работать двумя камерами с одинаковым управлением (кнопки, диски) и разными объективами (телевик+штатный зум, штатный зум+фикс), что позволяет экономить время на смену объективов и настроек, избегать риска падения объективов и попадания пыли на матрицу.
• Хорошая эргономика камеры позволяет быстро и комфортно настраивать фотоаппарат и делать снимки, в том числе одной рукой.
• Для профессиональных фотографов важен ресурс механического затвора, замена которого затратна и часто требует юстировки объективов для зеркальных камер. Для камеры Canon 5DIV производитель гарантирует ресурс затвора 150 000 кадров, для Olympus E-M1III 400 000 кадров. Затворы профессиональных фотокамер могут многократно превышать заявленный ресурс.
• Большинство проблем фотоаппарата исправляются позднее новыми прошивками или доработанными версиями (лучше подождать год и после снижения цены купить последнюю версию, уточнив дату выпуска).
• После приобретения фотокамеры полезно закрыть дисплей защитным стеклом.
• После выхода новой версии камеры/объектива цена на предыдущую значительно снижается.
Матрицы
• Площадь матриц размера полного кадра, APS-C, 4/3 и смартфонов составляет около 860, 370, 225 и 27–96 мм² соответственно.
• На большей матрице объект крупнее и получает больше света (при одинаковой светосиле объективов и экспозиции), соответственно изображение светлее, объемнее, с меньшими шумами (шире динамический диапазон яркости, снижающий засветки при контрастных сценах и шумы при слабом освещении). Этот фактор перевешивает различия матриц в эффективности преобразования света и соотношения сигнал/шум.

Относительные размеры матриц фотокамер и смартфонов.
• Сравнивать целесообразно фотокамеры с одинаковыми размерами матриц и плотностью пикселей.
• Современные технологии заметно уменьшили зависимость качества изображения от размеров матрицы.
• В большинстве любительских съемок автора качество изображения мало звисит от используемой камеры с полнокадровой или 4/3 матрицей. Для профессиональных съемок в определенных жанрах может потребоваться очень выское качество изображений большого размера, которое можно добиться камерами с матрицами среднего (44–53 х 33–40 мм) или большого (9–12 см) формата.
• Для съемок на дальние дистанции и с малой диафрагмой (F1.2–1.4) на камерах с большими матрицами требуются тяжелые и дорогие объективы.
• На малой матрице (кроп) менее выражено затемнение по углам (виньетирование) и снижение резкости по краям кадра (мыло), особенно при использовании полнокадрового объектива.
• Большая зона резкости (грип) у камер с уменьшенной матрицей затрудняет размытие фона портретов (лицо издали), но полезна при съемке пейзажей, макро и репортажа, упрощает фокусировку.
• Для пересчета зоны резкости с полного кадра на кроп относительное диафрагменное число увеличивается на число кроп-ступеней. Если матрица в 2 раза меньше, то зона резкости увеличивается на две ступени. Например F1.2 на беззеркальной камере Olympus дает зону резкости как F2.4 на полнокадровой камере.
• Снимок на малой матрице дает изображение большего масштаба, которое на полнокадровой матрице получается с помощью более длинного (эквивалентное фокусное расстояние) и тяжелого объектива. Однако качество картинки в последнем случае будет выше, особенно при недостатке освещения. Также на современных камерах с большими матрицами есть режим APS-C.

Поле зрения у кроп-матриц.
• Разрешение (плотность пикселей) матриц фотокамер постоянно возрастает и заметно больше, чем у обычных мониторов.
• Более высокая плотность пикселей позволяет больше обрезать кадр, получить более детальное изображение, печатать на большом формате.
• С другой стороны малый датчик хуже улавливает свет, матрица с высоким разрешением повышает частоту микросмаза и требует меньшую выдержку (1/фокусное расстояние не работает, помогает стабилизация), возрастает отверстие диафрагмы, на которой появляется заметная дифракция и снижение резкости, требуется более качественная и дорогая оптика, нужно больше ресурсов для хранения и замедляется обработка изображений. Компактный формат (sRAW) немного ухудшает картинку.
• Матрица меньшего размера с большей плотностью малых пикселей (225 мм2, 9.1 Мп/см2, 3.3 мкм в Olympus E-M1II) при съемке на дальние расстояния может выдать более детальную картинку, чем обрезанное изображение с полнокадровой матрицы и небольшой плотностью пикселей (864 мм2, 3.5 Мп/см2, 5.4 мкм в Canon 5DIV).

Разрешение 4К монитора и матриц фотокамер.
• Низкочастотный фильтр (Canon 5D/R5/R6, Sony a9) снижает муар (цветные волнообразные переливы на одежде и предметах с мелкой текстурой, оперении), но уменьшается резкость.
• Отсутствие низкочастотного фильтра (Olympus E-M1, Nikon Z7, Sony a7R) обеспечивает хорошую детализацию (полезно для пейзажей) ценой увеличения муара.
• Матрицы PDAF ряда камер со встроенными фазовыми датчиками (Sony, Panasonic) при определенном освещении могут вызвать появление полос.
• Последние беззеркальные камеры закрывают затвор при выключении, что позволяет защитить матрицу от пыли. Проблема пыли и прикипающей грязи особенно беспокоила пользователей камер Sony.
• Дефектные пиксели для практической фотографии обычно незначимы (исключая астрофотографию). Выявляются очень часто, даже на новых камерах (допускается не более 5), и могут исчезать.
• Для выявления поврежденных пикселей выставить выдержку 1 с, ISO 3200, отключить подавление шума, сделать снимок с закрытым крышкой объективом в RAW формате. Посмотреть на дисплее фотокамеры (кнопка INFO и видны "всплески" на гистограмме) или в редакторе. Дефекты устраняются автоматически при конвертации RAW файла в Lightroom или Photoshop. Если дефектные пиксели видны на низких ISO, то нужно убрать их в сервис-центре ремаппингом.
• Чистка матрицы: поднять зеркало (Sensor Cleaning меню), продуть грушей, не поможет — использовать оригинальный гель Sensor Gel Stick. Можно также протереть шваброй, лучше одноразовой или обернуть дважды безворсовой салфеткой и смочить чистящей жидкостью. Чистящая ручка Lenspen SensorKlear может помочь при сухих загрязнениях. Матрицу с системой стабилизации чистить очень осторожно. Нежелательно использовать обычный пылесос (поднимается пыль).

Соотношение разрешения матрицы и размеров печати 300 ppi.
Фотокамеры беззеркальные
• Беззеркальные фотоаппараты в связи с отсутствием зеркала и призмы для оптического формирования изображения в видоискателе легче и компактнее, имеют лучший автофокус, поскольку сенсор постоянно работает и обеспечивает фокусировку по всей площади матрицы, не имеют фронт-бэк фокуса, обеспечивают большую частоту кадров, могут снимать бесшумно, меньше вибрируют.
• Большой плюс, что электронный видоискатель отражает изображение на сенсоре с экспозицией и балансом белого, позволяет вывести много информации (гистограмма, подсветка зон в фокусе [focus peaking]).
• С другой стороны, электронный видоискатель не отражает реальность (хуже четкость и диапазон цветов), не калибруется, потребляет энергию, нередко ошибается при съемке динамичных сцен в жестких условиях.
• Электронный затвор обеспечивается обнулением заряда на матрице и дает большую серийную скорость, отсутствие шума и вибрации, долговечен, снижает износ механического затвора.
• Среди недостатков электронного затвора отмечают построчный перенос (rolling shutter) с искажением картинки и темными полосами при быстром движении объекта (на выдержках <1/500 c), эффекты от мерцающего светодиодного света (можно с электронной передней шторкой включить антифликер), невозможность использовать вспышку и длинные выдержки, небольшое снижение глубины цвета и ограничение высоких ISO, полосатые тени.
• Качество, величина и тяжесть объективов не зависят от наличия зеркала в фотокамере.
• Инфракрасная подсветка автофокуса на вспышках беззеркальных фотоаппаратов пока невозможна.
• Лучшие камеры использует фазовую фокусировку для приведения линз к требуемому фокусу.
• Зеркальные фотоаппараты пока имеют больший выбор объективов и значительно больший ресурс батареи (в 2–5 раз), но это преимущество постепенно уменьшается.

Оптическая схема беззеркальной (слева) и зеркальной (справа) камер.
Смартфоны
• Компактные размеры и малый вес многофункциональных смартфонов, оперативная публикация изображений весьма привлекательны.
• Качество изображений зависит от размеров матрицы, светлых объективов, оптической стабилизации, Raw (Dng) файлов.
• Лучшие (дорогие) смартфоны имеют неплохие сенсоры Sony (IMX686 1/1.7", 64 Мп) и Samsung (ISOCELL Bright HM1 1/1.3", 108 Мп; ISOCELL GN2 1/1.12", 50 Мп), но малые размеры фотосенсора хуже улавливают свет и картинка уступает хорошим фотокамерам.
• Крошечные несменяемые объективы (диаметр ~4 мм, толщина ~0.2 мм) сделаны обычно из пластмассы, оптически слабее стеклянных, не позволяют использовать полноценный оптический зум, слабо размывают фон. Проблема частично решается использованием нескольких объективов.
• Недостатки малых сенсоров и объективов компенсируются активной программной обработкой исходного изображения, включая коррекцию оптических искажений, подавление шума, виньетирования, хроматических аберраций.
• Смартфонами труднее пользоваться при неблагоприятной погоде и внешней среде.
• Смартфоны удобны для уличной фотографии, но проблематичны при съемке быстрых объектов и макро.
• Обычная фотокамера удобнее и позволяет управлять процессом (колесики, переключатели, джойстик, откидной экран, видоискатель, выступ для руки), который в смартфонах автоматизирован, получать творческие, индивидуализированные и воспроизводимые снимки.
Штативы и моноподы
• Штатив позволяет часто получить более качественный снимок за счет устранения микросмазов, правильной глубины резкости, низкого ISO.• Предпочтительнее более надежный цанговый зажим (клипсы чаще ломаются), карбоновые толстые трубки (лучше гасится вибрация), съемные нижние оконечники (шипы для льда, камней, мягкого грунта), штативная площадка без прокладки.
• Удобны два штатива: тяжелый и устойчивый (Gitzo GT3235S с головкой Markins Q20i) для большинства съемок, относительно легкий (Manfrotto 190CX3 с головкой Sirui K-10X) для походов. Стабилизатор объектива отключить.
• Легкие штативы не подходят для тяжелых телеобъективов и длительной выдержки.
• Полезны малые штативы, позволяющие удерживать полнокадровую камеру со штатным объективом (Sunwayfoto T1A20D-T, Manfrotto 209, Leofoto LS-223C, Oben CTT-1000).
• Для повышения устойчивости штатива можно подвесить груз.
• Монопод (Gitzo GM2541) полезен при съемке с телеобъективами, когда нужно часто перемещаться, поведение объекта трудно предсказать, при ограниченном пространстве. Стабилизатор объектива не отключать если выдержка не очень мала.
• Камеру со штативной головкой можно фиксировать на портативных площадках (Platypod Max Camera Support) и стекле автомобиля (Kirk WM-2 Multi-Purpose Window Mount).
• Для переноски штатива используют специальный чехол или ремень (Aircell ats70nm).
Штативные головы
• Обычно в шаровой голове штатива используют малую ручку для ограничения горизонтального вращения головки и большую ручку для контроля движения шара с площадкой и камерой.
• Изменение положения камеры с объективом должно быть с умеренным усилием, но без спонтанного изменения позиции.
• В головах часто имеется ограничитель (отдельная ручка или винт на большой ручке), который препятствует резкому движению шара и камеры с объективом. Ограничитель исходно ослаблен и затягивается после подбора свободы перемещения камеры.
• Для некоторых видов статичной фотографии макро, пейзажа, небесных тел, архитектуры удобно позиционировать камеру с помощью 3D-головы, которая обеспечивает независимое перемещение по 3 плоскостям. Нередукторные головы (Sirui FD-01, Gitzo GHF3W) с длинными ручками удобнее, но менее точны, чем редукторные (Benro GD3WH + адаптер Manfrotto 120-38). Однако 3D-головы тяжелее и увеличивают время поиска кадра, не всем нравятся.
• Важно, чтобы система крепления соответствовала универсальному стандарту Arca Swiss, что позволит использовать устройства других производителей.
• Лучшие быстросъемные площадки имеют выступ, чтобы не крутилась камера (Markins PG-30U для Olympus E-M1II, PN600 для Canon 5DIV).
• Полезно, чтобы адаптер для быстросъемной площадки включал дополнительную страховку от выпадения камеры, имел винтовой (универсальный) зажим и уровень (Markins QR-48N). Кроме того, хорошие зажимы фиксируют площадки, отклоняющиеся от стандартного профиля ласточкин хвост (срез начинается ниже 1 мм от основания).
Фотоаксессуары
• Для редактирования фотографий незаменим графический планшет (лучшие Wacom).• Если отклеилась резиновая накладка камеры следует обезжирить поверхности и склеить двусторонней лентой (клей 3M 300LSE) или клеем (3M Black Super Weather Adhesive, CA4).
• Узнать мнение пользователей данного устройства можно в отзывах на Amazon и B&H.
• Фототехнику и акссессуары можно недорого приобрести на Avito, AliExpress и eBay (избегайте Фотосклад.ру).
Аккумуляторы
• Необходимо достаточное количество батарей, которые удобно пометить (1/2/3 на клейкой ленте или */**/*** на детских наклейках).
• Батареи садятся быстрее при частом включении и выключении, лучше установить спящим режим.
• Неоригинальные батареи менее долговечны и надежны, однако значительно дешевле.
• Батарейная ручка обеспечивает комфорт при частых съемках в портретном положении и противовес телеобъективам, длительность фотосессии, возможность замены аккумуляторов без снятия со штатива, но увеличивает габариты и тяжесть.
• Длительную работу можно обеспечить с помощью каплера (фальш-аккумулятора) и адаптера питания для сети или power bank. Провод пропускают через специальное отверстие или отстегивают крышку батарейного отсека.
• В дороге полезны зарядное устройство с USB-кабелем (Nitecore, JJC) и накопитель энергии. Расчет заряда батареи Canon LP-E6NH 2130 мАч от легкого и защищенного Nitecore NB20000 20000 мАч: 20000/(2130*1.5) = 6 зарядок.
Карты памяти
• Карты памяти качественные и относительно недорогие Transcend, Kingston. Дороже и, возможно, надежнее Sandisk Extreme Pro или Lexar Professional, но бывают подделки.
• Для серийной съемки карты памяти должны иметь высокую скорость записи (обычно производитель крупно указывает скорость чтения), не менее 60 MB/s. Быстрые карты SDXC UHS-II со скоростью записи до 130 MB/s (V60) и 250 MB/s (V90).
• Ответственные съемки проводятся с дублированием на вторую карту или камеру.
Крепление
• Ремень BlackRapid позволяет носить камеру у бедра с возможностью быстрого снимка.
• Для фотокамер и нетяжелых осветителей удобно использовать кронштейн с вариабельным положением типа Magic Arm.
• Неплохая и недорогая стойка с воздушным амортизатором Falcon Eyes FEL-3050A/B.0.
• Стойки предпочитают для тяжелого оборудования, длинных журавлей с противовесом, на выездах. Для устойчивости можно прикрепить противовес.
• В тесных студиях, для неровного пола, гибкой манипуляции, нетяжелого оборудования удобны С-стенды, требущие часто утяжелительных мешков.