Объективы
"Настоящие объективы фотокамеры — это сердце и душа" Юсуф Карш
Качество картинки в большей степени определяют возможности объектива, включая светосилу, разрешение, контрастность (резкость), фокусировку, размытие фона и субъективно оцениваемые свойства, влияющие на восприятие изображения. Совершенствование оптики происходит достаточно медленно, в отличие от электроники, поэтому фотокамеры меняются гораздо чаще, чем объективы.
Полезные сайты
• DxOMark• Fredmiranda, Reviews
• Lensrentals
• LensTip.com
• MyWed Analytics
• OpticalLimits
Объективы

Рис. 1. Кривизна поля изображения объективов.
• Объективы выбираются для определенных задач с учетом индивидуальных предпочтений: портрет (Canon 85mm F1.8), архитектура (Canon 16–35mm F4 IS), макро (Sigma 150mm F2.8), события на улице (Canon 70–200mm F4 IS), в помещении (Canon 35mm F2 IS), птицы (Olympus 300mm F4 IS + телеконвертер), ночное небо (Rokinon 14mm F2.4). Вместе с тем "специализация" объективов относительна.
• Универсальные объективы (Canon 24–70mm F2.8, Olympus 12–40mm F2.8) удобнее для съемок с меняющимися сценами, поездок и походов, но уступают по качеству картинки, светосиле и дисторсии объективам с фиксированным фокусным расстоянием.
• Для художественной/творческой съемки портретов предпочитают объективы с фиксированным фокусным расстоянием.
• Чтобы скорректировать искажения перспективы зданий или получить резкое изображение всего небольшого предмета, расположенного под углом к фотоаппарату, для коммерческой съемки используют дорогие тилт-шифт (tilt-shift) объективы.
• Стабилизация изображения помогает снять с рук неподвижный объект на длинных выдержках в условиях недостаточного освещения. Однако возрастает вес объектива, может ухудшиться изображение и потребляется энергия батареи.
• Объективы со стабилизатором нужно снимать с камеры после выключения камеры, тогда стабилизатор паркуется.
• На коротких выдержках (днем) и умеренных фокусных расстояниях (до 100 мм) включение стабилизации изображения снижает резкость в связи с дополнительными движениями в конструкции объектива. Отключать при выдержке меньше 1/500 с или на штативе.
• Большинство фильтров можно имитировать в редакторе, за исключением поляризационного.
• Поляризационный (круговой) фильтр не пропускает отраженный свет и устраняет блики на воде, позволяя лучше видеть дно и другие объекты, а также гасит цветные рефлексы. Кроме того, поляризационный фильтр пропускает меньше света и работает как нейтральный фильтр, что полезно при съемке снега. Поляризационный фильтр не используют при рассеянном освещении (пасмурная погода) и съемке через стекло.
Качество

Рис. 2. Разброс разрешения разных копий двух фикс-объективов (Lensrentals).
• Существует разброс качества объективов, наименьший у известных производителей, поэтому конкретные экземпляры могут заметно отличаться по разрешающей способности и резкости (рис. 2).
• Объективы Sigma (фиксы серии Art) и Tamron (15–30mm F2.8 VC, 24–70mm F2.8 VC) могут даже превосходить объективы производителей камер и обычно дешевле. Возможные проблемы с автофокусом (чаще у Sigma) в большинстве случаев решаются настройкой и обновлением прошивки через usb-станцию самостоятельно или лучше в сервис-центре.
• Недорогие объективы Rokinon/Samyang могут иметь отличное качество оптики, но большая вариабельность экземпляров требует тщательной проверки перед покупкой (Lensrentals).
• Восстановленная (refurbished) техника включает бывшую в пользовании или отремонтированную производителем, продается дешевле и обычно с меньшим гарантийным сроком.
MTF график

Рис. 3. График MTF оценки объектива Canon 28mm F2.8 IS. Синие линии на диафрагме F8, черные на F2.8.
• Резкость определяется контрастом между деталями изображения, а разрешение влияет на выделение мелких структур.
• Для оценки качества объектива используют MTF (Modulation Transfer Function) график (рис. 3), позволяющий оценить контрастность и разрешение объектива на разном расстоянии от центра кадра.
• Чем выше и более плоский график, тем лучше.
• Приемлемый уровень разрешения/контрастности выше 0.6, а объективы высокого класса обеспечивают стойкий уровень больше 0.8–0.9.
• Плоский график характеризует близость разрешения в центре и по краям объектива, что влияет на точность автофокуса, важно для съемок архитектуры и пейзажей, портретов с расположением лица у края кадра, печати очень больших изображений.
• Расхождение сагитальных и меридиональных линий к краю объектива характеризует более выраженные хроматические аберрации и астигматизм.
• MTF графики разных производителей сравнивать нельзя.

Рис. 4. График MTF50 оценки объектива Olympus M.Zuiko 45mm F1.2.
• График MTF50 используют для оценки разрешающей способности объектива на разных диафрагмах (рис. 4).
• Максимальные значения графика MTF50 соответствуют лучшему разрешению и контрастности для данной диафрагмы.
Фокусное расстояние

Рис. 5. Углы зрения объективов с разным фокусным расстоянием.
• Телеобъективы сокращают глубину резкости и перспективу, увеличивают область вне фокуса (боке), а широкоугольные объективы, наоборот, увеличивают глубину резкости и перспективу, уменьшают степень размытия фона (рис. 5).
• Широкоугольные объективы сильнее подвержены бликам ввиду малой бленды и большей площади изображения.
• Чем больше диапазон фокусных расстояний объектива, тем хуже картинка.
• Объективы с постоянным фокусным расстоянием (фиксы) при сравнении с имеющими переменное фокусное расстояние (зумы) светлее, с более интересным рисунком, резче и четче (при уменьшении диафрагмы), но неудобны когда нужно быстро сменить план с крупного на общий или приспособиться к размерам помещения.
• Чтобы получить сопоставимый угол зрения на камере с малой матрицей нужен объектив с меньшим фокусным расстоянием (рис. 6).

Рис. 6. Углы зрения объективов с матрицами разной величины.
Светосила объектива
• Светосила обычно градуируется с шагом в один (1EV) стоп, что соответствует изменению светосилы в 2 раза (рис. 7), или в треть (1/3EV) стопа [F1.2, 1.4, 1.6, 1.8, 2, 2.2, 2.5, 2.8, ...].• Светлые объективы пропускают больше света, что всегда хорошо для фотографии, имеют лучший рисунок, а при уменьшении диафрагмы резче, чем более темные объективы на открытой диафрагме.
• Чем светлее объектив, тем он больше и тяжелее, медленнее автофокус и выше стоимость.
• Светлые объективы (F1.2–1.4) для полнокадровых камер нельзя сделать легкими и компактными ввиду ограничений, связанных с законами физики.
• Светосильный объектив обеспечивает минимальную глубину резкости, короткие выдержки для быстрых процессов и кристальную резкость (диафрагмируем до F8–11 и снимаем со штатива).
• Объектив с широкой диафрагмой (F1.2–1.8) используют для размытия фона и акцента на главном, получения "объемности" снимка, а также съемок в темных помещениях.
• В то же время при открытой диафрагме снижается резкость, особенно по краям, чаще проблемы с фокусировкой, усиливаются хроматические аберрации.
• Выделить главное можно не только уменьшая глубину резкости, но и с помощью композиции, света и цвета.
• Часто комфорт при работе с нетяжелым оборудованием важнее небольшого повышения качества фотоснимков.
• При сильно зажатой диафрагме после определенного порога падает разрешение из-за дифракции. Обычно граница дифракции находится на диафрагме F6–11 (Canon 5DIV — F8.6, Canon R5 — F7.1), далее чем меньше диафрагма, тем ниже разрешение и хуже изображение.

Рис. 7. Относительные отверстия диафрагмы объективов с шагом в 1 стоп.
Защита объектива
• Лучшая защита, это бленда. Недорогие бленды выпускает JJC.• Если камера с объективом и блендой в рабочем состоянии помещена в сумку, то при ударе возможно заклинивание бленды.
• Не надевать защитную крышку, чтобы не потерять время и саму крышку.
• В запыленной среде не менять объектив (можно в специальной сумке или автомобиле). При замене держать камеру (можно не выключать) объективом вниз, если ветер не поднимает пыль с земли.
• На прогулку лучше брать только один объектив.
• Пыль внутри объектива (особенно зумы без защиты от непогоды) обычное явление, есть даже в новых. Пыль (и даже царапина) не влияет на изображение, поскольку не находится в зоне фокусировки, и соответственно чистка не нужна.
• В случае кальциевой сетки после высыхания капель воды сначала используется жидкость для линз, а затем полируем Lenspen.
• Полезны защитные и ультрафиолетовые фильтры.
• Современные технологичные покрытия линз нужно беречь.
Фильтры
• Лучшие фильтры производят B+W (XS-PRO MRC nano, латунная оправа реже залипает, особенно большого диаметра), Hoya (HD nano, устойчив к царапинам).• Продается много относительно недорогих подделок, смотрите в описании Brand: Schneider, Hoya или Marumi.
• Защитные и ультрафиолетовые фильтры снижают резкость, микроконтраст и повышают риск бликов.
• Популярные поляризационные фильтры устраняют отражение неба в воде, отблески и световые рефлексы снега, усиливают синеву неба и радугу.
Фокусировка
• Важно хорошо скомпоновать кадр и определить, что должно находиться в фокусе, а что остаться немного размытым.• Использование оптики с ручной фокусировкой значительно уменьшает оперативность, упускает много интересных кадров, приводит к преобладанию постановочных сюжетов.
• Фокусироваться нужно по четким контрастным границам светлое-темное.
• Ограничение диапазона расстояний на телеобъективах ускоряет фокусировку.
• Если фокусироваться центральным датчиком и потом перекадрировать, то можно легко выйти из узкой зоны резкости на небольших расстояниях от объекта при использовании открытой диафрагмы длиннофокусного объектива (для 85mm F1.8 на расстоянии 1 м грип составляет 1.5 см).
• При использовании светосильной оптики нужно сделать несколько фотографий с небольшим изменением фокусировки. При повторной съемке с одинаковой фокусировкой результат может немного отличаться.
• Светосильная оптика (F2.8 и больше) позволяет на зеркальных фотоаппаратах фокусироваться точнее с использованием более чувствительных сенсоров.
• Если боковые точки ненадежны, можно использовать ручной фокус.
• Объективы для зеркальных камер могут не покрывать всю зону автофокусных точек на матрице беззеркальных камер.
• Чем больше точек задействовано — тем быстрее фокус.
• Нельзя использовать центральную точку фокусировки при съемке детей и собак, движения которых непредсказуемы. В этих случаях можно задействовать 9 точек и фокусироваться в следящем режиме.
• Если активированы все точки автофокуса, то лучше поместить центральную точку на объект и полунажать кнопку спуска в течении полусекунды, пока камера не захватит правильный объект. После этого, пока вы держите кнопку спуска, камера будет передавать объект фокуса от точки к точке по мере того как объект будет перемещаться в поле видоискателя.

Рис. 8. Проверка автофокусного объектива на фронт-бэк фокус.
• Характеристики автофокуса (наличие, скорость, точность) определяются во многом объективом.
• Стабильность и точность фокусировки объектива может отличаться на разных камерах. Обычно у фотоаппаратов более высокого класса фокусировка стабильнее и точнее.
• Для проверки точности работы автофокусировки объектива на зеркальных камерах можно использовать устройство Datacolor SpiderLensCal (рис. 8). Нужно установить фотокамеру на штатив, сфокусироваться перпендикулярную оси объектива на центр квадрата и определить смещение фокуса по наклонной линейке. При необходимости провести коррекцию смещения автофокуса в фотокамере.
• Проблемы автофокуса могут быть решены юстировкой, лучше в сервис-центре.
• Подсветка автофокуса с помощью красного света в темных условиях используется на некоторых вспышках, синхронизаторах (нет в Canon ST-E3-RT, есть в Yongnuo YN-E3-RT II, Godox Xpro-C) и отдельных устройствах (Yongnuo YN12AF). В малых вспышках (Canon 430-RT III) часто имеется только одна светодиодная лампа и подсвечивается только центральная точка.