Фототехника
"Фотографии — это фотограф" Стенли Грин

Рис. 1. Семья фотокамер.
Фотография — это умение думать и видеть, не техника. Взгляд фотографа на событие, правда, эмоции, идея, сюжет важнее качества фотографии. Хорошая фототехника позволяет получить изображение приемлемого качества в сложных условиях, облегчает съемки и обработку изображений. В разделе собраны советы профессиональных фотографов и авторские решения по улучшению качества фотоснимков. Требования к технике у фотографов весьма различаются и зависят от мастерства, решаемых задач, индивидуальных предпочтений, бюджета.
Полезные сайты
• Camera Memory Speed• Camera Size
• Digital Camera Database
• DPReview
• DxOMark
• Imaging Resource, Comparometer
• Photons to Photos
• Sans Mirror
• Strolls with my Dog
• The Center Column

Рис. 2. Создание фотографического изображения.
Фотокамеры
• Выбирают не фотоаппарат а систему, включающую объективы, камеру, вспышки, батареи с учетом задач фотосъемки, перспектив, сервиса, продажи и стоимости.• У каждой системы фототехники (Canon, Fujifilm, Nikon, Olympus, Sony) есть преимущества и недостатки, существенные или несущественные для фотографа.
• Качество снимков определяется уровнем фотографа, техническими возможностями камеры и объектива (рис. 2).
• Обновляют камеру и объективы с целью значительного увеличения возможностей съемки и качества картинки.
• Удобно работать двумя камерами с одинаковым управлением (кнопки, диски) и разными объективами (телевик+штатный зум, штатный зум+фикс).
• Хорошая эргономика камеры позволяет быстро и комфортно настраивать фотоаппарат и делать снимки, в том числе одной рукой.
• Для профессиональных фотографов важен ресурс механического затвора, замена которого затратна и часто требует юстировки объективов для зеркальных камер. Для камеры Canon 5DIV производитель гарантирует ресурс затвора 150 000 кадров, для Olympus E-M1II 200 000 кадров. Затворы профессиональных фотокамер могут многократно превышать заявленный ресурс.
• Большинство проблем фотоаппарата исправляются позднее новыми прошивками или доработанными версиями (лучше подождать год и после снижения цены купить последнюю версию, уточнив дату выпуска).
• После приобретения фотокамеры полезно закрыть дисплей защитным стеклом.
• После выхода новой версии камеры/объектива цена на предыдущую значительно снижается.
Матрицы
• Площадь матриц размера полного кадра, APS-C, 4/3 и смартфонов составляет около 860, 370, 225 и 27–96 мм² соответственно (рис. 3).
• На крупную матрицу падает больше света (при одинаковой светосиле объективов), соответственно изображение лучше, светлее, объемнее, шире динамический диапазон яркости, снижающий засветки при контрастных сценах и шумы при слабом освещении.

Рис. 3. Относительные размеры матриц фотокамер и смартфонов.
• Сравнивать целесообразно фотокамеры с одинаковыми размерами матриц и плотностью пикселей.
• Современные технологии заметно уменьшили зависимость качества изображения от размеров матрицы.
• Для съемок на дальние дистанции и с малой диафрагмой (F1.2–1.4) на камерах с большими матрицами требуются тяжелые и дорогие объективы.
• На малой матрице (кроп) менее выражено затемнение по углам (виньетирование) и снижение резкости по краям кадра (мыло), особенно при использовании полнокадрового объектива.
• Большая зона резкости (грип) у камер с уменьшенной матрицей затрудняет размытие фона портретов (лицо издали), но полезна при съемке пейзажей, макро и репортажа, упрощает фокусировку.
• Для пересчета зоны резкости с полного кадра на кроп относительное диафрагменное число увеличивается на число кроп-ступеней. Если матрица в 2 раза меньше, то зона резкости увеличивается на две ступени. Например F1.2 на беззеркальной камере Olympus дает зону резкости как F2.4 на полнокадровой камере.
• Снимок на малой матрице дает изображение большего масштаба, которое на полнокадровой матрице получается с помощью более длинного (эквивалентное фокусное расстояние) и тяжелого объектива (рис. 4). Однако качество картинки в последнем случае будет выше, особенно при недостатке освещения. Также на современных камерах с большими матрицами есть режим APS-C.

Рис. 4. Поле зрения у кроп-матриц.
• Разрешение (плотность пикселей) матриц фотокамер постоянно возрастает и заметно больше, чем у обычных мониторов (рис. 5).
• Более высокая плотность пикселей позволяет больше обрезать кадр, получить более детальное изображение, печатать на большом формате (рис. 6).
• С другой стороны малый датчик хуже улавливает свет, матрица с высоким разрешением повышает частоту микросмаза и требует меньшую выдержку (1/фокусное расстояние не работает, помогает стабилизация), возрастает отверстие диафрагмы, на которой появляется заметная дифракция и снижение резкости, требуется более качественная и дорогая оптика, нужно больше ресурсов для хранения и замедляется обработка изображений. Компактный формат (sRAW) немного ухудшает картинку.
• Матрица меньшего размера с большей плотностью малых пикселей (225 мм2, 9.1 Мп/см2, 3.3 мкм в Olympus E-M1II) при съемке на дальние расстояния может выдать более детальную картинку, чем обрезанное изображение с полнокадровой матрицы и небольшой плотностью пикселей (864 мм2, 3.5 Мп/см2, 5.4 мкм в Canon 5DIV).

Рис. 5. Разрешение 4К монитора и матриц фотокамер.
• Низкочастотный фильтр (Canon 5D/R5/R6, Sony a9) снижает муар (цветные волнообразные переливы на одежде и предметах с мелкой текстурой, оперении), но уменьшается резкость.
• Отсутствие низкочастотного фильтра (Olympus E-M1, Nikon Z7, Sony a7R) обеспечивает хорошую детализацию (полезно для пейзажей) ценой увеличения муара.
• Матрицы PDAF ряда камер со встроенными фазовыми датчиками (Sony, Panasonic) при определенном освещении могут вызвать появление полос.
• Проблема беззеркальных камер Sony — быстрое появление прикипающей грязи на матрице, которая сложно удаляется и можно повредить покрытие и систему стабилизации при чистке.
• Дефектные пиксели для практической фотографии обычно незначимы (исключая астрофотографию). Выявляются очень часто, даже на новых камерах (допускается не более 5), и могут исчезать.
• Для выявления поврежденных пикселей выставить выдержку 1 с, ISO 3200, отключить подавление шума, сделать снимок с закрытым крышкой объективом в RAW формате. Посмотреть на дисплее фотокамеры (кнопка INFO и видны "всплески" на гистограмме) или в редакторе. Дефекты устраняются автоматически при конвертации RAW файла в Lightroom или Photoshop. Если дефектные пиксели видны на низких ISO, то нужно убрать их в сервис-центре ремаппингом.
• Чистка матрицы: поднять зеркало (Sensor Cleaning меню), продуть грушей, не поможет — использовать оригинальный гель Sensor Gel Stick. Можно также протереть шваброй, лучше одноразовой или обернуть дважды безворсовой салфеткой и смочить чистящей жидкостью. Чистящая ручка Lenspen SensorKlear может помочь при сухих загрязнениях. Матрицу с системой стабилизации чистить очень осторожно.

Рис. 6. Соотношение разрешения матрицы и размеров печати 300 ppi.
Фотокамеры беззеркальные
• Беззеркальные фотоаппараты в связи с отсутствием зеркала и призмы (рис. 7) для оптического формирования изображения в видоискателе легче и компактнее, имеют режим бесшумной съемки, дают меньше вибрации, обеспечивают большую частоту кадров, позволяют фокусироваться по всей площади матрицы, нет фронт-бэк фокуса.
• Большой плюс, что электронный видоискатель отражает изображение на сенсоре с экспозицией и балансом белого. Кроме того, нет зеркала (вибрация, шум) и фокусировочного экрана (пыль), много информации (гистограмма, подсветка зон в фокусе [focus peaking]).
• С другой стороны, электронный видоискатель не отражает реальность (хуже четкость и диапазон цветов), потребляет энергию, нередко ошибается при съемке динамичных сцен в жестких условиях.
• Электронный затвор обеспечивается обнулением заряда на матрице и дает большую серийную скорость, отсутствие шума и вибрации, долговечен, снижает износ механического затвора.
• Среди недостатков электронного затвора отмечают построчный перенос (rolling shutter) с искажением картинки и темными полосами при быстром движении объекта (на выдержках <1/500 c), эффекты от мерцающего света, невозможность использовать вспышку и длинные выдержки, небольшое снижение глубины цвета и ограничение высоких ISO, полосатые тени.
• Качество, величина и тяжесть объективов не зависят от наличия зеркала в фотокамере.
• Инфракрасная подсветка автофокуса на вспышках беззеркальных фотоаппаратов пока невозможна.
• Большинство беззеркальных камер использует фазовую фокусировку для приведения линз близко к требуемому фокусу, а затем контрастная фокусировка настраивает позицию максимально точно. Canon R использует только систему фазового фокуса.
• Зеркальные фотоаппараты пока имеют больший выбор объективов и ресурс батареи (в 2–5 раз), но это преимущество постепенно уменьшается.

Рис. 7. Оптическая схема зеркальной (слева) и беззеркальной (справа) камер.
Смартфоны
• Компактные размеры и малый вес многофункциональных смартфонов, оперативная публикация изображений весьма привлекательны.
• Лучшие (дорогие) смартфоны имеют неплохие сенсоры Sony (IMX686 1/1.7", 64 Мп) и Samsung (ISOCELL Bright HM1 1/1.3", 108 Мп; ISOCELL GN2 1/1.12", 50 Мп), но малые размеры фотосенсора хуже улавливают свет и картинка уступает хорошим фотокамерам.
• Крошечные несменяемые объективы (диаметр ~4 мм, толщина ~0.2 мм) сделаны обычно из пластмассы, оптически слабее стеклянных, не позволяют использовать полноценный оптический зум, слабо размывают фон. Проблема частично решается использованием нескольких объективов.
• Недостатки малых сенсоров и объективов компенсируются активной программной обработкой исходного изображения, включая коррекцию оптических искажений, подавление шума, виньетирования, хроматических аберраций.
• Смартфонами труднее пользоваться при неблагоприятной погоде и внешней среде.
• Обычная фотокамера удобнее и позволяет управлять процессом (колесики, переключатели, джойстик, откидной экран, видоискатель, выступ для руки), который в смартфонах автоматизирован, получать творческие, индивидуализированные и воспроизводимые снимки.
Фототехника для походов
• Для пешего похода оптимальна небольшая фотокамера с хорошей защитой от пыли и дождя (Olympus E-M5 или E-M1).• Один универсальный объектив с пылевлагозащитой (Olympus 12–40/2.8 или 12–100/4 IS).
• При необходимости можно дополнить штатный объектив легким светлым фиксом (Olympus 25/1.8 или Panasonic 15/1.7).
• Переднюю линзу объектива защитить фильтром и блендой.
• Может быть полезным поляризационный фильтр.
• Компактная фотосумка с чехлом от дождя для камеры с объективом (Lowepro Toploader Zoom 50 AW II).
• Внутрь сумки положить силикагель для устранения влаги.
• Фотосумку можно повесить на груди через плечо (меньше давит) и прижать ремешком рюкзака, при необходимости убрать в рюкзак.
• Взять батареи с запасом, одну батарею положить в закрывающийся карман. Зарядка, в машине автоинвертер 12–220 В с USB.
• Максимально уменьшить расход энергии (не пользоваться экраном камеры, стабилизатором, автоотключение).
• Карты памяти большого объема, отформатировать.
• Карандаш Lenspen, салфетки, ватные палочки, очищающая жидкость, груша.
• Сидушку можно использовать для защиты от яркого света.
• Для подсветки можно использовать фонари c размытым световым пятном и переменным фокусом: Acebeam EC50III (XHP70.2 4500/6000К, диффузор FR30), ZebraLight SC700Fd (XHP70.2, 5000K), налобный ZebraLight H600Fd (XHP50.2, 5000K).
Штативы и моноподы
• Штатив позволяет часто получить более качественный снимок за счет устранения микросмазов, правильной глубины резкости, низкого ISO.• Предпочтительнее более надежный цанговый зажим (клипсы чаще ломаются), карбоновые толстые трубки (лучше гасится вибрация), съемные нижние оконечники (шипы для льда, камней, мягкого грунта), штативная площадка без прокладки.
• Удобны два штатива: тяжелый и устойчивый (Gitzo GT3235S с головкой Markins Q20i) для большинства съемок, относительно легкий (Manfrotto 190CX3 с головкой Sirui K-10X) для походов. Стабилизатор объектива отключить.
• Легкие штативы не подходят для тяжелых телеобъективов и длительной выдержки.
• Полезны малые штативы, позволяющие удерживать полнокадровую камеру со штатным объективом (Sunwayfoto T1A20D-T, Sirui 3T-15, Manfrotto 209 с головкой 492).
• Для повышения устойчивости штатива можно подвесить груз.
• Монопод (Gitzo GM2541) полезен при съемке с телеобъективами, когда нужно часто перемещаться, поведение объекта трудно предсказать, при ограниченном пространстве. Стабилизатор объектива не отключать если выдержка не очень мала.
• Камеру со штативной головкой можно фиксировать на портативных площадках (Platypod Max Camera Support) и стекле автомобиля (Kirk WM-2 Multi-Purpose Window Mount).
Штативные головки
• Обычно в шаровой головке штатива используют малую ручку для ограничения горизонтального вращения головки и большую ручку для контроля движения шара с площадкой и камерой.
• Изменение положения камеры с объективом должно быть с умеренным усилием, но без спонтанного изменения позиции.
• В головках часто имеется ограничитель (отдельная ручка или винт на большой ручке), который препятствует резкому движению шара и камеры с объективом. Ограничитель исходно ослаблен и затягивается после подбора свободы перемещения камеры.
• Для некоторых видов фотографии архитектуры, пейзажа, звездного неба, макро некоторым удобно позиционировать камеру с помощью карданной 3D-головки (Benro GD3WH, площадка Arca-Swiss), которая обеспечивает независимое и точное перемещение по 3 плоскостям. Некарданные головки с длинными ручками менее точны. Однако 3D-головки тяжелее и увеличивают время поиска кадра, не всем нравятся.
• Наведение камеры в динамичной видеосъемке обеспечивают жидкостные головки (Manfrotto MVH502AH, MVH500AH), которые не подходят для фотографии: плавно и медленно двигаются, с длинной ручкой (не для видоискателя), нельзя перейти в портретное положение, тяжелые.
• Важно, чтобы система крепления соответствовала универсальному стандарту Arca Swiss, что позволит использовать устройства других производителей. Например, площадка с профилем ласточкин хвост, который начинается ниже 1 мм от основания, может не фиксироваться зажимом.
• Полезно, чтобы адаптер для быстросъемной площадки включал дополнительную страховку от выпадения камеры, имел винтовой (универсальный) зажим и уровень (Markins QR-48N).
• Лучшие быстросъемные площадки соответствуют стандарту Arca Swiss и содержат выступ, чтобы не крутилась камера (Markins: PG-30U для Olympus E-M1II, PN600 для Canon 5DIV).
Фотоаксессуары
• Карты памяти качественные и относительно недорогие Transcend. Дороже и, возможно, надежнее Sandisk Extreme Pro или Lexar Professional 2000x, но бывают подделки.• Для серийной съемки карты памяти должны иметь высокую скорость записи (обычно производитель крупно указывает скорость чтения), не менее 60 MB/s.
• Ответственные съемки проводятся с дублированием на вторую карту или камеру.
• Ремень BlackRapid позволяет удобно носить камеру у бедра с возможностью быстрого снимка.
• Для редактирования фотографий незаменим графический планшет (лучшие Wacom).
• Неплохая и недорогая стойка с воздушным амортизатором Falcon Eyes FEL-3050A/B.0.
• Стойки предпочитают для тяжелого оборудования, длинных журавлей с противовесом, на выездах. В тесных студиях, для неровного пола, гибкой манипуляции, нетяжелого оборудования удобны С-стенды.
• Если отклеилась резиновая накладка камеры следует обезжирить поверхности и склеить двусторонней лентой (клей 3M 300LSE) или клеем (3M Black Super Weather Adhesive, CA4).
• Узнать мнение пользователей данного устройства можно в отзывах на Amazon и B&H.
• Фототехнику и акссессуары можно недорого приобрести на Avito, eBay и AliExpress (избегайте Фотосклад.ру).
Аккумуляторы
• Необходимо достаточное количество батарей, которые удобно пометить (1/2/3 или */**/*** из детских наклеек).
• Батареи садятся быстрее при частом включении и выключении, лучше установить спящим режим.
• Неоригинальные батареи менее долговечны и надежны, однако значительно дешевле.
• Батарейная ручка обеспечивает комфорт при частых съемках в портретном положении и противовес телеобъективам, длительность фотосессии, возможность замены аккумуляторов без снятия со штатива, но увеличивает габариты и тяжесть.
• Длительную работу можно обеспечить с помощью каплера (фальш-аккумулятора) и адаптера питания для сети или power bank.
• В дороге может быть полезно зарядное устройство с USB-кабелем для подключения к накопителям энергии.