Фототехника


"Фотографии — это фотограф" Стенли Грин


Семья фотокамер
Рис. 1. Семья фотокамер.

Фотография — это умение думать и видеть, не техника. Взгляд фотографа на событие, правда, эмоции, идея, сюжет важнее качества фотографии. Хорошая фототехника позволяет получить изображение приемлемого качества в сложных условиях, облегчает съемки и обработку изображений. В разделе собраны советы профессиональных фотографов и авторские решения по улучшению качества фотоснимков. Требования к технике у фотографов весьма различаются и зависят от мастерства, решаемых задач, индивидуальных предпочтений, бюджета.
Полезные сайты
 • Camera Memory Speed
 • Camera Size
 • Digital Camera Database
 • DPReview
 • DxOMark
 • Imaging Resource, Comparometer
 • Photons to Photos
 • Sans Mirror
 • Strolls with my Dog
 • The Center Column
Формирование фотографического изображения
Рис. 2. Создание фотографического изображения.

Фотокамеры
 • Выбирают не фотоаппарат а систему, включающую объективы, камеру, вспышки, батареи с учетом задач фотосъемки, перспектив, сервиса, продажи и стоимости.
 • У каждой системы фототехники (Canon, Fujifilm, Nikon, Olympus, Sony) есть преимущества и недостатки, существенные или несущественные для фотографа.
 • Качество снимков определяется уровнем фотографа, техническими возможностями камеры и объектива (рис. 2).
 • Обновляют камеру и объективы с целью значительного увеличения возможностей съемки и качества картинки.
 • Удобно работать двумя камерами с одинаковым управлением (кнопки, диски) и разными объективами (телевик+штатный зум, штатный зум+фикс).
 • Хорошая эргономика камеры позволяет быстро и комфортно настраивать фотоаппарат и делать снимки, в том числе одной рукой.
 • Для профессиональных фотографов важен ресурс механического затвора, замена которого затратна и часто требует юстировки объективов для зеркальных камер. Для камеры Canon 5DIV производитель гарантирует ресурс затвора 150 000 кадров, для Olympus E-M1II 200 000 кадров. Затворы профессиональных фотокамер могут многократно превышать заявленный ресурс.
 • Большинство проблем фотоаппарата исправляются позднее новыми прошивками или доработанными версиями (лучше подождать год и после снижения цены купить последнюю версию, уточнив дату выпуска).
 • После приобретения фотокамеры полезно закрыть дисплей защитным стеклом.
 • После выхода новой версии камеры/объектива цена на предыдущую значительно снижается.

Матрицы
 • Площадь матриц размера полного кадра, APS-C, 4/3 и смартфонов составляет около 860, 370, 225 и 27–96 мм² соответственно (рис. 3).
 • На крупную матрицу падает больше света (при одинаковой светосиле объективов), соответственно изображение лучше, светлее, объемнее, шире динамический диапазон яркости, снижающий засветки при контрастных сценах и шумы при слабом освещении.

Относительные размеры сенсоров популярных фотоаппаратов
Рис. 3. Относительные размеры матриц фотокамер и смартфонов.

 • Сравнивать целесообразно фотокамеры с одинаковыми размерами матриц и плотностью пикселей.
 • Современные технологии заметно уменьшили зависимость качества изображения от размеров матрицы.
 • Для съемок на дальние дистанции и с малой диафрагмой (F1.2–1.4) на камерах с большими матрицами требуются тяжелые и дорогие объективы.
 • На малой матрице (кроп) менее выражено затемнение по углам (виньетирование) и снижение резкости по краям кадра (мыло), особенно при использовании полнокадрового объектива.
 • Большая зона резкости (грип) у камер с уменьшенной матрицей затрудняет размытие фона портретов (лицо издали), но полезна при съемке пейзажей, макро и репортажа, упрощает фокусировку.
 • Для пересчета зоны резкости с полного кадра на кроп относительное диафрагменное число увеличивается на число кроп-ступеней. Если матрица в 2 раза меньше, то зона резкости увеличивается на две ступени. Например F1.2 на беззеркальной камере Olympus дает зону резкости как F2.4 на полнокадровой камере.
 • Снимок на малой матрице дает изображение большего масштаба, которое на полнокадровой матрице получается с помощью более длинного (эквивалентное фокусное расстояние) и тяжелого объектива (рис. 4). Однако качество картинки в последнем случае будет выше, особенно при недостатке освещения. Также на современных камерах с большими матрицами есть режим APS-C.

Поле зрения у кроп-матриц
Рис. 4. Поле зрения у кроп-матриц.

 • Разрешение (плотность пикселей) матриц фотокамер постоянно возрастает и заметно больше, чем у обычных мониторов (рис. 5).
 • Более высокая плотность пикселей позволяет больше обрезать кадр, получить более детальное изображение, печатать на большом формате (рис. 6).
 • С другой стороны малый датчик хуже улавливает свет, матрица с высоким разрешением повышает частоту микросмаза и требует меньшую выдержку (1/фокусное расстояние не работает, помогает стабилизация), возрастает отверстие диафрагмы, на которой появляется заметная дифракция и снижение резкости, требуется более качественная и дорогая оптика, нужно больше ресурсов для хранения и замедляется обработка изображений. Компактный формат (sRAW) немного ухудшает картинку.
 • Матрица меньшего размера с большей плотностью малых пикселей (225 мм2, 9.1 Мп/см2, 3.3 мкм в Olympus E-M1II) при съемке на дальние расстояния может выдать более детальную картинку, чем обрезанное изображение с полнокадровой матрицы и небольшой плотностью пикселей (864 мм2, 3.5 Мп/см2, 5.4 мкм в Canon 5DIV).

Разрешение 4К монитора и матриц
Рис. 5. Разрешение 4К монитора и матриц фотокамер.

 • Низкочастотный фильтр (Canon 5D/R5/R6, Sony a9) снижает муар (цветные волнообразные переливы на одежде и предметах с мелкой текстурой, оперении), но уменьшается резкость.
 • Отсутствие низкочастотного фильтра (Olympus E-M1, Nikon Z7, Sony a7R) обеспечивает хорошую детализацию (полезно для пейзажей) ценой увеличения муара.
 • Матрицы PDAF ряда камер со встроенными фазовыми датчиками (Sony, Panasonic) при определенном освещении могут вызвать появление полос.
 • Проблема беззеркальных камер Sony — быстрое появление прикипающей грязи на матрице, которая сложно удаляется и можно повредить покрытие и систему стабилизации при чистке.
 • Дефектные пиксели для практической фотографии обычно незначимы (исключая астрофотографию). Выявляются очень часто, даже на новых камерах (допускается не более 5), и могут исчезать.
 • Для выявления поврежденных пикселей выставить выдержку 1 с, ISO 3200, отключить подавление шума, сделать снимок с закрытым крышкой объективом в RAW формате. Посмотреть на дисплее фотокамеры (кнопка INFO и видны "всплески" на гистограмме) или в редакторе. Дефекты устраняются автоматически при конвертации RAW файла в Lightroom или Photoshop. Если дефектные пиксели видны на низких ISO, то нужно убрать их в сервис-центре ремаппингом.
 • Чистка матрицы: поднять зеркало (Sensor Cleaning меню), продуть грушей, не поможет — использовать оригинальный гель Sensor Gel Stick. Можно также протереть шваброй, лучше одноразовой или обернуть дважды безворсовой салфеткой и смочить чистящей жидкостью. Чистящая ручка Lenspen SensorKlear может помочь при сухих загрязнениях. Матрицу с системой стабилизации чистить очень осторожно.

Соотношение разрешения матрицы и размеров печати
Рис. 6. Соотношение разрешения матрицы и размеров печати 300 ppi.

Фотокамеры беззеркальные
 • Беззеркальные фотоаппараты в связи с отсутствием зеркала и призмы (рис. 7) для оптического формирования изображения в видоискателе легче и компактнее, имеют режим бесшумной съемки, дают меньше вибрации, обеспечивают большую частоту кадров, позволяют фокусироваться по всей площади матрицы, нет фронт-бэк фокуса.
 • Большой плюс, что электронный видоискатель отражает изображение на сенсоре с экспозицией и балансом белого. Кроме того, нет зеркала (вибрация, шум) и фокусировочного экрана (пыль), много информации (гистограмма, подсветка зон в фокусе [focus peaking]).
 • С другой стороны, электронный видоискатель не отражает реальность (хуже четкость и диапазон цветов), потребляет энергию, нередко ошибается при съемке динамичных сцен в жестких условиях.
 • Электронный затвор обеспечивается обнулением заряда на матрице и дает большую серийную скорость, отсутствие шума и вибрации, долговечен, снижает износ механического затвора.
 • Среди недостатков электронного затвора отмечают построчный перенос (rolling shutter) с искажением картинки и темными полосами при быстром движении объекта (на выдержках <1/500 c), эффекты от мерцающего света, невозможность использовать вспышку и длинные выдержки, небольшое снижение глубины цвета и ограничение высоких ISO, полосатые тени.
 • Качество, величина и тяжесть объективов не зависят от наличия зеркала в фотокамере.
 • Инфракрасная подсветка автофокуса на вспышках беззеркальных фотоаппаратов пока невозможна.
 • Большинство беззеркальных камер использует фазовую фокусировку для приведения линз близко к требуемому фокусу, а затем контрастная фокусировка настраивает позицию максимально точно. Canon R использует только систему фазового фокуса.
 • Зеркальные фотоаппараты пока имеют больший выбор объективов и ресурс батареи (в 2–5 раз), но это преимущество постепенно уменьшается.

Оптическая схема зеркальной и беззеркальной камер
Рис. 7. Оптическая схема зеркальной (слева) и беззеркальной (справа) камер.

Смартфоны
 • Компактные размеры и малый вес многофункциональных смартфонов, оперативная публикация изображений весьма привлекательны.
 • Лучшие (дорогие) смартфоны имеют неплохие сенсоры Sony (IMX686 1/1.7", 64 Мп) и Samsung (ISOCELL Bright HM1 1/1.3", 108 Мп; ISOCELL GN2 1/1.12", 50 Мп), но малые размеры фотосенсора хуже улавливают свет и картинка уступает хорошим фотокамерам.
 • Крошечные несменяемые объективы (диаметр ~4 мм, толщина ~0.2 мм) сделаны обычно из пластмассы, оптически слабее стеклянных, не позволяют использовать полноценный оптический зум, слабо размывают фон. Проблема частично решается использованием нескольких объективов.
 • Недостатки малых сенсоров и объективов компенсируются активной программной обработкой исходного изображения, включая коррекцию оптических искажений, подавление шума, виньетирования, хроматических аберраций.
 • Смартфонами труднее пользоваться при неблагоприятной погоде и внешней среде.
 • Обычная фотокамера удобнее и позволяет управлять процессом (колесики, переключатели, джойстик, откидной экран, видоискатель, выступ для руки), который в смартфонах автоматизирован, получать творческие, индивидуализированные и воспроизводимые снимки.

Фототехника для походов
 • Для пешего похода оптимальна небольшая фотокамера с хорошей защитой от пыли и дождя (Olympus E-M5 или E-M1).
 • Один универсальный объектив с пылевлагозащитой (Olympus 12–40/2.8 или 12–100/4 IS).
 • При необходимости можно дополнить штатный объектив легким светлым фиксом (Olympus 25/1.8 или Panasonic 15/1.7).
 • Переднюю линзу объектива защитить фильтром и блендой.
 • Может быть полезным поляризационный фильтр.
 • Компактная фотосумка с чехлом от дождя для камеры с объективом (Lowepro Toploader Zoom 50 AW II).
 • Внутрь сумки положить силикагель для устранения влаги.
 • Фотосумку можно повесить на груди через плечо (меньше давит) и прижать ремешком рюкзака, при необходимости убрать в рюкзак.
 • Взять батареи с запасом, одну батарею положить в закрывающийся карман. Зарядка, в машине автоинвертер 12–220 В с USB.
 • Максимально уменьшить расход энергии (не пользоваться экраном камеры, стабилизатором, автоотключение).
 • Карты памяти большого объема, отформатировать.
 • Карандаш Lenspen, салфетки, ватные палочки, очищающая жидкость, груша.
 • Сидушку можно использовать для защиты от яркого света.
 • Для подсветки можно использовать фонари c размытым световым пятном и переменным фокусом: Acebeam EC50III (XHP70.2 4500/6000К, диффузор FR30), ZebraLight SC700Fd (XHP70.2, 5000K), налобный ZebraLight H600Fd (XHP50.2, 5000K).

Штативы и моноподы
 • Штатив позволяет часто получить более качественный снимок за счет устранения микросмазов, правильной глубины резкости, низкого ISO.
 • Предпочтительнее более надежный цанговый зажим (клипсы чаще ломаются), карбоновые толстые трубки (лучше гасится вибрация), съемные нижние оконечники (шипы для льда, камней, мягкого грунта), штативная площадка без прокладки.
 • Удобны два штатива: тяжелый и устойчивый (Gitzo GT3235S с головкой Markins Q20i) для большинства съемок, относительно легкий (Manfrotto 190CX3 с головкой Sirui K-10X) для походов. Стабилизатор объектива отключить.
 • Легкие штативы не подходят для тяжелых телеобъективов и длительной выдержки.
 • Полезны малые штативы, позволяющие удерживать полнокадровую камеру со штатным объективом (Sunwayfoto T1A20D-T, Sirui 3T-15, Manfrotto 209 с головкой 492).
 • Для повышения устойчивости штатива можно подвесить груз.
 • Монопод (Gitzo GM2541) полезен при съемке с телеобъективами, когда нужно часто перемещаться, поведение объекта трудно предсказать, при ограниченном пространстве. Стабилизатор объектива не отключать если выдержка не очень мала.
 • Камеру со штативной головкой можно фиксировать на портативных площадках (Platypod Max Camera Support) и стекле автомобиля (Kirk WM-2 Multi-Purpose Window Mount).

Штативные головки
 • Обычно в шаровой головке штатива используют малую ручку для ограничения горизонтального вращения головки и большую ручку для контроля движения шара с площадкой и камерой.
 • Изменение положения камеры с объективом должно быть с умеренным усилием, но без спонтанного изменения позиции.
 • В головках часто имеется ограничитель (отдельная ручка или винт на большой ручке), который препятствует резкому движению шара и камеры с объективом. Ограничитель исходно ослаблен и затягивается после подбора свободы перемещения камеры.
 • Для некоторых видов фотографии архитектуры, пейзажа, звездного неба, макро некоторым удобно позиционировать камеру с помощью карданной 3D-головки (Benro GD3WH, площадка Arca-Swiss), которая обеспечивает независимое и точное перемещение по 3 плоскостям. Некарданные головки с длинными ручками менее точны. Однако 3D-головки тяжелее и увеличивают время поиска кадра, не всем нравятся.
 • Наведение камеры в динамичной видеосъемке обеспечивают жидкостные головки (Manfrotto MVH502AH, MVH500AH), которые не подходят для фотографии: плавно и медленно двигаются, с длинной ручкой (не для видоискателя), нельзя перейти в портретное положение, тяжелые.
 • Важно, чтобы система крепления соответствовала универсальному стандарту Arca Swiss, что позволит использовать устройства других производителей. Например, площадка с профилем ласточкин хвост, который начинается ниже 1 мм от основания, может не фиксироваться зажимом.
 • Полезно, чтобы адаптер для быстросъемной площадки включал дополнительную страховку от выпадения камеры, имел винтовой (универсальный) зажим и уровень (Markins QR-48N).
 • Лучшие быстросъемные площадки соответствуют стандарту Arca Swiss и содержат выступ, чтобы не крутилась камера (Markins: PG-30U для Olympus E-M1II, PN600 для Canon 5DIV).
Фотоаксессуары
 • Карты памяти качественные и относительно недорогие Transcend. Дороже и, возможно, надежнее Sandisk Extreme Pro или Lexar Professional 2000x, но бывают подделки.
 • Для серийной съемки карты памяти должны иметь высокую скорость записи (обычно производитель крупно указывает скорость чтения), не менее 60 MB/s.
 • Ответственные съемки проводятся с дублированием на вторую карту или камеру.
 • Ремень BlackRapid позволяет удобно носить камеру у бедра с возможностью быстрого снимка.
 • Для редактирования фотографий незаменим графический планшет (лучшие Wacom).
 • Неплохая и недорогая стойка с воздушным амортизатором Falcon Eyes FEL-3050A/B.0.
 • Стойки предпочитают для тяжелого оборудования, длинных журавлей с противовесом, на выездах. В тесных студиях, для неровного пола, гибкой манипуляции, нетяжелого оборудования удобны С-стенды.
 • Если отклеилась резиновая накладка камеры следует обезжирить поверхности и склеить двусторонней лентой (клей 3M 300LSE) или клеем (3M Black Super Weather Adhesive, CA4).
 • Узнать мнение пользователей данного устройства можно в отзывах на Amazon и B&H.
 • Фототехнику и акссессуары можно недорого приобрести на Avito, eBay и AliExpress (избегайте Фотосклад.ру).

Аккумуляторы
 • Необходимо достаточное количество батарей, которые удобно пометить (1/2/3 или */**/*** из детских наклеек).
 • Батареи садятся быстрее при частом включении и выключении, лучше установить спящим режим.
 • Неоригинальные батареи менее долговечны и надежны, однако значительно дешевле.
 • Батарейная ручка обеспечивает комфорт при частых съемках в портретном положении и противовес телеобъективам, длительность фотосессии, возможность замены аккумуляторов без снятия со штатива, но увеличивает габариты и тяжесть.
 • Длительную работу можно обеспечить с помощью каплера (фальш-аккумулятора) и адаптера питания для сети или power bank.
 • В дороге может быть полезно зарядное устройство с USB-кабелем для подключения к накопителям энергии.