Архитектурная фотография


"Факт сам по себе неинтересен. Интересна точка зрения, с которой автор к нему подходит." Анри Картье-Брессон


Церковь Покрова на Нерли
Olympus OM-D E-M5, Olympus 12–40/2.8 (25 мм, F4.0, 1/1250 с, ISO 200).

Полезные сайты
 • Петр Ушанов
 • Iwan Baan
 • Yuri Palmin

Углы зрения широкоугольных объективов при съемке архитектуры
Углы зрения широкоугольного объектива Canon RF 10–20mm F4L IS STM при съемке архитектуры.

 • Архитектуру советуют снимать при солнечном свете (лучше не очень ярком, сквозь легкие облака), падающем на здание спереди.
 • В солнечную погоду появляются тени от рядом расположенных зданий и деревьев, особенно когда Солнце располагается низко. Можно фотографировать в разное время дня, чтобы найти период без ненужных теней на фасаде.
 • В пасмурную погоду здание кажется грустным, плоским, без теней теряется объем.
 • Современные здания часто лучше смотрятся в солнечную погоду, а старые утром или вечером.
 • Включение людей, автомобилей оживляет снимок и отражает время, но препятствует продажам если люди узнаваемы, видны номера и логотипы автомашины.
 • Не делайте известный объект основным в композиции (фрагмент, отражение, фон).
 • Если снимать здание прямо с фасада, оно будет казаться неестественным, поэтому снимать лучше несколько сбоку.
 • Для уменьшения перспективных искажений, свойственных широкоугольным объективам, фотокамера должна быть расположена ближе к центру изображения (снимать с более высокой точки: камера на поднятой руке, из окна 2–3 этажа дома напротив, с лестницы) и параллельно земле.
 • Важно расстояние, с которого производится съемка. Если можно, отойти подальше и использовать не весь кадр, а только необходимую часть.
 • Для городской съемки подойдет значение диафрагмы F11, а фокус навести на расстояние приблизительно 1/3 в глубину сцены.
 • Лучи от фонарей можно получить широкоугольным объективом с закрытой до F16–22 диафрагмой.
 • Длинная выдержка представляет людей в виде размытых пятен.
 • Перед поездкой в незнакомое место можно посмотреть сделанные ранее фотографии, облегчающие выбор предмета и условий съемки.
 • Лучше снимать с запасом свободного пространства, чтобы легче кадрировать и выравнивать перспективу.
 • Стараться избегать проводов на фоне сложного фасада.
 • Недокоррекция искажений в редакторе лучше перекоррекции. Сходящиеся вверх вертикальные линии более приемлемы, чем расходящиеся.
Съемка здания tilt-shift объективом
Съемка здания tilt-shift объективом.

Фототехника
 • Для фотографирования зданий в узких улочках или высоких строений нужны широкоугольные объективы (Canon 16–35/4L IS, RF 10–20/4L IS).
 • Лучше снять здание издали нормальным объективом, чем потом править искажения, вызванные широкоугольниками.
 • Предпочительнее объективы, которые сохраняют хорошее разрешение и контрастность по всему полю до краев (плоский MTF график) с минимальными хроматическими аберрациями.
 • Архитектурные детали лучше снимать телеобъективами (70–200/4L IS).
 • Очень дорогие тилт/шифт-объективы (Canon TS-E 17/4L, Laowa 15/4.5 Shift) позволяют выровнять перспективу или создать глубину резкости вдоль плоскости стены (интерьеры), что невозможно добиться на обычном объективе, даже сильно закрыв диафрагму.
 • Для съемки ночью использовать штатив или подручные средства (перила, парапет) и задержкой спуска. Не повышать ISO, лучше увеличить выдержку.
 • Точно позиционировать камеру с объективом удобнее с помощью редукторной 3D-головки, нежели шаровой.