Архитектурная фотография
"Факт сам по себе неинтересен. Интересна точка зрения, с которой автор к нему подходит." Анри Картье-Брессон
Olympus OM-D E-M5, Olympus 12–40/2.8 (25 мм, F4.0, 1/1250 с, ISO 200).
Полезные сайты
• Петр Ушанов• Architectural Photography Almanac
• Iwan Baan
• Yuri Palmin
Углы зрения широкоугольного объектива Canon RF 10–20mm F4L IS STM при съемке архитектуры.
• Включение людей, автомобилей оживляет снимок и отражает время, но препятствует продажам если люди узнаваемы, видны номера и логотипы автомашины.
• Не делайте известный объект основным в композиции (фрагмент, отражение, фон).
• Если снимать здание прямо с фасада, оно будет казаться неестественным, поэтому снимать лучше несколько сбоку.
• Для уменьшения перспективных искажений, свойственных широкоугольным объективам, фотокамера должна быть расположена ближе к центру изображения (снимать с более высокой точки: камера на поднятой руке, из окна 2–3 этажа дома напротив, с лестницы) и параллельно земле.
• Важно расстояние, с которого производится съемка. Если можно, отойти подальше и использовать не весь кадр, а только необходимую часть.
• Большую глубину резкости можно получить с помощью фокус-стекинга.
• Для городской съемки подойдет значение диафрагмы F11, а фокус навести на расстояние приблизительно 1/3 в глубину сцены.
• Длинная выдержка представляет людей в виде размытых пятен.
• Перед поездкой в незнакомое место можно посмотреть сделанные ранее фотографии, облегчающие выбор предмета и условий съемки.
• Лучше снимать с запасом свободного пространства, чтобы легче кадрировать и выравнивать перспективу.
• Стараться избегать проводов на фоне сложного фасада.
• Недокоррекция искажений в редакторе лучше перекоррекции. Сходящиеся вверх вертикальные линии более приемлемы, чем расходящиеся.
Свет
• Архитектуру советуют снимать при солнечном свете (лучше не очень ярком, сквозь легкие облака), падающем на здание спереди.
• В солнечную погоду появляются тени от рядом расположенных зданий и деревьев, особенно когда Солнце располагается низко. Можно фотографировать в разное время дня, чтобы найти период без ненужных теней на фасаде.
• В пасмурную погоду здание кажется грустным, плоским, без теней теряется объем.
• Современные здания часто лучше смотрятся в солнечную погоду, а старые утром или вечером.
• Лучи от фонарей можно получить широкоугольным объективом с закрытой до F16–22 диафрагмой.
Съемка здания tilt-shift объективом.
Фототехника
• Для фотографирования зданий в узких улочках или высоких строений нужны широкоугольные объективы (Canon 16–35/4L IS, RF 10–20/4L IS).• Лучше снять здание издали нормальным объективом, чем потом править искажения, вызванные широкоугольниками.
• Предпочительнее объективы, которые сохраняют хорошее разрешение и контрастность по всему полю до краев (плоский MTF график) с минимальными хроматическими аберрациями.
• Архитектурные детали лучше снимать телеобъективами (70–200/4L IS).
• Очень дорогие тилт/шифт-объективы (Canon TS-E 17/4L, Laowa 15/4.5 Shift) позволяют выровнять перспективу или создать глубину резкости вдоль плоскости стены (интерьеры), что невозможно добиться на обычном объективе, даже сильно закрыв диафрагму.
• Для съемки ночью использовать штатив или подручные средства (перила, парапет) и задержкой спуска. Не повышать ISO, лучше увеличить выдержку.
• Точно позиционировать камеру с объективом удобнее с помощью редукторной 3D-головки (Leofoto G20, G4), нежели шаровой.