Фотографии животных
"Самое прекрасное в природе — отсутствие человека" Блисс Карман

Canon 7D, Canon EF 100–400/4.5–5.6L IS, (238 мм, F4.5, 1/1000 с, ISO 400).
Полезные сайты
• Сергей Горшков• Secrets of Digital Bird Photography
• Фотография — это эмоции, поведение, отношение животного и среды, а не резкость...
• Животные не ожидают, пока фотограф подготовится к съемке, нужно быть готовым всегда.
• Если возможно, то не торопится сразу снимать, продумать ракурс, фон, свет, оценить среду, подождать интересного действия животного.
• Фотографировать как можно ближе к объекту (учитывать выбранный диапазон фокусировки).
• Включать пространство вокруг животного, чтобы не обрезать важные части.
• Обрезка кадра ухудшает качество снимка экспоненциально степени кропа.
• Важен настрой на определенный объект съемки (птицы на воде, насекомые на цветке).
• В кадр включать больше дополнительных объектов, соответствующих задаче.
• Естественный вид с уровня глаз стоящего человека, а необычный вид (снизу, сверху) привлекает внимание.
• Изучить особенности поведения животного.
• Одеваться в неяркие, естественные цвета. Если долго ждать, взять ветровку и теплую куртку в рюкзак. Не шуметь.
• Большинство млекопитающих имеют отличное обоняние и слух, но видят мир черно-белым. Если фотограф будет долго сидеть тихо и совершенно неподвижно, он может остаться незамеченным.
• Не гоняться за животным, оценить привычный маршрут перемещения и ждать.
• Основная часть фотографий "дикой природы" делается в туристический заповедниках из специальных укрытий, где прикормленные животные подходят близко и не боятся человека.
• Интересны пейзажи с животными, занимающими малую часть кадра.
• Проверять сразу качество снимков и перенастроить камеру, при необходимости.
Свет
• Солнце должно быть сзади фотографа.
• Важно, чтобы свет хорошо освещал животных, особенно голову.
• Лучше снимать после рассвета и перед закатом, когда свет мягкий и рассеянный.
• При сложном освещении использовать точечный замер экспозиции.
• В пасмурную погоду снимать можно, но цвета будут блеклые.
Птицы
• Птицы обладают отличной памятью, умеют считать, цветное зрение воспринимает ярко некоторые красители.
• Лучше не идти за птицей (исключая медленно плывущую утку с утятами), а найти место вероятного появления птицы и ждать.
• Подходить очень медленно, как можно ниже к земле, снимать бесшумно после каждого приближения. Чем быстрее приближаешься, тем скорее улетит.
• Определить комфортную для птицы дистанцию (переход вызывает беспокойное поведение) и нескольких дней-недель постепенно сокращать.
• Лучшие снимки, когда птица располагается на уровне объектива.
• Следить за полетом птицы глазами, использовать видоискатель когда готовы сделать снимок, снимать короткими очередями.
• Сидящих птиц можно снимать одной точкой автофокуса (с точечным замером экспозиции), летящих птиц — только группой точек фокусировки.
• Часто используют автофокус 5х5. Снимок летящей птицы на фоне неба возможен с использованием всех автофокусных точек, но не на фоне воды с отражением и рябью.
• Автофокус может фиксироваться на большем теле, близком крыле, отражении в воде, а не голове и глазах (надежнее по 1 точке).
• Для "заморозки" медленно двигающихся птиц обычно используют выдержку 1/500–1500 с, быстро двигающихся 1/800–1500 с, медленно летящих 1/2000–3200 c, быстро летящих 1/2500–8000 c. Чтобы размыть движение крыльев выдержку снижают до 1/30 с.
• Яркое небо и белые птицы могут привести к недоэкспонированию снимка, требуется установить компенсацию экспозиции +1 или +2.
• При съемке водоплавающих птиц ярким днем полезен поляризационный фильтр для устранения бликов и рефлексов на воде.
• Полезно поместить водоплавающую птицу в край кадра и сфокусироваться, когда она вплывет в кадр.

Olympus E-M1III, Olympus 12–40/2.8, (40 мм, F2.8, 1/8000 с, ISO 200).
Фототехника
• Перед съемками протестировать фототехнику и планируемые приемы фотографирования.• Для съемок дикой природы с необходимостью долгой ходьбы с фототехникой удобна компактная и защищенная от непогоды система Micro 4/3.
• Заранее настроить технику, проверить установки, готовность снимать в любой момент.
• Использование для дальних съемок фотоаппаратов с меньшими матрицами и высокой плотностью пикселей позволяет заметно уменьшить вес и стоимость системы, однако ухудшается качество изображения при недостатке света (меньше света, выше шумы, уже диапазон яркости). Соответственно снижается приемлемое ISO (~800 вместо 3200).
• На полнокадровых камерах с большом разрешением можно использовать кроп-режим APS-C, что позволит уменьшить угол зрения (например, получить картинку с разрешением 17 Мп и "увеличением" х1.6 на камере Canon R5).
• Низкочастотные фильтры позволяют устранить муар на оперении, но снижают резкость, которую восстанавливают при проявке RAW-файла в редакторе (Sharpening подобрать по картинке: Radius 0.5–1, Detail 70, Amount 80).
• Бесшумная съемка с электронным затвором, поскольку животные обладают отличным слухом.
• Очень полезно AutoISO в режиме M (или A), что позволяет контролировать выдержку и глубину резкости при сохранении достаточного света.
• Обычно выдержка для быстро-двигающихся животных ≥1/1250 с, гуляющих животных или стоящих птиц ~1/500 с, статичных животных ~1/250 с.
• Стабилизация полезна для стоящих животных, но не быстро двигающихся, когда используются выдержки более 1/500–1000 с.
• Важен большой ресурс батареи, их достаточный запас, возможность заряжать от power bank.
• Сумка с секциями для 2–3 объективов, телеобъектив на моноподе в петлю сумки для быстрого использования.
Автофокус
• Заранее подготовиться к появлению животного (установить телевик на монопод, настроить камеру с автофокусом в следящем режиме, одну или группу точек фокусировки).
• Важно, чтобы автофокус следил за объектом с перефокусировкой (режим Low в Olympus E-M1II), а не по первому кадру (режим High).
• Удобно быстрое переключение пользовательскиих режимов: стандартный (точечный автофокус, 1 точка, стабилизация), для динамичных объектов (следящий автофокус, группа точек, без стабилизации).
• Если разнести фокусировку и спуск затвора на разные кнопки, то можно использовать следящий AF и снимать нужные эпизоды (птица в полете), однократно сфокусироваться и потом снимать без перефокусировки (объект за растениями).
• Ограничить работу автофокуса диапазоном расстояний для ускорения работы и повышения вероятности захвата объекта.
Объектив
• На съемку не брать фототехнику для всех задач, ограничиться одной-двумя (универсальный объектив + телевик с экстендером на моноподе или макрообъектив, кольца и штатив).
• Удобны две камеры: одна с телевиком, другая со штатным объективом.
• Фотографировать больших животных можно объективами 300–600 мм, а для птиц нужно более 600 мм.
• Если возможно, не использовать телеконвертер, снижающий качество картинки и точность автофокуса.
Штатив, монопод
• Для стационарных съемок взять штатив с карданной головой, для динамичных (частая смена мест) удобнее монопод.
• Для резкости можно установить фотоаппарат на штатив, расслабить шаровую головку, включить стабилизацию и вести животное, когда оно остановится — нажать на спуск.
• Съемка птиц в полете тяжелыми телеобъективами облегчается с помощью карданных (Benro GH2) или ориентированных на видео штативных головок (Manfrotto 502AH), которые позволяют подвешивать систему объектив–камера в точке центра тяжести и легко перемещать по горизонтали и вертикали.
• Чтобы снимать лесных и полевых птиц удобно носить камеру с телеобъективом, прикрепленным через кольцо с лапкой к моноподу при необходимости часто перемещаться или к штативу, если съемка со стационарного положения в месте частого появления объекта.