Портретная фотография
"В редкие только мгновения человеческое лицо выражает главную черту свою" Федор Достоевский
Canon R5, Canon RF 50/1.2 (50 мм, F2.2, 1/160 с, ISO 200).
• Нужно показать не как человек выглядит, а кто он.
• Во время беседы портретируемый забывает, что он позирует и может на мгновенье показать свой характер. Можно сказать, что делаем тестовые снимки для настройки фотокамеры.
• Для получения стоящего кадра порой требуется сделать много снимков.
• Настоящая улыбка отражает состояние человека.
• Лучше сидя, туловище повернуто немного под углом.
• Детей фотографировать на уровне их роста или ниже.
• Сделать много серийных снимков выступающего, чтобы получить выразительное лицо приемлемым ртом, перед началом выступления, в период жестикуляции.
• Фокусироваться лучше по глазам.
• Рекомендуют снимать в вертикальной ориентации фотокамеры, чтобы уменьшить свободное пространство.
• Дефекты кожи корректируются макияжем и последующим ретушированием в графическом редакторе.
• Над головой не должно быть много пространства, можно даже обрезать верхнюю часть головы.
• В групповом/парном портрете люди должны стояли близко друг к другу (не рядами). Хорошо сгруппировать вокруг какого-то объекта (стол, колонна).
Смотреть на фотографа. Диафрагму зажимают так, чтобы кадр был резок по всему полю (F8–11).
• Черно-белые портреты часто более выразительны, цвет не отвлекает.
Фототехника
• Снимать на минимальных ISO, идеально до 200, хорошо до 800.• Если нужно выбрать между длительной выдержкой и поднятием ISO, то лучше поднять ISO, чем получить смаз.
• При частом использовании вертикального положения фотокамеры помогает батарейная ручка с спуском.
Объектив
• Лучше разрешение и контрастность, меньше искажений в центре объектива.
• Портреты снимают длиннофокусными объективами (85–135 мм на полный кадр) на максимальном удалении (не менее 1.5–3 метров) для уменьшения искажения лица, размытия фона и увеличения зоны резкости.
• Съемка широкоугольником (35 мм) с близкого расстояния позволяет включать среду, однако удлиняется лицо. Лицо поместить ближе к центру, чтобы уменьшить искажения. Зона резкости заметно больше (для 35/1.4 на расстоянии 1 и 3 м грип будет 7 и 62 см), чем у телевиков.
• Объективы с фиксированным фокусным расстоянием обеспечивают более красивые и резкие снимки, с мягким размытием фона.
• Чем длиннее фокусное расстояние, тем больше размытие фона (боке), позволяющее сосредоточить взгляд на лице.
• Часто достаточно диафрагмы F4, чтобы получить ограниченную глубину резкости. При большой диафрагме на небольших расстояниях зона резкости мала (для 85/1.8 и расстоянии 1 м грип 1.5 см) и возрастает риск промаха, особенно при фокусировке по наиболее чувствительной центральной точке и перекадрировании.
• Большая дистанция при съемке объективом 135 мм требует пространства и затрудняет контакт, позволяющий в беседе получить естественное выражение лица.
• Лучшие портретные объективы создают мягкое и красивое размытие фона.
• Для портрета важны высокое разрешение и контрастность объектива, особенно по центру кадра.
• Портреты с включением среды (жанровые), ростовые и групповые снимают объективом 50 мм, для съемок с включением среды можно использовать 35 мм.
• В студийных съемках важны детали, поэтому обычно устанавливают диафрагму F8–16 (с фоном), минимальное ISO и максимальную синхронизацию со вспышками (1/200 с).
Свет
• Лучший свет от окна, фотоаппарат у самого окна, а объект в 2 м напротив окна. Избегать пятен света и тени.
• Использование вспышки, направленной в лицо, устраняет тени и детали, включая морщины.
• Если используется вспышка, то применяют механический затвор.
• В яркий солнечный день, особенно если солнце сзади объекта, используют заполняющую вспышку (с рассеянным светом) для смягчения теней.
• Осветитель направляют сбоку и сверху вниз, как мы привыкли видеть в естественной среде.
• Для создания очень мягкого света (женский портрет), расположить софтбокс ближе и направить на лицо край, а не более яркий центр.
• Свет отражается в очках, особенно темных — лучше снять.
• Тарелка с сотами позволяет сосредоточить свет на лице. Нельзя смотреть на тарелку, иначе исчезнет черный зрачок.
• Вспышку иногда используют для получения спонтанных/случайных кадров.
• При съемке в помещении со вспышкой фон должен быть далеко от портретируемого для исключения резкой тени (или снять по второй шторке).
Фон
• Чтобы усилить размытие можно приблизиться к объекту или увеличить расстояние до фона.
• Фон не должен отвлекать от лица, без множества мелких деталей. Позади не должно быть нежелательных предметов (дерево, столб) и фона, мешающего размытию (листья, ветки...).
• Фон лучше освещать отдельным осветителем.