Макрофотография


"Самое банальное было и всегда будет самым трудным для изображения" Роберт Вальзер


Макрофотография стрекозы
Canon 350D, Canon 100/2.8 Macro (100 мм, F8, 1/100 с, ISO 200).

Полезные сайты
 • Leon Baas
 • Don Komarechka
 • Barry Webb
 • Macroclub.org
 • MACROID
 • MacroWorld.ru
 • Nikon Small World
 • Фотографировать с несколькими вариантами ракурса (сразу сложно оценить лучший).
 • Важно получить резкий объект и приятный фон, что бывает непростой задачей.
 • Для красоты снимка важен размытый фон, убрать мешающие предметы, не увеличивать без необходимости зону резкости, использовать сумку для фототехники.
 • Можно выставить приблизительный масштаб съемки, поймать объект в видоискатель, найти ракурс и приближать фотоаппарат к объекту, пока плоскость резкости не пройдет там, где нужно и нажать спуск.
 • Перед сменой места съемки внимательно осмотреться, может что-то осталось на земле.

Насекомые
 • Лучше снимать утром незадолго до и после восхода солнца, когда насекомые малоподвижны, есть роса.
 • Для съемки насекомых полезно одеться в камуфляж с мелкими пятнами (+ наколенники), двигаться медленно, пригибаясь, избегать тени впереди, искать любимые места посадки (стрекозы), приманить (сироп, лужица) и терпеливо ждать.
 • При отсутствии солнца и температуре ниже 18°C насекомые исчезают.
 • Для насекомых фокусное расстояние 100 мм часто мало (у Canon 100/2.8 минимальное расстояние 30 см или 13 см от передней линзы), что неудобно и насекомые не позволят.
 • Более динамичные снимки насекомых получаются с нижнего ракурса.
 • Вспышка дает блики от панцирей насекомых.

Цветы
 • Цветы одного вида в природе очень разные, в отличие от выращенных искусственно.
 • Художественная фотография отличается от научной, где важны все элементы растения.
 • Даже небольшой ветер не позволяет снимать макрофотографии (утром и вечером ветер обычно меньше или отсутствует), но можно снять цветок в движении.
 • При ветре сделать больше снимков, затем выбрать лучший.
 • В поиске гармоничного соотношения структуры цветка и приятного фона важно сделать несколько снимков с разной диафрагмой.
 • Зона резкости должна быть достаточно большой, чтобы попал весь цветок или хотя бы ближайшие лепестки с тычинками (F4–10).
 • Нежелательно фотографировать цветы сверху.
 • Интересные снимки цветов с черным или белым фоном.
 • При ярком свете цвета блекнут. Можно использовать просветный отражатель, серый фильтр (не убирает тени).
 • Интересные снимки снизу цветка используя откидной экран.
 • Показать цикл жизни цветка.
 • Можно снять только часть цветка (лепестки, тычинки).
 • Детальный фон с сухой травой отвлекает от цветка, а травинки перед цветком снижают качество картинки. Ветками и камнями пригнуть мешающую траву вокруг цветка.
 • Важно получить приятный фон — частично размытый с элементами зеленой травой.
 • Земля и трава рядом с цветком часто дают мелкопятнистый фон, который трудно размыть универсальными объективами. В этих случаях снимать телеобъективом параллельно земле.
 • Для определения цветка можно использовать Google Lens.
Фототехника
 • При большом масштабе зона резкости очень мала и возможна только ручная фокусировка.
 • Очень удобны откидные поворотные экраны на камере, где можно увеличить масштаб, выбрать точку фокусировки.
 • Спуск с задержкой уменьшают вибрацию.
 • На неприметную фотосумку прикрепить яркую ленту, чтобы можно было быстрее найти в поле.

Объектив
 • Объективы с большим фокусным расстояние 150–180 мм (Olympus 90/3.5 Macro, Sigma 150/2.8 Macro) позволяют снимать издали и лучше размывают фон.
 • Для увеличения масштаба используют макрокольца, которые приводят также к уменьшению света и расстоянию до объекта, потере фокуса на бесконечность.
 • Стабилизатор без пользы, при длинных выдержках объекты смазываются, да и трава часто раскачивается.
 • Съемка телеобъективом с близкого расстояния уменьшают зону резкости и дает приятное размытие фона.
 • Обычно требуется зажать диафрагму (например, E-M1 F11, 1/200 с, ISO 200, вспышка 1/4 мощности) или использовать фокус-стекинг.
 • При обработке можно объединить снимки с малой и большой диафрагмой, чтобы получить детальную структуру объекта и приятный размытый фон.
 • Для фотографирования очень малых объектов диафрагму зажимают до F16–22, можно больше, но падает разрешение из-за дифракции (при F22 на 20–30% ниже, чем на F8) и нужно больше света для приемлемой выдержки.
 • Очень сложно навестись на резкость вращением фокусировочного кольца, поскольку колебания фотокамеры даже на несколько миллиметров недопустимы.

Свет
 • Светосила в объективе не слишком нужна, приходится сильно диафрагмировать.
 • Предпочтительнее естественный свет (на восходе и закате) с длительной выдержкой, чем вспышки.
 • В случаях яркого Солнца можно использовать небольшой рассеиватель (~30 см), который помещается в карман брюк. Но часто солнечное освещение красивее.
 • Ослабить тени, улучшить рисунок можно золотистыми/серебряными отражателями.
 • При очень малой диафрагме и необходимости в короткой выдержке (≥1/250 с) нужна вспышка.
 • Целесообразно использовать 1/3–1/4 мощности вспышки, что уменьшит жесткость света и время перезарядки.
 • Небольшой софтбокс (Altura Photo 9x7", Rogue FlashBender 2 Soft Box Kit) или рассеиватель на объектив увеличат площадь покрытия светом и зону перехода света в тень при использовании накамерной вспышки.
 • Накамерные кронштейны для вспышек не всегда дают оптимальное направление света. Можно держать вспышку с рассеивателем в руке с камерой на штативе или прикрепить вспышку с помощью шарнирного кронштейна к камере (или штативной площадке с дополнительным гнездом).
 • Полезны две обычные вспышки: одну для подсветки фона, вторую сбоку.
 • Кольцевые и спаренные вспышки дают жесткий свет (с бликами на блестящих поверхностях), несмотря на близость к объекту.
 • Кольцевая вспышка дает почти бестеневое освещение и не позволяет хорошо выделить мелкие детали и объем, поэтому больше подходит для техничного макро, чем художественного.
 • Спаренные вспышки (Godox MF12-K2, Olympus STF-8 Twin) обеспечивают большую вариативность, однако для лучшего результата нужен дополнительный диффузор (Pope Shield, Dr.Light) и большая свобода расположения.
 • Используют сфокусированный свет (фонарь), но могут появиться нежелательные отражения или цветовые оттенки, стробоскопические эффекты фонаря.

Фокус-стекинг
 • В макрофотографии очень полезен фокус-стекинг (focus stacking/bracketing) — склейка нескольких кадров с последовательно изменяемой плоскостью фокуса (брекетинг по фокусу), начиная с ближайшей точки, для получения расширенной зоны резкости.
 • Камеру установить на штатив, задать шаг и число снимков (обычно прирост фокуса 4, 6–14 снимков), выбрать диафрагму (открытая для размытого фона), фокусировка на ближайшую точку объекта.
 • Первый снимок камера делает с шагом назад, а затем последовательно вглубь сцены.
 • Камера автоматически определяет длину шага — чем больше диафрагма, тем больше зона резкости.
 • Перед сшивкой изображений убрать избыточные и ненужные кадры.
 • Сшивают кадры автоматически в фоторедакторе (Photoshop, лучше и медленнее Canon DPP: Tools>Depth Compositing для RAW-файлов) или в камере.

Фокус-стекинг: макрорельсы
 • Макрорельсы (Kirk FR-3) позволяют комфортно регулировать дистанцию при большом увеличении статичных объектов (с кольцами), а также используются для фокус-стекинга.
 • Шаг механических рельс (обычно 1.06–1.25 мм/оборот) достаточен для небольших увеличений.
 • Автоматические рельсы (StackShot) позволяют снимать серии фотографий с заданным (до 0.02 мм) шагом для последующего стекинга.
 • На природе используют механические рельсы с одной направляющей (Hejnar MS3_8, Leofoto MP-150, Kirk LRP-3) или более стабильные с двумя направляющими (Hejnar MS5P_8, PhotoKirk FR-2).
 • Можно соединить два однонаправленных рельса и менять положение камеры с объективом в 2 измерениях, однако снижается стабильность.
 • Если нет макрорельс, можно смещать камеру с площадкой.

Штатив
 • Штативы полезны только для неподвижных объектов, позволяют избегать вспышки. Насекомые долго не сидят, цветы раскачиваются ветром.
 • Чтобы фотографировать с уровня земли используют штативы с горизонтальным расположением ног, наклонную штангу (Leofoto HC-32), L-площадку для камеры.
 • Используют шаровую головку, но часто удобнее позиционировать камеру с помощью редукторной 3D-головы, которая позволяет очень точно изменять позицию в трех плоскостях.
 • Для точного позиционирования камеры можно использовать универсальную шаровую голову вместе с 3D карданной (Leofoto G2) или одну карданную голову (Leofoto G4pro, G6), на которую крепится макрорельс.