Свет в фотографии
"Вся тьма в мире не может погасить свет одной свечи" Франциск Ассизский

Предметная съемка с помощью вспышек и софтбоксов (Lightroom: фильтр BW05).
Полезные сайты
• Видеошкола Игоря Сахарова• The Lens Lounge
Свет
• Правильность света — ключевой фактор, определяющий качество снимка.• Вначале найти удачный свет, а потом уже объект для съемки.
• Стараться использовать естественный свет, который однако имеет разную цветовую температуру.
• Белый цвет объекта можно получить с помощью источника света с цветовой температурой 5500К (солнечный свет, вспышка, другие осветители) если сам объект белого цвета.

Источники света и цветовая температура.
• Всегда лучше получить качественное изображение непосредственно с фотокамеры, чем потом заниматься его исправлением в редакторе.
• Избегать ярких пятен рядом с объектом съемки.
• Устанавливайте экспозицию по самым ярким местам (точечный экспозамер), и пусть тени сами о себе позаботятся.
• Намного проще вытянуть рисунок из теней, чем восстановить пересветы.
• Использование брекетинга экспозиции (3 снимка с шагом ±1 EV, изменяется выдержка в случае приоритета диафрагмы) при сложном освещении позволяет выбрать лучший снимок для последующей работы. Могут пригодиться разные выдержки для изображения движения.
• Снимки статичных объектов с разной экспозицией позволяют в графическом редакторе с помощью режима HDR (High Dynamic Range) объединить картинки и устранить темные и пересвеченные участки.
• Формат RAW сохраняет гораздо больше информации по свету и цвету, которую можно затем использовать для коррекции изображения в редакторе.
Импульсный свет
• Импульсный свет высокой мощности легко перебивает менее яркие источники света, устраняет рефлексы на коже, не ослепляет модель как постоянный свет, способен заморозить движение. Также выделяется мало тепла, а накамерные вспышки компактны и мобильны.• Недостатки импульстого света связаны с необходимостью синхронизации, сложнее подбор оптимального расположения освещения (использовать моделирующий свет) и цветового баланса (цветные гели).
• В условиях достаточного внешнего освещения нужно включить высокоскоростную синхронизацию, когда выдается серия импульсов меньшей интенсивности, чтобы успеть осветить объект в короткий интервал времени.
• Много белого требует увеличения мощности на 0.5–1 ступени, много черного — уменьшить на 1–2 ступени.
• Если вклад естественного света очень мал, то движение замораживается световым импульсом и выдержка не влияет на движение, только на светлость фона.
• Когда естественное освещение достаточное, мощность лучше уменьшить на 1–1.5 ступени, чтобы не полностью убрать тени лица ("плоское" лицо).
• В аудитории располагайте световое устройство выше зрителей.
• Если освещение и стены желтоватые, использовать желтый фильтр для выравнивания цветопередачи.
• Чтобы сделать снимок на синеватом фоне выставить цветовую температуру на камере 2500–3000К, а для людей на переднем плане нейтрализовать синеву вспышкой с оранжевым фильтром.
Постоянный свет

Индекс CRI светодиодной панели Aputure 672s.
• Преимуществами постоянного света считают способность подобрать оптимальное освещение (расположение, интенсивность, цветовой баланс) в реальном времени, полезное для съемок предметов, использование для видео.
• Недостатки постоянного света связаны с напряжением глаз и прищуриванием, сложностью подавления других источников света, тепловыделением, меньшей мобильностью (особенно вне помещений).
• Для определения качества источника света используют индексы цветопередачи, оценивающие способность точно определять цвета различных объектов по сравнению с идеальным или естественным источником света. Популярен индекс CRI (Color Rendering Index), а также адаптированный для видокамер расширенный индекс TLCI (Television Lighting Consistency Index).
• Глаз человека может заметить разницу ~50К лишь в идеальных условиях. Различие цвета между 5500К и 5600К обычно несущественно, в то время как между 3200K и 3300K уже заметнее.
• Осветители с фиксированным белым цветом 5500–5600К ярче двухцветных и могут изменять цветовой оттенок с помощью фильтров, которые крепятся на насадки.
Свет в студии

Варианты размещения источников света в студии.
• Светотехника позволяет создать контролируемую и модифицируемую среду, не зависящую от внешних условий освещения, и получать результат гарантированного качества.
• Студия позволяет формировать любые конфигурации света и тени, вне зависимости от природного освещения.
• Советуют отработать световые схемы на манекене, а затем уже приглашать на съемку.
• Существует большое число вариантов освещения в зависимости от задач и ресурсов. Для большинства съемок достаточно двух осветителей и отражателя.
• Освещение от одного источника более естественно, поскольку обычно свет падает от одного окна.
• Чтобы создать объем нужены свет и тени.
• Выделяют основной рисующий, заполняющий, контровый и фоновый свет.
• Рисующий свет создает форму, объемы и фактуру. Обычно устанавливают спереди и сверху под углом 30–45° к объекту.
• Заполняющий свет смягчает тени, уменьшает контраст. Чаще большой софтбокс с другой стороны от камеры и рисующего источника под углом около 45°. Свет слабее, рассеянный с большой площади.
• Чтобы убрать блики с очков сдвинуть осветители вбок/вверх, заполняющий свет очень мягкий (слабое отражение) — повышается свобода поворота головы.
• Сигналы для управления световыми устройствами обычно передаются проводным или беспроводным способом по цифровому протоколу DMX 512.

Влияние расстояния на интенсивность света.
Освещение фона
• Контровый (жесткий) свет подчеркивает контур объекта, отрывает его от фона, придает объем и форму. Размещают осветитель (или серебристый отражатель) сзади и выше под углом 10–20°.
• Если объект расположен близко к фону, то он будет отбрасывать тень, которая может быть полезной или нежелательной.
• Для освещения фона, находящегося на расстоянии от объекта и затемненного (особенно при расположении осветителя близко к объекта), используют дополнительный источник света.
ISO

Механизм изменения ISO.
• ISO определяют как поведение камеры, которое отображает средний серый цвет при правильной яркости. Настройка камеры, которая делает фотографию ярче или темнее.
• Цифровые датчики имеют только одну чувствительность, независимо от установленного ISO.
• Базовое ISO камеры обеспечивает максимальное качество изображения с минимальным шумом.
• Повышение ISO позволяет использовать более короткую выдержку в условиях недостаточного освещения и получить четкое изображение, однако усиливаются шумы.

Шумы при повышении ISO.
• Увеличение ISO снижает динамический диапазон яркости (отношение максимальной и минимальной интенсивности света, воспринимаемой сенсором/светодиодами). Приемлемое пороговое значение ISO для данной камеры можно определить на графике.
• Лучше использовать шаг в 1 стоп для изменения ISO (аналоговое усиление сигнала), поскольку для шага в 1/3–2/3 стопа применяется цифровая имитация аналогового усиления.
• Экспозиция определяется как количество света достигающее единицы площади сенсора и зависит от диафрагмы и выдержки, а не величины ISO.
• Чтобы сохранить цвета в светлых участках (сложнее, чем в темных) обычно снимают с более низкой экспозицией, а затем увеличивают яркость теней в редакторе, что усиливает шум.