Свет в фотографии


"Вся тьма в мире не может погасить свет одной свечи" Франциск Ассизский


Предметная съемка с помощью вспышек и софтбоксов
Предметная съемка с помощью вспышек и софтбоксов (Lightroom: фильтр BW05).

Полезные сайты
 • Видеошкола Игоря Сахарова
 • The Lens Lounge
Свет
 • Правильность света — ключевой фактор, определяющий качество снимка.
 • Вначале найти удачный свет, а потом уже объект для съемки.
 • Стараться использовать естественный свет, который однако имеет разную цветовую температуру.
 • Белый цвет объекта можно получить с помощью источника света с цветовой температурой 5500К (солнечный свет, вспышка, другие осветители) если сам объект белого цвета.

Источники света и цветовая температура
Источники света и цветовая температура.

 • Всегда лучше получить качественное изображение непосредственно с фотокамеры, чем потом заниматься его исправлением в редакторе.
 • Избегать ярких пятен рядом с объектом съемки.
 • Устанавливайте экспозицию по самым ярким местам (точечный экспозамер), и пусть тени сами о себе позаботятся.
 • Намного проще вытянуть рисунок из теней, чем восстановить пересветы.
 • Использование брекетинга экспозиции (3 снимка с шагом ±1 EV, изменяется выдержка в случае приоритета диафрагмы) при сложном освещении позволяет выбрать лучший снимок для последующей работы. Могут пригодиться разные выдержки для изображения движения.
 • Снимки статичных объектов с разной экспозицией позволяют в графическом редакторе с помощью режима HDR (High Dynamic Range) объединить картинки и устранить темные и пересвеченные участки.
 • Формат RAW сохраняет гораздо больше информации по свету и цвету, которую можно затем использовать для коррекции изображения в редакторе.
Импульсный свет
 • Импульсный свет высокой мощности легко перебивает менее яркие источники света, устраняет рефлексы на коже, не ослепляет модель как постоянный свет, способен заморозить движение. Также выделяется мало тепла, а накамерные вспышки компактны и мобильны.
 • Недостатки импульстого света связаны с необходимостью синхронизации, сложнее подбор оптимального расположения освещения (использовать моделирующий свет) и цветового баланса (цветные гели).
 • В условиях достаточного внешнего освещения нужно включить высокоскоростную синхронизацию, когда выдается серия импульсов меньшей интенсивности, чтобы успеть осветить объект в короткий интервал времени.
 • Много белого требует увеличения мощности на 0.5–1 ступени, много черного — уменьшить на 1–2 ступени.
 • Если вклад естественного света очень мал, то движение замораживается световым импульсом и выдержка не влияет на движение, только на светлость фона.
 • Когда естественное освещение достаточное, мощность лучше уменьшить на 1–1.5 ступени, чтобы не полностью убрать тени лица ("плоское" лицо).
 • В аудитории располагайте световое устройство выше зрителей.
 • Если освещение и стены желтоватые, использовать желтый фильтр для выравнивания цветопередачи.
 • Чтобы сделать снимок на синеватом фоне выставить цветовую температуру на камере 2500–3000К, а для людей на переднем плане нейтрализовать синеву вспышкой с оранжевым фильтром.
Постоянный свет
Индекс CRI светодиодной панели Aputure 672
Индекс CRI светодиодной панели Aputure 672s.

 • Преимуществами постоянного света считают способность подобрать оптимальное освещение (расположение, интенсивность, цветовой баланс) в реальном времени, полезное для съемок предметов, использование для видео.
 • Недостатки постоянного света связаны с напряжением глаз и прищуриванием, сложностью подавления других источников света, тепловыделением, меньшей мобильностью (особенно вне помещений).
 • Для определения качества источника света используют индексы цветопередачи, оценивающие способность точно определять цвета различных объектов по сравнению с идеальным или естественным источником света. Популярен индекс CRI (Color Rendering Index), а также адаптированный для видокамер расширенный индекс TLCI (Television Lighting Consistency Index).
 • Глаз человека может заметить разницу ~50К лишь в идеальных условиях. Различие цвета между 5500К и 5600К обычно несущественно, в то время как между 3200K и 3300K уже заметнее.
 • Осветители с фиксированным белым цветом 5500–5600К ярче двухцветных и могут изменять цветовой оттенок с помощью фильтров, которые крепятся на насадки.
Свет в студии
Схемы расположения света в студии
Варианты размещения источников света в студии.

 • Светотехника позволяет создать контролируемую и модифицируемую среду, не зависящую от внешних условий освещения, и получать результат гарантированного качества.
 • Студия позволяет формировать любые конфигурации света и тени, вне зависимости от природного освещения.
 • Советуют отработать световые схемы на манекене, а затем уже приглашать на съемку.
 • Существует большое число вариантов освещения в зависимости от задач и ресурсов. Для большинства съемок достаточно двух осветителей и отражателя.
 • Освещение от одного источника более естественно, поскольку обычно свет падает от одного окна.
 • Чтобы создать объем нужены свет и тени.
 • Выделяют основной рисующий, заполняющий, контровый и фоновый свет.
 • Рисующий свет создает форму, объемы и фактуру. Обычно устанавливают спереди и сверху под углом 30–45° к объекту.
 • Заполняющий свет смягчает тени, уменьшает контраст. Чаще большой софтбокс с другой стороны от камеры и рисующего источника под углом около 45°. Свет слабее, рассеянный с большой площади.
 • Чтобы убрать блики с очков сдвинуть осветители вбок/вверх, заполняющий свет очень мягкий (слабое отражение) — повышается свобода поворота головы.
 • Сигналы для управления световыми устройствами обычно передаются проводным или беспроводным способом по цифровому протоколу DMX 512.

Влияние расстояния на интенсивность света
Влияние расстояния на интенсивность света.

Освещение фона
 • Контровый (жесткий) свет подчеркивает контур объекта, отрывает его от фона, придает объем и форму. Размещают осветитель (или серебристый отражатель) сзади и выше под углом 10–20°.
 • Если объект расположен близко к фону, то он будет отбрасывать тень, которая может быть полезной или нежелательной.
 • Для освещения фона, находящегося на расстоянии от объекта и затемненного (особенно при расположении осветителя близко к объекта), используют дополнительный источник света.
ISO
Механизм изменения ISO
Механизм изменения ISO.

 • ISO определяют как поведение камеры, которое отображает средний серый цвет при правильной яркости. Настройка камеры, которая делает фотографию ярче или темнее.
 • Цифровые датчики имеют только одну чувствительность, независимо от установленного ISO.
 • Базовое ISO камеры обеспечивает максимальное качество изображения с минимальным шумом.
 • Повышение ISO позволяет использовать более короткую выдержку в условиях недостаточного освещения и получить четкое изображение, однако усиливаются шумы.

Шумы при повышении ISO
Шумы при повышении ISO.

 • Увеличение ISO снижает динамический диапазон яркости (отношение максимальной и минимальной интенсивности света, воспринимаемой сенсором/светодиодами). Приемлемое пороговое значение ISO для данной камеры можно определить на графике.
 • Лучше использовать шаг в 1 стоп для изменения ISO (аналоговое усиление сигнала), поскольку для шага в 1/3–2/3 стопа применяется цифровая имитация аналогового усиления.
 • Экспозиция определяется как количество света достигающее единицы площади сенсора и зависит от диафрагмы и выдержки, а не величины ISO.
 • Чтобы сохранить цвета в светлых участках (сложнее, чем в темных) обычно снимают с более низкой экспозицией, а затем увеличивают яркость теней в редакторе, что усиливает шум.