Свет и цвет


"Вы не снимаете фотографию, вы создаёте её" Ансел Адамс


Предметная съемка с помощью вспышек и софтбоксов
Предметная съемка с помощью вспышек и софтбоксов.

Свет
 • Правильность света — ключевой фактор, определяющий качество снимка.
 • Вначале найти удачный свет, а потом уже объект для съемки.
 • Стараться использовать естественный свет, который однако имеет разную цветовую температуру.
 • Белый цвет объекта можно получить с помощью источника света с цветовой температурой 5500К (солнечный свет, вспышка, другие осветители) если сам объект белого цвета.
 • Всегда лучше получить качественное изображение непосредственно с фотокамеры, чем потом заниматься его исправлением в редакторе.
 • Избегать ярких пятен рядом с объектом съемки.
 • Устанавливайте экспозицию по самым ярким местам (точечный экспозамер), и пусть тени сами о себе позаботятся.
 • Намного проще вытянуть рисунок из теней, чем восстановить пересветы.
 • Использование брекетинга экспозиции (3 снимка с шагом ±1 EV, изменяется выдержка в случае приоритета диафрагмы) при сложном освещении позволяет выбрать лучший снимок для последующей работы. Могут пригодиться разные выдержки для изображения движения.
 • Снимки статичных объектов с разной экспозицией позволяют в графическом редакторе с помощью режима HDR (High Dynamic Range) объединить картинки и устранить темные и пересвеченные участки.
 • Формат RAW сохраняет гораздо больше информации по свету и цвету, которую можно затем использовать для коррекции изображения в редакторе.
Импульсный свет
 • Вспышки обеспечивают высокую мощность импульсного света, который легко перебивает менее яркие источники света, устраняет рефлексы на коже, не ослепляют модель как постоянный свет, способны заморозить движение, выделяют мало тепла, а накамерные компактны и мобильны.
 • Недостатки вспышек связаны с необходимостью синхронизации, сложнее подбор оптимального расположения освещения (использовать моделирующий свет) и цветового баланса (цветные гели).
 • В условиях достаточного внешнего освещения нужно включить высокоскоростную синхронизацию, когда вспышка выдает серию импульсов меньшей интенсивности, чтобы успеть осветить объект в короткий интервал времени.
 • Для предварительной оценки освещения и расположения теней можно использовать режим моделирующей вспышки: нажать на кнопку глубины резкости на камере и вспышки выдадут почти постоянный свет в течение 1 с.
 • Режим многократной/стробоскопической вспышки (MULI) позволяет на одном снимке запечатлеть несколько последовательных событий.
 • Много белого требует увеличения мощности на 0.5–1 ступени, много черного — уменьшить на 1–2 ступени.
 • Если вклад естественного света очень мал, то движение замораживается световым импульсом и выдержка не влияет на движение, только на светлость фона.
 • Когда естественное освещение достаточное, мощность вспышки лучше уменьшить на 1–1.5 ступени, чтобы не полностью убрать тени лица ("плоское" лицо).
 • В аудитории располагайте вспышку выше зрителей.
 • Если освещение и стены желтоватые, использовать желтый фильтр для выравнивания цветопередачи.
 • Чтобы сделать снимок на синеватом фоне выставить цветовую температуру на камере 2500–3000К, а для людей на переднем плане нейтрализовать синеву вспышкой с оранжевым фильтром.

Накамерные вспышки
 • Для репортажной, домашней и предметной съемки часто используют накамерные вспышки, которые при малых размерах, энергопотреблении и стоимости позволяют добиться высокой мощности и отличной цветопередачи (CRI ~100), оптимальной интенсивности света в режим TTL.
 • Чаще применяют отражение от потолка. Чтобы избежать сильных теней (глаза) лучше отклонить вспышку больше кзади или использовать насадки (банка Гарри Фонга).
 • Вспышка "в лоб" используется редко в репортаже, чтобы достать дальний объект.
 • Режим TTL включает предварительный импульс для автоматической коррекции мощности вспышки.
 • Медленная синхронизация (режим М/Tv, длительная выдержка) позволяет осветить фон и размыть динамичные объекты.
 • Синхронизация вспышки по второй шторке (отключить беспроводной контроль вспышки) быстро освещает и "замораживает" целевой объект с сохранением предшествующего движения.
 • Приоритет диафрагмы (Av) в камере не учитывает свет вспышки при работе в помещении.
 • Вспышка в режиме заполняющей (по первой шторке) дает кратковременное освещение и вызывает затемнение фона при недостатке окружающего света.
 • При широком угле объектива используют встроенный рассеиватель, однако если нужно подсветить один объект, то лучше сжать луч.
 • Белая карточка используется для создания блика в глазах, а не для освещения.
 • Если вспышку длительно не использовать, теряется емкость, так как конденсаторы электролитические и без периодических циклов заряда/разряда высыхают.
 • Удобно иметь две вспышки: мощную, большую и тяжелую (Canon 600-RT) и легкую (Canon 430-RT). Легкая вспышка достаточна для малых пространств, может использоваться на камере в качестве ведущей и подсветки автофокуса.
 • Удаленной вспышкой обычно управляют с помощью радиосистемы (вспышка основной камеры, радиосинхронизатор, триггер), которая позволяет игнорировать препятствия, мешающие оптическому контролю.
 • Недорогая система Godox (V/TT350, V860III, V1, MF12, триггеры Xnano, XproII, X2T) с радиоконтролем работает с оригинальными вспышками в режиме Master и Slave, но хуже держит серию, бывают проблемы с TTL, не всегда устойчивая связь с триггером, без влагозащиты, адаптер камеры слабоват для большой вспышки, легко царапается экран. Профессиональная вспышка Godox V1 с округлым, размытым светом (28N) и магнитными модификаторами сопоставима с дорогой Profoto A1.
 • Лучшие аккумуляторы с низким саморазрядом белые Panasonic Eneloop с емкостью 1900 мАч и большим ресурсом (2100 циклов), черные Panasonic Eneloop Pro с повышенной емкостью (2550 мАч) и ограниченным ресурсом (500 циклов заряд/разряд) менее надежны. Неплохие аккумуляторы Ikea LADDA емкостью 2450 мАч.
Постоянный свет
Индекс CRI светодиодной панели Aputure 672
Индекс CRI светодиодной панели Aputure 672s.

 • Преимуществами постоянного света считают способность подобрать оптимальное освещение (расположение, интенсивность, цветовой баланс) в реальном времени, полезное для съемок предметов, использование для видео.
 • Недостатки постоянного света связаны с напряжением глаз и прищуриванием, сложностью подавления других источников света, тепловыделением, меньшей мобильностью (особенно вне помещений).
 • Для определения качества источника света используют индексы цветопередачи, оценивающие способность точно определять цвета различных объектов по сравнению с идеальным или естественным источником света. Популярен индекс CRI (Color Rendering Index), а также адаптированный для видокамер расширенный индекс TLCI (Television Lighting Consistency Index).
 • Глаз человека может заметить разницу ~50К лишь в идеальных условиях. Различие цвета между 5500К и 5600К обычно несущественно, в то время как между 3200K и 3300K уже заметнее.
 • Осветители с фиксированным белым цветом 5500–5600К ярче двухцветных и могут изменять цветовой оттенок с помощью фильтров, которые крепятся на насадки.

Цветовой спектр двухцветного осветителя
Цветовой спектр двухцветного осветителя.

Светодиодные осветители
 • Светодиодные (LED) приборы компактны, потребляют мало энергии (90% преобразуется в свет, у ламп накаливания 10–20%), слабее нагреваются, могут изменять цветовую температуру, качественные чипы долговечны.
 • Светодиодная техника обладает рядом преимуществ перед галогеновой (греется, теплый цвет) или флуоресцентной (нет фокусирующиего луча, холодный цвет).
 • Двухцветные осветители (Bi-color) позволяют плавно регулировать цветовую температуру освещения за счет смешения света от холодных и теплых кристаллов, создают освещение в соответствии с окружающим светом, различные световые эффекты или настроение изображения, но свет меньшей (-20%) интенсивности и точности, чем дневные.
 • Моноблоки с постоянным светом включают светодиод, систему регуляции и охлаждение (Godox VL150, Aputure Amaran 200 для малых студий) cтали тише, что важно для видеосъемок.
 • В моноблоках применяется множество светодиодов, установленных на одной плате (COB, Chip On Board). В панелях используют менее дорогие дискретные светодиоды.
 • Для малых студий предпочтительнее приобретать более мощные устройства (не ниже 150–200 Вт), поскольку светоформирующие насадки значительно ослабляют свет.
 • LED панели (Aputure Amaran AL F7 [16х9 см, 260 г], HR672 [24х19 см, 585 г]) формируют свет из множества светодиодов, что приводит разным эффектам в тенях, отражениях и т.д. Поэтому панели рекомендуют для контрового освещения или вместе с рассеивателями.
 • Среди недостатков светодиодов отмечают несбалансированность цвета с избытком зеленого и дефицитом важных частей спектра, ухудшающих привлекательность тона кожи и архитектурных поверхностей. Для коррекции используют специальные фильтры.
 • Лучшие оригинальные светодиоды Cree последнего поколения (XHP35–70.2) с фиксированной цветовой температурой 2700–7000К.

Светоформирующие устройства
Влияние размеров рассеивателя и объекта, расстояния до объекта на тени
Влияние рассеивателя на тень в зависимости от размеров рассеивателя и объекта, расстояния до объекта.

 • Жесткий свет с резкими светотеневыми переходами подчеркивает брутальность (мужской портрет), морщины у стариков, силу, энергию, необычность и создается малыми и удаленными источниками света, а также усиливается с помощью рефлекторов, тубусов, сот.
 • Мягкий свет с плавным светотеневым рисунком используется для женских портретов и создается источниками света большой площади, которые формируются с помощью софтбоксов, зонтов, белых флагов и отражателей.
 • Сочетание достаточно мягкого освещения и контраста портрета можно получить с помощью портретной тарелки.
 • Чем ближе осветитель и больше его площадь, тем мягче свет.
 • Удаление осветителя значительно ослабляет свет: если увеличить расстояние в два раза, останется четверть исходного освещения.
 • Рассеивание света тем лучше, чем дальше от источника света располагается рассеиватель.
 • Прямой свет ослабляет текстуру, боковой — усиливает.
 • Тени создают объем.
 • Узкий и более яркий луч можно рассеять и сделать шире, но свет останется концентрированным в необходимой точке. Широкий луч нельзя сконцентрировать, только отсечь шторками или ячейками.
 • Интенсивностью отраженного света сложно управлять, поэтому второй осветитель значительно эффективнее.
 • Отраженный свет обычно контрастнее, чем прямой рассеянный.
 • Серебристое покрытие лучше отражает свет, создает более жесткое и холодное освещение, чем белое покрытие.
 • Лишний свет можно отсечь черными флагами и белыми панелями.

Светоформирующие насадки
 • В софт-боксе используют два рассеивателя, чтобы смягчить свет и убрать яркое пятно от осветителя.
 • Свет более жесткий по центру софт-бокса и более мягкий по краям.
 • Портретная съемка требует софт-боксов размером не меньше 60х60 см.
 • Накамерные вспышки осиливают софт-боксы размером 60–90 см и зонтики 80–100 см.
 • Восьмиугольные октабоксы предпочитают для портретов, поскольку создают красивый блик в глазах.
 • Стрип-бокс имеет вытянутую прямоугольную форму и создает узкий поток мягкого света, используется для ростовых портретов, градиентной подсветки.
 • Насадка с сотами/решетками на софт-бокс применяется для формирования направленного света для портретов с усилением центрального пятна, но ячейки будут видны на предметах.
 • Просвечивающий белый диффузор смягчает свет но оставляет заметное центральное светлое пятно.
 • Портретная тарелка обычно 50–60 см дает резкий контраст и подходит только для хорошей кожи.
 • Рефлектор увеличивает и немного смягчает световое пятно.
 • Для создания светового пятна применяют шторки, тубусы (снуты), проекционные насадки, линзу Френеля или фокусируемые осветители.
 • Линза Френеля формирует параллельные лучи света, в отличие от тубуса, и часто используется для имитации Солнца.
 • Различные световые формы можно получить с помощью проекционной насадки на моноблок (Godox BLP, размер пятна определяет линза, расстояние или ирисовая диафрагма), а для предметов могут быть удобнее компактные фокусируемые осветители (Godox S60, SA-P с линзой).
Свет в студии
Схемы расположения света в студии
Варианты размещения источников света в студии.

 • Светотехника позволяет создать контролируемую и модифицируемую среду, не зависящую от внешних условий освещения, и получать результат гарантированного качества.
 • Студия позволяет формировать любые конфигурации света и тени, вне зависимости от природного освещения.
 • Советуют отработать световые схемы на манекене, а затем уже приглашать на съемку.
 • Существует большое число вариантов освещения в зависимости от задач и ресурсов. Для большинства съемок достаточно двух осветителей и отражателя.
 • Освещение от одного источника более естественно, поскольку обычно свет падает от одного окна.
 • Чтобы создать объем нужены свет и тени.
 • Выделяют основной рисующий, заполняющий, контровый и фоновый свет.
 • Рисующий свет создает форму, объемы и фактуру. Обычно устанавливают спереди и сверху под углом 30–45° к объекту.
 • Заполняющий свет смягчает тени, уменьшает контраст. Чаще большой софтбокс с другой стороны от камеры и рисующего источника под углом около 45°. Свет слабее, рассеянный с большой площади.
 • Чтобы убрать блики с очков сдвинуть осветители вбок/вверх, заполняющий свет очень мягкий (слабое отражение) — повышается свобода поворота головы.
 • Сигналы для управления световыми устройствами обычно передаются проводным или беспроводным способом по цифровому протоколу DMX 512.

Влияние расстояния на интенсивность света
Влияние расстояния на интенсивность света.

Освещение фона
 • Контровый (жесткий) свет подчеркивает контур объекта, отрывает его от фона, придает объем и форму. Размещают осветитель (или серебристый отражатель) сзади и выше под углом 10–20°.
 • Если объект расположен близко к фону, то он будет отбрасывать тень, которая может быть полезной или нежелательной.
 • Для освещения фона, находящегося на расстоянии от объекта и затемненного (особенно при расположении осветителя близко к объекта), используют дополнительный источник света.

Стойки и держатели
 • Для фотокамер и нетяжелых осветителей удобно использовать кронштейн с вариабельным положением типа Magic Arm.
 • Осветить объект сверху помогают длинные журавли с грузом-противовесом.
 • Легкие, различных размеров, относительно дешевые стойки предпочитают для выездов. Неплохая и недорогая стойка с воздушным амортизатором Falcon Eyes FEL-3050A/B.0.
 • В тесных студиях для гибкого расположения световых устройств удобны тяжелые и дорогие Си-стенды с небольшой базой (легче опрокинуть). Для неровного пола со свигающейся ножкой (Kupo CL-20MB w/sliding leg).
 • Для устойчивости стоек (максимально раздвинуть ножки) и С-стендов используют используют утяжелительные мешки (песок /не гальку/ насыпают в плотные пластиковые пакеты с замком zip-lock) или грузы с зажимом (удобнее).
 • На С-стенд световое оборудование крепят на кронштейн, расположенный над утяжелительным мешком и справа от зажима (под тяжестью затянется сильнее).
 • Адаптеры для студийных держателей выбирать стальные, а не легкие и мягкие из алюминия.

ISO
Механизм изменения ISO
Механизм изменения ISO.

 • ISO определяют как поведение камеры, которое отображает средний серый цвет при правильной яркости. Настройка камеры, которая делает фотографию ярче или темнее.
 • Цифровые датчики имеют только одну чувствительность, независимо от установленного ISO.
 • Базовое ISO камеры обеспечивает максимальное качество изображения с минимальным шумом.
 • Повышение ISO позволяет использовать более короткую выдержку в условиях недостаточного освещения и получить четкое изображение, однако усиливаются шумы.

Шумы при повышении ISO
Шумы при повышении ISO.

 • Увеличение ISO снижает динамический диапазон яркости (отношение максимальной и минимальной интенсивности света, воспринимаемой сенсором/светодиодами). Приемлемое пороговое значение ISO для данной камеры можно определить на графике.
 • Лучше использовать шаг в 1 стоп для изменения ISO (аналоговое усиление сигнала), поскольку для шага в 1/3–2/3 стопа применяется цифровая имитация аналогового усиления.
 • Экспозиция определяется как количество света достигающее единицы площади сенсора и зависит от диафрагмы и выдержки, а не величины ISO.
 • Чтобы сохранить цвета в светлых участках (сложнее, чем в темных) обычно снимают с более низкой экспозицией, а затем увеличивают яркость теней в редакторе, что усиливает шум.

Цвет
Цветовые охваты Adobe RGB, sRGB и SMYK относительно видимого спектра
Цветовые охваты Adobe RGB, sRGB и SMYK относительно видимого спектра.

 • Обрабатывать фотографии лучше сразу после съемки, когда не забыт реальный цвет.
 • Для акцента на цвете нужно упростить композицию и уменьшить число деталей.
 • Чтобы сконцентрировать внимание на главном объекте можно приглушить отвлекающие цвета в редакторе.
 • Важно, чтобы стены студии были окрашены в нейтральный тон, лучше темнее. Иначе на объекте съемки при вспышке будут создаваться посторонние цветные рефлексы.
 • В сериях фотографий лучше использовать черно-белые снимки не единично в ряду цветных, а в смысловых и сюжетных блоках.
 • Тип цветового пространства используется при формировании изображения в формате jpg внутри камеры.
 • Режим sRGB позволяет получить близкие цвета в jpg-файлах на других мониторах.
 • В программах редактирования изображений рекомендуют максимальное цветовое пространство ProPhoto RGB, а экспортируют в зависимости от задач (sRGB для интернета, SMYK для печати, а если нужна более точная цветопередача и есть соответствующий монитор, то Adobe RGB или профиль монитора, который указан в "Color management".

Баланс белого
 • Съемка в формате RAW позволяет уточнить цвета позднее при обработке изображения.
 • Чтобы облегчить работу с цветом в редакторе лучше настроить баланс белого в зависимости от условий съемки. В большинстве случаев хорошо работает автобаланс в камере (удобно при смене освещения, динамичной съемке), при стабильном свете лучше настройки Daylight, Cloudy, Flash...
 • При сложном освещении или высоких требованиях к цвету используют цветовые мишени (X-Rite ColorChecker, Datacolor SpyderCheckr), серые карты, Expodisc.
 • При однородном освещении фотографируют эталонный серый цвет, выбирают в камере пользовательский баланс белого по снимку (Custom White Balance). После съемок вернуть автоматический режим!
 • В сумках Lowepro внутренние перегородки имеют достаточно точный 18% серый цвет.
 • В помещениях цвет часто смешанный и положение серой карты может влиять на баланс белого.
 • При обработке снимка в Lightroom выбирают пипеткой эталонный серый цвет и затем переносят баланс белого на другие снимки.
 • Установка баланcа белого не влияет на содержание raw файла, только на конвертацию в jpg и превью изображение, хранящееся вместе с файлом raw, по которому создается гистограмма и области пересветов и затемнений.

Цветовая мишень
калибровочная мишень
Изображение с коррекцией по цветовой мишени X-Rite ColorChecker Passport 2 вверху.

 • Для очень точной цветопередачи наряду с обычными снимками фотографируем цветовую калибровочную мишень в RAW.
 • В Lightroom после импорта файла переходим в File-Export, выбираем калибровочную программу (X-Rite ColorChecker) и экспортируем профиль в стандартную папку.
 • Папку цветовых профилей в Windows ищем в Users\[UserName]\AppData\Roaming\Adobe\CameraRaw\CameraProfiles.
 • В программе Photoshop импортируем RAW файл с мишенью в модуль Camera Raw и сохраняем в формате dng, переносим полученный файл в калибровочную программу (X-Rite ColorChecker Camera Calibration), которая автоматически создает профиль камеры в папке.
 • Теперь все снимки обрабатываем с использованием полученного профиля.

Цветовой колориметр
Источники света и цветовая температура
Источники света и цветовая температура.

 • Колориметры в фотокамерах определяют цветовую температуру освещения грубо и не всегда корректно.
 • Для более точного определения цветовой температуры различных источников освещения профессионалы используют колориметры (Hopoocolor HPCS330 с мобильным блоком освещения, Hopoocolor OHSP-350C, Sekonic C-800).
 • Полученные результаты цветовой температуры в кельвинах вводят в фотокамеру (Canon R5: меню White balance>K с шагом 100К) или программу обработки изображений.
Мониторы для фотографа
Калибровка монитора
Калибровка монитора с помощью i1Display Pro.

 • Наличие IPS-матрицы не означает хорошую цветопередачу, кроме того в одну модель компьютера/ноутбука могут установить разные матрицы. Производитель обычно не указывает в спецификациях модель матрицы, ее можно определить программой AIDA64.
 • Если не планируется печатать фотографии с высоким качеством цвета, то подойдут мониторы с цветовым охватом sRGB >95% и AdobeRGB >80%.
 • Мониторы с высоким качеством цветопередачи (NEC MultiSync PA272W: sRGB 146%, Adobe RGB 99%, NTSC 95%) дороги, а остальные (LG 27UL650, HUAWEI MateView, BenQ SW270C, ASUS ProArt) имеют вариабельность экземпляров, часто дают неравномерное освещение и цветовые оттенки.
 • Важно, чтобы монитор имел широтно-импульсную модуляцию (ШИМ) управления яркостью.
 • Монитор для редактирования фотографий предпочтительнее 25–27" с интерфейсом DisplayPort для передачи сигнала.
 • Для проверки монитора последовательно выводим на весь экран белый, черный, светлый серый, красный, зеленый, синий — оцениваем равномерность светимости и тона, отсутствие паразитных засветов (по черному), отсутствие поврежденных пикселов (горящих, не горящих, мерцающих на белом, черном, красном, зеленом, синем). Проверяем градиентный переход от светлого к темному (по серому, красному, зеленому, синему): плавность, отсутствие "заломов" и артефактов (особенно в тенях).
 • Монитор требует регулярной (ежемесячной) калибровки с помощью устройства, позволяющего создавать точные индивидуальные цветовые профили. Программное обеспечение некоторых мониторов некорректно работает с калибраторами. Перед калибровкой монитор должен поработать 10–15 мин.
 • Комфортно работать с козырьком монитора, защищающем от внешнего освещения и бликов. Но тогда трудно разместить устройства на мониторе (веб-камеру, микрофон). Неплохие козырьки выпускает iLooker.