Обработка фотографий


"Держи форму, а содержание подтянется" Бертольд Брехт


 • Настоящая фотография должна быть максимально близка к реальности.
 • Стараться фотографировать так, чтобы не редактировать фотографии.
 • Перед обработкой понимать, что хочется получить в итоге.
 • Снимать с запасом пространства, чтобы легче кадрировать снимок.
 • Обрабатывать фотографии сразу после съемки, пока помнишь реальный свет и цвет.
 • В авторитетных конкурсах допускается лишь небольшая коррекция кадра, горизонта, светов и теней, баланса белого, искажений оптики.
 • Значительные изменения изображения с помощью графического редактора и специальных фильтров используются в художественных направлениях фотоискусства.
 • Форматы кадра исходно определяются матрицей фотокамеры, а при обработке — задачами изображения (рис. 1).

Полезные сайты
 • Фотошоп-мастер
 • Lightroom.ru
 • Lightroom Killer Tips
 • PSKURS.RU
 • RuGraphics.ru
Популярные форматы кадра в фотографии
Рис. 1. Популярные форматы кадра в фотографии.

Работа с файлами
 • Проще храненить фотографии в папках, упорядоченных по времени: "2021\2021_02_21", а исходные файлы отдельно в подкаталоге RAW.
 • Для загрузки файлов из камеры в заданную папку на компьютере с переименованием помогает Breeze Downloader Pro, а для предварительного просмотра BreezeBrowser Pro. Lightroom ограничен в переименовании файлов и выборе подкаталога для загрузки.
 • Чистильщики реестра удаляют неправильный путь DownloadPath="D:\Photo\2020\{Y}_{m}_{D}\Raw" из настроек Breeze Downloader Pro. Нужно исключить пункты проверки неверных путей (Invalid Path).
 • Для организации каталога можно использовать программы ACDSee, Adobe Bridge. Небольшая программа XnView MP имеет проблемы с организацией каталога (не удаляются присвоенные категории, при пересортировке появляются убранные папки).

Копии архива
 • Хранить несколько копий архива на разных дисках, в облаке.
 • Популярные облачные хранилища (Google Фото, Flickr, Яндекс.Диск) предоставляют возможность сохранять фотографии бесплатно, но могут сжимать изображения, использовать снимки в своих целях.
 • Облегчают синхронизацию и обновление данных программа Total Commander через инструмент Synchronize Directories (кнопка или меню Commands).

Аппаратные ресурсы
 • Для комофортной обработки медиафайлов нужны достаточные аппаратные ресурсы, в первую очередь мощный процессор, а также достаточный объем оперативной памяти (16–32 Гб).
 • Разместить программу обработки, кэши и рабочие файлы на накопителе SSD, подключенному к шине PCIe через разъем M.2 по протоколу NVMe. Накопители SSD, работающие через интерфейс SATA (в режиме AHCI), значительно медленнее.
 • Увеличить кэш (~20 Гб), выделить больше оперативной памяти (70%) для редактора.
 • Полезно включить использование видеокарты (Nvidia лучше) и обновить драйвер для нее.
 • Хранить архивы можно (дешевле) на обычном жестком диске 3.5" со скоростью 5400 оборотов/мин (тихие, не греются), ориентированном на повседневную работу (WD Blue, Seagate BarraCuda, Toshiba P300).

Adobe Lightroom
Lightroom для быстрой обработки фотографий
Рис. 2. Lightroom — основной инструмент быстрой обработки фотографий.

 • Lightroom используется для проявки черновых снимков (RAW формата) и оперативной правки большого числа фотографий (рис. 2). Transform: выровнять горизонт, вертикальные линии и обрезать кадр. Lens Corrections: удалить хроматические аберрации, искривления (дисторсию) и затемнение по краям (виньетирование). Spot Removal (Q) убирает ненужные пятна (размытые насекомые на небе, мусор на воде).
 • Баланс белого настраивается на калиброванном мониторе с помощью пипетки, которую помещаем на нейтральный белый (глаза) или серый цвет, контролируя цвет изображения в навигаторе слева. Также можно использовать пресеты (Auto, Daylight, Cloudy...) или ползунок Temp.
 • Чтобы осветлить тени увеличивают Shadows, для восстановления светлых участков уменьшают Highlights. Если выкручены до максимума, то можно усилить эффект с помощью Whites и Black.
 • Съемку контрастных сцен полезно проводить с брекетингом экспозиции (±1 стоп), затем в программе выделить темный и светлый кадры, через правую клавишу Photo Merge-HDR. В полученном изображении можно провести дополнительную коррекцию кистью.
 • Для работы с фрагментом снимка выберите корректирую кисть (Adjustment Brush-New, K) и подсветку маски (O). Закрасьте область редактирования (Ctrl ограничивает объект, Alt стирает), уберите подсветку (повторно O). Проведите необходимую коррекцию (резкость, экспозиция ...).
 • Для просмотра коррекции изображения в других программах (Camera Raw) изменения в метаданных нужно сохранить в формате XMP (Catalog Setting-Metadata).
 • Для ускорения работы можно включить Smart Previews (1:1) вместо оригинального изображения (уменьшенный dng файл), в настройке каталога отключить запись изменений в XMP файл и установит Preview Quality на Medium, оптимизировать каталог.
 • Чтобы использовать внешние программы (например Nik Collection, Topaz или Photoshop) нужно на картинке через правую клавишу выбрать Edit In.

Отбор изображений
 • Чтобы импортировать выбранные файлы (Ctrl-Shft-I) нужно отметить галочкой необходимые миниатюры. Можно вначале подсветить группу миниатюр через с помощью Shft и мыши, а затем нажать Ctrl и кликнуть на верхнем левом квадратике любого изображения.
 • Отбор и сортировка проводится в окне Library.
 • Панель фильтрации снимков (параметры камеры, объектива, изображения, флаги...) вызывается через '\'.
 • Для оценки снимков в формате RAW достаточно создания изображений типа Build-Standard Sized Previews (можно установить на стадии импорта или в Library).
 • Пометить фотографию флагом через иконку или правую кнопку мыши (быструю клавишу): Set Flag-Flagged (P), Unflagged (U), Rejected (X). Установить флаг также можно наведя курсор на верхний край миниатюры и кликнуть на флаг. Советуют пометить все отвергнутым флагом (Ctrl-A и через правую кнопку мыши Set Flag-Rejected), снимать флаг с понравившихся снимков (U), в конце удалить оставшиеся с флагом (Ctrl-Backspace).
 • Сортировка файлов: вначале отмечаем хорошие (1), затем из них лучшие (2), и наконец из последних делаем выбор (3). Чтобы выбрать отмеченные файлы используем фильтрацию (Filter: Rated/Unrated).
 • Для сравнения двух выделенных изображений нажать C.
 • Чтобы выбрать одно изображение из нескольких выделенных нажмите N.
 • Можно сосредоточить внимание на изображении, затемнив рабочие элементы программы с помощью L.

Резкость
 • Для оценки резкости в отобранных изображениях сформировать 1:1 Previews (через иконки или нажав на лупу).
 • Alt позволяет с помощью ползунка Masking выделить границы изменения резкости.
 • Alt помогает с помощью ползунка Sharpening увидеть эффект повышения резкости в черно-белом цвете.
 • С помощью ползунка Detail устраняется ореол, вызванный значительным увеличением резкости.
 • Lightroom по умолчанию перешарпливает RAW файлы с фотокамер Olympus, соответственно избыточная резкость и шум особенно заметны на высоких ISO.

Цвета
 • В программе используется с цветовое пространство ProPhoto RGB, для правки в Photoshop и экспорта в свой альбом выбирают ProPhoto RGB, для сайта и просмотра на других мониторах лучше sRGB.
 • Для камер Canon установка цветового профиля Camera Calibration-Camera Standard дает более насыщенные и контрастные цвета.
 • Повысить насыщенность цветов лучше ползунком Vibrance, который влияет на менее насыщенные цвета и старается не изменять тон кожи, в отличие от Saturation.
 • Чтобы установить баланс белого нужно выбрать пипеткой нейтральный серый цвет (карты), скопировать установку через Shift-Ctrl-C и затем применить к другим снимкам Shift-Ctrl-V. Или правой кнопкой мыши на ленте с иконками выбрать Develop settings-Copy/Paste.

Недостатки
 • Автоматическая коррекция баланса белого и тона часто неприемлема.
 • Программа не позволяет настроить вызов часто встречающихся действий через клавиатуру.
 • Чтобы избежать ошибки удаления файлов "file could not be moved to recycle bin", нужно перед нажатием на кнопку "Delete" сделать паузу ~10 с.

Сравнение
 • Проявщики исходных RAW файлов Canon DPP и Olympus Viewer имеют намного меньше возможностей для правки, заметно медленнее и не так удобны как универсальный Lightroom, однако лучше работают с цветом.
 • Canon DPP включает цифровой оптимизатор объектива (Digital Lens Optimizer), который повышает разрешение изображения (детализация, резкость), сниженное низкочастотным фильтром в камере, устраняет остаточные аберрации, но увеличивает шумы и почти в 2 раза размер файла jpeg.
 • Olympus Viewer позволяет работать с изображениями, полученными в режиме высокого разрешения (High Res), а также запомнить параметры проявки RAW-файла и вести их непосредственно в камеру для получения нужного результата в формате jpeg.
 • Программа Capture One менее удобна, однако позволяет индивидуально настроить процесс работы, выбрать базовую кривую для проявки RAW-файла, включает развитые кривые и уровни, слои c регулируемой прозрачностью, маску резкости (ошибки, не для Olympus), масштабируемые инструменты, а главное — мощный редактор цветов и скин тона.
Adobe Photoshop
Photoshop для качественной обработки фотографий
Рис. 3. Photoshop для качественной работы с фотографией.

 • Программу Photoshop используется, когда не хватает возможностей Lightroom для коррекции фотографии или планируется творческая обработка снимка (рис. 3).
 • Для работы с изображением обычно используют графический планшет, лучше Wacom размером А4.
 • Чтобы выровнять горизонт инструментом линейка прочертите реальный горизонт и затем Image Rotation-Arbitrary автоматически повернет снимок.
 • Поворот картинки с заполнением осуществляется выбором инструмента Crop с параметром Content Aware Fill и ротацией картинки в соответствие с линиями сетки (Ctrl-') или инструментом Strighten.
 • Рисование прямыми линиями: выбрать кисть или карандаш, удерживая Shift перемещаем указатель мыши на нужные точки и кликаем левой клавишей.
 • Сборка панорамы через File-Automate-Photomerge/Cylindrical.
 • Чтобы настроить баланс белого в окне Curves (Ctrl-M) используем белые и серые пипетки для соответствующих областей изображения.

Выделение объекта
 • Выделяют объект инструменты Quick Selection, Object Selection и Magnetic Lasso по контрасту, затем уточнить в ручном режиме с помощью Lasso Tools (через Alt убираем, Shift добавляем).
 • Используют перо (Pen Tools): с помощью точек создаем контур и через правую кнопку мыши (Make Seletion) формируется выделение.
 • Удобно использовать маску слоя: на вкладке Layers дублируем слой, перетаскиваем верхний слой на Add Layer Mask (прямоугольник с кружком), выключаем нижний слой, берем кисть и черной краской очищаем фрагмент, Ctrl и кликаем на маске слоя (или через правую клавишу Add Mask To Selection), чтобы создать выделение.
 • Однородный фон (хромакей) можно выделить через Select-Color range или Magic Wand.
 • Очень удобно вначале выделить с помощью инструмента Select Subject или Object Selection. Затем доработать в окне Select and Mask (через меню или в правую кнопку мыши): нажать на кнопку Refine Hair, использовать инструменты Refine Edge Brush и Quisk Selection.
 • Для сложных контуров инвертируем выделение через Select inverse. Внизу панели Layer добавляем маску слоя Add Layer Mask (прямоугольник с кружком). Кликаем по созданной маске, отмечаем Show Edge и через Radius оптимизируем контур волос. Выходим из редактирования маски, через правую клавишу применяем маску к выделению (Add Mask To Selection), затем удаляем маску и фон.
 • С помощью величины Feather можно контролировать резкость краев выделяемого участка.
 • После выделения копируем объект в новый слой (Ctrl-J).
 • Фон можно убрать с помощью специальных ластиков: Background Eraser для белого фона, Magic Eraser для цветного. Включить Contiguous и настроить Tolerance.
 • Может помочь быстро выделить объект плагин Topaz Mask AI.

Коррекция цвета
 • Создать корректирующий слой Hue/Saturation, выбрать диапазон цветов и поменять ползунком оттенок и насыщенность.
 • Создать пустой слой, настроить Blending Option-Blend Mode-Hue/Color, затем кистью с выбранным цветом покрасить нужные фрагменты.
 • Очень удобно пользоваться кистью Color Replacement Brush, которая закрашивает только цвета, соответствующие кресту в центре кисти. Диапазон заменяемых цветов регулирутся Tolerance.

Работа с фрагментом
 • Для заполнения пустых областей или удаления объектов нужно выделить фрагмент с небольшим запасом и через Edit-Fill-Content Aware или правую клавишу Fill-Content Aware заполнить похожим содержанием. Если рядом есть разнородное содержимое, то вначале выделить однородный участок с замещаемым фрагментом в отдельный слой.
 • Чтобы удалить фрагмент можно создать пустой слой (или с выделенным фрагментом) и выбрать инструмент Clone Stamp с параметром Current&Below. Затем создать замещение в новом слое по образцу из нижележащего участка.
 • Можно выделить светлые или темные фрагменты (Ctrl-Alt-2, Ctrl-I), затем создать корректирующий слой (иконка внизу окна Layers) и изменить эти участки.
 • При клонировании (Clone Stamp) после выбора образец через Alt можно изменять область образца (Alt-Shift-Arrows), размеры (Alt-Shift-[/]) или угол (Alt-Shift-</>).
 • Чтобы поправить дефекты кожи можно использовать Patch Tool. Если коррекция выглядит неестественно можно выделить измененные участки и скопировать в буфер, отменить изменения Patch Tool, вставить из буфера фрагменты и добавить прозрачность.

Размытие
 • Для выделения объекта применяют размытие фона, которое лучше (естественнее) добиться с помощью объектива.
 • Используют фильтры из Blur Gallery для размытия вокруг объекта (Iris) или полосы (Tilt-Shift), направленного (Path) или вихревого (Spin)движения.
 • Чтобы сгладить неоднородный фон можно создать дубликат слоя, скопировать основной объект в новый слой, размыть картинку с помощью фильтра (Gaussian Blur, Blur Gallary), с помощью ластика с небольшой прозрачностью (~20%) пройтись по контуру, вернуть структуру фрагментов.

Резкость
 • Дублируем слой и переводим в Smart Object.
 • Затем использовать Filter-Other-High Pass, где выбираем оптимальные границы резкости (обычно Radius 1–5).
 • Подбираем оптимальный режим смешивания (обычно Overlay или более мягкий Soft Light) и прозрачности (Opacity).
 • При необходимости можно в режиме маски выделить интересующий объект и локально изменять резкость.
 • Для повышения резкости и коррекции фокусировки кроме фильтров Photoshop используют Topaz Sharpen AI и другие. Степень прозрачности слоя с повышенной резкостью можно регулировать.

Слои
 • Чтобы создать копию слоя нужно мышкой перенести слой на иконку нового слоя внизу или нажать Ctrl-J.
 • Перенос выделенных нескрытых слоев в другой рисунок осуществляется захватом и перетаскиванием мышкой.
 • Изменения изображения лучше вносить не прямо, а через корректирующий слой, который создаются через иконку внизу окна Layers.
 • Чтобы исправить баланс белого нужно добавить корректирующий слой с кривыми (Curves) и серой пипеткой найти серый цвет на изображении. Степень прозрачности слоя меняется.
 • Для подсветки участка можно создать корректирующий слой Curves, инвертировать маску Ctrl-I, выделить участок (эллипсом), опять инвертировать, перейти на иконку кривых и изменить светлость, снять выделение и размыть края Gaussian Blur.
 • Для смены цветового оттенка добавить новый слой с залитым цветом (Layer-New Fill Fayer-Solid Color) и объединить с исходной картинкой с помощью Soft Light. Чтобы изменить оттенки только в тенях или светах создать слой с залитым цветом, в Blending Options выделить участки Underlying Layer светлым или темным ползунком, объединить слои с помощью Soft Light, настроить необходимый цветовой оттенок. Лицо и руки можно исключить с помощью Brush черного цвета в маске корректирующего слоя.

Текст
 • Для деформации текста следует растрировать текст (правая кнопка мыши), в меню выбрать Edit-Transform-Distort и с помощью указателя с нажатой левой клавишей растянуть углы границ текста.
 • Чтобы создать шрифт с наложенной текстурой, нужно поверх текста сделать слой, заполненный образцом. Удерживая клавишу Alt подвести курсор к границе двух слоев и, при появлении квадратика со стрелкой, нажать на левую клавишу.

Фильтры
 • Любые изменения рисунка, включая размеры и фильтры, проводить на смарт-объектах, которые позволяют сохранять качество изображения при редактировании: Convert to Smart Objects через правую кнопку или Layer-Smart Objects-Convert to Smart Objects. При использовании фильтра к смарт-объекту автоматически добавляется маска, поэтому черной кистью можно убрать действие фильтра в определенной области.
 • После использования фильтра для дублирующего слоя можно уменьшить прозрачность через Edit-Fade или свойство слоя Opacity (Fill не применяется к стилям слоя).
 • Основные инструменты для коррекции искажений объектива через меню Filter-Lens Correctioin.
 • Для повышения выразительности снимка и достижения художественных эффектов используются специальные фильтры, например, Nik Collection или ON1 Effects.
 • Фильтры Topaz помогают с резкостью, шумами, увеличением размеров, выделением объекта, а также в Topaz Studio можно сделать рамку и и текстуру.
 • Портретные фильтры (Imagenomic Portraiture, ON1 Portrait AI) позволяют сгладить неровности и дефекты кожи.

Электрокардиограмма
 • Выделить электрокардиограмму с толстыми линиями и цветным фоном помогает Magic Wand.
 • Убрать цветную сетку можно с помощью Hue/Saturation и осветления.
 • Чтобы удалить остатки сетки можно размыть с помощью Gaussian Blur, через правый ползунок Level отсечь серую зону и затем повысить резкость. Если мелкие точки, то фильтр Despeckle.
 • Утерянные фрагменты можно восстановить копированием похожих линий с других кардиоциклов.
 • Если ничего не помогает, обвести электрокардиограмму в новом слое.

Настройка
 • Цветовое пространство: рабочее пространстов (Edit-Color Settings) установить ProPhoto RGB, а экспортировать в зависимости от задачи (на сайт sRGB, в печать CMYK).
 • Настроить быстрый вызов: размер 100% (Ctrl-Alt-1), Shadows/Highlights (Ctrl-H), Ruler Tools (Ctrl-R), Image Rotation Arbitrary (Shift-Ctrl-R), Image Rotation 90° Clockwise (Ctrl-[), Image Rotation 90° Counter Clockwise (Ctrl-]), Crop (Shift-Ctrl-C), Smart Sharpen (Shift-Ctrl-S), Flatten Image (Ctrl-E), Lens Correction (Ctrl-Alt-L), Photomerge (Shift-Ctrl-M).
 • Смена перекрестья на стандартное изображение кисти через клавишу Caps Lock.
 • Если нажать Alt, то в окне инструмента появится кнопка Reset, позволяющая отменить изменения.
 • Чтобы убрать кружок при нажатии при работе с планшетом нужно в Control Panel: Pen and Touch: Pen Options: отключить Press and hold for right-clicking.

Luminar AI
Luminar для творческой работы с изображениями
Рис. 4. Luminar AI для творческой работы с изображениями.

 • Для творческих задач может помочь редактор Luminar (рис. 4), который позволяет быстро внести существенные коррективы в изображение.
 • Наряду с развитыми автоматизированными средствами обработки снимка программа может добавить различные варианты неба, облаков, солнечные лучи, закаты, луну, млечный путь, туман и другие природные объекты и явления.
 • Отменить примененный стиль через Ctrl-Shift-R.