Спортивная фотография


"Они могут, потому что они думают, что могут" Вергилий


Экстремальная гонка
Canon 5DIV, Canon EF 70–200/4L IS (70 мм, F4, 1/1250 с, ISO 400).

 • В спортивной фотографии главное — поймать мгновение, определяющее красоту движения.
 • Событие надо опережать, а для этого необходимо разбираться не только в данном виде спорта, но и в особенностях конкретного состязания.
 • Прийти на место съемок заранее, продумать места для удачных ракурсов.
 • На длинных дистанциях полезно перемещаться на велосипеде.
 • Иногда лучшие снимки до старта или после завершения состязания.
 • Создать короткую историю, включая снимки перед состязанием и после него.
 • Интересны фотографии, раскрывающие скрытые жизненные ситуации, взаимоотношения людей. Снимать эмоции тренеров, соперников, зрителей, близких.
 • Движение можно показать более длинной выдержкой, съемкой с проводкой, расположением по диагонали кадра.
 • На пике движения скорость невысока и можно получить резкий снимок.
 • Часто работают 1–2 кадрами, иногда короткими сериями, чтобы получить кадр с удачным положением спортсмена. Не бездумные длинные серии.
 • Быстрая серия кадров позволяет выбрать красивый кадр (законченная фаза движения), который через доли секунды может стать невыразительным.
 • Игрока в действии крупным планом, максимально близко (не с трибуны).
 • При съемке плавания важен взгляд пловца. Брызги вызывают ошибку автофокуса, поэтому лучше поставить точечный.
 • Чем ближе к земле, тем драматичнее снимок.
 • Выбор диафрагмы зависит от задач: F10–16 обеспечвает резкость группы спортсменов, F2.8–5.6 выделяет спортсмена и размывает фон.
 • Солнце за спиной. Лучше немного пасмурная погода.
 • Чтобы заморозить быстрое движение выдержка 1/1000–1/2500 с. Чтобы обозначить движение выдержка 1/200 с, движение с проводкой на 1/20–60 с (для велосипеда и автомобиля 1/250–360 с) сериями.
 • Чаще работают с ISO 400–1600.
 • Можно установить в фотоаппарате минимальную выдержку (например, 1/500–1000) и AutoISO.
 • Фокусировка по центру позволяет контролировать фокус фотографу, а не камере.
 • Оценка экспозиции в точке обеспечивает точность света объекта, а не фона.
 • Синхронизация по второй шторке затвора с длительной выдержкой (нужна стабилизация объектива, монопод или штатив) позволяет размыть, осветлить фон и "заморозить" объект.

Фототехника
 • Автофокус — точный и быстрый, самая главная функция для спортивной съемки.
 • Быструю фокусировку обеспечивают ультразвуковые моторы (USM/Canon, SWM/Nikon&Olympus, SSW/Sony).
 • Следящую автофокусировку зоны полезно вывести на кнопку AF-ON, оставив на спусковой кнопке экспозамер и сам спуск. При слежении держать кнопку AF-ON постоянно нажатой и удерживать спортсмена в кадре полагаясь на автофокус. Как только начался интересный момент — жать на спуск и держать серию столько сколько нужно.
 • Во время серийной съемки на автофокус не отвлекаться, следить только за кадрированием и зумом.
 • Распространены объективы 400, 70–200, 24–70 и 16–35 мм.
 • Для спорта обязателен телевик (лучше F2.8 для точности автофокуса), быстрый автофокус и короткая выдержка, а стабилизатор в объективе не нужен.
 • Часто используют зумы (особенно начинающие фотографы), которые позволяют не упустить многие важные события.
 • Профессионалы предпочитают (супер)телефиксы, чтобы показать эмоции на лице, мягкое размытие фона.
 • Камера должна обеспечивать скорость серийной съемки не менее 10 кадров в секунду.
 • Удобно иметь 2–3 фотокамеры, чтобы реже менять объективы.
 • Часто используют фотоаппарат на мини-штативе с триггером для съемок с низкой точки.
 • При съемке телеобъективом "с проводкой" полезен штатив, а оптический стабилизатор переводят в режим 2 или отключают, если такого режима нет.
 • Для тяжелого телеобъектива и мобильности нужны моноподы.