Фототехника


"Фотографии — это фотограф" Стенли Грин

Фотография — это умение видеть, не техника. В то же время хорошая техника позволяет делать более качественные снимки в сложных условиях. Здесь приведено краткое описание особенностей последних фотокамер, используемых автором, полезные советы и опыт применения в практике фотолюбителя других полезных устройств. Виды фотосъемки обсуждаются здесь.
Сайты
 •  DPReview
 •  Fredmiranda, Reviews
 •  Imaging Resource, Comparometer
 •  LensProToGo
 •  Lensrentals
 •  MyWed Analytics
 •  Photographylife
 •  The Digital Picture
Фотоаппараты
 •  Приобретение фотооборудования часто не улучшает качества фотографий, а лишь резкость и детализацию.
 •  Высокое разрешение позволяет больше обрезать кадр и увеличивает детализацию, но часто избыточно, требует меньшей выдержки и повышает частоту микросмаза, ограничивает выбор объективов, увеличивает ресурсы для хранения и замедляет обработку, а сокращенные режимы (sRAW, mRAW) могут немного ухудшить картинку.
 •  Фокусироваться нужно по четким контрастным границам светлое-темное.
 •  Если фокусироваться центральным датчиком и потом перекадрировать, то можно легко выйти из узкой зоны резкости на небольших расстояниях от объекта при использовании открытой диафрамы длиннофокусного объектива (для 85/1.8 на расстоянии 1 м грип составляет 1.5 см). Если боковые точки ненадежны, можно использовать ручной фокус.
 •  Большая зона резкости у камер с уменьшенной матрицей (кроп) затрудняет размытие фона у портретов, но полезна при съемке пейзажей, макро и репортажа, улучшает фокусировку.
 •  Качественные съемки на больших дистанциях и с широкой диафрагмой (f/1.2–2.8) на полнокадровых камерах требуют тяжелых и дорогих объективов.
 •  Низкочастотный фильтр для устранения муара (Canon 5D) снижает резкость (помогает Digital Lens Optimizer в Canon DPP или камере, но замедляется скорость). Отсутствие низкочастотного фильтра в камере (Olympus E-M1) обеспечивает высокую детализацию (полезно для пейзажей), но может породить муар при съемке одежды и предметов с мелкой текстурой.
 •  Беззеркальные камеры в связи с отсутствием зеркала и призмы для формирования изображения в видоискателе легче и меньше, имеют режим бесшумной съемки с электронным затвором, дают меньше вибрации и пыли, обеспечивают большую частоту кадров, имеют электронный видоискатель, позволяют фокусироваться по всей площади матрицы, нет фронт-бэк фокуса.
 •  Электронный видоискатель отражает изображение на сенсоре с экспозицией и балансом белого, не требует зеркала (снижение вибрации) и фокусировочного экрана (пыль), выводит много информации (гистограмма, подсветка зон в фокусе [focus peaking]). С другой стороны, электронный видоискатель отражает не реальность, а изображение сенсора (хуже четкость и диапазон цветов, задержка) и потребляет энергию.
 •  Электронный затвор обеспечивается обнулением заряда на матрице и дает большую серийную скорость, отсутствие шума и вибрации, долговечность. Среди недостатков отмечают феномен построчного переноса (rolling shutter), приводящего к искажению картинки и темным полосам при быстром движении объекта (на выдержках <1/500 c), эффекты от искусственных мерцающих источников света, невозможность длинных выдержек, небольшое снижение глубины цвета и ограничение высоких ISO.
 •  Зеркальные камеры пока лучше справляются с быстрыми событиями, имеют больший выбор объективов и ресурс батареи.
 •  Дефектные пиксели на матрице выявляются при длительной выдержке на высоких ISO очень часто, даже на новых камерах, могут появляться и исчезать. Для выставить выдержку 1 с, ISO 3200, отключить подавление шума, сделать снимок с закрытым крышкой объективом в RAW формате. Просмотреть можно на дисплее камеры, нажав кнопку INFO пока не появится гистограмма со "всплесками", или в редакторе. На новой камере не должно быть больше 5. Дефекты устраняются автоматически при конвертации RAW файла в Lightroom или Photoshop. Если дефектные пиксели видны на низких ISO, то нужно убрать их в сервис-центре ремаппингом.
 •  Большинство проблем камеры исправляются позднее новыми прошивками или доработанными версиями (лучше подождать 1–2 года и купить последнюю версию, уточнив дату выпуска).
 •  В походе с рюкзаком и палками пользоваться камерами со сменными объективами затруднительно. Лучше подходит более компактная камера с несменяемым объективом (Sony RX100 IV/V (24–70mm) или Canon G7 X MkII (24–100mm) с 1" матрицей, Panasonic Lumix DMC-LX100 (24–75mm) с матрицей m43 в 2 раза больше, но подвержена пыли), которую можно положить в карман. Защищенный Olympus TG-5 имеет очень маленькую (1/2.3") матрицу и хуже качество снимков.
Canon 5D Mark IV
Фотоаппарат Canon 5D Mark IV
Зеркальный фотоаппарат Canon 5D Mark IV.
Преимущества
 •  Разрешение матрицы 30 Мп у Canon 5D MkIV достаточно для подавляющего большинства ситуаций.
 •  Более естественный/теплый/приятный тон кожи по сравнению с матрицами Sony (Nikon).
 •  Отличный автофокус с 61 точкой (41 крестовая повышенной точности, некрестовые можно отключить). Полезна дополнительная кнопка переключения областей фокусировки.
 •  Хороший динамический диапазон (близко к лучшим камерам Nikon и Sony) позволяет заметно осветлять тени.
 •  Для большинства сюжетов можно использовать ISO вплоть до 3200–6400 и даже выше.
 •  Сенсорный экран удобен для фокусировки в ряде ситуаций и просмотра картинок.
 •  Хорошая защита от непогоды.
 •  У Canon 5D MkIV лучше динамический диапазон и автофокус (-3EV [-4EV в Live View], f/8 с экстендером III), но меньше ресурс батареи (–40%), чем у 5D MkIII. По сравнению с 6D MkII также надежнее защита от непогоды и больше ресурс затвора. Лучше картинка, особенно при недостатке света, чем у 7D MkII.
 •  Некоторые слабости камер Canon фотографы прощают за надежность, естественный цвет кожи и отличные дорогие (24/1.4L II, 35/1.4L II, 50/1.2L, 85/1.2L II, 135/2L, 11–24mm/4L, 16–35/2.8L III, 24–70/2.8L II, 70–200/2.8L IS II, 100–400/4.5–5.6L IS II) и не очень (24/2.8 IS, 35/2 IS, 50/1.4, 85/1.8, 100/2.8 Macro, 16–35/4L IS, 24–70/4L IS, 24–105/4L IS, 70–200/4L IS) объективы, определяющие качество изображения. На аппаратах Canon можно использовать объективы Nikon, но не наоборот (диаметр байонета Nikon F 44 мм, Canon EF 54 мм). Точки фокусировки на фотокамере Canon 5D Mark IV
Точки фокусировки на фотокамере Canon 5D Mark IV.
Недостатки
 •  Вес 890 г (с батареей) затрудняет использование в длительных пеших походах.
 •  Избыточно осветленные участки редактируются слабо.
 •  Отсутствует поворотный экран, который удобен при съемках с низкой или большой высоты, но увеличивает риск повреждения камеры в сложных условиях.
 •  Невозможно нажатием кнопки отключить брекетинг экспозиции, мешающий серийной съемке.
 •  Слышимый звук затвора даже в "тихом" режиме.

Настройки
 •  Удобно разнести фокусировку и спуск затвора на разные кнопки.
 •  Кнопка AF-ON: AI Servo с расширенной зоной (9) точек фокусировки (через кнопку INF).
 •  Кнопка AE Lock: AI Servo с автоматическим выбором точек во всей области фокусировки (через кнопку INF).
 •  Настройка и компенсация экспозиции вспышки в быстром меню пользователя (Custom Quick Control, смена на исходное меню кнопкой INFO).
Olympus OM-D E-M1 Mark II
Olympus OM-D E-M1 Mark II
Беззеркальный фотоаппарат Olympus OM-D E-M1 Mark II.
Преимущества
 •  Относительно небольшой вес камеры (574 г с батареей), объективов (12/2, 25/1.8, 45/1.8, 60/2.8, 75/1.8, 12–40/2.8) и вспышки (Godox TT350o).
 •  Большой выбор родных объективов, Panasonic Lumix и Leica (12/1.4, 20/1.7, 25/1.4, 42.5/1.2, 100–400/4–6.3), и других производителей (Voigtländer [Nokton] 10.5, 17.5, 25, 42.5 f/0.95).
 •  Удобен для длительных пеших походов и путешествий (с 12–40/2.8, 12–100/4 IS), съемки на дальние дистанции, макро.
 •  Дистанция съемки удаленных объектов в 2 раза больше, чем у полнокадровой камеры с объективом одного фокусного расстояния, что привлекательно в сочетании с нетяжелыми телеобъективами (40–150/2.8, 300/4 IS + MC-14 1.4x, 100–400/4–6.3 OIS).
 •  Лучшая внутрикамерная стабилизация изображения, позволяющая снимать с большой выдержкой с рук широкоугольными и даже телеобъективами (особенно с двойной стабилизацией). Также помогают фокусировке небольшой вес системы и отсутствие вибрации при поднятии зеркала. При необходимости в большинстве случаев достаточно легкого монопода.
 •  Высокая скорострельность: 10 и 15 кадров/c в режимах Low и High (автофокус и экспозиция по первому кадру) при механическом затворе, 18 и 60 кадров/c при электронном затворе.
 •  Режим Pro Capture, сохраняющий в буфере 14 кадров до спуска затвора, может быть полезен для динамичных событий, молний.
 •  Красивые цвета, свойственные камерам Olympus.
 •  Сенсорный экран.
 •  Удобен для макро: большая зона резкости, стекинг, телеконвертер, стабилизатор, небольшой вес.
 •  Стекинг по фокусу (Focus Bkt) — серия кадров для получения расширенной зоны резкости.
 •  Функция телеконвертера позволяет выдать сразу два кадра — raw обычного масштаба и jpeg с увеличением в два раза без потери света и резкости, что полезно для макро.
 •  Хорошая защита от непогоды.
 •  Поворотный экран.
 •  Можно печатать четкие снимки вплоть до А2 (16х23", 42x59 см).
 •  Olympus E-M1 MkII имеет лучший следящий автофокус, скорострельность и батарею, два слота по сравнению с E-M5 MkII, хотя тяжелее на 100 г и дороже в два раза. Кроме того, есть стекинг и режим высокого разрешения (50 Мп) в отличие от E-M1.

Недостатки
 •  Основные недостатки (и преимущества — малый размер и вес системы) связаны с небольшой матрицей.
 •  Базовая ISO 200, можно снизить до 64 (low) с увеличением детализации, но заметно уменьшится динамический диапазон.
 •  Невысокая ISO (до 1600) без заметных шумов при недостатке освещения.
 •  Следящий автофокус (С-AF) не всегда надежен. Лучше выбрать 1 точку (можно все 121 на фоне неба, но не воды), режим С-AF TR менее надежен, C-AF Lock +2 (хаотичное движение, белка) или –2 (устойчивое горизонтальное движение, футболист), механический затвор со скоростью 10 кадров/с (L), отключить IS при малых выдержках, S-IS 2 при горизонтальном слежении. Если настройка С-AF не помогает можно перейти на S-AF, который использует гибридный (фазовый + контрастный) автофокус. Если квадратики покраснели (потеря фокуса), то нужно отпустить кнопку и вновь нажать наполовину.
 •  Вспышки синхронизируются только по оптическому каналу, нет родного триггера.
 •  Камера может внезапно показать нулевой заряд батареи и отключиться, позднее виден прежний заряд и камера вновь работоспособна.
 •  Режим высокого разрешения требует штатива.
 •  Объективы Panasonic дают фиолетовые блики и не работает стабилизация на камерах Olympus.
 •  Светлые объективы (f/0.95–1.2) тяжелые и дорогие, дают большую зону резкости (почти в 2 раза, чем на полном кадре).

Настройки
 •  Кнопка записи видео: выбор ISO.
 •  Кнопка Fn2: выбор центральной точки.
 •  Верхняя кнопка на камере спереди внизу: брекетинг экспозиции.
 •  Нижняя кнопка на камере спереди внизу: focus peaking, показывающий объекты в зоне резкости.
 •  Переключатель Fn lever: присвоить в меню Mode 2 и переключать между режимами автофокуса S-AF (+ центральная точка) и C-AF (+ 5 точек), которые камера запоминает без меню.
Объективы
 •  Качество картинки определяет объектив, не фотоаппарат.
 •  Фотоаппараты меняются, объективы остаются.
 •  Объективы с постоянным фокусным расстоянием (фиксы) при сравнении с имеющими переменное фокусное расстояние (зумы) светлее, с более интересным рисунком, резче и четче (при уменьшении диафрагмы), но неудобны когда нужно быстро сменить план с крупного на общий или приспособиться к размерам помещения.
 •  Светосильный объектив обеспечивает минимальную глубину резкости, короткие выдержки для быстрых процессов, кристальную резкость (диафрагмируем до f/4–5.6 и снимаем со штатива). В то же время при открытой диафрагме снижается резкость, особенно по краям, чаще проблемы с фокусировкой, усиливаются хроматические аберрации.
 •  Стабилизация изображения помогает снять с рук неподвижный объект на длинных выдержках в условиях недостаточного освещения. Однако возрастает вес объектива и может ухудшиться изображение.
 •  На коротких выдержках (днем) и умеренных фокусных расстояниях (до 100 мм) включение стабилизации изображения снижает резкость в связи с дополнительными движениями в конструкции объектива. Отключать при выдержке меньше 1/500 с или на штативе.
 •  Защитные и ультрафиолетовые фильтры снижают резкость, микроконтраст и повышают риск "зайцев".
 •  Лучшая защита, это бленда. Не надевать защитную крышку, чтобы не потерять время и саму крышку.
 •  В запыленной среде не менять объектив (можно в специальной сумке или автомобиле). При замене держать камеру (можно не выключать) объективом вниз, если ветер не поднимает пыль с земли.
 •  Пыль внутри объектива (особенно зумы без защиты от непогоды) обычное явление, есть даже в новых. Пыль (и даже царапина) не влияет на изображение, поскольку не находится в зоне фокусировки, и соответственно чистка не нужна.
 •  При сильно зажатой диафрагме после определенного порога падает разрешение из-за дифракции. Обычно граница дифракции находится на f/8–11, далее чем меньше диафрагма, тем ниже разрешение и хуже изображение.
 •  Чем больше диапазон фокусных расстояний объектива, тем хуже картинка.
 •  Объективы Sigma (35, 50, 85 мм серии Art) и Tamron (15–30mm/2.8 VC, 24–70mm/2.8 VC) не уступают объективам производителей камер и обычно дешевле. Возможные проблемы с автофокусом (больше у Sigma) и совместимостью с камерами обычно решаются обновлением прошивки через usb-станцию.
Свет
 •  Вначале найти удачный свет, а потом уже объект для съемки.
 •  Избегать ярких пятен рядом с объектом съемки.
 •  Всегда лучше получить качественное изображение непосредственно с фотокамеры, чем потом заниматься его исправлением в редакторе.
 •  Использование брекетинга экспозиции (3 снимка с шагом 1/3–1 EV) при сложном освещении позволяет выбрать лучший снимок для последующей работы. Могут пригодиться разные выдержки для изображения движения.
 •  Устанавливайте экспозицию по самым ярким местам (точечный экспозамер), и пусть тени сами о себе позаботятся.
 •  Для дома достаточно накамерных вспышек, которые справляются с зонтиками 80–100 см и софт-боксами до 90 см. Для портретной съемки софт-бокс не меньше, чем 60х60 см.
 •  Вспышка в режиме заполняющей (по первой шторке) дает кратковременное освещение и вызывает затемнение фона при недостатке окружающего света. Использование медленной синхронизации позволяет при длительной выдержке осветить фон и размыть динамичные объекты, а перед закрытием второй шторки быстро осветить и "заморозить" вспышкой целевой объект.
 •  Можно вывести настройку вспышки на пользовательское меню (Canon 5D MkIV: кнопка Q, затем INFO).
 •  Для оптимального освещения можно уменьшить яркость вспышки.
 •  Удобно иметь две вспышки: мощную, большую и тяжелую (Canon 600-RT II, Olympus FL-900R) и легкую (Canon 430-RT III, Godox TT350). Легкая вспышка достаточна для малых пространств, может использоваться на камере в качестве ведущей и подсветки автофокуса.
 •  Радиоуправление позволяет игнорировать препятствия, мешающие удаленному контролю вспышек по оптическому каналу.
 •  Во вспышках, синхронизаторах (нет в Canon ST-E3-RT, но есть в Godox Xpro-C TTL, Yongnuo YN-E3-RT) и отдельных устройствах (Yongnuo YN12AF) полезна функция подсветки автофокуса с помощью красного света в темных условиях. В малых вспышках (Canon 430-RT III) часто имеется только одна светодиодная лампа и подсвечивается только центральная точка.
 •  Если требуется несколько вспышек и радиосинхронизаторов, часто используют недорогие системы (Godox, Nissin, Yongnuo).
 •  Если вспышку длительно не использовать, теряется емкость, так как конденсаторы электролитические и без периодических циклов заряда/разряда высыхают.
Цвет
 •  Для акцента на цвете нужно упростить композицию и уменьшить число деталей.
 •  В сериях фотографий лучше использовать черно-белые снимки не единично в ряду цветных, а в смысловых и сюжетных блоках.
 •  Чтобы не возиться с цветокоррекцией в редакторе лучше настраивать баланс белого в зависимости от условий съемки.
 •  Тип цветового пространства в фотокамере влияет на формирование изображения в формате jpeg внутри камеры. Перевести в режим AdobeRGB, что гарантирует более широкий цветовой охват и более точную передачу цветов. Для raw приоритетны установки в самом конвертере.
 •  Обычно устанавливают sRGB в Photoshop и Lightroom в качестве рабочего пространства по умолчанию. Профили монитора указываются в "Управлении цветом" в системе.
 •  Если не планируется печатать фотографии с высоким качеством цвета, то подойдут с цветовым охватом sRGB (Dell U2515H или U2715H). Иначе потребуется монитор с Adobe RGB. Выбор сложен, поскольку хорошие мониторы (NEC Multisync PA, особенно Spectraview PA, iMac Retina) дороги, а остальные (Dell U2716D или BenQ SW2700PT) часто дают неравномерное освещение и цветовые оттенки.
 •  Монитор для редактирования фотографий предпочтительнее 25–27" с интерфейсом DisplayPort для передачи сигнала.
 •  Для проверки монитора последовательно выводим на весь экран белый, черный, светлый серый, красный, зеленый, синий — оцениваем равномерность светимости и тона, отсутствие паразитных засветов (по черному), отсутствие поврежденных пикселов (горящих, не горящих, мерцающих на белом, черном, красном, зеленом, синем). Оцениваем градиентный переход от светлого к темному (по серому, красному, зеленому, синему): плавность, отсутствие "заломов" и артефактов (особенно в тенях).
 •  Монитор требует обязательной регулярной (ежемесячно) калибровки с помощью устройства, позволяющего создавать корректные индивидуальные цветовые профили (X-Rite i1Display Pro). Программное обеспечение широко рекламируемого монитора BenQ SW2700PT некорректно работает с i1Display Pro. Перед калибровкой монитор должен поработать 10–15 мин.
 •  Установить цветовой профиль монитора в программе просмотра изображений (BreezeBrowser Pro, XnView MP).
Штативы
 •  Удобны два штатива: тяжелый и устойчивый (Gitzo GT3235S с головкой Markins Q20i) для большинства съемок, относительно легкий (Manfrotto 190CX3 с головкой Sirui K-10X) для походов. Стабилизатор объектива отключить.
 •  Обычно в головке штатива используют ручку (малую) для ограничения горизонтального вращения головки и ручку (большую) для ограничения движения шара с площадкой и камерой. Ограничитель (отдельная ручка или винт на большой ручке) препятствует резкому движению шара и камеры с объективом — исходно ослаблен и затягивается после подбора свободы перемещения камеры. Изменение положения камеры с объективом возможно с умеренным усилием, но без спонтанного изменения позиции.
 •  Для повышения устойчивости штатива можно подвесить груз.
 •  Монопод (Gitzo GM2541) полезен при съемке с телеобъективами, когда нужно часто перемещаться или при ограниченном пространстве. Стабилизатор объектива не отключать.
 •  Камеру со штативной головкой можно фиксировать на портативных площадках (Platypod Max Camera Support) и стекле автомобиля (Kirk WM-2 Multi-Purpose Window Mount).
Подготовка для Web
 •  Возможным компромиссом между высокой скоростью загрузки и качеством изображения могут быть следующие параметры: размер файла до 0.2–1 Мб в формате jpg, размер картинки по длинной стороне 900–1024 px, разрешение 72 dpi (для печати не менее 300 dpi).
 •  В программе Photoshop, после уменьшения размера, изображение можно оптимизировать для Интернета через File–Export–Save for Web (клавиши Alt-Shft-Ctrl-S).
 •  В браузере Google Chrome с целью повышения скорости показа изображения хранятся в кэше. После обновления файлов на сайте нужно очистить кэш через Shft-Ctrl-Del, чтобы вместо старой картинки появилась новая.
 •  На html-странице важно указать краткое описание картинки в атрибуте alt для поисковых роботов.
 •  Для показа картинки на сайте используют возможности каскадных таблиц стилей (CSS), например, свойство img {max-width:100%; width:auto; height:auto; margin:0 auto; display: block;}.
Lightroom
 •  Нужно стараться фотографировать так, чтобы не редактировать фотографии. Получается не всегда: кадрирование, выравнивание, коррекция светов и теней, баланс белого при сложном освещении, черно-белый снимок, устранение искажений оптики с помощью профилей объективов, изменение искажений архитектуры при съемке широкоугольными объективами, удаление проводов (Spot Healing Brush, Clone Stamp в Photoshop).
 •  Программа не позволяет настроить вызов часто встречающихся действий через клавиатуру.
 •  Удаление файлов: все пометить отвергнутыми (Ctrl-A, через правую кнопку мыши Rejected), затем снимать флаг с понравившихся снимков (U) или вновь помечать (Х). Удалить оставшиеся с флагом (Ctrl-Backspace). Однако, неудачная фотография через несколько лет может понравиться.
 •  Сортировка файлов: вначале отмечаем хорошие (1), затем из них лучшие (2), и наконец из последних делаем выбор (3).
 •  Для работы с фрагментом снимка выберите корректирую кисть ("K") и подсветку маски ("O"). Закрасьте область редактирования (Ctrl ограничивает объект, Alt стирает), уберите подсветку. Проведите необходимую коррекцию (резкость, экспозиция ...).
 •  Alt позволяет с помощью ползунка Masking выделить границы изменения резкости.
 •  Alt помогает с помощью ползунка Sharpening увидеть эффект повышения резкости в черно-белом цвете.
 •  С помощью ползунка Detail устраняется ореол, вызванный значительным увеличением резкости.
 •  Инструмент Dehaze (панель Effects, версия CC) позволяет устранять дымку.
 •  Проявщики исходных RAW файлов Canon DPP и Olympus Viewer имеют меньше возможностей для правки, медленнее и не так удобны как универсальный Lightroom. В то же время, Canon DPP лучше работает с цветом и включает цифровой оптимизатор объектива (Digital Lens Optimizer). Последний позволяет увеличить разрешение изображения (детализация, резкость), которое было снижено низкочастотным фильтром в камере, устранить остаточные аберрации, но медленнее работает, увеличивает шумы и почти в 2 раза размер файла jpeg.
 •  Для более комфортной работы последних версий Lightroom нужен мощный процессор (Intel i7), каталог и кэши хранить на SSD (лучше отдельном, без операционной системы), оперативная память 16 Гб, включить Smart Previews вместо оригинального изображения (уменьшенный dng файл), увеличить размер кэша (20 Гб), включить использование видеокарты (иногда хуже) и обновить драйвера для нее, в настройке каталога отключить запись изменений в XMP файл и установит Preview Quality на Medium, оптимизировать каталог.
Photoshop
 •  Обычно Photoshop используется в редких случаях, когда не хватает возможностей Lightroom для коррекции фотографии, или планируется творческая обработка снимка.
 •  Полезно настроить вызов часто встречающихся действий через клавиатуру: линейка (R), произвольный поворот (Shft-Ctrl-R), обрезание (Shft-Ctrl-C), умная резкость (Shft-Ctrl-S).
 •  После применения фильтра можно уменьшить его влияние через Edit–Fade.
 •  Поворот картинки оставляет незаполненные области. Для их устранения нужно выделить пустую область с небольшим запасом и через Edit–Fill–Content-Aware или правую клавишу Fill–Content-Aware заполнить похожим содержанием.
 •  Смена перекрестья на стандартное изображение кисти через клавишу Caps Lock.
 •  Сборка панорамы через File–Automate–Photomerge/Cylindrical.
 •  Для выравнивания горизонта инструментом линейка прочертить реальный горизонт и затем Image Rotation–Arbitrary автоматически выровнять. Чтобы повернуть на другой угол нужно поставить указатель на начало линии реального горизонта, через Alt начертить желаемый уровень и затем Image Rotation–Arbitrary.