Камеры и фототехника
"Фотографии — это фотограф" Стенли Грин
РАЗДЕЛЫ
• Альбом фотографий• Виды и приемы фотографии
• Объективы
• Подготовка фотографий
• Canon
• Olympus
Фотография — это умение видеть, не техника. Взгляд фотографа на событие, правда, эмоции, интеллект, сюжет важнее качества фотографии. Хорошая фототехника улучшает не снимок, а резкость и детализацию, позволяет получить приемлемое качество в сложных условиях, облегчает съемки и обработку изображений. Нельзя оценивать фототехнику только по публикациям фотографов, оплаченных производителем, поэтому здесь приведены мнения и советы независимых фотографов и свой практический опыт.
Полезные сайты
• Camera Memory Speed• Camera Size
• Digital Camera Database
• DPReview
• DxOMark
• Fototips.ru
• Imaging Resource, Comparometer
• Photons to Photos
• Prophotos.ru
Фотоаппараты
• Выбирают не фотоаппарат а систему, включающую объективы, камеру, вспышки, батареи с учетом перспектив, сервиса, обмена и продажи.• У каждой системы фототехники (Canon, Fujifilm, Nikon, Olympus, Sony) есть преимущества и недостатки, существенные или несущественные для задач фотографа.
• Отличные фотографии можно получить на любой системе, различия в быстроте и удобстве, затратах времени на обработку снимка.
• Низкочастотный фильтр в фотоаппарате для устранения муара (Canon 5D, Sony a9) снижает резкость, которую повышают в редакторе RAW файлов (помогает Digital Lens Optimizer в программе Canon DPP или фотокамере, но медленно и большой файл).
• Отсутствие низкочастотного фильтра (Olympus E-M1) обеспечивает высокую детализацию (полезно для пейзажей), но может породить муар (цветные волнообразные переливы) при съемке одежды и предметов с мелкой текстурой, оперения у птиц.
• Для профессиональных фотографов важен ресурс затвора, частая замена которого может быть затратной. Для камеры Canon 5DIV производитель гарантирует ресурс затвора 150 000 кадров, для Olympus E-M1II 200 000 кадров. На практике затворы фотоаппаратов, особенно профессиональных, могут многократно превышать заявленный ресурс.
• Большинство проблем фотоаппарата исправляются позднее новыми прошивками или доработанными версиями (лучше подождать год и после снижения цены купить последнюю версию, уточнив дату выпуска).
• После выхода новой версии камеры/объектива цена на предыдущую значительно снижается.
• Купить "серую" фототехнику, предназначенную для продажи в другой стране, можно заметно дешевле в Интернет-магазинах (eBay, Amazon, Global Media Pro) с возможностью возврата после тестирования или с гарантией магазина. Теряется официальная гарантия (поломки у известных производителей бывают очень редко) и существует небольшой риск получить технику, побывавшую в ремонте, или неродные комплектующие (аккумуляторы, зарядные устройства).
Матрица фотокамеры

Рис. 1. Относительные размеры матриц фотокамер и смартфонов.
• На крупной матрице (рис. 1) изображение лучше, светлее, объемнее, больше динамический диапазон яркости, снижающий засветки при контрастных сценах и шумы при слабом освещении.
• Сравнивать целесообразно фотокамеры с одинаковыми размерами матриц и плотностью пикселей.
• Современные технологии заметно уменьшили зависимость качества изображения от размеров матрицы.
• Для съемок на дальние дистанции и с малой диафрагмой (F1.2–1.4) на камерах с большими матрицами требуются тяжелые и дорогие объективы.
• На малой матрице (кроп) менее выражено затемнение по углам (виньетирование) и снижение резкости по краям кадра (мыло), особенно при использовании полнокадрового объектива.
• Большая зона резкости (грип) у камер с уменьшенной матрицей затрудняет размытие фона у портретов (лицо издали), но полезна при съемке пейзажей, макро и репортажа, упрощает фокусировку.
• Для пересчета зоны резкости с полного кадра на кроп относительное диафрагменное число увеличивается на число кроп-ступеней. Если матрица в 2 раза меньше, то зона резкости увеличивается на две ступени. Например F1.2 на беззеркальной камере Olympus дает зону резкости как F2.4 на полнокадровой камере.
• При одинаковой светосиле объективов на малую матрицу будет падать меньше света и на картинке больше шума.
• Матрицы PDAF ряда камер со встроенными фазовыми датчиками (Sony, Panasonic) при определенном освещении могут вызвать появление полос.
• Снимок на малой матрице дает изображение большего масштаба, которое на полнокадровой матрице получается с помощью более длинного (эквивалентное фокусное расстояние) и тяжелого объектива (рис. 2). Однако качество картинки в последнем случае будет выше.

Рис. 2. Поле зрения у кроп-матриц.
• Высокое разрешение матрицы (плотность меньших пикселей) позволяет больше обрезать кадр и получить более детальное изображение.
• С другой стороны матрица с высоким разрешением повышает частоту микросмаза и требует меньшую выдержку (1/фокусное расстояние не работает), возрастает отверстие диафрагмы, на которой появляется заметная дифракция и снижение резкости, требуется более качественная и дорогая оптика, нужно больше ресурсов для хранения и замедляется обработка изображений. Сокращенные режимы (sRAW) могут немного ухудшить картинку.
• Матрица меньшего размера с большей плотностью малых пикселей (225 мм2, 9.1 Мп/см2, 3.3 мкм в Olympus E-M1II) при съемке на дальние расстояния может выдать более детальную картинку, чем обрезанное изображение с полнокадровой матрицы и небольшой плотностью пикселей (864 мм2, 3.5 Мп/см2, 5.4 мкм в Canon 5DIV).
• Чтобы почистить матрицу и устранить пятна на фотографии специальную швабру (можно сделать из пластиковой карты) обертывают двумя слоями безворсовой салфетки, смачивают Eclips и протирают. Чистить матрицу с системой стабилизации нужно очень осторожно.
• Дефектные пиксели для практической фотографии обычно незначимы (исключая астрофотографию). Выявляются очень часто, даже на новых камерах (допускается не более 5), и могут исчезать.
• Для выявления поврежденных пикселей выставить выдержку 1 с, ISO 3200, отключить подавление шума, сделать снимок с закрытым крышкой объективом в RAW формате. Посмотреть на дисплее фотокамеры (кнопка INFO и видны "всплески" на гистограмме) или в редакторе. Дефекты устраняются автоматически при конвертации RAW файла в Lightroom или Photoshop. Если дефектные пиксели видны на низких ISO, то нужно убрать их в сервис-центре ремаппингом.
Фотокамеры беззеркальные

Рис. 3. Оптическая схема зеркальной (слева) и беззеркальной (справа) камер.
• Беззеркальные фотоаппараты в связи с отсутствием зеркала и призмы (рис. 3) для оптического формирования изображения в видоискателе легче и компактнее, имеют режим бесшумной съемки, дают меньше вибрации, обеспечивают большую частоту кадров, позволяют фокусироваться по всей площади матрицы, нет фронт-бэк фокуса.
• Электронный видоискатель отражает изображение на сенсоре с экспозицией и балансом белого, не требует зеркала (вибрация, шум) и фокусировочного экрана (пыль), выводит много информации (гистограмма, подсветка зон в фокусе [focus peaking]).
• С другой стороны, электронный видоискатель не отражает реальность (хуже четкость и диапазон цветов) и потребляет энергию.
• Электронный затвор обеспечивается обнулением заряда на матрице и дает большую серийную скорость, отсутствие шума и вибрации, долговечен.
• Среди недостатков электронного затвора отмечают феномен построчного переноса (rolling shutter) с искажением картинки и темными полосами при быстром движении объекта (на выдержках <1/500 c), эффекты от мерцающего света, невозможность использовать вспышку и длинные выдержки, небольшое снижение глубины цвета и ограничение высоких ISO.
• Качество, величина и тяжесть объективов не зависят от наличия зеркала в фотокамере.
• Инфракрасная подсветка автофокуса на вспышках беззеркальных фотоаппаратов пока невозможна.
• Проблема беззеркальных фотоаппаратов (отмечена у Sony) — очень быстрое появление пыли на греющейся матрице, которая прикипает и очень сложно удаляется.
• Зеркальные фотоаппараты пока лучше справляются с быстрыми событиями, имеют значительно больший выбор объективов и ресурс батареи (в 2–3 раза), но это преимущество постепенно уменьшается.
• Выбор расширяется: Olympus/Panasonic с небольшой, более шумной матрицей 17х13 мм, лучшей внутрикамерной стабилизацией и широким набором компактных объективов, Fuji c матрицей 24х16 мм, небольшими размерами фототехники, ограниченным выбором объективов, специфическими raw-файлами и проблемами сервиса, Sony на отличных матрицах 36х24 мм с автофокусом по глазам, недостаточной защитой от непогоды, растущим парком дорогих и тяжелых объективов.
• Bедущие производители зеркальных камер готовятся к переходу на беззеркальные полнокадровые фотоаппараты, совместимые с имеющимся парком объективов. Следует подождать появления первых камер, чтобы определиться с подходом к выбору новых объективов.
Фототехника для походов
• Для пешего похода оптимальна небольшая фотокамера с защитой от пыли и дождя (Olympus E-M5II или E-M1).• Объектив один универсальный с пылевлагозащитой (Olympus 12–40/2.8 или 12–100/4 IS).
• Переднюю линзу объектива защитить фильтром и блендой.
• Компактная фотосумка с чехлом от дождя для камеры с объективом (Lowepro Toploader Zoom 50 AW II).
• Внутрь сумки положить силикагель для устранения влаги.
• Фотосумку можно повесить на груди через плечо (меньше давит) и прижать ремешком рюкзака, при необходимости убрать в рюкзак.
• Взять аккумуляторы с запасом и зарядку.
• Карты памяти большого объема.
• Для объектива карандаш Lenspen, салфетки, очищающую жидкость.
Вспышки

Рис. 4. Софтбокс Lastolite EzyBox Hotshoe со вспышкой Canon 600-RTII на стойке.
• Для дома достаточно накамерных вспышек, которые справляются с зонтиками 80–100 см и софт-боксами до 90 см (рис. 4).
• Для портретной съемки софт-бокс не меньше, чем 60х60 см.
• Вспышка в режиме заполняющей (по первой шторке) дает кратковременное освещение и вызывает затемнение фона при недостатке окружающего света.
• Использование медленной синхронизации (режим М/Tv, длительная выдержка) позволяет осветить фон и размыть динамичные объекты.
• Использование синхронизации вспышки по второй шторке (отключить беспроводной контроль вспышки) быстро освещает и "замораживает" целевой объект с сохранением предшествующего движения.
• Для оптимального освещения можно уменьшить яркость вспышки.
• Удобно иметь две вспышки: мощную, большую и тяжелую (Canon 600-RTII, Olympus FL-900R) и легкую (Canon 430-RTIII, Godox TT350). Легкая вспышка достаточна для малых пространств, может использоваться на камере в качестве ведущей и подсветки автофокуса.
• Если требуется несколько вспышек, часто используют недорогие системы (Godox, Yongnuo), которые могут работать со вспышками других производителей через ресиверы (для Canon вспышки Godox V860IIC с литиевой батареей и TT350С, триггеры Xpro-C или X1C T, ресивер X1C R). Бывают проблемы с TTL, синхронизацией. Вспышки Yongnuo менее надежны.
• Радиоуправление позволяет игнорировать препятствия, мешающие удаленному контролю вспышек по оптическому каналу.
• Вспышка Canon не может запустить по радиоканалу вспышку Godox, в отличие от Yongnuo.
• Если вспышку длительно не использовать, теряется емкость, так как конденсаторы электролитические и без периодических циклов заряда/разряда высыхают.
• Можно вывести настройку вспышки на пользовательское меню (Canon 5DIV: кнопка Q, затем INFO).
• Лучшие аккумуляторы с низким саморазрядом белые Panasonic Eneloop с емкостью 1900 мАч и большим ресурсом (2100 циклов), черные Panasonic Eneloop Pro с повышенной емкостью (2550 мАч) и ограниченным ресурсом (500 циклов заряд/разряд) менее надежны. Неплохие аккумуляторы Ikea LADDA емкостью 2450 мАч продаются недорого в Ikea.
Штативы
• Штатив позволяет часто получить более качественный снимок за счет устранения микросмазов, правильной глубины резкости, низкого ISO.• Предпочтительнее более надежный цанговый зажим (клипсы чаще ломаются), карбоновые толстые трубки (лучше гасится вибрация), съемные нижние оконечники (шипы для льда, камней, мягкого грунта), штативная площадка без прокладки.
• Удобны два штатива: тяжелый и устойчивый (Gitzo GT3235S с головкой Markins Q20i) для большинства съемок, относительно легкий (Manfrotto 190CX3 с головкой Sirui K-10X) для походов. Стабилизатор объектива отключить.
• Обычно в головке штатива используют ручку (малую) для ограничения горизонтального вращения головки и ручку (большую) для ограничения движения шара с площадкой и камерой. Ограничитель (отдельная ручка или винт на большой ручке) препятствует резкому движению шара и камеры с объективом — исходно ослаблен и затягивается после подбора свободы перемещения камеры. Изменение положения камеры с объективом возможно с умеренным усилием, но без спонтанного изменения позиции.
• Для повышения устойчивости штатива можно подвесить груз.
• Монопод (Gitzo GM2541) полезен при съемке с телеобъективами, когда нужно часто перемещаться или при ограниченном пространстве. Стабилизатор объектива не отключать.
• Камеру со штативной головкой можно фиксировать на портативных площадках (Platypod Max Camera Support) и стекле автомобиля (Kirk WM-2 Multi-Purpose Window Mount).
Фотоаксессуары
• Необходимо достаточное количество батарей, которые удобно пометить (1/2/3 или */**/*** из детских наклеек).• Батареи садятся быстрее при частом включении и выключении, лучше установить спящим режим.
• В дороге может быть полезно зарядное устройство с USB-кабелем для подключения к накопителям энергии (power bank).
• Карты памяти качественные и относительно недорогие Transcend, дороже и возможно надежнее Sandisk Extreme Pro, но бывают подделки. Ответственные съемки проводятся с дублированием на вторую карту, если позволяет фотоаппарат.
• Ремень BlackRapid позволяет удобно носить камеру у бедра с возможностью быстрого снимка.
• Для редактирования фотографий незаменим графический планшет (лучшие Wacom).
• Неплохие и недорогие стойки с воздушными амортизаторами Falcon Eyes FEL-3050A/B.0 и FEL-2440A/B.0.
• Чтобы сделать фотофон можно взять обструганную сосновую доску, удалить мягкие волокна металлической щеткой, покрыть морилкой или акриловыми красками (слои цветной и белый), наждачной бумагой выделить структуру дерева.