Фототехника


"Фотографии — это фотограф" Стенли Грин

Фотография — это умение видеть, не техника. Взгляд фотографа на событие, правда, эмоции, интеллект, сюжет важнее качества фотографии. В то же время хорошая техника позволяет делать более качественные снимки в сложных условиях. Здесь приведено краткое описание особенностей последних фотокамер, используемых автором, полезные советы и опыт применения в практике фотолюбителя других полезных устройств. Виды фотосъемки обсуждаются здесь.
Сайты
 •  Digital Camera Database
 •  DPReview
 •  Fredmiranda, Reviews
 •  Imaging Resource, Comparometer
 •  LensProToGo
 •  Lensrentals
 •  Lightroom.ru
 •  Lightroom Killer Tips
 •  MyWed Analytics
 •  Photographylife
 •  The Digital Picture
Фотоаппараты
 •  Приобретение новой фототехники часто улучшает не качество фотографий, а только резкость и детализацию.
 •  Нельзя оценивать фототехнику по обзорам и публикациям фотографов, оплаченных производителем.
 •  Изображение лучше на матрицах большего размера (рис. 1).
Относительные размеры сенсоров популярных фотоаппаратов
Рис. 1. Относительные размеры матриц фотокамер и смартфонов.
 •  Снимок с малой матрицы дает изображение, которое на полнокадровой матрице получается с помощью более длинного (эквивалентное фокусное расстояние) и тяжелого объектива (рис. 2). Однако качество картинки в последнем случае будет выше. Вместе с тем матрица меньшего размера с большей плотностью малых пикселей (225 мм2, 9.1 Мп/см2, 3.3 мкм в Olympus E-M1II) при съемке на дальние расстояния может выдать более детальную картинку, чем обрезанное изображение с полнокадровой матрицы и небольшой плотностью пикселей (864 мм2, 3.5 Мп/см2, 5.4 мкм в Canon 5DIV).
 •  У малых матриц с высокой плотностью пикселей меньше динамический диапазон яркости (засветки при контрастных сценах, шумы при слабом освещении), выше риск смаза, больше отверстие диафрагмы, на которой появляется заметная дифракция (снижение резкости).
 •  Большая зона резкости у камер с уменьшенной матрицей (кроп) затрудняет размытие фона у портретов (лицо издали), но полезна при съемке пейзажей, макро и репортажа, упрощает фокусировку.
 •  Высокое разрешение матрицы позволяет больше обрезать кадр и увеличивает детализацию, но часто избыточно, требует меньшей выдержки и повышает частоту микросмаза, ограничивает выбор объективов, увеличивает ресурсы для хранения и замедляет обработку изображений, а сокращенные режимы (sRAW) могут немного ухудшить картинку.
 •  Формат RAW сохраняет гораздо больше информации по свету и цвету, которую можно затем использовать для коррекции изображения в редакторе.
Поле зрения у кроп-матриц
Рис. 2. Поле зрения у кроп-матриц.
 •  Фокусироваться нужно по четким контрастным границам светлое-темное.
 •  Если фокусироваться центральным датчиком и потом перекадрировать, то можно легко выйти из узкой зоны резкости на небольших расстояниях от объекта при использовании открытой диафрамы длиннофокусного объектива (для 85/1.8 на расстоянии 1 м грип составляет 1.5 см). Если боковые точки ненадежны, можно использовать ручной фокус.
 •  Низкочастотный фильтр в камере для устранения муара (Canon 5D) снижает резкость, которую повышают в редакторе RAW файлов (помогает Digital Lens Optimizer в Canon DPP или камере, но медленно и большой файл). Отсутствие низкочастотного фильтра (Olympus E-M1) обеспечивает высокую детализацию (полезно для пейзажей), но может породить муар (цветные волнообразные переливы) при съемке одежды и предметов с мелкой текстурой, оперения у птиц.
 •  Беззеркальные камеры в связи с отсутствием зеркала и призмы для формирования изображения в видоискателе легче и меньше, имеют режим бесшумной съемки с электронным затвором (важно в тихом месте), дают меньше вибрации (но не пыли, особенно у Sony), обеспечивают большую частоту кадров, имеют электронный видоискатель, позволяют фокусироваться по всей площади матрицы, нет фронт-бэк фокуса.
 •  Электронный видоискатель отражает изображение на сенсоре с экспозицией и балансом белого, не требует зеркала (снижение вибрации) и фокусировочного экрана (пыль), выводит много информации (гистограмма, подсветка зон в фокусе [focus peaking]). С другой стороны, электронный видоискатель отражает не реальность, а изображение сенсора (хуже четкость и диапазон цветов, задержка) и потребляет энергию.
 •  Электронный затвор обеспечивается обнулением заряда на матрице и дает большую серийную скорость, отсутствие шума и вибрации, долговечность. Среди недостатков отмечают феномен построчного переноса (rolling shutter), приводящего к искажению картинки и темным полосам при быстром движении объекта (на выдержках <1/500 c), эффекты от искусственных мерцающих источников света, невозможность использовать вспышку и длинные выдержки, небольшое снижение глубины цвета и ограничение высоких ISO.
 •  Зеркальные камеры пока лучше справляются с быстрыми событиями, имеют значительно больший выбор объективов и ресурс батареи (нужно меньше аккумуляторов), но это преимущество тает.
 •  Дефектные пиксели на матрице выявляются при длительной выдержке на высоких ISO очень часто, даже на новых камерах, могут появляться и исчезать. Выставить выдержку 1 с, ISO 3200, отключить подавление шума, сделать снимок с закрытым крышкой объективом в RAW формате. Просмотреть можно на дисплее камеры, нажав кнопку INFO пока не появится гистограмма со "всплесками", или в редакторе. На новой камере не должно быть больше 5. Дефекты устраняются автоматически при конвертации RAW файла в Lightroom или Photoshop. Если дефектные пиксели видны на низких ISO, то нужно убрать их в сервис-центре ремаппингом.
 •  Удобно пометить батареи (1/2/3 или */**/***).
 •  Большинство проблем камеры исправляются позднее новыми прошивками или доработанными версиями (лучше подождать 1–2 года и купить последнюю версию, уточнив дату выпуска).
 •  Купить "серую" фототехнику (предназначенную для продажи в другой стране) в Интернет-магазине (eBay) можно заметно дешевле, есть возможность возврата после пары недель тестирования. Теряется гарантия (поломки у известных производителей бывают очень редко) и существует небольшой риск получить технику, побывавшую в ремонте, или неродные комплектующие (аккумуляторы, зарядные устройства).
 •  В походе с рюкзаком и палками пользоваться камерами со сменными объективами затруднительно. Защищенный Olympus TG-5 с несменяемым объективом имеет очень маленькую (1/2.3") матрицу и хуже качество снимков. Компактные камеры Sony RX100 и Canon G7X включают маленькую 1" матрицу и неудобное управление. Камера Panasonic Lumix DMC-LX100 (24–75/1.7–2.8) с матрицей m43 в 2 раза больше можно положить в карман куртки, но подвержена пыли.
Canon 5D Mark IV
Фотоаппарат Canon 5D Mark IV
Рис. 3. Зеркальный фотоаппарат Canon 5D Mark IV.
Преимущества
 •  Разрешение матрицы 30 Мп у Canon 5DIV достаточно для подавляющего большинства ситуаций.
 •  Более естественный/теплый/приятный тон кожи по сравнению с матрицами Sony (Nikon), не тебующий героических усилий по редактированию.
 •  Отличный автофокус с 61 точкой, включая 41 крестовых с повышенной точностью (рис. 4). Некрестовые точки можно отключить. Полезна дополнительная кнопка переключения областей фокусировки.
 •  Хороший динамический диапазон (близко к лучшим камерам Nikon и Sony) позволяет заметно осветлять тени.
 •  Для большинства сюжетов можно использовать ISO вплоть до 3200–6400 и даже выше.
 •  Сенсорный экран удобен для фокусировки в ряде ситуаций и просмотра картинок.
 •  Два слота для карт памяти.
 •  Хорошая защита от непогоды (не рассчитан на сильный дождь или падение в воду, в отличие от 1DX).
 •  У Canon 5DIV лучше динамический диапазон и автофокус (-3EV [-4EV в Live View], f/8 с экстендером III), но меньше ресурс батареи (–40%), чем у 5DIII. По сравнению с 6DII также надежнее защита от непогоды и больше ресурс затвора. Лучше картинка, особенно при недостатке света, чем у 7DII.
 •  Некоторые слабости камер Canon фотографы прощают за надежность, естественный цвет кожи и отличные дорогие (24/1.4L II, 35/1.4L II, 50/1.2L, 85/1.2L II, 135/2L, 11–24/4L, 16–35/2.8L III, 24–70/2.8L II, 70–200/2.8L IS II, 100–400/4.5–5.6L IS II) и не очень (24/2.8 IS, 35/2 IS, 50/1.8 STM, 85/1.8, 100/2.8 Macro, 16–35/4L IS, 24–70/4L IS, 24–105/4L IS, 70–200/4L IS) объективы, определяющие качество изображения. На аппаратах Canon можно использовать объективы Nikon, но не наоборот (диаметр байонета Nikon F 44 мм, Canon EF 54 мм). Точки фокусировки на фотокамере Canon 5D Mark IV
Рис. 4. Точки фокусировки на фотокамере Canon 5D Mark IV.
Недостатки
 •  Вес 890 г (с батареей) затрудняет использование в длительных пеших походах.
 •  Избыточно осветленные участки кадра редактируются слабо.
 •  Небольшой дифракционный предел диафрагмы f/8.6 (Canon 6DII f/9.2, 7DII f/6.6).
 •  Отсутствует поворотный экран, который удобен при съемках с низкой или большой высоты, но увеличивает риск повреждения камеры в сложных условиях.
 •  7 кадров/с иногда недостаточно для получания оптимального кадра при съемке быстрых объектов (лучшей позиции птицы и крыльев).
 •  Для съемок на дальние дистанции нужны большие и тяжелые объективы.
 •  Невозможно нажатием кнопки отключить брекетинг экспозиции, мешающий серийной съемке.
 •  Слышимый звук затвора даже в "тихом" режиме.

Настройки
 •  Удобно разнести фокусировку и спуск затвора на разные кнопки.
 •  Кнопка AF-ON: AI Servo с расширенной зоной (9) точек фокусировки (через кнопку INF).
 •  Кнопка AE Lock: AI Servo с автоматическим выбором точек во всей области фокусировки (через кнопку INF).
 •  Настройка и компенсация экспозиции вспышки в быстром меню пользователя (Custom Quick Control, смена на исходное меню кнопкой INFO).
Olympus OM-D E-M1 Mark II
Olympus OM-D E-M1 Mark II
Рис. 5. Беззеркальный фотоаппарат Olympus OM-D E-M1 Mark II.
Преимущества
 •  Относительно небольшой вес камеры (574 г с батареей), хороших объективов (12/2, 25/1.8, 45/1.8, 60/2.8, 75/1.8, 12–40/2.8) и вспышки (Godox TT350o).
 •  Большой выбор родных объективов, Panasonic Lumix и Leica (12/1.4, 20/1.7, 25/1.4, 42.5/1.2, 100–400/4–6.3), и других производителей (Voigtländer [Nokton] 10.5, 17.5, 25, 42.5 f/0.95).
 •  Удобен для длительных пеших походов и путешествий (с 12–40/2.8, 12–100/4 IS), съемки на дальние дистанции и макро.
 •  Лучшая внутрикамерная стабилизация изображения, позволяющая снимать с большой выдержкой с рук широкоугольными и даже телеобъективами (особенно с двойной стабилизацией (по отдельности не работает) у 12–100/4 IS и 300/4 IS). Также помогают фокусировке небольшой вес системы и отсутствие вибрации при поднятии зеркала. При необходимости в большинстве случаев достаточно легкого монопода.
 •  Высокая скорострельность: 10 и 15 кадров/c в режимах Low и High (автофокус и экспозиция по первому кадру) при механическом затворе, 18 и 60 кадров/c при электронном затворе.
 •  Режим высокого разрешения (High Res) позволяет делать снимки недвижущихся объектов с разрешением 50 Мп (синхронизация со вспышкой ≥1/50 с, ISO ≤1600, диафрагма f/2.8–8).
 •  Режим Pro Capture, сохраняющий в буфере 14 кадров до спуска затвора, может быть полезен для динамичных событий, молний.
 •  Красивые цвета, свойственные камерам Olympus.
 •  Сенсорный экран, поворачивающийся на произвольный угол.
 •  Удобен для макро: большая зона резкости, стекинг, телеконвертер, стабилизатор, небольшой вес.
 •  Стекинг по фокусу (Focus Bkt) — серия кадров для получения расширенной зоны резкости.
 •  Функция телеконвертера позволяет выдать сразу два кадра — raw обычного масштаба и jpeg с увеличением в два раза без потери света и резкости, что полезно для макро.
 •  Отличная защита от непогоды, включая дождь.
 •  Два слота для SD карт памяти (один быстрый UHS-II).
 •  Можно печатать четкие снимки вплоть до А2 (16х23", 42x59 см).
 •  Olympus E-M1II имеет лучший следящий автофокус, скорострельность и батарею, два слота по сравнению с E-M5II, хотя тяжелее на 100 г и дороже в два раза. Кроме того, есть стекинг и режим высокого разрешения (50 Мп) в отличие от E-M1.

Недостатки
 •  Основные недостатки (и преимущества — малый размер и вес системы, отличная стабилизация) связаны с небольшой матрицей.
 •  Большая зона резкости, по сравнению с полнокадровыми камерами (почти в 2 раза), что хуже для портретов, но лучше для макро и съемки птиц (когда уменьшаем диафрагму для повышения резкости в глубину и по всему полю объектива, то снижаем поток света).
 •  Меньше динамический диапазон яркости, соответственно появление шумов в тенях (после ISO 1600) и сложности с устранением засветов.
 •  Базовая ISO 200, можно снизить до 64 (low) с увеличением детализации, но заметно уменьшается динамический диапазон.
 •  В связи с малым размером пикселей дифракция, приводящая к снижению резкости, появляется уже на диафрагме >5.6, заметная >8.
 •  Следящий автофокус (С-AF [по выбранной зоне], С-AF+TR [ищет и постоянно перефокусируется на объекте]) не всегда надежен. Можно выбрать 1–5 точек (все 121 на фоне неба, но не воды с рябью), C-AF Lock +2 (хаотичное движение, белка) или –2 (устойчивое горизонтальное движение, футболист), механический затвор со скоростью 10 кадров/с (L), отключить IS при малых выдержках, S-IS 2 при горизонтальном слежении. Если настройка С-AF не помогает можно перейти на S-AF, который использует гибридный (фазовый + контрастный) автофокус. При потере фокуса (квадратики покраснели) отпустить кнопку и вновь нажать наполовину.
 •  Вспышки синхронизируются только по оптическому каналу, нет родного триггера (хороша система Godox).
 •  Подсветка автофокуса на беззеркальных камерах пока невозможна.
 •  Нет возможности прямой передачи файлов с карты памяти на сервер, что важно для репортажных фотографов.
 •  Камера может внезапно показать нулевой заряд батареи и отключиться, позднее виден прежний заряд и камера вновь работоспособна.
 •  Режим высокого разрешения требует штатива.
 •  Объективы Panasonic дают фиолетовые блики и не работает стабилизация на камерах Olympus.

Настройки
 •  Кнопка записи видео: выбор ISO.
 •  Кнопка Fn2: выбор центральной точки.
 •  Верхняя кнопка на камере спереди внизу: брекетинг экспозиции.
 •  Нижняя кнопка на камере спереди внизу: focus peaking, показывающий объекты в зоне резкости.
 •  Переключатель Fn lever: присвоить в меню Mode 2 и переключать между режимами автофокуса S-AF (+ центральная точка) и C-AF (+ 5 точек), которые камера запоминает без меню.
Объективы
Отношение фокусного расстояния и угла зрения
Рис. 6. Отношение фокусного расстояния и угла зрения объективов.
 •  Качество картинки определяет объектив, не фотоаппарат.
 •  Фотокамеры меняются, объективы остаются.
 •  Объективы выбираются для определенных задач с учетом индивидуальных предпочтений: портрет (Canon 85/1.8, 135/2 [нужно далеко отходить]), архитектура (Canon 16–35/4 IS, TS-E 17/4), макро (Canon 100/2.8, 180/3.5 [издали]), события на улице (Canon 70–200/4 IS), в помещении (Canon 50/1.4, 35/2 IS, 24–70/2.8), птицы (Canon 100–400/4.5–5.6L IS, Olympus 300/4 IS + телеконвертер), ночное небо (Sigma 14/1.8, без комы).
 •  На прогулку брать только один объектив.
 •  Объективы с постоянным фокусным расстоянием (фиксы) при сравнении с имеющими переменное фокусное расстояние (зумы) светлее, с более интересным рисунком, резче и четче (при уменьшении диафрагмы), но неудобны когда нужно быстро сменить план с крупного на общий или приспособиться к размерам помещения.
 •  Чем больше диапазон фокусных расстояний объектива, тем хуже картинка.
 •  Светосильный объектив обеспечивает минимальную глубину резкости, короткие выдержки для быстрых процессов, кристальную резкость (диафрагмируем до f/4–5.6 и снимаем со штатива). В то же время при открытой диафрагме снижена резкость, особенно по краям, чаще проблемы с фокусировкой, усиливаются хроматические аберрации.
 •  Объектив с широкой диафрагмой (f/1.2–1.8) используют в первую очередь для размытия фона и акцента на главном, а не съемки в темном помещении.
 •  Качественные съемки на больших дистанциях и с широкой диафрагмой (f/1.2–2.8) на полнокадровых камерах требуют тяжелых и дорогих объективов. Однако относительно небольшое повышение качества фотоснимков не всегда нужно, обычно намного важнее идея, свет, композиция, а также комфорт при работе с нетяжелым оборудованием.
 •  Телеобъективы сокращают глубину резкости и перспектику, увеличивают область вне фокуса (боке), а широкоугольные объективы, наоборот, увеличивают глубину резкости и перспективу, уменьшают степень размытия фона.
 •  Широкоугольные объективы сильнее подвержены бликам ввиду малой бленды и большей площади изображения.
 •  Чтобы скорректировать искажения перспективы зданий или получить резкое изображение всего небольшого предмета, расположенного под углом к фотоаппарату, для коммерческой съемки используют дорогие тилт-шифт (tilt-shift) объективы.
 •  Стабилизация изображения помогает снять с рук неподвижный объект на длинных выдержках в условиях недостаточного освещения. Однако возрастает вес объектива и может ухудшиться изображение.
 •  На коротких выдержках (днем) и умеренных фокусных расстояниях (до 100 мм) включение стабилизации изображения снижает резкость в связи с дополнительными движениями в конструкции объектива. Отключать при выдержке меньше 1/500 с или на штативе.
 •  Защитные и ультрафиолетовые фильтры снижают резкость, микроконтраст и повышают риск бликов.
 •  Большинство фильтров можно имитировать в редакторе, за исключением поляризационного (кругового) фильтра. Последний не пропускает отраженный свет и устраняет блики на воде, позволяя лучше видеть дно и другие объекты, а также гасит цветные рефлексы. Кроме того, поляризационный фильтр пропускает меньше света и работает как нейтральный фильтр, что полезно при съемке снега. Поляризационный фильтр не используют при рассеянном освещении (пасмурная погода) и съемке через стекло.
 •  Лучшая защита, это бленда. Не надевать защитную крышку, чтобы не потерять время и саму крышку.
 •  В запыленной среде не менять объектив (можно в специальной сумке или автомобиле). При замене держать камеру (можно не выключать) объективом вниз, если ветер не поднимает пыль с земли.
 •  Пыль внутри объектива (особенно зумы без защиты от непогоды) обычное явление, есть даже в новых. Пыль (и даже царапина) не влияет на изображение, поскольку не находится в зоне фокусировки, и соответственно чистка не нужна.
 •  При сильно зажатой диафрагме после определенного порога падает разрешение из-за дифракции. Обычно граница дифракции находится на диафрагме f/8–11, далее чем меньше диафрагма, тем ниже разрешение и хуже изображение.
 •  Объективы Sigma (35, 50, 85 мм серии Art) и Tamron (15–30/2.8 VC, 24–70/2.8 VC) не уступают объективам производителей камер и обычно дешевле. Возможные проблемы с автофокусом (больше у Sigma) и совместимостью с камерами в большинстве случаев решаются настройкой и обновлением прошивки через usb-станцию. Относительные размеры диафрагмы объективов
Рис. 7. Относительные размеры диафрагмы объективов.

Свет
 •  Вначале найти удачный свет, а потом уже объект для съемки.
 •  Избегать ярких пятен рядом с объектом съемки.
 •  Всегда лучше получить качественное изображение непосредственно с фотокамеры, чем потом заниматься его исправлением в редакторе.
 •  Использование брекетинга экспозиции (3 снимка с шагом 1 EV) при сложном освещении позволяет выбрать лучший снимок для последующей работы. Могут пригодиться разные выдержки для изображения движения.
 •  Лучше использовать шаг в 1 стоп для изменения ISO (аналоговое усиление сигнала), поскольку для шага в 1/3–2/3 стопа применяется цифровая имитация аналогового усиления.
 •  Повышение ISO уменьшает динамический диапазон. Приемлемое пороговое значение ISO для данной камеры можно определить на графике.
 •  Устанавливайте экспозицию по самым ярким местам (точечный экспозамер), и пусть тени сами о себе позаботятся.
 •  Для дома достаточно накамерных вспышек, которые справляются с зонтиками 80–100 см и софт-боксами до 90 см. Для портретной съемки софт-бокс не меньше, чем 60х60 см.
 •  Неплохие и недорогие стойки с воздушными амортизаторами у Falcon Eyes (FEL-3050A/B.0, FEL-2440A/B.0).
 •  Вспышка в режиме заполняющей (по первой шторке) дает кратковременное освещение и вызывает затемнение фона при недостатке окружающего света. Использование медленной синхронизации позволяет при длительной выдержке осветить фон и размыть динамичные объекты, а перед закрытием второй шторки быстро осветить и "заморозить" вспышкой целевой объект.
 •  Можно вывести настройку вспышки на пользовательское меню (Canon 5DIV: кнопка Q, затем INFO).
 •  Для оптимального освещения можно уменьшить яркость вспышки.
 •  Удобно иметь две вспышки: мощную, большую и тяжелую (Canon 600-RT II, Olympus FL-900R) и легкую (Canon 430-RT III, Godox TT350). Легкая вспышка достаточна для малых пространств, может использоваться на камере в качестве ведущей и подсветки автофокуса.
 •  Радиоуправление позволяет игнорировать препятствия, мешающие удаленному контролю вспышек по оптическому каналу.
 •  Подсветка автофокуса с помощью красного света в темных условиях используется во вспышках, синхронизаторах (нет в Canon ST-E3-RT, есть в Yongnuo YN-E3-RT, Godox Xpro-C) и отдельных устройствах (Yongnuo YN12AF). Подсветка автофокуса в устройствах Yongnuo пока не работает с Canon 5DIV. В малых вспышках (Canon 430-RT III) часто имеется только одна светодиодная лампа и подсвечивается только центральная точка.
 •  Если требуется несколько вспышек, часто используют недорогие системы (Godox, Nissin, Yongnuo), которые могут работать со вспышками других производителей через ресиверы (для камер Canon вспышки Godox V860IIC с литиевой батареей и TT350С, триггеры Xpro-C или X1C T, ресивер X1C R).
 •  Если вспышку длительно не использовать, теряется емкость, так как конденсаторы электролитические и без периодических циклов заряда/разряда высыхают.
Цвет
 •  Для акцента на цвете нужно упростить композицию и уменьшить число деталей.
 •  Важно, чтобы стены помещения были окрашены в нейтральный тон, лучше темнее. Иначе на объекте съемки при вспышке будут создаваться посторонние цветные рефлексы.
 •  В сериях фотографий лучше использовать черно-белые снимки не единично в ряду цветных, а в смысловых и сюжетных блоках.
 •  Чтобы не возиться с цветокоррекцией в редакторе лучше настраивать баланс белого в зависимости от условий съемки.
 •  Тип цветового пространства в фотокамере влияет на формирование изображения в формате jpeg внутри камеры. Режим sRGB позволяет получить близкие цвета в jpeg-файлах на других мониторах. Для raw приоритетны установки в самом конвертере.
 •  В программах просмотра и редактирования изображений в качестве рабочего пространства обычно устанавливают sRGB, а если нужна более точная цветопередача и есть соответствующий монитор, то Adobe RGB или профиль монитора (указан в "Управление цветом").
Цветовые охваты Adobe RGB, sRGB и SMYK относительно видимого спектра
Рис. 8. Цветовые охваты Adobe RGB, sRGB и SMYK относительно видимого спектра.
 •  Если не планируется печатать фотографии с высоким качеством цвета, то подойдут с цветовым охватом sRGB (Dell U2515H или U2715H). Иначе потребуется монитор с Adobe RGB. Выбор последнего сложнее, поскольку хорошие мониторы (NEC Multisync PA, особенно Spectraview PA, iMac Retina) дороги, а остальные (Dell U2716D или BenQ SW2700PT) часто дают неравномерное освещение и цветовые оттенки.
 •  Монитор для редактирования фотографий предпочтительнее 25–27" с интерфейсом DisplayPort для передачи сигнала.
 •  Для проверки монитора последовательно выводим на весь экран белый, черный, светлый серый, красный, зеленый, синий — оцениваем равномерность светимости и тона, отсутствие паразитных засветов (по черному), отсутствие поврежденных пикселов (горящих, не горящих, мерцающих на белом, черном, красном, зеленом, синем). Оцениваем градиентный переход от светлого к темному (по серому, красному, зеленому, синему): плавность, отсутствие "заломов" и артефактов (особенно в тенях).
 •  Монитор требует регулярной (ежемесячно) калибровки с помощью устройства, позволяющего создавать корректные индивидуальные цветовые профили (X-Rite i1Display Pro). Программное обеспечение широко рекламируемого монитора BenQ SW2700PT некорректно работает с i1Display Pro. Перед калибровкой монитор должен поработать 10–15 мин.
 •  Комфортно работать с козырьком монитора, который защищает от посторонних источников освещения и бликов.
Штативы
 •  Удобны два штатива: тяжелый и устойчивый (Gitzo GT3235S с головкой Markins Q20i) для большинства съемок, относительно легкий (Manfrotto 190CX3 с головкой Sirui K-10X) для походов. Стабилизатор объектива отключить.
 •  Обычно в головке штатива используют ручку (малую) для ограничения горизонтального вращения головки и ручку (большую) для ограничения движения шара с площадкой и камерой. Ограничитель (отдельная ручка или винт на большой ручке) препятствует резкому движению шара и камеры с объективом — исходно ослаблен и затягивается после подбора свободы перемещения камеры. Изменение положения камеры с объективом возможно с умеренным усилием, но без спонтанного изменения позиции.
 •  Для повышения устойчивости штатива можно подвесить груз.
 •  Монопод (Gitzo GM2541) полезен при съемке с телеобъективами, когда нужно часто перемещаться или при ограниченном пространстве. Стабилизатор объектива не отключать.
 •  Камеру со штативной головкой можно фиксировать на портативных площадках (Platypod Max Camera Support) и стекле автомобиля (Kirk WM-2 Multi-Purpose Window Mount).
Работа с файлами
 •  Для загрузки файлов из камеры в заданную папку на компьютере с автоматическим переименованием можно использовать легкую программу Breeze Downloader Pro, а для предварительного просмотра и удаления дефектных изображений BreezeBrowser Pro.
 •  Проще всего организовать хранение фотографий в папках, упорядоченных по времени: "2017/2017_02_21/RAW".
 •  Хранить несколько копий архива на разных дисках, в облаке.
 •  Наряду с громоздкими программами для организации каталога и редактирования файлов (ACDSee) существуют небольшие и удобные программы, например, XnView MP.
 •  Популярные облачные хранилища предоставляют возможность сохранять часть архива фотографий бесплатно: Яндекс.Диск 10–30 Гб, Google Диск 15 Гб, Mail.ru 8–100 Гб, Mega 50 Гб. Есть риск потери файлов.
Подготовка для Web
 •  Возможным компромиссом между высокой скоростью загрузки и качеством изображения могут быть следующие параметры: размер файла до 0.2–1 Мб в формате jpeg, размер картинки по длинной стороне 900–1024 px, разрешение 72 dpi (для печати не менее 300 dpi).
 •  В программе Photoshop, после уменьшения размера, изображение можно оптимизировать для Интернета через File–Export–Save for Web (клавиши Alt-Shft-Ctrl-S).
 •  Если монитор и редакторы настроены на цветовой профиль Adobe RGB, то при создании файла jpeg следует указать профиль sRGB.
 •  В браузере Google Chrome с целью повышения скорости показа изображения хранятся в кэше. После обновления файлов на сайте нужно очистить кэш через Shft-Ctrl-Del, чтобы вместо старой картинки появилась новая.
 •  Для создания сайта очень удобна небольшая программа EditPlus.
 •  На html-странице важно указать краткое описание картинки в атрибуте alt для поисковых роботов.
 •  Для показа картинки на сайте используют возможности каскадных таблиц стилей (CSS), например, свойство img {max-width:100%; width:auto; height:auto; margin:0 auto; display: block;}.
Lightroom
 •  Нужно стараться фотографировать так, чтобы не редактировать фотографии. Получается не всегда: кадрирование, выравнивание, коррекция светов и теней, баланс белого при сложном освещении, черно-белый снимок, устранение искажений оптики с помощью профилей объективов, изменение искажений архитектуры при съемке широкоугольными объективами, удаление проводов (Spot Healing Brush, Clone Stamp в Photoshop).
 •  Lightroom позволяет автоматически исправлять снимки: в разделе Transform можно выровнять горизонт, вертикальные линии и обрезать кадр, а в разделе Lens Corrections удалить хроматические абберации, искривления (дисторсию) и затемнение по краям (виньетирование).
 •  Для камер Canon установка цветового профиля Camera Calibration–Camera Standard дает более насыщенные и контрастные цвета.
 •  Для повышения насыщенности цвета лучше пользоваться ползунком Vibrance, который влияет на менее насыщенные цвета и старается не изменять тон кожи, в отличие от Saturation.
 •  Программа не позволяет настроить вызов часто встречающихся действий через клавиатуру.
 •  Удаление файлов: все пометить отвергнутыми (Ctrl-A, через правую кнопку мыши Rejected), затем снимать флаг с понравившихся снимков (U) или вновь помечать (Х). Удалить оставшиеся с флагом (Ctrl-Backspace). Однако, неудачная фотография через несколько лет может понравиться.
 •  Сортировка файлов: вначале отмечаем хорошие (1), затем из них лучшие (2), и наконец из последних делаем выбор (3).
 •  Alt позволяет с помощью ползунка Masking выделить границы изменения резкости.
 •  Alt помогает с помощью ползунка Sharpening увидеть эффект повышения резкости в черно-белом цвете.
 •  С помощью ползунка Detail устраняется ореол, вызванный значительным увеличением резкости.
 •  Съемку контрастных сцен полезно проводить с брекетингом экспозиции (+/–1 стоп), затем в программе выделить темный и светлый кадры, через правую клавишу Photo Merge–HDR. В полученном изображении можно провести дополнительную коррекцию кистью.
 •  Для работы с фрагментом снимка выберите корректирую кисть (Adjustment Brush–New, "K") и подсветку маски ("O"). Закрасьте область редактирования (Ctrl ограничивает объект, Alt стирает), уберите подсветку (повторно "O"). Проведите необходимую коррекцию (резкость, экспозиция ...).
 •  Инструмент Dehaze (панель Effects, версия CC) позволяет устранять дымку.
 •  Для более комфортной работы последних версий Lightroom нужен мощный процессор (Intel i7), каталог и кэши хранить на SSD (лучше отдельном, без операционной системы), оперативная память 16 Гб, включить Smart Previews вместо оригинального изображения (уменьшенный dng файл), увеличить размер кэша (20 Гб), включить использование видеокарты (Nvidia лучше) и обновить драйвер для нее, в настройке каталога отключить запись изменений в XMP файл и установит Preview Quality на Medium, оптимизировать каталог.
 •  Для того чтобы просматривать результаты коррекции изображения в других программах (Camera Raw) изменения в метаданных нужно сохранить в формате XMP (Catalog Setting–Metadata).
 •  Проявщики исходных RAW файлов Canon DPP и Olympus Viewer имеют намного меньше возможностей для правки, заметно медленнее и не так удобны как универсальный Lightroom, однако лучше работают с цветом. Canon DPP включает цифровой оптимизатор объектива (Digital Lens Optimizer), который увеличивает разрешение изображения (детализация, резкость), которое было снижено низкочастотным фильтром в камере, устраняет остаточные аберрации, но увеличивает шумы и почти в 2 раза размер файла jpeg. Olympus Viewer позволяет работать с изображениями, полученными Olympus E-M1II в режиме высокого разрешения (High Res), а также запомнить параметры проявки RAW-файла и вести их непосредственно в камеру для получения нужного результата в формате jpeg.
 •  Программа Capture One менее удобна, однако позволяет индивидуально настроить весь процесс работы, выбрать базовую кривую для проявки RAW-файла, включает развитые кривые и уровни, слои, маску резкости (ошибки, не для Olympus), а главное — мощный редактор цветов и скин тона.
Photoshop
 •  Обычно Photoshop используется в редких случаях, когда не хватает возможностей Lightroom для коррекции фотографии, или планируется творческая обработка снимка.
 •  Полезно настроить вызов часто встречающихся действий через клавиатуру: линейка (R), произвольный поворот (Shft-Ctrl-R), обрезание (Shft-Ctrl-C), умная резкость (Shft-Ctrl-S).
 •  После применения фильтра можно уменьшить его влияние через Edit–Fade.
 •  Поворот картинки оставляет незаполненные области. Для их устранения нужно выделить пустую область с небольшим запасом и через Edit–Fill–Content-Aware или правую клавишу Fill–Content-Aware заполнить похожим содержанием.
 •  Смена перекрестья на стандартное изображение кисти через клавишу Caps Lock.
 •  Сборка панорамы через File–Automate–Photomerge/Cylindrical.
 •  Для выравнивания горизонта инструментом линейка прочертить реальный горизонт и затем Image Rotation–Arbitrary автоматически выровнять. Чтобы повернуть на другой угол нужно поставить указатель на начало линии реального горизонта, через Alt начертить желаемый уровень и затем Image Rotation–Arbitrary.