Камеры и фототехника


"Фотографии — это фотограф" Стенли Грин

РАЗДЕЛЫ
 •  Альбом фотографий
 •  Виды фотографии
 •  Объективы
 •  Подготовка фотографий
 •  Canon
 •  Olympus
Фотография — это умение видеть, не техника. Взгляд фотографа на событие, правда, эмоции, интеллект, сюжет важнее качества фотографии. Хорошая фототехника улучшает не снимок, а резкость и детализацию, позволяет получить приемлемое качество в сложных условиях, облегчает съемки и обработку изображений. Нельзя оценивать фототехнику только по публикациям фотографов, оплаченных производителем, поэтому здесь приведены мнения и советы независимых фотографов и свой практический опыт. Требования к технике у фотографов весьма различаются и зависят от мастерства, решаемых задач, индивидуальных предпочтений, бюджета.
Полезные сайты
 •  Camera Memory Speed
 •  Camera Size
 •  Digital Camera Database
 •  DPReview
 •  DxOMark
 •  Fototips.ru
 •  Imaging Resource, Comparometer
 •  Photons to Photos
 •  Prophotos.ru
Фотоаппараты
 •  Выбирают не фотоаппарат а систему, включающую объективы, камеру, вспышки, батареи с учетом задач фотосъемки, перспектив, сервиса, продажи и стоимости.
 •  У каждой системы фототехники (Canon, Fujifilm, Nikon, Olympus, Sony) есть преимущества и недостатки, существенные или несущественные для задач фотографа.
 •  Отличные фотографии можно получить на любой системе, различия в быстроте и удобстве, затратах времени на обработку снимка.
 •  Хорошая эргономика камеры позволяет быстро и комфортно настраивать фотоаппарат и делать снимки. Желательно у второй камеры аналогичные кнопки и диски.
 •  Для профессиональных фотографов важен ресурс механического затвора, частая замена которого может быть затратной. Для камеры Canon 5DIV производитель гарантирует ресурс затвора 150 000 кадров, для Olympus E-M1II 200 000 кадров. Затворы профессиональных фотокамер могут многократно превышать заявленный ресурс.
 •  Большинство проблем фотоаппарата исправляются позднее новыми прошивками или доработанными версиями (лучше подождать год и после снижения цены купить последнюю версию, уточнив дату выпуска).
 •  После выхода новой версии камеры/объектива цена на предыдущую значительно снижается.
 •  Купить "серую" фототехнику, предназначенную для продажи в другой стране, можно заметно дешевле в Интернет-магазинах (eBay, Amazon, Global Media Pro) с возможностью возврата после тестирования или с гарантией магазина. Теряется официальная гарантия (поломки у известных производителей бывают очень редко) и существует небольшой риск получить технику, побывавшую в ремонте, или неродные комплектующие (аккумуляторы, зарядные устройства).
Матрица фотокамеры
Относительные размеры сенсоров популярных фотоаппаратов
Рис. 1. Относительные размеры матриц фотокамер и смартфонов.

 •  На крупной матрице (рис. 1) изображение лучше, светлее, объемнее, больше динамический диапазон яркости, снижающий засветки при контрастных сценах и шумы при слабом освещении.
 •  Сравнивать целесообразно фотокамеры с одинаковыми размерами матриц и плотностью пикселей.
 •  Современные технологии заметно уменьшили зависимость качества изображения от размеров матрицы.
 •  Для съемок на дальние дистанции и с малой диафрагмой (F1.2–1.4) на камерах с большими матрицами требуются тяжелые и дорогие объективы.
 •  На малой матрице (кроп) менее выражено затемнение по углам (виньетирование) и снижение резкости по краям кадра (мыло), особенно при использовании полнокадрового объектива.
 •  Большая зона резкости (грип) у камер с уменьшенной матрицей затрудняет размытие фона у портретов (лицо издали), но полезна при съемке пейзажей, макро и репортажа, упрощает фокусировку.
 •  Для пересчета зоны резкости с полного кадра на кроп относительное диафрагменное число увеличивается на число кроп-ступеней. Если матрица в 2 раза меньше, то зона резкости увеличивается на две ступени. Например F1.2 на беззеркальной камере Olympus дает зону резкости как F2.4 на полнокадровой камере.
 •  При одинаковой светосиле объективов на малую матрицу будет падать меньше света и на картинке больше шума.
 •  Матрицы PDAF ряда камер со встроенными фазовыми датчиками (Sony, Panasonic) при определенном освещении могут вызвать появление полос.
 •  Снимок на малой матрице дает изображение большего масштаба, которое на полнокадровой матрице получается с помощью более длинного (эквивалентное фокусное расстояние) и тяжелого объектива (рис. 2). Однако качество картинки в последнем случае будет выше.
 •  Низкочастотный фильтр (Canon 5D, Sony a9) устраняет муар (цветные волнообразные переливы на одежде и предметах с мелкой текстурой, оперении), порождаемый чаще матрицами с невысокой плотностью пикселей, но снижает резкость.
 •  Отсутствие низкочастотного фильтра (Olympus E-M1, Sony a7R) обеспечивает хорошую детализацию (полезно для пейзажей), а высокая плотность пикселей на матрице снижает риск муара.

Поле зрения у кроп-матриц
Рис. 2. Поле зрения у кроп-матриц.

 •  Высокое разрешение матрицы (плотность меньших пикселей) позволяет больше обрезать кадр и получить более детальное изображение.
 •  С другой стороны матрица с высоким разрешением повышает частоту микросмаза и требует меньшую выдержку (1/фокусное расстояние не работает), возрастает отверстие диафрагмы, на которой появляется заметная дифракция и снижение резкости, требуется более качественная и дорогая оптика, нужно больше ресурсов для хранения и замедляется обработка изображений. Сокращенные режимы (sRAW) могут немного ухудшить картинку.
 •  Матрица меньшего размера с большей плотностью малых пикселей (225 мм2, 9.1 Мп/см2, 3.3 мкм в Olympus E-M1II) при съемке на дальние расстояния может выдать более детальную картинку, чем обрезанное изображение с полнокадровой матрицы и небольшой плотностью пикселей (864 мм2, 3.5 Мп/см2, 5.4 мкм в Canon 5DIV).
 •  Чтобы почистить матрицу и устранить пятна на фотографии специальную швабру (можно сделать из пластиковой карты) обертывают двумя слоями безворсовой салфетки, смачивают Eclips и протирают. Чистить матрицу с системой стабилизации нужно очень осторожно.
 •  Дефектные пиксели для практической фотографии обычно незначимы (исключая астрофотографию). Выявляются очень часто, даже на новых камерах (допускается не более 5), и могут исчезать.
 •  Для выявления поврежденных пикселей выставить выдержку 1 с, ISO 3200, отключить подавление шума, сделать снимок с закрытым крышкой объективом в RAW формате. Посмотреть на дисплее фотокамеры (кнопка INFO и видны "всплески" на гистограмме) или в редакторе. Дефекты устраняются автоматически при конвертации RAW файла в Lightroom или Photoshop. Если дефектные пиксели видны на низких ISO, то нужно убрать их в сервис-центре ремаппингом.
Фотокамеры беззеркальные
Оптическая схема зеркальной и беззеркальной камер
Рис. 3. Оптическая схема зеркальной (слева) и беззеркальной (справа) камер.

 •  Беззеркальные фотоаппараты в связи с отсутствием зеркала и призмы (рис. 3) для оптического формирования изображения в видоискателе легче и компактнее, имеют режим бесшумной съемки, дают меньше вибрации, обеспечивают большую частоту кадров, позволяют фокусироваться по всей площади матрицы, нет фронт-бэк фокуса.
 •  Электронный видоискатель отражает изображение на сенсоре с экспозицией и балансом белого, не требует зеркала (вибрация, шум) и фокусировочного экрана (пыль), выводит много информации (гистограмма, подсветка зон в фокусе [focus peaking]).
 •  С другой стороны, электронный видоискатель не отражает реальность (хуже четкость и диапазон цветов) и потребляет энергию.
 •  Электронный затвор обеспечивается обнулением заряда на матрице и дает большую серийную скорость, отсутствие шума и вибрации, долговечен.
 •  Среди недостатков электронного затвора отмечают феномен построчного переноса (rolling shutter) с искажением картинки и темными полосами при быстром движении объекта (на выдержках <1/500 c), эффекты от мерцающего света, невозможность использовать вспышку и длинные выдержки, небольшое снижение глубины цвета и ограничение высоких ISO.
 •  Качество, величина и тяжесть объективов не зависят от наличия зеркала в фотокамере.
 •  Инфракрасная подсветка автофокуса на вспышках беззеркальных фотоаппаратов пока невозможна.
 •  Большинство беззеркальных камер использует фазовую фокусировку для приведения линз близко к требуемому фокусу, а затем контрастная фокусировка настраивает позицию максимально точно. Canon EOS R использует только систему фазового фокуса.
 •  Проблема беззеркальных фотоаппаратов Sony — очень быстрое появление пыли/грязи на матрице, которая порой сложно удаляется и можно повредить покрытие при чистке.
 •  Зеркальные фотоаппараты пока лучше справляются с быстрыми событиями, имеют значительно больший выбор объективов и ресурс батареи (в 2–5 раз), но это преимущество постепенно уменьшается.
 •  Выбор расширяется: Olympus/Panasonic с небольшой, более шумной матрицей 17х13 мм, лучшей внутрикамерной стабилизацией и широким набором компактных объективов, Fuji c матрицей 24х16 мм, небольшими размерами фототехники, ограниченным выбором объективов, специфическими raw-файлами и проблемами сервиса, Sony на лучших матрицах 36х24 мм с автофокусом по глазам, недостаточной защитой от непогоды, проблемами в эргономике и растущим парком дорогих и тяжелых объективов пока без дальнего теледиапазона.
Фототехника для походов
 •  Для пешего похода оптимальна небольшая фотокамера с хорошей защитой от пыли и дождя (Olympus E-M5II или E-M1).
 •  Объектив универсальный с пылевлагозащитой (Olympus 12–40/2.8 или 12–100/4 IS).
 •  При необходимости можно дополнить штатный объектив легким светлым фиксом (Olympus 25/1.8 или Panasonic 15/1.7).
 •  Переднюю линзу объектива защитить фильтром и блендой.
 •  Может быть полезным поляризационный фильтр.
 •  Компактная фотосумка с чехлом от дождя для камеры с объективом (Lowepro Toploader Zoom 50 AW II).
 •  Внутрь сумки положить силикагель для устранения влаги.
 •  Фотосумку можно повесить на груди через плечо (меньше давит) и прижать ремешком рюкзака, при необходимости убрать в рюкзак.
 •  Взять аккумуляторы с запасом и зарядку, автоинвертер 12–220 В с USB.
 •  Максимально уменьшить расход энергии (не пользоваться экраном камеры, стабилизатором, автоотключение).
 •  Карты памяти большого объема, отформатировать.
 •  Карандаш Lenspen, салфетки, очищающую жидкость, груша.

Вспышки
Предметная съемка с помощью вспышек и софтбоксов
Рис. 4. Предметная съемка с помощью вспышек и софтбоксов.

 •  Стараться использовать естественный свет.
 •  В помещении можно снимать светлыми объективами и высоким ISO, однако для получения направленного света и светового рисунка, устранения цветовых рефлексов на коже, подсветки лица используют вспышку.
 •  Много белого требует увеличения мощности на 0.5–1 ступени, много черного — уменьшить на 1–2 ступени.
 •  Вспышка в режиме заполняющей (по первой шторке) дает кратковременное освещение и вызывает затемнение фона при недостатке окружающего света.
 •  Если вклад естественного света очень мал, то движение замораживается световым импульсом и выдержка не влияет на движение, только на светлость фона.
 •  Когда естественное освещение достаточное, мощность вспышки лучше уменьшить на 1–1.5 ступени, чтобы не полностью убрать тени лица ("плоское" лицо).
 •  Приоритет диафрагмы (Av) в камере не учитывает свет вспышки при работе в помещении.
 •  На улице включать высокоскоростную синхронизацию, иначе пересветы.
 •  Медленная синхронизация (режим М/Tv, длительная выдержка) позволяет осветить фон и размыть динамичные объекты.
 •  Синхронизация вспышки по второй шторке (отключить беспроводной контроль вспышки) быстро освещает и "замораживает" целевой объект с сохранением предшествующего движения.
 •  Чаще применяют отражение от потолка. Чтобы избежать сильных теней (глаза) лучше отклонить вспышку больше кзади или использовать насадки (банка Гарри Фонга).
 •  Вспышка "в лоб" используется редко в репортаже, чтобы достать дальний объект.
 •  В аудитории располагайте вспышку выше зрителей.
 •  Если освещение и стены желтоватые, использовать желтый фильтр для выравнивания цветопередачи.
 •  Чтобы сделать снимок на синеватом фоне выставить цветовую температуру на камере 2500–3000К, а для людей на переднем плане нейтрализовать синеву вспышкой с оранжевым фильтром.
 •  Режим многократной/стробоскопической вспышки (MULI) позволяет на одном снимке запечатлеть несколько последовательных событий.
 •  При широком угле объектива используют встроенный рассеиватель, однакое если нужно подсветить один объект, то лучше сжать луч.
 •  Для смягчения света при съемке крупных планов в помещении (но не групповой портрет) помогают разные устройства (софтбокс, рефлектор/лопух, насадка).


Техника
 •  Для дома достаточно накамерных вспышек, которые справляются с зонтиками 80–100 см и софт-боксами до 90 см (рис. 4).
 •  Портретная съемка требует софт-боксов размером не меньше 60х60 см.
 •  Радиоуправление позволяет игнорировать препятствия, мешающие удаленному контролю вспышек по оптическому каналу.
 •  Вспышка Canon не может запустить по радиоканалу вспышку Godox, в отличие от Yongnuo.
 •  Белая карточка используется для создания блика в глазах, а не для освещения.
 •  Соты используют для формирования узкого пучка света.
 •  Если вспышку длительно не использовать, теряется емкость, так как конденсаторы электролитические и без периодических циклов заряда/разряда высыхают.
 •  Если требуется несколько вспышек, часто используют недорогие системы (Godox, Yongnuo), которые могут работать со вспышками других производителей через ресиверы (для Canon вспышки Godox V860IIC с литиевой батареей и TT350С, триггеры Xpro-C или X1C T, ресивер X1C R). Бывают проблемы с TTL, синхронизацией. Вспышки Yongnuo менее надежны.
 •  Можно вывести настройку вспышки на пользовательское меню (Canon 5DIV: кнопка Q, затем INFO).
 •  Удобно иметь две вспышки: мощную, большую и тяжелую (Canon 600-RTII, Olympus FL-900R) и легкую (Canon 430-RTIII, Godox TT350). Легкая вспышка достаточна для малых пространств, может использоваться на камере в качестве ведущей и подсветки автофокуса.
 •  Лучшие аккумуляторы с низким саморазрядом белые Panasonic Eneloop с емкостью 1900 мАч и большим ресурсом (2100 циклов), черные Panasonic Eneloop Pro с повышенной емкостью (2550 мАч) и ограниченным ресурсом (500 циклов заряд/разряд) менее надежны. Неплохие аккумуляторы Ikea LADDA емкостью 2450 мАч продаются недорого в Ikea.

Штативы
 •  Штатив позволяет часто получить более качественный снимок за счет устранения микросмазов, правильной глубины резкости, низкого ISO.
 •  Предпочтительнее более надежный цанговый зажим (клипсы чаще ломаются), карбоновые толстые трубки (лучше гасится вибрация), съемные нижние оконечники (шипы для льда, камней, мягкого грунта), штативная площадка без прокладки.
 •  Удобны два штатива: тяжелый и устойчивый (Gitzo GT3235S с головкой Markins Q20i) для большинства съемок, относительно легкий (Manfrotto 190CX3 с головкой Sirui K-10X) для походов. Стабилизатор объектива отключить.
 •  Легкие штативы не подходят для тяжелых телеобъективов и длительной выдержки.
 •  Обычно в головке штатива используют малую ручку для ограничения горизонтального вращения головки и большую ручку для ограничения движения шара с площадкой и камерой.
 •  Ограничитель (отдельная ручка или винт на большой ручке), который препятствует резкому движению шара и камеры с объективом, исходно ослаблен и затягивается после подбора свободы перемещения камеры. Изменение положения камеры с объективом возможно с умеренным усилием, но без спонтанного изменения позиции.
 •  Для повышения устойчивости штатива можно подвесить груз.
 •  Штативный площадки с выступом, чтобы не крутилась камера (Markins: PG-30U для Olympus E-M1II, PN600 для Canon 5DIV).
 •  Монопод (Gitzo GM2541) полезен при съемке с телеобъективами, когда нужно часто перемещаться или при ограниченном пространстве. Стабилизатор объектива не отключать если выдержка не очень мала.
 •  Камеру со штативной головкой можно фиксировать на портативных площадках (Platypod Max Camera Support) и стекле автомобиля (Kirk WM-2 Multi-Purpose Window Mount).
Фотофоны
 •  Чтобы сделать деревянный фотофон можно взять обструганную сосновую доску, удалить мягкие волокна металлической щеткой, покрыть морилкой или акриловыми красками (слои цветной и белый), наждачной бумагой выделить структуру дерева.
 •  Пластиковые матовые фоны удобны для предметной фотографии, долговечны, не боятся воды, но подвержены царапинам.
 •  Для тканевого фотофона купить муслин (белый, черный, серый), проложить двустороннюю швейную ленту вдоль края, сложить ткань и прогладить, сделать кулиску подогнув ткань на 10 см, вложить швейную ленту и прогладить. Удобнее пользоваться воротами, включающими две стойки и телескопическую перекладину. Ткани служать долго, однако мнутся и мешает неоднородная фактура для предметной съемки.
 •  Нетканные фотофоны дешевле бумажных, можно мыть. Бархатные используются для фотосъемки предметов.
 •  Можно снять предмет на однородном фоне и затем заменить на любую текстуру в графическом редакторе.
Фотоаксессуары
 •  После приобретения фотокамеры полезно закрыть дисплей защитным стеклом.
 •  Необходимо достаточное количество батарей, которые удобно пометить (1/2/3 или */**/*** из детских наклеек).
 •  Батареи садятся быстрее при частом включении и выключении, лучше установить спящим режим.
 •  В дороге может быть полезно зарядное устройство с USB-кабелем для подключения к накопителям энергии (power bank).
 •  Карты памяти качественные и относительно недорогие Transcend, дороже и возможно надежнее Sandisk Extreme Pro, но бывают подделки. Ответственные съемки проводятся с дублированием на вторую карту, если позволяет фотоаппарат.
 •  Ремень BlackRapid позволяет удобно носить камеру у бедра с возможностью быстрого снимка.
 •  Для редактирования фотографий незаменим графический планшет (лучшие Wacom).
 •  Неплохие и недорогие стойки с воздушными амортизаторами Falcon Eyes FEL-3050A/B.0 и FEL-2440A/B.0.