Фотография природы


"Природа просто есть и ничего не значит" Карл Густав Юнг


Туман на Байкале
Canon 350D, Canon EF 24–105/4L IS (55 мм, F7.1, 1/800 с, ISO 200).

Полезные сайты
 • Дмитрий Питенин
 • Chris Frost
 • Kai Hornung
 • Landscape Photography
 • Luminous Landscape
 • Outdoor Photographer
 • В съемке пейзажей стремятся к совершенству, не торопясь обдумывают сюжет и композицию, добиваются большой глубины резкости.
 • Продумывать композицию: баланс сторон, ведущая линия (объекты или линии из нижних углов кадра вглубь), симметрия, естественная рамка.
 • Схемы и правила имеют весьма условное значение.
 • Выделить главный элемент можно светом, цветом, композицией, резкостью.
 • Ищите ведущую линию, которая проходит через всю композицию. Диагональная линия придает кадру динамику, горизонтальная линия — спокойствие.
 • Важно выбрать правильное положение, исключающие ненужные и мешающие элементы.
 • Далеко не всегда интересные и красивые сюжеты получаются таковыми на снимках.
 • Полезно снимать одно и то же место повторно, в разное время суток и сезоны.
 • После захода Солнца можно запечатлеть красивые пастельные цвета.
 • Приходить на место съемки восхода и заката заранее, на 1–2 ч раньше предполагаемого события.
 • Птицы оживляют пейзаж, подождать когда влетит в кадр.
 • Попробовать снять сцену с вариациями по высоте, дистанции, углу зрения.
 • Линия горизонта определяется задачей: сколько нужно показать неба или земли.
 • Основной фокус на зону в нижней трети кадра.
 • Если снимать объект вместе с отражением на водной глади фокус навести на отражение.
 • Используют разное кадрирование: 2–3:1 и 16:9 (панорама), 4:5, 4:3 (глубина сцены), 1:1 (объект в центре кадра), 3:2 или 5:4 (сцена без важных деталей на переднем плане).
 • Проверить резкость и композицию перед тем, как оставить место съемки.

Глубина резкости
 • Чем меньше диафрагма, тем больше глубина резкости, но возрастает дифракция и снижается качество картинки (обычно приемлемо до F11–16).
 • Перед спуском затвора проверить глубину резкости, нажав на кнопку DOF.
 • Для неподвижных объектов используют фокус-стекинг со штатива путем склейки фотографий с разной глубиной фокуса.
 • Таблицы и калькуляторы гиперфокального расстояния весьма неточны.
 • Метод двойного расстояния: чтобы получить резкость по всей глубине кадра следует сфокусироваться (с малой диафрагмой) на двукратное расстояние от ближайшего объекта. Если камень через 2 м от камеры — фокусируемся на 4 м.
 • Можно установить объектив на бесконечность (∞), найти ближайший резкий предмет и перефокусироваться на данное (гиперфокальное) расстояние. Снимок будет резким от половины этого расстояния до бесконечности.
 • Тилт-шифт объектив позволяет наклонить оптическую ось и увеличить глубину резкости в форме клина, с возрастанием ширины зоны резкости по мере удаления.

Движение
 • Делать снимки с разной выдержкой и выбирать.
 • Вода: 1/500 с заморозит движение, застывшие брызги, 1/125 с для быстрого движения воды без смаза, 1/20–30 с сделает вид воды натуральным, 1/4–10 с дает приятную расплывчивость, 1 с делает все расплывчатым, несколько секунд или минут сделают течение воды подобным туману. Для длительной выдержки: штатив и нейтрально-серый фильтр (ND 8–16).
 • Огонь: 1/800–2500 с дает четкую структуру и прозрачность, 1/200–500 с умеренную структуру и слабую прозрачность, 1/13–25 с неструктурированное и непрозрачное пламя, лучше снимать на широкой диафрагме. Бенгальские огни на 1/40–60 с.
 • Снег: 1/80–100 с дает хлопья и небольшой смаз, 1/40–60 с полоски, 1/8 с сплошные линии, снимать лучше резким объективом.
 • Для съемки молний ручной фокус настроить по первым молниям (на отдаленные объекты), минимальное ISO, закрыть диафрагму до F7–11, большая выдержка 20–30 с. Проще фотографировать в режиме Bulb (B) с помощью дистанционного спуска, который нажать и держать до молнии и немного после. При частых молниях выдержка 5–15 с, возможно придется поднять ISO. При обработке можно объединить фотографии.

Панорама
 • Снимают панорамы стандартными объективами или телеобъективами, чтобы избежать широкоугольных искажений, без поляризационного фильтра.
 • Для панорамы фокусировка и экспозиция по центральной точке первого кадра на Av, далее M (яркость меняется в разных частях сцены), отключить автофокус, установить баланс белого (дневной свет). Если нет штатива, развернуть корпус влево, ноги на месте, перемещение фотокамеры не с помощью рук и головы, поворотом корпуса. Фотографировать быстро.
 • При съемке панорамных сюжетов, в которых присутствуют небо и вода, перекрытие между соседними снимками должно составлять больше обычных 20%, около 50%. Объединяют снимки в Photoshop (лучше), Lightroom или PTGui.
 • Лучше снимать в вертикальной ориентации, поскольку при сборке панорамы нужная часть изображения может обрезаться.
 • Выровнять положение штатива и камеры по уровню.
 • Существуют специальные панорамные головы для штативов.

Свет
 • Важно найти хорошее освещение, а затем искать объект съемки.
 • Лучшее время для съемки час на рассвете и час на закате ("золотые часы"), а также "голубой" час после захода Солнца. Потребуется большая выдержка и штатив.
 • Красивые цвета облаков и неба появляются до восхода Солнца.
 • Экспозиция по самому светлому участку (не Солнце), так как засветы практически невозможно восстановить, в отличие от теней.
 • Полезно снимать с брекетингом экспозиции, особенно при сниженной или повышенной яркости (туман, снег, сумерки).
 • Туман, как и снег, может вызвать ошибку экспозиции, поэтому полезно прибавить 2–3 стопа, чтобы проработать темные участки.
 • Закаты и рассветы снимают с разной экспозицией и затем комбинируют в одном снимке. Для правильной экспозиции навести чуть выше солнца, наполовину нажать спуск, и перекадрироваться. Хорошо включать передний фон (камни, кусты).
 • Низкое ISO (64–100) помогает увеличить динамический диапазон для высококонтрастных сцен, таких как закат и восход.
 • Расширение динамического диапазона (в Lightroom затемняем высветленные участки и осветляем тени) снижается контраст и динамизм сцены.
 • Солнце сзади помогает выделить цвета, сбоку — фактуру, спереди — силуэт (особенно на безоблачном небе перед рассветом).
 • При съемке в контровом свете не допускать положения яркого источника на границе кадра, что может уменьшить контраст и вызывать засветы.
 • Чтобы получить звезды от ярких источников света нужно закрыть диафрагму оптимально до F14–16.

Фототехника
 • Используют многопиксельные фотокамеры с широким динамическим диапазоном яркости, фокус-стекингом, защищенные от непогоды.
 • Штатив способствует улучшению композиции и качества снимка.
 • Позиционировать камеру (особенно для панорамы) удобно с помощью 3D-головки, однако она тяжелее и ограничивает свободу.
 • Некоторые варианты съемок требуют вертикального расположения камеры (водопад, панорама), что лучше обеспечить с помощью L-площадки. Можно повернуть шаровую головку на 90°, однако снизится устойчивость, при съемке панорамы камера будет вращаться по кругу, а не вокруг одной оси.
 • Объектив должен сохранять хорошую резкость и минимальные хроматические аберрации на краях кадра.
 • Разница в качестве объектива обычно видна на открытой диафрагме, а при использовании для пейзажей диафрагмы F8–16 картинка отличается мало.
 • Для съемки пейзажа обычно диафрагму зажимают до F11–16, поэтому нередко требуется штатив, особенно при использовании поляризационных или нейтрально-серых (ND) фильтров.
 • Наряду с широкоугольным объективом интересные кадры можно получить с помощью телеобъектива.
 • Поляризационный фильтр позволяет устранить отражение неба в воде, отблески и световые рефлексы снега, усилить синеву неба и радугу.
 • Для съемок природы наряду с фототехникой (обычно объективы универсальный, макро ± телевик, штатив) взять ветровку и куртку, даже если погода хорошая. Шляпа с мягкими полями не мешает камере, в отличие от кепки.