Фотографии животных


"Самое прекрасное в природе — отсутствие человека" Блисс Карман


Чайка
Canon 7D, Canon EF 100–400/4.5–5.6L IS, (238 мм, F4.5, 1/1000 с, ISO 400).

Полезные сайты
 • Сергей Горшков
 • Secrets of Digital Bird Photography
 • Важен настрой на определенный объект съемки (птицы на воде, насекомые на цветке).
 • В кадр включать больше дополнительных объектов, соответствующих задаче.
 • Заранее подготовиться к появлению животного (установить телевик на монопод, настроить камеру с автофокусом в следящем режиме и группу точек фокусировки).
 • Естественный вид с уровня глаз стоящего человека, а необычный вид (снизу, сверху) привлекает внимание.
 • Лучше снимать после рассвета и перед закатом, когда свет мягкий и рассеянный.
 • В пасмурную погоду снимать можно, но цвета будут блеклые.
 • Изучить особенности поведения животного.
 • Одеваться в неяркие, естественные цвета. Если долго ждать, взять ветровку и теплую куртку в рюкзак. Не шуметь.
 • Большинство млекопитающих имеют отличное обоняние и слух, но видят мир черно-белым. Если фотограф будет долго сидеть тихо и совершенно неподвижно, он может остаться незамеченным.
 • Не гоняться за животным, оценить привычный маршрут перемещения.
 • Основная часть фотографий "дикой природы" делается в туристический заповедниках из специальных укрытий, где прикормленные животные подходят близко и не боятся человека.
 • Важно, чтобы свет хорошо освещал животных, особенно голову.
 • Для резкости можно установить фотоаппарат на штатив, расслабить шаровую головку, включить стабилизацию и вести животное, когда оно остановится — нажать на спуск.
 • Стабилизация полезна для стоящих животных, но не быстро двигающихся, когда используются выдержки более 1/500–1000 с.
 • Ограничить работу автофокуса диапазоном расстояний для ускорения работы и повышения вероятности захвата объекта.
 • Важен тихий режим беззеркальных камер (электронный затвор), поскольку животные обладают отличным слухом.

Птицы
 • Если возможно, то не торопится сразу снимать, продумать ракурс, фон, свет, оценить среду.
 • Подождать интересного действия птицы.
 • Птицы обладают отличной памятью, умеют считать, цветное зрение воспринимает ярко некоторые красители.
 • Фотографировать как можно ближе к объекту (учитывать выбранный диапазон фокусировки). Лучше не идти за птицей (исключая медленно плывущую утку с утятами), а найти место вероятного появления птицы и ждать.
 • Подходить очень медленно, как можно ниже к земле, снимать бесшумно после каждого приближения. Чем быстрее приближаешься, тем скорее улетит.
 • Определить комфортную для птицы дистанцию (переход вызывает беспокойное поведение) и нескольких дней-недель постепенно сокращать.
 • Лучшие снимки, когда птица располагается на уровне объектива.
 • Следить за полетом птицы глазами, использовать видоискатель когда готовы сделать снимок, снимать короткими очередями.
 • Солнце должно быть сзади фотографа.
 • Включать пространство вокруг птицы, чтобы не обрезать важные части.
 • Сидящих птиц можно снимать одной точкой автофокуса (с точечным замером экспозиции), летящих птиц — только группой точек фокусировки.
 • Часто используют автофокус 5х5. Снимок летящей птицы на фоне неба возможен с использованием всех автофокусных точек, но не на фоне воды с отражением и рябью.
 • Автофокус может фиксироваться на большем теле, близком крыле, отражении в воде, а не голове и глазах (надежнее по 1 точке).
 • Важно, чтобы автофокус следил за объектом с перефокусировкой (режим Low в Olympus E-M1II), а не по первому кадру (режим High).
 • Обрезка кадра ухудшает качество снимка экспоненциально степени кропа.
 • При сложном освещении использовать точечный замер экспозиции.
 • Для "заморозки" медленно двигающихся птиц обычно используют выдержку 1/500–1500 с, быстро двигающихся 1/800–1500 с, медленно летящих 1/2000–3200 c, быстро летящих 1/2500–8000 c. Чтобы размыть движение крыльев выдержку снижают до 1/30 с.
 • Яркое небо и белые птицы могут привести к недоэкспонированию снимка, требуется установить компенсацию экспозиции +1 или +2.
 • При съемке водоплавающих птиц ярким днем полезен поляризационный фильтр для устранения бликов и рефлексов на воде.
 • Полезно поместить водоплавающую птицу в край кадра и сфокусироваться, когда она вплывет в кадр.
 • Проверять сразу качество снимков и перенастроить камеру, при необходимости.
Фотосъемка белых куропаток в Саянах
Olympus E-M1III, Olympus 12–40/2.8, (40 мм, F2.8, 1/8000 с, ISO 200).

Фототехника
 • На съемку не брать фототехнику для всех задач, ограничиться одной-двумя (универсальный объектив + телевик с экстендером на моноподе или макрообъектив, кольца и штатив).
 • Для съемок дикой природы с необходимостью долгой ходьбы с фототехникой удобна компактная и защищенная от непогоды система Micro 4/3.
 • Заранее настроить технику, проверить установки, готовность снимать в любой момент.
 • Фотографировать больших животных можно объективами 300–600 мм, а для птиц нужно более 600 мм. Если возможно, не использовать телеконвертер, снижающий качество картинки и точность автофокуса.
 • Чтобы снимать лесных и полевых птиц удобно носить камеру с телеобъективом, прикрепленным через кольцо с лапкой к моноподу при необходимости часто перемещаться или к штативу, если съемка со стационарного положения в месте частого появления объекта.
 • Для стационарных съемок взять штатив с карданной головой, для динамичных (частая смена мест) удобнее монопод.
 • Съемка птиц в полете тяжелыми телеобъективами облегчается с помощью карданных (Benro GH2) или ориентированных на видео штативных головок (Manfrotto 502AH), которые позволяют подвешивать систему объектив–камера в точке центра тяжести и легко перемещать по горизонтали и вертикали.
 • Использование для дальних съемок фотоаппаратов с меньшими матрицами и высокой плотностью пикселей позволяет заметно уменьшить вес и стоимость системы, однако ухудшается качество изображения при недостатке света (меньше света, выше шумы, уже диапазон яркости). Соответственно снижается приемлемое ISO (~800 вместо 3200).
 • На полнокадровых камерах с большом разрешением можно использовать кроп-режим APS-C, что позволит уменьшить угол зрения (например, получить картинку с разрешением 17 Мп и "увеличением" х1.6 на камере Canon R5).
 • Низкочастотные фильтры позволяют устранить муар на оперении, но снижают резкость, которую восстанавливают при проявке RAW-файла в редакторе (Sharpening подобрать по картинке: Radius 0.5–1, Detail 70, Amount 80).
 • Бесшумная съемка с электронным затвором, чтобы не пугать животное.
 • Удобно быстрое переключение пользовательскиих режимов: стандартный (точечный автофокус, 1 точка, стабилизация), для динамичных объектов (следящий автофокус, группа точек, без стабилизации).
 • Полезно AutoISO в режиме M или A.
 • Если разнести фокусировку и спуск затвора на разные кнопки, то можно использовать следящий AF и снимать нужные эпизоды (птица в полете), однократно сфокусироваться и потом снимать без перефокусировки (объект за растениями).
 • Удобны две камеры: одна с телевиком, другая со штатным объективом.
 • Важен большой ресурс батареи, их достаточный запас, возможность заряжать от power bank.
 • Сумка с секциями для 2–3 объективов, телеобъектив на моноподе в петлю сумки для быстрого использования.