Видеолекции


"Кино — это жизнь, из которой вырезано всё скучное" Алфред Хичкок.


Запись лекции на видео
Рис. 1. Студия для записи видеолекций.

Необходимость дистанционного обучения с использованием звука и видео значительно возросла в период пандемии коронавируса. Звуковые комментарии существенно повышают информативность презентации, а вид лектора оживляет и персонализирует лекцию. Здесь обсуждаются технические аспекты создания образовательных медиалекций (рис. 1) и организации видеоконференций. Но главное в лекции — качество информации, объективность, мысли, опыт автора, а не техническое совершенство.
Полезные сайты
 • РадиоЗвук
 • EOSHD
 • Indie Cinema Academy
 • Muzrock.com
 • Video-sam.ru
 • Videomaker
 • Vtrep

Камера
 • Видео значительно комфортнее и проще снимать видеокамерами, которые имеют удобную эргономику и неограниченное время записи, но заметно больше, тяжелее и дороже фотоаппаратов, ориентированных на создание мгновенных изображений.
 • Многие фотокамеры включают чувствительные и быстрые сенсоры, что позволяет использовать их для создания фильмов высокого качества. В популярную компактную видеокамеру BlackMagic Pocket Cinema Camera 4K (18x10х9 см, 680 г, без автофокуса, стабилизации и поворотного экрана) поставлена матрица 4/3.
 • Автор увлекается фотографией и проводит видеоконференции с помощью фотокамеры Olympus E-M1II с объективом 12–40/2.8 через OM-D Webcam, а для видеолекций использует Canon 5DIV с объективом Canon 24–70/2.8 с трансляцией видеосигнала через HDMI конвертер AJA U-TAP.
 • Фотокамера должна обеспечивать создание видео в разрешении Full HD (1920x1080). Может быть полезным использование разрешений HD (1280х720) или UHD 4К (3840x2160) (рис. 2). Разрешение матриц современных фотокамер существенно превышает 4К.
 • Большинство фотокамер записывает видео в сжатом формате (кодек H.264 или более эффективный H.265, контейнеры mp4/mov), что вполне достаточно. Сырой видеоформат RAW (например, в Canon R5 или через видеорекордер Atomos Ninja V) улучшает коррекцию экспозиции и баланса белого, но не так существенно, как у статичных изображений. В то же время, значительно возрастают размеры файла, требования к ресурсам и время обработки.
 • При долгой видеолекции важно обеспечить достаточный объем карты памяти. Постоянное питание обеспечивается через каплер/рукоятку и сетевой адаптер. Намного дешевле и удобнее использовать китайские каплеры (имитаторы батареи) и адаптеры питания для сети или power bank.
 • В фотокамерах длительность видеозаписи ограничена, чтобы избежать налога на видеоаппаратуру (30 мин в Евросоюзе). Для продолжительной записи можно использовать видеорекордер (Atomos Ninja V с 5.2"-монитором), подключаемый к HDMI интерфейсу, который также применяется для стриминга.
 • Настройками камеры и записью видео управляют с ноутбука через USB кабель с помощью программы производителя фотокамеры (Canon EOS Camera Utility, Olympus Capture) или со смартфона через WiFi.
 • Выбор объектива определяется задачей и стремлением уменьшить искажения. Зумом (24–70 мм) удобно кадрировать. Можно качественный фикс без искажений 85–100 мм для головы, 50 мм по пояс. Для группы может потребоваться 35 мм, но будут деформации по краям кадра.
 • Обычно используют постоянную фокусировку. Ручная фокусировка (MF) при статичном положении лектора позволяет избежать прихотей автомата, установить достаточную глубину резкости, подкорректировать фокус по глазам под увеличением в программе управления камерой, отметить клейкой лентой положение стула.
 • Приоритет диафрагмы для оперативного контроля глубины резкости: в Canon 5DIV диск режимов на А и переключатель на видеорежим, в Olympus E-M1II диск режимов на видео, в меню видео устанавливаем Mode Setting на А. Камера сама выберет оптимальное ISO.
 • Отключить автоотключение (Auto power off) стабилизацию, когда камера установлена на штатив.

Разрешения мониторов
Рис. 2. Соотношение разрешений видеофайлов.

Другие записывающие устройства
 • Учебные видеоуроки записывают также на смартфоны, ориентированные на репортаж. Лучшие (очень дорогие) смартфоны имеют неплохие сенсоры (Samsung ISOCELL GN2 1/1.12", 50 Мп), но заметно уступающие хорошим фотокамерам.
 • Внешние веб-камеры с маленьким сенсором (1/3", 2–9 Мп) обеспечивают видеосигнал с разрешением Full HD приемлемого качества при хорошем освещении и на небольших экранах ("говорящая голова"). Угол зрения камеры и параметры видеосигнала настраивают в программе веб-камеры (Logitech Camera Setting, LogiCapture).
 • Встроенные в ноутбук вебкамеры выдают изображение низкого качества с разрешением HD.

Трансляция видеопотока
 • Потоковое видео (стриминг) позволяет оперативно, в режиме реального времени, доставлять медиаинформацию пользователями в сети.
 • Фотокамеру переводят в режим видео (включается автофокус в следящем режиме по всей матрице, авто ISO), настраивают фокусировку, частоту кадров, порт HDMI.
 • Конвертер (AJA U-TAP HDMI, Elgato Cam Link 4K) сжимает видеопоток для передачи через USB порт и подключается к фотокамере кабелем miniHDMI–HDMI (Canon 5DIV) или micro HDMI–HDMI (Olympus E-M1II), к компьютеру через быстрый USB 3 (синий). Устройства обеспечивают захват и трансляцию видео с разрешением 1920x1080 и выше с частотой 60 кадров в мин.
 • Для фотокамер разработаны программы прямого вывода видеопотока через USB кабель в компьютер. Canon EOS Webcam Utility позволяет записывать видео с разрешением 1024х576, а OM-D Webcam 1280x720 и частотой 30 кадров в мин. Программа Canon не работает на компьютерах с процессором AMD.
 • Для использования смартфона как веб-камеры на мобильном устройстве устанавливают программу IP Webcam, а на компьютере с Windows — IP Camera Adapter, в программе видеотрансляции выбираем MJPEG Camera. Также нужно отключить звонки.
 • Видеопоток можно вначале направить в программу OBS и там изменить параметры изображения. Вначале создать источник видео: Video Capture Device (фотокамера, веб-камера) или Media Source (смартфон), выбрать устройство, установить разрешение и частоту кадров. Можно через правую клавишу добавить фильтр Color Correction и поправить цвет.
 • Канал для трансляции создается на специальных площадках (YouTube) с информированием зрителей.
Звук
 • Слова лектора важнее его изображения, поэтому можно ограничиться слайдами с комментариями.
 • Обычно говорить перед камерой сложнее, чем в аудитории.
 • Перед выступлением поесть за 1–2 ч, исключить сладкое и алкоголь, повышающие слюноотделение и цокание.
 • Выступать лучше в первую половину дня, вечером голосовой аппарат устает и голос садится.
 • Рекомендуют говорить на четверть медленнее, чем на обычной лекции, и ориентироваться на одного слушателя.
 • Вначале минуту помолчать, потом этот фрагмент используют в редакторе для устранения фоновых шумов.
 • Если ошибка, через паузу повторите правильно.
 • Чем ближе микрофон к лектору, тем лучше качество и меньше посторонние шумы, но возрастают низкие частоты.
 • В студии для используют pop-фильтр, который устраняет звуки дыхания, неприятные феномены взрывных ("б", "п", "т") и шипящих ("ш", "с") согласных, ограничивает попадание слюны в микрофон.
 • Качество звука оценивают с помощью закрытых наушников, подключенных к аудиоинтерфейсу.

Запись видеолекции с помощью фотокамеры Canon 5DIV, беспроводной радиосистемы Sennheiser EW 512P G4-AW+ и аудиорекордера MixPre-3 II
Рис. 3. Запись видеолекции с помощью фотокамеры, беспроводной радиосистемы и аудиорекордера.

Аудиоинтерфейс
 • Качество звука существенно зависит от микрофона и предусилителя. Внутрикамерный предусилитель имеет низкое соотношение сигнал/шум, поэтому предпочтительнее внешний предусилитель в звуковой карте, аудио рекордере или отдельном устройстве (рис. 3).
 • Для записи лекции достаточно звуковой карты с входом для микрофона (XLR), фантомным питанием, микрофонным предусилителем, выходом на наушники (Steinberg UR22C), подключением по универсальному USB. Важно наличие Asio драйвера, который обеспечивает низкий уровень задержки сигнала.
 • При записи через микрофон и мониторировании в наушниках убрать звук с колонок, чтобы не получить сильный гул.
 • Качественный звук в видеофильмах часто записывают с внешнего направленного микрофона через портативный аудио рекордер (MixPre), который подключают к камере через miniJack.
 • В динамичных съемках аудио рекордер носят в сумке (Strut STR-MP3), устанавливают вместе с камерой на штатив или поддерживающее устройство.
 • В качестве микрофона или предусилителя внешнего микрофона можно использовать портативные аудио рекордер (Zoom H6, Tascam DR-100MKIII) с XLR разъемами.
 • Полезно отсечь окружающие низкочастотные шумы <80 Гц (автомобили, вентилятор...), поскольку голос человека обычно выше.

Микрофон
 • Лучше звук передает чувствительный и хрупкий конденсаторный микрофон (AT2020), который также собирает посторонние звуки, устанавливается на подвесе, устраняющем вибрации, требует фантомного питания (+48 В). Расстояние до конденсаторного микрофона 10–15 см. Используется в студии, без посторонних звуков.
 • Для снижения воздействия окружающих звуков предназначен направленный конденсаторный микрофон (Sennheiser MKE600), который записывает преимущественно звуковые волны в узком пространстве относительно оси (рис. 4). Микрофон при необходимости можно прикрепить на подвесе к камере, подключить прямо (батарея AA) или через портативный аудио рекордер с фантомным питанием. Проблемы в малых комнатах с отражением звука. Используется для репортажа, внестудийных видеосъемок (на держателе, стойке или с руки).
 • Динамический кардиоидный микрофон (Shure SM58, Sennheiser E835/E935) менее точно передает звук, чем конденсаторный, но переносит сильные звуки, меньше собирает посторонние шумы, прочный и устойчивый к жаре и влаге. Расстояние до динамического микрофона 1–5 см. Используется для подкастов, внестудийной записи, в эстрадных концертах, с окружающим шумом.
 • Петличный всенаправленный микрофон собирает звук одного человека (крепится на ~25 см ниже рта, проблема шелеста одежды), потребляет всего 1.5–7.5 и не требует фантомного питания.

Диаграмма распространения звука направленного и ненаправленного микрофонов
Рис. 4. Диаграмма звука направленного (кардиоидного) и всенаправленного микрофонов.

Радиосистема с петличным микрофоном
 • Для записи речи лектора в аудитории с последующей привязкой к слайдам или видеолекции удобно использовать мобильную радиосистему с петличным микрофоном, подключенную к аудио рекордеру ± камере.
 • Радиосистема Sennheiser EW 512P G4 включает отличный микрофон MKE 2-ew Gold, расширенный диапазон частот (Aw+: 470–558 МГц), регулируемую мощность передачи 10–30 –50 мВт, работает до 8 ч от АА батарей.
 • При необходимости можно заменить штатный микрофон на более качественный и дорогой (Sanken Cos-11D, DPA 4060/6060).
 • Настройка радиосистемы: лектор с микрофоном повторяет "проверка один, два, три" на своей громкости (на тесте обычно говорят слабее) и на сильной. Установить Sensitivity на трансмиттере (–18 дБ), чтобы индикаторы звуковой частоты (AF) подпрыгивал чуть выше половины шкалы без индикации пиков на громких словах. При высокой чувствительности (ближе к 0 дБ) усиливаются шумы и можно обрезать сигнал.
 • Приемник подключают к фотокамере (Sound record: manual, Record level: чуть выше 0) прямо или через аудио рекордер (MixPre3II, Input: Mic, Phantom: Off, Gain: 12 ч, StereoOut: через miniJack) с гораздо лучшим усилителем и сохранением записи.
 • Настроить AF Out приемника (–12–24 дБ), чтобы индикатор звука на камере подпрыгивал немного выше половины шкалы без пиков на громкой речи.

Работа в помещении
 • Важно минимизировать посторонние шумы: самая тихая комната, ночью, в компьютере поставить тихий вентилятор, осветительные приборы с минимальным шумом, плотные и волнообразные занавески окон.
 • При работе в помещении, не предназначенном для звукозаписи, закрыть окна и двери, ковры и открытый шкаф с одеждой уменьшают отражения звука.
 • Используют акустические экраны (звукопоглощающие панели).
 • За микрофоном не должно быть звукоотражающих поверхностей.
 • Польза акустического экрана для качественного звука невелика.

Студия для записи видеолекций
Домашняя студия для записи видеолекций
Рис. 5. Домашняя видеостудия (начальный вариант).

Для комфортной записи видеолекций и проведения видеоконференций автор организовал домашнюю мобильную студию с использованием фотокамеры, аудиорекордера, микрофона, осветительных приборов и дополнительного монитора (рис. 5).
Оперативные видеосессии можно проводить с помощью камеры, установленной перед настольным монитором на гибком кронштейне (Manfrotto 244N: 53 см, до 3 кг), осветив лицо небольшой LED панелью (Aputure HR672w или HR672s с модификатором света).

Свет
 • Оптимальное освещение имеет ключевое значение для качества изображения.
 • Обычно стараются исключить изменчивый свет из окна с помощью плотных, нецветных штор.
 • Оптимальное освещение создается с помощью источников постоянного света (дневного, 5500–5600К) и смягчающих софтбоксов.
 • Приближение источника света увеличивает площадь осветителя и смягчает свет.
 • Возможно поставить осветитель слева (напротив нет объема), а резкие тени уменьшить отражателем справа (рис. 2).
 • Желательно три осветителя: основной рисующий и заполняющий (~2 раза слабее, уменьшает тени) под углом около 45°, третий сзади и сбоку подчеркивает контур и создает глубину, жесткий.
 • Исключить тень сзади помогает черный/темный однородный фон, иначе нужно осветить фон.
 • Правильное освещение дает гистограмму в камере, распределенную по всей ширине горизонтальной оси.
 • Светодиодные приборы эффективно потребляют энергию и меньше греются. Недорогие осветители Godox VL150 с тихим вентилятором (отключен при небольшой мощности) и UL150 без вентилятора с приличными светодиодами. Мощности 120–150 Вт более чем достаточно для лектора, а тихое охлаждение важно для аудиозаписи.
 • Светодиодные панели дают жесткий и неоднородный свет, поэтому желателены рассеивающие устройства (софтбокс, фрост-рама, флаг, зонт).

Цвет
 • Мебель нейтрального цвета, без бликующего лака.
 • Сзади разместить однородный фон, чтобы не отвлекать внимание от лектора.
 • Можно повесить ткань или приобрести специальные фотофоны из долговечного полиэстера, который мало мнется и хорошо чистится.
 • Если планируется замена фона в редакторе, то используют зеленый или синий хромакей.
Видеолекция
 • Ключевое значение имеет знание материала, уверенность, хорошее настроение.
 • Читать естественно, обсуждение проблемы с коллегами.
 • Перед записью просмотреть слайды, отметить важные моменты, (проговорить лекцию).
 • Если лекция записывается, можно дублировать неудачные моменты, потом собирать финальную запись в редакторе из приемлемых фрагментов.
 • Лектор располагается с правого края кадра, чтобы при монтаже на свободное пространство поместить слайды.
 • Источник света (моноблок с софтбоксом на стойке слева) ближе к лектору, что позволяет сделать освещение мягче.
 • Расположить свет так, чтобы не было бликов на очках.
 • Чтобы взгляд лектора был направлен на зрителя, слайды выводят на монитор на ближе к уровню объектива камеры. В качестве монитора можно р ноутбук, монитор за камерой (на стойке с помощью адаптера VESA 100х100 мм: Tether Monitor Mount, KUPO KS-229/429, Para Mount VESA Rigidesigns) или планшет/смартфон (надежнее через TeamViewer).
 • Для быстрого переключения между двумя мониторами используют быстрые клавиши: Ctrl+Alt+влево/вправо перемещает окно, Win+вверх/вниз разворачивает/сворачивает окно. Более активно использует клавиатуру программа Dual Monitor Tools, например, можно назначить перемещение курсора между мониторами (Ctrl+Alt+C).
 • Для повторных съемок полезно пометить бумажным скотчем на полу оптимальное расположение камеры, световых устройств, монитора.
 • Существует много вариантов создание медиалекции, как на основе слайдов, так и на основе видео.

Презентация
 • На слайдах проще использовать однородный белый фон.
 • В заголовках не рекомендуются аббревиатуры.
 • Использовать крупный шрифт и картинки для показа на смартфонах.
 • Придерживаться единого стиля.
 • Обычно применяют шрифты без засечек, sans-serif (Calibri, Pragmatica, Roboto).
 • Неизбитые шрифты требуют внедрения в презентацию (File–Option–Save–Embed font) для воспроизведения на другом компьютере.
 • Графики и количественная информация должны иметь ссылки на первоисточники.
 • Не использовать картинки с логотипами компаний, различимые лица (без письменного разрешения). Можно размыть/убрать в редакторе.

Создание видеолекции на основе слайдов
 • Создать картинки презентаций (Power Point: File-Save As: Save as Type-*.jpg) в обычном формате (960х720).
 • Записать аудиокомментарии к слайдам на конференции (лучше, естественно) или в студии, поправить в аудиоредакторе.
 • Импортировать звуковой файл и картинки в проект видеоредактора.
 • Перенести картинки и звуковое сопровождение на видео- и аудиодорожки.
 • Заполнить экран изображением (на ленте через правую клавишу: Scale To Frame Size) и растянуть горизонтально в соответствии со звуковым содержанием.

Adobe Audition
 • Аудиоредактор Adobe Audition удобен для записи и редактирования звука, когда создается лекция в форме озвученных слайдов (рис. 6).

Редактирование звука в Adobe Audition
Рис. 6. Редактирование звука в Adobe Audition.

 • Качество звукового файла на выходе зависит от мастерства редактора, а не программы.
 • Для записи лекции обычно достаточно параметров mono, 48 kHz (стандарт для видео), 96 kbps, 24 bit.
 • Устанавливаем связь программы со звуковой картой через Edit–Preferencies–Audio Channel Mapper–Default Input: вход микрофона, Default Output: выход на наушники (для записи) или колонки.
 • Чтобы не сохранять визуальную информацию аудиосигнала в файле pkf, в разделе настроек Media & Disk Cache отключаем Save Peak Files.
 • Если воспроизведение файла проходит с другой скоростью, нужно синхронизировать Sample Rate в настройках программы (Audio Hardware) и звуковой карты: 48kHz.
 • Чтобы обеспечить мониторирование нужно создать многодорожечную сессию (File-New-Multitrack session), выбрать на панели кнопку со стрелками (Inputs/Outputs), затем на дорожке пометить кнопки R (arm to Record) и I (monitor Input). Громкость регулируется горизонтальным движением мышки на иконке панели, а записанного фрагмента на иконке слева внизу дорожки. Перейти в режим Waveform дважды кликнув на дорожке.
 • После создания аудиофайл вместе с картинками импортируется в видеоредактор (Adobe Premiere Pro).

Горячие клавиши
 • Колесиком мыши в окне можно расширить аудиосигнал, а переместив курсор на панель громкости справа — изменить амплитуду сигнала.
 • Переход в начало или конец аудиофайла через Alt-стрелка влево или вправо, а перемещение окна через Ctrl-стрелка влево или вправо.
 • Воспроизведение и остановка клавишей пробел.

Редактирование
 • При обработке звука часто требуется удаление и перемещение фрагментов аудиофайлов, нормализация (изменение громкости), подавление шума и щелчков.
 • Для изменения громкости выделяем участок, устанавливаем мышку на мини-окно Adjust Amplitude, нажимаем на левую кнопку и двигаем мышку вверх или вниз.
 • Чтобы убрать шум выделяем участок с фоновым шумом, открываем окно Effects–Noise reduction–Noise reduction, захватываем образец через Capture Noise Print и сохраняем в файле, выбираем весь звуковой файл Select Entire File и применяем коррекцию Apply.
 • Звуковые пики (щелчки) убираются через Effects–Amplitude&Compression–Hard Limiter.

Adobe Premiere Pro
 • Для редактирования видеолекций лучше использовать программу профессионального нелинейного видеомонтажа Adobe Premiere Pro (рис. 7), интегрированную с другими программами Adobe (Audition, Photoshop).

Редактирование видеолекции
Рис. 7. Редактирование видеолекции в Adobe Premiere.

 • В окно Project импортируем/перетаскиваем видео (аудиофайл), а также рисунки, сформированные из презентации. Можно создать папки и разложить файлы.
 • Важно включить в настройках автосохранение через 5 мин во избежание потери наработок при нарушении работоспособности программы.
 • После переноса видео в окно Timelines через Sequence Settings настраиваем формат видеофайла: Timebase 29.97 fps, Frame Size 1920х1080, Maximum Render Quality.
 • В главном окне Timelines разбиваем видео- и аудиодорожки на смысловые фрагменты (Clips), убираем лишнее.
 • Если встать мышкой на границу клипа, то появится скобка со стрелкой которая при зажатой левой кнопке мыши позволяет обрезать края клипа.
 • Если нужно сохранить изображение из клипа или создать стоп-кадр, нажимаем на иконку фотокамеры внизу окна Program с импортом в проект.

Видеоэффекты
 • Удобно работать в режиме Effects с набором инструментов редактирования видео и звука.
 • Часто используемые инструменты можно собрать в отдельную папку.
 • Различные видеоэффекты и видеопереходы добавляются путем перетаскивания из окна Effects на клип или корректирующий слой.
 • Чтобы применить эффект для всей дорожки нужно вверху окна выбрать вкладку Master*.
 • В окне Effect Controls настраивают параметры, можно включить/выключить эффект нажимая на значок fx.
 • Корректирующий слой создаем в окне Project внизу иконкой New Item–Adjustment Layer, переносим его на пустой видеотрек над основной видеодорожкой и растягиваем.
 • Через меню Color и панель Lumetri Color можно установить баланс белого, экспозицию, в разделе Creative увеличить резкость.
 • Баланс белого можно поправить пипеткой WB Selector (из окна Lumetri Color) на белом цвете видеоклипа (цветовая мишень X-Rite ColorChecker, белки глаз, блик на коже).
 • Video Effects–Transform–Crop позволяет обрезать видеофрагмент, например ограничив изображение лектора или слайда.

Горячие клавиши
 • Размеры дорожки регулируем через Alt и колесико мыши, помещая указатель на дорожку и панель слева.
 • Обычно работаем пробелом (показ/стоп), Ctrl-K (разрез по маркеру), V (выбор), Ctrl-Shift-A (убрать выделение), Shift-I (в начало) и Shift-O (в конец). После удаления фрагмента клипа можно кликнуть мышкой на пустоту и убрать ее через Delete.
 • Чтобы выбрать несколько смежных фрагментов не отпуская левой кнопки мыши захватываем прямоугольную зону начиная со свободного участка над дорожками. Убрать выделение через Ctrl-L.
 • Чтобы сгруппировать фрагменты на дорожке помечаем и нажимаем Ctrl-G, разгруппировать через Ctrl-Shift-G.

Звук
 • Правка во многом ориентируется на гистограмму звуковой дорожки, позволяющей быстро удалять паузы, цокания, ненужные фрагменты.
 • Увеличить громкость клипа (дорожки через Master*) можно перемещением горизонтального уровня или вызвав окно Audio Gain клавишей G.
 • С помощь Ctrl и левой кнопки мыши можно фиксировать точки громкости и менять кривые между ними, создавая усиление и ослабление произвольной формы.
 • Настраиваем звук на всей дорожке через вкладку Audio Track Mixer, через значок > добавляем на вкладку аудиоэффекты и подбираем интенсивность.
 • Audio Effects–Special–Vocal Enhancer позволяет улучшить звучание мужского или женского голоса.
 • Чтобы убрать щелчки и шум выбираем Audio Effects–Noise Reduction–Automatic Click Remover или DeNoise.
 • При необходимости можно аудиофрагмент отредактировать в Adobe Audition через правую кнопку мыши.

Слайды
 • Перетаскиваем рисунки на свободную видеодорожку и растягиваем их в соответствии с текстом, затем в кадре перемещаем на свободное место и масштабируем.
 • Чтобы унифицировать размер слайдов переносим эффект Video Effects–Distort–Transform из окна Effects на клип, в окне Effect Controls уточняем положение и размеры, и далее копируем эффект на другие клипы.
 • Редактировать рисунок можно в Adobe Photoshop через правую кнопку мыши.
 • Рисунки (слайды) можно заменить на диске и проект автоматически обновится.

Формат видеофайла
 • Параметры экспорта видеолекции из редактора (Ctrl-M) определяются требованиями к качеству и ресурсами для хранения.
 • Распространять и воспроизводить медиалекции проще в сжатом виде в контейнере формата mp4 (MPEG-4 Part 14).
 • Настройки оптимальные: видео [H.264, Full HD (1080p), 29.97 fps, Field Order Progressive, Profile High, Level 4.1, VBR (variable bitrate) 2 pass, 24 mbps], аудио [AAC, 48 kHz, Audio Quality High, 192 kbps].
 • Настройки минимальные: видео [H.264, HD (720p), 29.97 fps, Field Order Progressive, Profile High, Level 3.1, VBR 1 pass, 8–16 mbps], аудио [AAC, 48 kHz, Audio Quality High, 96 kbps].

Видеоконференция
 • Выбор системы видеоконференцсвязи (Zoom, Webex, TrueConf и другие) определяется многими факторами.
 • Подключиться к конференции можно онлайн через веб-браузер (может потребоваться расширение), приложение для компьютера или мобильного устройства.
 • Для входа в конференцию требуется идентификатор конференции и пароль, которые заранее высылаются участникам.
 • До конференции полезно протестировать видео, звук, микрофон (рис. 8).
 • Лектору удобнее использовать ноутбук/компьютер, подключенный к сети по WiFi или надежнее/быстрее по проводу.
 • Фотокамера транслирует видеопоток в ноутбук через HDMI конвертер (разрешение Full HD требует USB 3), либо через специальные программы (Canon EOS Webcam Utility, OM-D Webcam с разрешением HD).
 • Видеопоток с камеры можно вначале принять через OBS Studio (сжимает и ускоряет передачу, записывает видеосигнал, использует фильтры) и затем направить в систему видеоконференцсвязи кнопкой Start Virtual Camera.
 • Запись в видеолеции в файл осуществляется камерой или по разрешению администратора через программу видеоконференцсвязи.
 • Внешний микрофон (петличный, направленный, студийный) подключается к ноутбуку/компьютеру через аудиоинтерфейс (аудиорекордер, звуковая карта). Можно включить запись на аудиорекордере, чтобы получить отдельный звуковой файл.
 • Фотография лектора с подписью может пригодится при неустойчивой видосвязи.
 • На таймере смартфона установить время доклада.
 • Запустить слайды в полноэкранном режиме и захватить окно.
 • Во время докладов других участников отключить звук, чтобы не транслировались посторонние шумы.

Тестирование видео и микрофона для видеоконференции в системе Cisco Webex
Рис. 8. Тестирование видео и микрофона в системе Cisco Webex.

Zoom
 • Чтобы полноценно участвовать в видеоконференциях нужно установить программу Zoom на компьютер или мобильное устройство. Программа также загружается автоматически при входе в первую конференцию Zoom.
 • Подключение к конференции через веб-браузер (zoom.us) или приложение Zoom.
 • Чтобы обновить Zoom нужно в окне приложения нажать на значок аккаунта в правом верхнем угла и выбрать Check for Updates или скачать инсталлятор ZoomInstaller.exe.
 • На сайте Zoom создать аккаунт, запланировать конференцию с идентификатором и кодом доступа.
 • Настроить видеоконференцию: встроить код доступа в ссылку приглашения, запуск конференции со включенным видео организатора, разрешить вход на конференцию раньше организатора, записывать конференции автоматически с начала.
 • Запустить конференцию, захватить окно слайдов в полноэкранном режиме (зеленая кнопка со стрелкой).
 • Горячие клавиши: включить/отключить звук Alt-A, видео Alt-V, запись Alt-R, пауза Alt-P, захват окна слайдов Alt-S.
 • Протестировать видео, звук, микрофон можно на сайте Zoom или во время подключения к видеоконференции.