Световое оборудование
"То, что дает свет, должно терпеть сожжение" Вальтер Франкл

Предметная съемка с помощью вспышек и софтбоксов (Lightroom: фильтр CN08).
Накамерные вспышки
• Для репортажной, домашней и предметной съемки часто используют накамерные вспышки, которые при малых размерах, энергопотреблении и стоимости позволяют добиться высокой мощности и отличной цветопередачи (CRI ~100), оптимальной интенсивности света в режим TTL.• Вспышка, особенно на фотоаппарате, дает жесткий и неравномерный свет с резким переходом в тень.
• Чаще применяют отражение от потолка. Чтобы избежать сильных теней (глаза) лучше отклонить вспышку больше кзади или использовать насадки (банка Гарри Фонга).
• Вспышка "в лоб" используется редко в репортаже, чтобы достать дальний объект.
• Режим TTL включает предварительный импульс для автоматической коррекции мощности вспышки.
• Медленная синхронизация (режим М/Tv, длительная выдержка) позволяет осветить фон и размыть динамичные объекты.
• Синхронизация вспышки по второй шторке (отключить беспроводной контроль вспышки) быстро освещает и "замораживает" целевой объект с сохранением предшествующего движения.
• Режим многократной/стробоскопической вспышки (MULTI) позволяет на одном снимке запечатлеть несколько последовательных событий.
• Для предварительной оценки освещения и расположения теней можно использовать режим моделирующей вспышки: нажать на кнопку глубины резкости на камере и вспышки выдадут почти постоянный свет в течение 1 с.
• Приоритет диафрагмы (Av) в камере не учитывает свет вспышки при работе в помещении.
• Вспышка в режиме заполняющей (по первой шторке) дает кратковременное освещение и вызывает затемнение фона при недостатке окружающего света.
• При широком угле объектива используют встроенный рассеиватель, однако если нужно подсветить один объект, то лучше сжать луч.
• Белая карточка используется для создания блика в глазах, а не для освещения.
• Если вспышку длительно не использовать, теряется емкость, так как конденсаторы электролитические и без периодических циклов заряда/разряда высыхают.
Устройства
• Удобно иметь две вспышки: мощную, большую и тяжелую (Canon 600-RT) и легкую (Canon 430-RT). Легкая вспышка достаточна для малых пространств, может использоваться на камере в качестве ведущей и подсветки автофокуса.
• Удаленной вспышкой обычно управляют с помощью радиосистемы (вспышка основной камеры, радиосинхронизатор, триггер), которая позволяет игнорировать препятствия, мешающие оптическому контролю.
• Недорогая система Godox с радиоконтролем работает с оригинальными вспышками в режиме Master и Slave, но хуже держит серию, бывают проблемы с TTL, не всегда устойчивая связь с триггером, без влагозащиты, адаптер камеры слабоват для большой вспышки, легко царапается экран. Профессиональная вспышка Godox V100 с округлым, размытым светом и магнитными модификаторами, 100Вт.
• Лучшие аккумуляторы с низким саморазрядом белые Panasonic Eneloop с емкостью 1900 мАч и большим ресурсом (2100 циклов), черные Panasonic Eneloop Pro с повышенной емкостью (2550 мАч) и ограниченным ресурсом (500 циклов заряд/разряд) менее надежны. Неплохие аккумуляторы Ikea LADDA емкостью 2450 мАч.
Светодиодные осветители

Цветовой спектр двухцветного осветителя.
• Светодиодные (LED) приборы компактны, потребляют мало энергии (90% преобразуется в свет, у ламп накаливания 10–20%), слабее нагреваются, могут изменять цветовую температуру, качественные чипы долговечны.
• Светодиодная техника обладает рядом преимуществ перед галогеновой (греется, теплый цвет) или флуоресцентной (нет фокусирующиего луча, холодный цвет).
• Двухцветные (Bi-color) осветители позволяют плавно регулировать цветовую температуру (2700–6500K) за счет смешения света от широкополосных холодных и теплых светодиодов, создают освещение в соответствии с окружающим светом, различные световые эффекты или настроение изображения, но свет меньшей (-20%) интенсивности и точности, чем у дневных осветителей. Обычно производители устанавливают чистый цвет на 3200К и 5600К, внутри диапазона присутствует пурпурный (magenta) оттенок, а снаружи — зеленый.
• Многоцветные RGB-осветители с цветными светодиодами (внутри каждого красный, зеленый и синий светодиоды, + отдельный белый для заполнения) создают больше возможностей для творческой фотографии с использованием широкой цветовой палитры. Хороший RGB-светильник излучает белый свет аналогично двухцветному в более широком диапазоне (в режиме CCT ~2500–10000K). Сочетание узкополосного красного, зеленого и синего света может создать белый цвет на нейтральной поверхности, но на цветной будут проблемы.
• Чем меньше шаг регулировки цветовой температуры (в недорогих моделях 50–100К), тем точнее можно синхронизировать освещение с внешним светом.
• Для малых студий предпочтительнее приобретать более мощные устройства (не ниже 150–200 Вт), поскольку светоформирующие насадки значительно ослабляют свет.
Устройства
• Моноблоки с постоянным светом включают светодиод, систему регуляции и охлаждение (Godox VL150, LA200 для малых студий) cтали тише, что важно для видеосъемок.
• В моноблоках применяется множество светодиодов, установленных на одной плате (COB, Chip On Board). В панелях используют менее дорогие дискретные светодиоды.
• LED панели формируют свет из множества светодиодов, что приводит разным эффектам в тенях, отражениях и т.д. Поэтому панели рекомендуют для контрового освещения или вместе с рассеивателями. Недостатками LED панелей считают также малую мощность и сложность установки светоформирующих насадок.
• Интересны гибкие цветные LED панели (Godox FH50, 31х31 см), которые можно установить в ограниченном пространстве.
• Портативные накамерные осветители имеют малую мощность и требуют близкого контакта с объектом (фотография предметов, видео вне студии, заполняющий свет). Интересен Aputure MC Pro, защищенный от непогоды и без вентилятора, освещенность с температурой 5600K на расстоянии 0.5 м составляет 1585 люкс (с купольным/пузырьковым рассеивателем 392/297 люкс), на расстоянии 1 м — 399 люкс.
• Среди недостатков светодиодов отмечают несбалансированность цвета с избытком зеленого и дефицитом важных частей спектра, ухудшающих привлекательность тона кожи и архитектурных поверхностей. Для коррекции используют специальные фильтры.
• Лучшие оригинальные светодиоды Cree последних поколений с фиксированной цветовой температурой 2700–7000К.
Светоформирующие устройства

Влияние рассеивателя на тень в зависимости от размеров рассеивателя и объекта, расстояния до объекта.
• Жесткий свет с резкими светотеневыми переходами подчеркивает брутальность (мужской портрет), морщины у стариков, силу, энергию, необычность и создается малыми и удаленными источниками света, а также усиливается с помощью рефлекторов, тубусов, сот.
• Мягкий свет с плавным светотеневым рисунком используется для женских портретов и создается источниками света большой площади, которые формируются с помощью софтбоксов, зонтов, белых флагов и отражателей.
• Сочетание достаточно мягкого освещения и контраста портрета можно получить с помощью портретной тарелки.
• Чем ближе осветитель и больше его площадь, тем мягче свет.
• Удаление осветителя значительно ослабляет свет: если увеличить расстояние в два раза, останется четверть исходного освещения.
• Рассеивание света тем лучше, чем дальше от источника света располагается рассеиватель.
• Прямой свет ослабляет текстуру, боковой — усиливает.
• Тени создают объем.
• Узкий и более яркий луч можно рассеять и сделать шире, но свет останется концентрированным в необходимой точке. Широкий луч нельзя сконцентрировать, только отсечь шторками или ячейками.
• Интенсивностью отраженного света сложно управлять, поэтому второй осветитель значительно эффективнее.
• Отраженный свет обычно контрастнее, чем прямой рассеянный.
• Серебристое покрытие лучше отражает свет, создает более жесткое и холодное освещение, чем белое покрытие.
• Лишний свет можно отсечь черными флагами и белыми панелями.
Светоформирующие насадки
• В софт-боксе используют два рассеивателя, чтобы смягчить свет и убрать яркое пятно от осветителя.
• Свет более жесткий по центру софт-бокса и более мягкий по краям.
• Портретная съемка требует софт-боксов размером не меньше 60х60 см.
• Накамерные вспышки осиливают софт-боксы размером 60–90 см и зонтики 80–100 см.
• Восьмиугольные октабоксы предпочитают для портретов, поскольку создают красивый блик в глазах.
• Стрип-бокс имеет вытянутую прямоугольную форму и создает узкий поток мягкого света, используется для ростовых портретов, градиентной подсветки.
• Насадка с сотами/решетками на софт-бокс применяется для формирования направленного света для портретов с усилением центрального пятна, но ячейки будут видны на предметах.
• Просвечивающий белый диффузор смягчает свет но оставляет заметное центральное светлое пятно.
• Компания Godox представила электронные рассеивающие панели (45–100 см) с плавно регулируемым уровнем пропускания света, требующие контроллеров с источниками питания.
• Портретная тарелка обычно 50–60 см дает резкий контраст и подходит только для хорошей кожи.
• Рефлектор увеличивает и немного смягчает световое пятно.
• Диффузор на рефлекторе может привести к перегреву в случае высокой мощности источника света.
• Для создания светового пятна применяют шторки, тубусы (снуты), проекционные насадки, линзу Френеля или фокусируемые осветители.
• Линза Френеля формирует параллельные лучи света, в отличие от тубуса, и часто используется для имитации Солнца.
• Различные световые формы можно получить с помощью проекционной насадки на моноблок (Godox BLP, размер пятна определяет линза, расстояние или ирисовая диафрагма), а для предметов могут быть удобнее компактные фокусируемые осветители (Godox S60, SA-P с линзой).
Стойки и держатели
• Для фотокамер и нетяжелых осветителей удобно использовать кронштейн с вариабельным положением типа Magic Arm.• Осветить объект сверху помогают длинные журавли с грузом-противовесом.
• Легкие, различных размеров, относительно дешевые стойки предпочитают для выездов. Неплохая и недорогая стойка с воздушным амортизатором Falcon Eyes FEL-3050A/B.0.
• В тесных студиях для гибкого расположения световых устройств удобны тяжелые и дорогие Си-стенды с небольшой базой (легче опрокинуть). Для неровного пола со свигающейся ножкой (Kupo CL-20MB w/sliding leg).
• Для устойчивости стоек (максимально раздвинуть ножки) и С-стендов используют используют утяжелительные мешки (песок /не гальку/ насыпают в плотные пластиковые пакеты с замком zip-lock) или грузы с зажимом (удобнее).
• На С-стенд световое оборудование крепят на кронштейн, расположенный над утяжелительным мешком и справа от зажима (под тяжестью затянется сильнее).
• Адаптеры для студийных держателей выбирать стальные, а не легкие и мягкие из алюминия.