Аудиотехника


"Самоограничение — первый шаг к мастерству" И.В.Гете


Аудиоинтерфейс
Запись видеолекции с помощью фотокамеры Canon 5DIV, направленного конденсаторного микрофона Sennheiser MKE 600 и аудиорекордера MixPre-3 II
Рис. 1. Запись лекции с помощью фотокамеры, направленного микрофона и аудиорекордера.

 • Качественный звук часто записывают с внешнего направленного микрофона через портативный аудио рекордер (MixPre 3), который подключают к камере через miniJack (рис. 1).
 • Качество звука существенно зависит от микрофона и предусилителя. Внутрикамерный предусилитель имеет низкое соотношение сигнал/шум, поэтому предпочтительнее внешний предусилитель в звуковой карте, аудио рекордере или отдельном устройстве.
 • Для записи лекции достаточно звуковой карты с XLR входом для микрофона и фантомным питанием (+48В), микрофонным предусилителем, выходом на наушники, подключением к компьютеру или ноутбуку по универсальному USB (Steinberg UR22C). Важно наличие Asio драйвера, который обеспечивает низкий уровень задержки сигнала.
 • При записи через микрофон и мониторировании в наушниках убрать звук с колонок, чтобы не получить сильный гул.
 • В динамичных съемках аудио рекордер носят в сумке (Strut STR-MP3), устанавливают вместе с камерой на штатив или поддерживающее устройство.
 • В качестве микрофона или предусилителя внешнего микрофона можно использовать портативные аудио рекордер (Zoom H6, Tascam DR-100MKIII) с XLR разъемами.
 • Полезно отсечь окружающие низкочастотные шумы <80 Гц (автомобили, вентилятор...), поскольку голос человека обычно выше.

Микрофон
Диаграмма распространения звука направленного и ненаправленного микрофонов
Рис. 2. Диаграмма звука направленного (кардиоидного) и всенаправленного микрофонов.

 • Микрофон камеры невысокого качества и собирает звуки движения рук оператора и одежды.
 • Качественные внешние микрофоны подключаются через балансные кабели и разъемы (XLR, TRS), которые снижают помехи, особенно при передачи сингала на большие расстояния (рис. 3). Подключение микрофона через надежный разъем XLR требует фантомного питания, которое включается на аудиоинтерфейсе кнопкой или программно.
 • Лучше звук передает чувствительный и хрупкий конденсаторный микрофон (AT2020), который также собирает посторонние звуки, устанавливается на подвесе, устраняющем вибрации. Расстояние до конденсаторного микрофона 10–15 см. Используется в студии, без посторонних звуков.
 • Для снижения воздействия окружающих звуков предназначен направленный конденсаторный микрофон (короткий Sennheiser MKE 600), который записывает звуковые волны преимущественно в узком пространстве относительно оси (рис. 2). Оптимальное расстояние до короткого направленного микрофона 30–90 см (до 150 см), поскольку близкое расстояние обеспечивает более качественный и громкий звук и меньшее влияние шумов. Микрофон при необходимости можно прикрепить на подвесе к камере, подключить прямо (батарея AA, XLR-mini Jack/Sennheiser KA 600) или через портативный аудио рекордер. Проблемы в малых комнатах с отражением звука. Используется для репортажа, внестудийных видеосъемок (на держателе, стойке или с руки).
 • Динамический кардиоидный микрофон (Shure SM58, Sennheiser E835/E935) менее точно передает звук, чем конденсаторный, но переносит сильные звуки, меньше собирает посторонние шумы, прочный и устойчивый к жаре и влаге. Расстояние до динамического микрофона 1–5 см. Используется для подкастов, внестудийной записи, в эстрадных концертах, с окружающим шумом.
 • Петличный всенаправленный микрофон собирает звук одного человека (крепится на ~25 см ниже рта, проблема шелеста одежды), потребляет всего 1.5–7.5 и не требует фантомного питания.

Схемы балансных и небалансных кабелей
Рис. 3. Схемы балансных и небалансных аудиокабелей и разъемов.

Радиосистема с петличным микрофоном
 • Для записи речи лектора в аудитории с последующей привязкой к слайдам или видеолекции удобно использовать мобильную радиосистему с петличным микрофоном, подключенную к аудио рекордеру ± камере.
 • Радиосистема Sennheiser EW 512P G4 включает отличный микрофон MKE 2-ew Gold, расширенный диапазон частот (Aw+: 470–558 МГц), регулируемую мощность передачи 10–30 –50 мВт, работает до 8 ч от АА батарей.
 • При необходимости можно заменить штатный микрофон на более качественный и дорогой (Sanken Cos-11D, DPA 4060/6060).
 • Настройка радиосистемы: лектор с микрофоном повторяет "проверка один, два, три" на своей громкости (на тесте обычно говорят слабее) и на сильной. Установить Sensitivity на трансмиттере (–18 дБ), чтобы индикаторы звуковой частоты (AF) подпрыгивал чуть выше половины шкалы без индикации пиков на громких словах. При высокой чувствительности (ближе к 0 дБ) усиливаются шумы и можно обрезать сигнал.
 • Приемник подключают к фотокамере (Sound record: manual, Record level: чуть выше 0) прямо или через аудио рекордер (MixPre3II, Input: Mic, Phantom: Off, Gain: 12 ч, StereoOut: через miniJack) с гораздо лучшим усилителем и сохранением записи.
 • Настроить AF Out приемника (–12–24 дБ), чтобы индикатор звука на камере подпрыгивал немного выше половины шкалы без пиков на громкой речи.

Мониторинг звукозаписи
 • Для прослушивания записанного звуку используют студийные мониторы ближнего поля (PreSonus Eris E5, KRK RP5G4), которые с высокой точностью воспроизводят звуковые волны, не скрывют недостатки и не способствуют "приятному" звучанию.
 • Если мониторы будут расположены близко к стене, то порт фазоинвертора должен быть выведен вперед — на лицевую панель.
 • Наушники для мониторинга звукозаписи также должны точно передавать звук без приукрашиваний (Beyerdynamic DT 770 Pro, Sennheiser HD 280 PRO). Поскольку при записи речи звук из открытых чашек может улавливаться микрофоном, используются закрытые наушники.