Обработка звука


"Каждая мысль имеет определенный звук"


После записи речи необходимо отредактировать звуковой файл, включая удаление неинформативных или некачественных фрагментов, изменение громкости, подавление шумов и щелчков. Для редактирования аудиофайлов можно использовать продвинутый редактор Audition, работа с которым обсуждается ниже. Качество звукового файла на выходе зависит от мастерства редактора, а не программы.

Полезные сайты
 • РадиоЗвук
 • Руководство по программе Audition
 • Audacity Support

Adobe Audition
Редактирование звука в Adobe Audition
Редактирование звука в Adobe Audition.

Запись звука
 • Для качественной записи речи обычно достаточно параметров 48 кГц и 24 бит, но для качественной обработки и прослушивания параметры должы быть выше.
 • Речь с микрофона записыватся всегда в формате моно.
 • Устанавливаем связь программы со звуковой картой через Edit>Preferencies>Audio Channel Mapper>Default Input: вход микрофона, Default Output: выход на наушники (для записи) или колонки.
 • Чтобы не сохранять визуальную информацию аудиосигнала в файле pkf, в разделе настроек Media&Disk Cache отключаем Save Peak Files.
 • Если воспроизведение файла проходит с другой скоростью, нужно синхронизировать Sample Rate в настройках программы (Audio Hardware) и звуковой карты: 48kHz.
 • С целью мониторирования нужно создать многодорожечную сессию (File>New>Multitrack session), выбрать на панели кнопку со стрелками (Inputs/Outputs), затем на дорожке пометить кнопки R (arm to Record) и I (monitor Input). Перейти в режим Waveform дважды кликнув на дорожке.
 • Чтобы добавить фрагмент речи нужно создать участок достаточной длины (Edit>Insert>Silence...) и записать дополнение через микрофон.
 • Скопированный звуковой фрагмент можно вставить без изменения длины файла через Edit>Mix Paste>Overwrite.

Импорт аудиофайла
 • Аудиозапись можно получить из видеофайла, скачанного с YouTube (через сайты /yt1s.com/ или программы /4kvideodownloader/), с помощью импорта последнего в Adobe Audition, редактирования и сохранения в необходимом аудиоформате.

Коррекция звука
 • Нормализация приводит громкость к определенному уровню и позволяет выровнить громкость разных треков.
 • Оценить параметры через Windows>Amplitude Statistics>Scan: если пиковый уровень выше -6 Дб, то нормализацию можно не делать. Если уровень сигнала низкий, то нормализация приводит максимальный пик к заданному значению, чтобы в дальнейшем обработка включала весь динамический диапазон.
 • Через Effects>Amplitude&Compression>Normalize устанавливаем обычно 99%, чтобы получить максимальный уровень без перегрузки и потери качества. Другой путь: Favourites>Normalize to -0.1 dB или -3 dB.
 • Голосовая запись может выиграть от сжатия (Effects>Amplitude&Compression>Multiband Compressor), которое увеличивает плотность звучания за счет уменьшения динамического диапазона. Степень сжатия сигнала, превышающего заданный порог, отражается в коэффициенте компрессии (Ratio). Для речи можно использовать пресет Broadcast с многополосным коэффициентом 2–3.
 • Добиться медленного ослабления фрагмента аудиозаписи можно через Effects>Amplitude&Compression>Fade Envelope, выбрав Smooth Fade Out.

Коррекция громкости
 • Повышение громкости осуществляется в конце подготовки аудиозаписи.
 • Ручная регулировка громкости (в мини-окне Adjust Amplitude нажимаем на левую кнопку и двигаем мышь вверх/вниз или влево/вправо) используется чаще для локальной коррекции.
 • Эквалайзер (Effects>Filter and EQ>Parametric Equalizer) в ручном режиме позволяет ослабить/усилить громкость звуков определенного частотного диапазона, нивелируя недостатки голоса.
 • Важно эквализировать голос как можно меньше, чтобы не нарушить естественное звучание, — немного убрать низкие частоты и добавить высокие для улучшения разборчивости, если необходимо.
 • 32-битный звук с плавающей точкой позволяет усиливать основной сигнал при постобработке без риска обрезания (рис.).

Уменьшение амплитуды обрезанного сигнала 24-битной и 32-битной аудиозаписи
Уменьшение амплитуды обрезанного сигнала 24-битной и 32-битной аудиозаписи.

Удаление шумов
 • Чтобы убрать фоновый шум выделяем участок без речи, открываем окно Effects>Noise reduction>Noise reduction (Ctrl-Shft-P), захватываем образец через Capture Noise Print, выбираем весь звуковой файл (Select Entire File) и применяем коррекцию Apply.
 • Звуковые пики (щелчки) убираются через Effects>Amplitude&Compression>Hard Limiter.
 • Удаление ненужных шумов через Effects>Noise reduction>Denoise: устанавливаем обычно 10–20%, подавление преимущественных частот.
 • Свистящие звуки убираются через Effects>Amplitude&Compression>DeEsser.

Создание звукового файла
 • В большинстве случаев достаточно 44100 Гц и 16 бит с небольшим файлом, лучше качество 48000 Гц (стандарт для видео), 24 бит, 192 кбит/с.
 • Перевести стерео в моно через Edit>Convert Sample Type или правую кнопку мыши.
 • Популярные форматы без потери качества: FLAC, WAV.

Работа с метками
 • Метки устанавливаются клавишей M, удаляется Ctrl-0.
 • Убрать все метки или несколько избранных проще в окне меток (через правую кнопку мыши Show in Markers Panel).
 • Переход к следующей метке через Alt-стрелка.
 • Чтобы выделить фрагмент между метками нужно активировать Snapping (через правую кнопку мыши на панели времени) и выделить участок между метками с нажатой левой кнопкой мыши. Если фрагмент большой, уменьшить масштаб колесиком мыши.

Работа с клавиатурой и мышью
 • Границы выделенного (нажатой левой кнопкой мыши) фрагмента аудиозаписи можно изменять мышкой.
 • Колесиком мыши в окне можно расширить аудиосигнал, а переместив курсор на панель громкости справа — изменить амплитуду сигнала.
 • Переход в начало или конец аудиофайла через Alt-стрелка влево или вправо, а перемещение окна через Ctrl-стрелка влево или вправо.
 • Перемещение осуществляется с помощью навигатора вверху окна редактирования или маркера текущего положения.
 • Начать запись: Shift-пробел.
 • Воспроизведение: L (вперед), K (стоп, пробел), J (назад). Скорость проигрывания/перемещения можно увеличить повторным нажатием L или J.

Audacity
Редактирование звука в Audacity
Редактирование звука в Audacity.

 • Распространяемый свободно аудиоредактор Audacity имеет ясный и понятный интерфейс, прост в работе и достаточен для решения частых и несложных задач обработки звука.
 • Удобно использовать Audacity для тестирования микрофонов и звукового оборудования, поскольку одним нажатием можно выбрать звуковое устройство, включить/отключить мониторинг.
 • В то же время Audacity не интегрирован с программами обработки видео, содержит меньше инструментов для корректировки и повышения качества звучания, изменяет оригинальный файл по сравнению с Adobe Audition.
Программный аудиомикшер
Трансляция звука из видеоплеера в программу видеоконференцсвязи
Трансляция звука из видеоплеера Voicemeeter в программу видеоконференцсвязи через виртуальный микрофон.

 • Программный аудиомикшер Voicemeeter позволяет контролировать и соединять звуки различных устройств.  • Также полезно установить виртуальный кабель VB-CABLE, который позволяет направить звук из проигрывателя/видеоплеера в записывающее устройство/виртуальный вход микшера.
 • Настройки входных аудиосигналов Voicemeeter: микрофон [ASIO] в канал В, Cable Output [видеоплеер] в канал А.
 • Настройки выходных аудиосигналов Voicemeeter: аппаратный А1 в колонки/наушники [ASIO].
 • Устанавливаем в панели звука Windows, видеоконференцсвязи: воспроизведение — VoiceMeeter Input, запись — VoiceMeeter Out B1.
 • Через аудиомикшер регулируем микрофон (Hardware input 1) и колонки (Voicemeeter Input).
 • Voicemeeter по умолчанию включает каналы A1 и B1 на всех входах.
 • Чтобы подключить микрофоны по протоколу ASIO нужно кликнуть на Input 1 и удалить выбранное устройство (появится A1 ASIO input), затем перейти в меню System Settings/Options и для одноканального микрофона в 1 гнезде выбрать левый канал (1).
 • В звуковом редакторе Audacity запись звука с эхо, в отличие от Audition. При записи звука в аудиоредакторах микшер Voicemeeter не использовать.
 • Дополнительная информация в инструкции VoiceMeeter и VoiceMeeter Banana.