Обработка звука


"Каждая мысль имеет определенный звук"


После записи речи необходимо отредактировать звуковой файл, включая удаление неинформативных или некачественных фрагментов, изменение громкости, подавление шумов и щелчков. Для редактирования аудиофайлов можно использовать продвинутый редактор Audition, работа с которым обсуждается ниже. Качество звукового файла на выходе зависит от мастерства редактора, а не программы.

Полезные сайты
 • Практика звучания
 • РадиоЗвук
 • Руководство по программе Audition
 • Rmmedia.ru

Adobe Audition
Редактирование звука в Adobe Audition
Редактирование звука в Adobe Audition.

Запись звука
 • Для качественной записи речи обычно достаточно параметров 48 кГц и 24 бит. Речь с микрофона записыватся всегда в формате моно.
 • Устанавливаем связь программы со звуковой картой через Edit-Preferencies-Audio Channel Mapper-Default Input: вход микрофона, Default Output: выход на наушники (для записи) или колонки.
 • Чтобы не сохранять визуальную информацию аудиосигнала в файле pkf, в разделе настроек Media&Disk Cache отключаем Save Peak Files.
 • Если воспроизведение файла проходит с другой скоростью, нужно синхронизировать Sample Rate в настройках программы (Audio Hardware) и звуковой карты: 48kHz.
 • С целью мониторирования нужно создать многодорожечную сессию (File-New-Multitrack session), выбрать на панели кнопку со стрелками (Inputs/Outputs), затем на дорожке пометить кнопки R (arm to Record) и I (monitor Input). Перейти в режим Waveform дважды кликнув на дорожке.
 • Чтобы добавить фрагмент речи нужно создать участок достаточной длины (Edit-Insert-Silence...) и записать дополнение через микрофон.

Импорт аудиофайла
 • Аудиозапись можно получить из видеофайла, скачанного с YouTube (через специальные сайты, например, yt1s.com), с помощью импорта последнего в Adobe Audition, редактирования и сохранения в необходимом аудиоформате.

Коррекция звука
 • Нормализация проводится перед работой с фрагментами записи.
 • Оценить параметры через Windows-Amplitude Statistics: если пиковый уровень выше -6 Дб, то нормализацию можно не делать. Если уровень сигнала низкий, то нормализация приводит максимальный пик к заданному значению, чтобы в дальнейшем обработка включала весь динамический диапазон.
 • Через Effects-Amplitude&Compression-Normalize устанавливаем обычно 99%, чтобы получить максимальный уровень без перегрузки и потери качества.
 • Компрессор (Effects-Amplitude&Compression-Multiband Compressor) увеличивает плотность звучания за счет уменьшения динамического диапазона. Степень сжатия сигнала, превышающего заданный порог, отражается в коэффициенте компрессии (Ratio). Для речи можно использовать пресет Broadcast с многополосным коэффициентом 2–3.
 • Добиться медленного ослабления фрагмента аудиозаписи можно через Effects-Amplitude&Compression-Fade Envelope, выбрав Smooth Fade Out.

Коррекция громкости
 • Повышение громкости осуществляется в конце подготовки аудиозаписи.
 • Ручная регулировка громкости (в мини-окне Adjust Amplitude нажимаем на левую кнопку и двигаем мышь вверх/вниз или влево/вправо) используется чаще для локальной коррекции.
 • Эквалайзер (Effects-Filter and EQ-Parametric Equalizer) в ручном режиме позволяет ослабить/усилить громкость звуков определенного частотного диапазона, нивелируя недостатки голоса.

Удаление шумов
 • Чтобы убрать фоновый шум выделяем участок без речи, открываем окно Effects-Noise reduction-Noise reduction, захватываем образец через Capture Noise Print и сохраняем в файле, выбираем весь звуковой файл Select Entire File и применяем коррекцию Apply.
 • Звуковые пики (щелчки) убираются через Effects-Amplitude&Compression-Hard Limiter.
 • Удаление ненужных шумов через Effects-Noise reduction-Denoise: устанавливаем обычно 10–20%, подавление преимущественных частот.
 • Свистящие звуки убираются через Effects-Amplitude&Compression-DeEsser.

Создание звукового файла
 • В большинстве случаев достаточно 44100 Гц и 16 бит с небольшим файлом, лучше качество 48000 Гц (стандарт для видео), 24 бит, 192 кбит/с.
 • Популярные форматы без потери качества: FLAC, WAV.

Работа с клавиатурой и мышью
 • Колесиком мыши в окне можно расширить аудиосигнал, а переместив курсор на панель громкости справа — изменить амплитуду сигнала.
 • Переход в начало или конец аудиофайла через Alt-стрелка влево или вправо, а перемещение окна через Ctrl-стрелка влево или вправо.
 • Перемещение осуществляется с помощью навигатора вверху окна редактирования или маркера текущего положения.
 • Начать запись: Shift-пробел.
 • Воспроизведение и остановка клавишей пробел.
 • Метки устанавливаются клавишей M, удаляется Ctrl-0. Переход к метке через Alt-стрелка.
 • Границы выделенного фрагмента аудиозаписи можно изменять мышкой.

Audacity
Редактирование звука в Audacity
Редактирование звука в Audacity.

 • Распространяемый свободно аудиоредактор Audacity имеет более ясный и понятный интерфейс, проще в работе и вполне достаточен для решения частых и несложных задач обработки звука.
 • Удобно использовать Audacity для тестирования микрофонов и звукового оборудования, поскольку одним нажатием можно включить/отключить мониторинг.
 • В то же время Audacity не интегрирован с программами обработки видео, содержит меньше инструментов для корректировки и повышения качества звучания, изменяет оригинальный файл по сравнению с Adobe Audition.
Виртуальный микрофон
Трансляция звука из видеоплеера в программу видеоконференцсвязи
Трансляция звука из видеоплеера в программу видеоконференцсвязи через виртуальный микрофон.

 • Если программа видеоконференцсвязи не передает звук при трансляции видеофайла (например, через внешнюю звуковую карту), можно использовать виртуальный микрофон согласно инструкции.
 • Создаем виртуальный аудиоканал с помощью драйвера VB-CABLE для звука системы/видеоплеера.
 • Через программный аудиомикшер Voicemeeter направляем аудиосигнал микрофона на виртуальный выход В, аудиосигнал системы на выход А (колонки/наушники).
 • В программе видеоконференцсвязи в настройках "микрофона/устройства записи" выбираем виртуальный выход аудиомикшера Voicemeeter Output (выходы А+В), отключаем автоусиление, устройство воспроизведения выбираем виртуальный CABLE Input.
 • Объединенный звук микрофона и системы подается на вход микрофона программы видеоконференцсвязи, что не очень удобно. Чтобы микрофон не ловил и не передавал внешние звуки во время трансляции, его можно регулировать через аудиомикшер (Hardware input 1).
 • Выходной сигнал Voicemeeter Output также можно принять в звуковом редакторе Audacity и записать звук.