Аудиотехника


"Самоограничение — первый шаг к мастерству" И.В.Гете


Аудиоинтерфейс
Запись видеолекции с помощью фотокамеры Canon 5DIV, направленного конденсаторного микрофона Sennheiser MKE 600 и аудиорекордера MixPre-3 II
Запись лекции с помощью фотокамеры, направленного микрофона и аудиорекордера.

 • Качественный звук пишется отдельно от видео на аудиорекордер для последующей обработки.
 • Звук часто записывают с внешнего направленного микрофона через портативный аудио рекордер (MixPre 3), который подключают к камере через miniJack.
 • Речь всегда записывается с одного микрофона в режиме моно.
 • Качество звука существенно зависит от микрофона и предусилителя. Внутрикамерный предусилитель имеет низкое соотношение сигнал/шум, поэтому предпочтительнее внешний предусилитель в звуковой карте, аудио рекордере или отдельном устройстве.
 • Для записи лекции достаточно звуковой карты с XLR входом для микрофона и фантомным питанием (+48В), микрофонным предусилителем, выходом на наушники, подключением к компьютеру или ноутбуку по универсальному USB (Steinberg UR22C). Важно наличие Asio драйвера, который обеспечивает низкий уровень задержки сигнала.
 • При записи через микрофон и мониторировании в наушниках убрать звук с колонок, чтобы не получить сильный гул.
 • В динамичных съемках аудио рекордер носят в сумке (Strut STR-MP3), устанавливают вместе с камерой на штатив или поддерживающее устройство.
 • В качестве микрофона или предусилителя внешнего микрофона можно использовать портативные аудио рекордер (Zoom H6, Tascam DR-100MKIII) с XLR разъемами.
 • Полезно отсечь окружающие низкочастотные шумы <80 Гц (автомобили, вентилятор...), поскольку голос человека обычно выше.

Микрофон
Диаграмма распространения звука направленного и ненаправленного микрофонов
Диаграмма звука кардиоидного и всенаправленного микрофонов.

 • Так как голоса сильно отличаются по тембру, диапазону, громкости — рекомендуют подбирать микрофон индивидуально.
 • Кардиоидные и особенно суперкардиоидные качественные микрофоны значительно меньше собирают окружающие звуки, например движения рук оператора и одежды.
 • Качественные внешние микрофоны подключаются через балансные кабели и разъемы (XLR, TRS), которые снижают помехи, особенно при передачи сингала на большие расстояния.
 • Можно передавать сигнал из микрофона в аудиоинтерфейс дистанционно через приемник и радиопередатчики, подключаемые в XLR-разъем микрофона (plug-on Sennheiser SKP), или ручной радиопередатчик со сменным капсюлем (Sennheiser SKM).
 • В радиосистемах Sennheiser 100–300–500 серий одноканальный приемник не может принимать сигнал от нескольких передатчиков, а несколько приемников могут принимать принять сигнал от одного передатчика на одной частоте.

Схемы балансных и небалансных кабелей
Схемы балансных и небалансных аудиокабелей и разъемов.

Конденсаторный микрофон
 • Лучше звук передает чувствительный и хрупкий конденсаторный микрофон (AT2020), который также собирает посторонние звуки, устанавливается на подвесе, устраняющем вибрации.
 • Расстояние до конденсаторного микрофона 10–15 см.
 • Конденсаторный микрофон используется в студии, без посторонних звуков.
 • Проблемы в малых комнатах с отражением звука.
 • Конденсаторный микрофон требует фантомное питание (48 В), которое включается на аудиоинтерфейсе кнопкой или программно.

Конденсаторный микрофон направленный
 • Направленный конденсаторный микрофон (короткий Sennheiser MKE 600) предназначен для снижения воздействия окружающих звуков, который записывает звуковые волны преимущественно в узком пространстве относительно оси.
 • Оптимальное расстояние до короткого микрофона 30–90 см (до 150 см), поскольку близкое расстояние обеспечивает более качественный и громкий звук и меньшее влияние шумов.
 • При необходимости микрофон можно прикрепить на подвесе к камере, подключить прямо (батарея AA, XLR-mini Jack/Sennheiser KA 600) или через портативный аудио рекордер.
 • Направленный конденсаторный микрофон используется для репортажа, внестудийных видеосъемок (на держателе, стойке или с руки).

Динамический микрофон
 • Динамический кардиоидный микрофон (Shure SM58, Sennheiser E835/E935) менее точно передает звук, чем конденсаторный, но переносит сильные звуки, меньше собирает посторонние шумы, прочный и устойчивый к жаре и влаге.
 • Расстояние до динамического микрофона 1–5 см. Говорить прямо в микрофон, ближе ко рту, что улучшает качество передаваемого звука, включая разборчивость речи и тембр.
 • Используется для подкастов, внестудийной записи, в эстрадных концертах, с окружающим шумом.
 • Не направлять микрофон на акустические системы и не закрывать головку микрофона ладонью для избегания эффекта акустической обратной связи с неприятным свистом.
 • Динамический микрофон не требует фантомного питания.

Петличный микрофон
 • Петличный всенаправленный микрофон собирает звук одного человека (крепится на ~25 см ниже рта, проблема шелеста одежды), потребляет всего 1.5–7.5 и не требует фантомного питания.
 • Для записи речи лектора в аудитории с последующей привязкой к слайдам или видеолекции удобно использовать мобильную радиосистему с петличным микрофоном, подключенную к аудиорекордеру ± камере.
 • Радиосистема Sennheiser EW 512P G4 включает приемник EK 500 и поясной передатчик SK 500, работающие на расширенном диапазоне частот (Aw+: 470–558 МГц), с регулируемую мощность передачи 10–30 –50 мВт и длительностью работы до 8 ч от АА батарей, а также отличный петличный микрофон MKE 2-ew Gold.
 • Для выбора оптимальной частоты передачи аудиосигнала на приемнике в настройках находим Easy Setup, сбрасываем предыдущий список частот через Reset List, сканируем чистоты Scan New List, выбираем предложенный (самый чистый) канал/частоту и устанавливаем аналогичный на передатчике.
 • При необходимости можно заменить штатный микрофон на более качественный и дорогой (Sanken Cos-11D, DPA 4060/6060).
 • Настройка радиосистемы: лектор с микрофоном повторяет "проверка один, два, три" на своей громкости (на тесте обычно говорят слабее) и на сильной. Установить Sensitivity на трансмиттере (–18 дБ), чтобы индикаторы звуковой частоты (AF) подпрыгивал чуть выше половины шкалы без индикации пиков на громких словах. При высокой чувствительности (ближе к 0 дБ) усиливаются шумы и можно обрезать сигнал.
 • Приемник подключают к фотокамере (Sound record: manual, Record level: чуть выше 0) прямо или через аудио рекордер (MixPre 3 II, Input: Mic, Phantom: Off, Gain: 12 ч, StereoOut: через miniJack) с гораздо лучшим усилителем и сохранением записи.
 • Настроить AF Out приемника (–12–24 дБ), чтобы индикатор звука на камере подпрыгивал немного выше половины шкалы без пиков на громкой речи.

Мониторинг звукозаписи
 • Для прослушивания записанного звука используют студийные мониторы ближнего поля (PreSonus Eris E5, KRK RP5G4), которые с высокой точностью воспроизводят звуковые волны, не скрывают недостатки и не способствуют "приятному" звучанию.
 • Если мониторы будут расположены близко к стене, то порт фазоинвертора должен быть выведен вперед — на лицевую панель.
 • Наушники для мониторинга звукозаписи также должны точно передавать звук без приукрашиваний (Beyerdynamic DT 770 Pro, Sennheiser HD 280 PRO). Поскольку при записи речи звук из открытых чашек может улавливаться микрофоном, используются закрытые наушники.