Создание видеолекции


"Кино — это жизнь, из которой вырезано всё скучное" Алфред Хичкок.

РАЗДЕЛЫ
 • Альбом фотографий
 • Виды фотографии
 • Искусство фотографии
 • Камеры и фототехника
 • Объективы
 • Обработка изображений
 • Распространение фотографий
 • Свет и цвет
 • Создание видеолекции
 • Canon
 • Olympus
Запись лекции на видео
Рис. 1. Профессиональная студия для записи видеолекций.

Необходимость дистанционного обучения с использованием звука и видео значительно возросла в период пандемии коронавируса. Автор, опираясь на опыт профессиональных студий, организовал домашнюю мобильную видеостудию (рис. 1, 2). Звуковые комментарии существенно повышают информативность презентации, а вид лектора оживляет и персонализирует лекцию. Здесь обсуждаются технические аспекты создания образовательных медиалекций с использованием фотокамеры. Но главное в лекции — качество информации, объективность, мысли, опыт автора.

Домашняя студия для записи видеолекций
Рис. 2. Домашняя мобильная видеостудия для записи лекций.

Полезные сайты
 • РадиоЗвук
 • EOSHD
 • Indie Cinema Academy
 • Muzrock.com
 • Video-sam.ru
 • Videomaker
 • Vtrep

Камера
 • Хорошие видеокамеры имеют удобную эргономику, без ограничений времени записи, но заметно больше, тяжелее и дороже.
 • Многие фотокамеры имеют чувствительные и быстрые сенсоры, что позволяет использовать их для создания фильмов высокого качества.
 • Фотокамера должна обеспечивать создание видео в разрешении Full HD (1920x1080). Может быть полезным использование видео в разрешении HD (1280х720), UHD 4К (3840x2160), UHD 8K (7680х4320) (рис. 3).
 • При долгой видеолекции важно обеспечить достаточный объем памяти, постоянное питание и учесть возможность перегрева при энергозатратных режимах.
 • В фотокамерах длительность видеосъемки ограничена, чтобы избежать налога на видеоаппаратуру (≥30 мин в Евросоюзе).
 • Настройками камеры и записью видео управляют с ноутбука через USB кабель с помощью программы производителя фотокамеры (Canon EOS Camera Utility, Olympus Capture) или со смартфона через WiFi.
 • Выбор объектива определяется задачей и стремлением уменьшить искажения. Зумом (24–70 мм) удобно кадрировать. Можно качественный фикс без искажений 85–100 мм для головы, 50 мм по пояс. Для группы может потребоваться 35 мм, но будут деформации по краям кадра.
 • Ручная фокусировка (MF), чтобы не зависеть от прихотей автомата, подкорректировать фокус по глазам под увеличением в программе управления камерой, отметить клейкой лентой положение стула.
 • Отключить стабилизацию, когда камера установлена на штатив.

Разрешения мониторов
Рис. 3. Соотношение разрешений видеофайлов.

Другие устройства
 • Учебные видеоуроки записывают также на смартфоны, ориентированные на репортаж. Лучшие (очень дорогие) смартфоны имеют неплохие сенсоры Sony IMX686 (1/1.7", 64 мп) и Samsung ISOCELL Bright HM1 (1/1.33", 108 мп), но значительно уступающие хорошим фотокамерам.
 • Веб-камеры с малым сенсором (1/4" в Logitech BRIO) не могут обеспечить видеосигнал хорошего качества.
Трансляция видеопотока
 • Потоковое видео (стриминг) позволяет оперативно, в режиме реального времени, доставлять медиаинформацию пользователями через трансляцию в сети, а также быстро подготовить видеолекцию.
 • Фотокамеру переводят в режим видео (включается автофокус в следящем режиме по всей матрице, авто ISO), настраивают фокусировку, частоту кадров, порт HDMI.
 • Конвертер (AJA U-TAP HDMI, Magewell USB Capture HDMI, Elgato Cam Link) подключается к фотокамере кабелем miniHDMI–HDMI (Canon 5DIV) или micro HDMI–HDMI (Olympus E-M1II), а к компьютеру через USB, желательно быстрый 3.0 (синего цвета).
 • Для фотокамер разрабатываются программы прямого вывода видеопотока через USB кабель в компьютер (EOS Webcam Utility, OM-D Webcam).
 • Для использования смартфона как веб-камеры на мобильном устройстве устанавливают программу IP Webcam, а на компьютере с Windows — IP Camera Adapter.
 • Транслировать видеопоток с камеры помогает программа OBS Studio. Выбирают источник видеосигнала: Video Capture Device (фотокамера) или Media Source (смартфон).
 • Канал для трансляции создается на специальных площадках (YouTube) с информированием зрителей.
Звук
 • Слова лектора важнее его изображения, поэтому можно ограничиться слайдами с комментариями.
 • Обычно говорить перед камерой сложнее, чем в аудитории.
 • Перед выступлением поесть за 1–2 ч, исключить сладкое и алкоголь, повышающие слюноотделение и цокание.
 • Выступать лучше в первую половину дня, вечером голосовой аппарат устает и голос садится.
 • Рекомендуют говорить на четверть медленнее, чем на обычной лекции, и ориентироваться на одного слушателя.
 • Вначале минуту помолчать, потом этот фрагмент используют в редакторе для устранения фоновых шумов.
 • Если ошибка, через паузу повторите правильно.
 • Чем ближе микрофон к лектору, тем лучше качество и меньше посторонние шумы, но возрастают низкие частоты.
 • В студии для используют pop-фильтр, который устраняет звуки дыхания, неприятные феномены взрывных ("б", "п", "т") и шипящих ("ш", "с") согласных, ограничивает попадание слюны в микрофон.
 • Качество звука оценивают с помощью закрытых наушников, подключенных к аудиоинтерфейсу.

Запись видеолекции с помощью фотокамеры Canon 5DIV, беспроводной радиосистемы Sennheiser EW 512P G4-AW+ и аудиорекордера MixPre-3 II
Рис. 4. Запись видеолекции с помощью фотокамеры, беспроводной радиосистемы и аудиорекордера.

Аудиоинтерфейс
 • Качество звука существенно зависит от микрофона и предусилителя. Внутрикамерный предусилитель имеет низкое соотношение сигнал/шум, поэтому предпочтительнее внешний предусилитель в звуковой карте, аудио рекордере или отдельном устройстве (рис. 4).
 • Для записи лекции достаточно звуковой карты с входом для микрофона, фантомным питанием, микрофонным предусилителем, выходом на наушники (Steinberg UR22C, AudioFire4). Важно наличие Asio драйвера, который обеспечивает низкий уровень задержки сигнала. Интерфейс FireWire более надежен и стабилен, но менее универсален по сравнению с USB.
 • В звуковой карте развести выходы на наушники (обычно Out 1) и колонки (Out 3–4), чтобы при записи через микрофон (In 1) и мониторировании в наушниках не получить сильный гул на колонках.
 • Качественный звук в видеофильмах часто записывают с внешнего направленного микрофона через портативный аудио рекордер (MixPre), который подключают к камере через miniJack.
 • В динамичных съемках аудио рекордер носят в сумке (Strut STR-MP3), устанавливают вместе с камерой на штатив или поддерживающее устройство.
 • В качестве микрофона или предусилителя внешнего микрофона можно использовать портативные аудио рекордер (Zoom H6, Tascam DR-100MKIII) с XLR разъемами.
 • Полезно отсечь окружающие низкочастотные шумы <80 Гц (автомобили, вентилятор...), поскольку голос человека обычно выше.

Микрофон
 • Лучше звук передает чувствительный и хрупкий конденсаторный микрофон (AT2020), который также собирает посторонние звуки, устанавливается на подвесе, устраняющем вибрации, требует фантомного питания (+48 В). Расстояние до конденсаторного микрофона 10–15 см. Используется в студии, без посторонних звуков.
 • Для снижения воздействия окружающих звуков предназначен направленный конденсаторный микрофон (Sennheiser MKE600), который записывает преимущественно звуковые волны в относительно узком пространстве относительно оси (рис. 5). Микрофон при необходимости можно прикрепить на подвесе к камере, подключить прямо (батарея AA) или через портативный аудио рекордер с фантомным питанием. Проблемы в малых комнатах с отражением звука. Используется для репортажа, внестудийных видеосъемок (на держателе, стойке или с руки).
 • Динамический кардиоидный микрофон (Shure SM58, Sennheiser E835/E935) менее точно передает звук, чем конденсаторный, но переносит сильные звуки, меньше собирает посторонние шумы, прочный и устойчивый к жаре и влаге. Расстояние до динамического микрофона 1–5 см. Используется для подкастов, внестудийной записи, в эстрадных концертах, с окружающим шумом.
 • Для записи лекций используют петличный всенаправленный микрофон, который крепится к одежде на ~25 см ниже рта и собирает звук с небольшого пространства (один человек, шелест одежды). Петличный микрофон обычно потребляет 1.5–7.5 В через кабель и не требует фантомного питания.

Диаграмма распространения звука направленного и ненаправленного микрофонов
Рис. 5. Диаграмма звука направленного (кардиоидного) и всенаправленного микрофонов.

Радиосистема с петличным микрофоном
 • Для записи речи лектора в аудитории с последующей привязкой к слайдам или видеолекции удобно использовать радиосистему с петличным микрофоном, подключенную к аудио рекордеру ± камере.
 • Самонастраиваемая система Sennheiser AVX включает небольшой приемник с XLR разъемом, использует разные литиевые батареи (ресивер работает 2–3 ч), с задержкой звука (19 мс, ~1/2 кадра) и автонормализацией громкости.
 • Радиосистема Sennheiser EW 512P G4 включает отличный петличный микрофон MKE 2-ew Gold, расширенный диапазон частот (Aw+: 470–558 МГц), регулируемую мощность передачи 10–30 –50 мВт, работает до 8 ч от АА батарей.
 • При необходимости можно заменить штатный петличный микрофон на более качественный и дорогой (Sanken Cos-11D, DPA 4060/6060).
 • Настройка радиосистемы: лектор с микрофоном повторяет "проверка один, два, три" на своей громкости (на тесте обычно говорят слабее) и на сильной. Установить Sensitivity на трансмиттере (–18 дБ), чтобы индикаторы звуковой частоты (AF) подпрыгивал чуть выше половины шкалы без индикации пиков на громких словах. При высокой чувствительности (ближе к 0 дБ) усиливаются шумы и можно обрезать сигнал.
 • Приемник подключают к фотокамере (Sound record: manual, Record level: чуть выше 0) прямо или через аудио рекордер (MixPre3II, Input: Mic, Phantom: Off, Gain: 12 ч, StereoOut: через miniJack) с гораздо лучшим усилителем и сохранением записи.
 • Настроить AF Out приемника (–12–24 дБ), чтобы индикатор звука на камере подпрыгивал немного выше половины шкалы без пиков на громкой речи.
 • При необходимости петличный микрофон радиосистемы можно подключить прямо к аудио рекордеру (MKE 2-ew Gold через адаптер [miniJack–XLR] и преобразователь напряжения Sennheiser MZA 900 P для фантомного питания).

Работа в помещении
 • Важно минимизировать посторонние шумы: самая тихая комната, ночью, в компьютере поставить тихий вентилятор, осветительные приборы с минимальным шумом, плотные и волнообразные занавески окон.
 • При работе в помещении, не предназначенном для звукозаписи, закрыть окна и двери, ковры и открытый шкаф с одеждой уменьшают отражения звука.
 • Используют акустические экраны (звукопоглощающие панели).
 • За микрофоном не должно быть звукоотражающих поверхностей.
 • Польза акустического экрана (SE ELECTRONICS RF-X) для качественного звука невелика. Может немного уменьшить отражения при записи лекции в необорудованной комнате. Дешевле купить акустический поролон (Mappysil).

Редакторы
 • При обработке звука часто требуется удаление и перемещение фрагментов аудиофайлов, нормализация (изменение громкости), подавление шума и щелчков.
 • Качество звукового файла на выходе зависит от мастерства музыкального редактора, а не программы.
 • Развитый, интуитивно удобный и бесплатный аудиоредактор Audacity достаточен для распространенных задач, однако не поддерживает ASIO из-за лицензионных проблем.

Редакторы: Adobe Audition
 • Аудиоредактор Audition удобен для многодорожечной записи и редактирования, использования вместе с Premiere Pro.
 • Устанавливаем связь программы со звуковой картой через Edit–Preferencies–Audio Hardware–Default Input: вход микрофона, Default Output: выход на наушники.
 • Для изменения громкости выделяем участок, устанавливаем мышку на мини-окно Adjust Amplitude, нажимаем на левую кнопку и двигаем мышку вверх или вниз.
 • Чтобы убрать шум выделяем участок с фоновым шумом, открываем окно Effects–Noise reduction–Noise reduction, захватываем образец через Capture Noise Print и сохраняем в файле, выбираем весь звуковой файл Select Entire File и применяем коррекцию Apply.
 • Звуковые пики (щелчки) убираются через Effects–Amplitude&Compression–Hard Limiter.

Свет
 • Обычно стараются исключить изменчивый свет из окна с помощью плотных, нецветных штор.
 • Оптимальное освещение создается с помощью источников постоянного света (дневного, 5500–5600К) и смягчающих софтбоксов.
 • Приближение источника света увеличивает площадь осветителя и смягчает свет.
 • Возможно поставить осветитель слева (напротив нет объема), а резкие тени уменьшить отражателем справа (рис. 2).
 • Желательно три осветителя: основной рисующий и заполняющий (~2 раза слабее, уменьшает тени) под углом около 45°, третий сзади и сбоку подчеркивает контур и создает глубину, жесткий.
 • Исключить тень сзади помогает черный/темный однородный фон, иначе нужно осветить фон.
 • Правильное освещение дает гистограмму в камере, распределенную по всей ширине горизонтальной оси.
 • Светодиодные приборы эффективно потребляют энергию и меньше греются. Недорогие осветители Godox VL150 с тихим вентилятором (отключен при небольшой мощности) и UL150 без вентилятора с приличными светодиодами. Мощности 120–150 Вт более чем достаточно для лектора, а тихое охлаждение важно для аудиозаписи.
 • Свет панелей жесткий и неоднородный, поэтому желателен рассеиватель.
Цвет
 • Мебель нейтрального цвета, без бликующего лака.
 • Сзади разместить однородный фон, чтобы не отвлекать внимание от лектора.
 • Можно повесить ткань или приобрести специальные фотофоны из долговечного полиэстера, который мало мнется и хорошо чистится.
 • Если планируется замена фона в редакторе, то используют зеленый или синий хромакей.
Видеолекция
 • Ключевое значение имеет знание материала, уверенность, хорошее настроение.
 • Читать естественно, обсуждение с коллегами проблемы.
 • Перед записью просмотреть слайды и проговорить лекцию, отметить важные моменты.
 • Дублировать неудачные моменты, потом из фрагментов в редакторе собирается финальная запись.
 • Лектор располагается с правого края кадра, чтобы при монтаже на свободное пространство поместить слайды.
 • Слайды выводят на монитор за камерой, чтобы взгляд лектора был направлен на зрителя. Монитор можно установить на стойку с помощью адаптера VESA 100х100 мм (Tether Monitor Mount, KUPO KS-229/429, Para Mount VESA Rigidesigns).
 • Для быстрого переключения между двумя мониторами используют быстрые клавиши: Win+Shift+влево/вправо перемещает окно, Win+вверх/вниз разворачивает/сворачивает окно. Более активно использует клавиатуру программа Dual Monitor Tools, например, можно назначить перемещение курсора между мониторами (Ctrl+Alt+C).
 • Существует много вариантов создание медиалекции, как на основе слайдов, так и на основе видео.

Презентация
 • На слайдах проще использовать однородный белый фон.
 • В заголовках не рекомендуются аббревиатуры.
 • Придерживаться единого стиля.
 • Обычно применяют шрифты без засечек, sans-serif (Calibri, Pragmatica, Roboto).
 • Неизбитые шрифты требуют внедрения в презентацию (File–Option–Save–Embed font) для воспроизведения на другом компьютере.
 • Графики и количественная информация должны иметь ссылки на первоисточники.
 • Не использовать картинки с логотипами компаний, различимые лица (без письменного разрешения). Можно размыть/убрать в редакторе.

Редакторы
 • В программе MS PowerPoint можно добавить в слайды звуковой комментарий, вставить видеофрагменты, а также создать видеолекцию с использованием микрофона, вебкамеры (проблемы с фотокамерой, смартфоном) и цветного карандаша через инструменты на вкладках Slide Show/Recording. Редактирование видео и аудио отсутствует, можно только перезаписать фрагменты. Презентация экспортируется в видеоформат, обычно mp4.
 • Программа iSpring, предназначенная для обучения персонала компании, включается в MS PowerPoint вместе с поддержкой разных видеозаписывающих устройств, простым редактором, и обеспечивает подготовку видеолекции со слайдами в своем проигрывателе формата html.
 • Создать медиалекцию удобно в редакторе ActivePresenter, который способен импортировать слайды, копировать экран, вставлять или записывать звук и видео (с веб-камеры), сохранять лекцию в популярных форматах, имеет бесплатную версию.
 • Adobe Captivate позволяет разработать и редактировать интерактивные обучающие курсы на основе слайдов, видеоуроки с интерактивными кнопками, проверочные тесты.

Редактирование видеолекции
Рис. 6. Редактирование видеолекции в Adobe Premiere.

Редакторы: Adobe Premiere Pro
 • Для видеомонтажа компания Adobe разработала профессиональную программу Premiere Pro и упрощенную Premiere Rush.
 • Переходим в режим Assembly с удобным расположением необходимых для редактирования окон.
 • В проект импортируем видео, а также рисунки, сформированные из презентации.
 • Настраиваем изображение (экспозиция, баланс белого) и звук (громкость) на всей записи.
 • Баланс белого установить пипеткой с панели Lumetri Color лучше на белый отсвет на лице, а не белый слайд, иначе можно получить неприятный зеленоватый оттенок кожи.
 • Разбиваем видео- и аудиодорожки на смысловые фрагменты, убираем лишнее.
 • Перетаскиваем рисунки на свободную видеодорожку и растягиваем их до границ фрагментов, затем в кадре перемещаем на свободное место и масштабируем (рис. 6).
 • Обычно работаем пробелом (показ/стоп), C (разрез), V (выбор), Ctrl-Shft-A (убрать выделение), Alt+курсор (селективное выделение справа).
 • Удобно пользоваться корректирующими слоями: в окне Project внизу иконкой New Item–Adjastment Layer создаем слой, переносим его на видеотрек и растягиваем. Находим Fast Color Corrector на вкладке Effects (Project) и переносим его на созданный слой. В Effect Controls (Source) ищем в свойствах слоя Fast Color Corrector и меняем баланс белого. Можно включить/выключить эффект нажимая на значок.

Формат видеофайла
 • Параметры экспорта видеолекции из редактора определяются требованиями к качеству и ресурсами для хранения.
 • Распространять и воспроизводить медиалекции проще в сжатом виде в контейнере формата mp4 (MPEG-4 Part 14).
 • Настройки минимальные: видео [H.264, 640х480, Frame rate 29.97, Field Order Progressive, Profile High, Level 3.1, VBR 1 pass, 8 mbps], аудио [AAC, 44 kHz, Audio Quality High, Bitrate 320 kbps].
 • Настройки оптимальные: видео [H.264, Full HD, Frame rate 29.97, Field Order Progressive, Profile High, Level 4.1, VBR 2 pass, 24 mbps], аудио [AAC, 48 kHz, Audio Quality High, Bitrate 320 kbps].