Видеолекции


"Кино — это жизнь, из которой вырезано всё скучное" Алфред Хичкок.


Запись лекции на видео
Рис. 1. Профессиональная студия для записи видеолекций.

Необходимость дистанционного обучения с использованием звука и видео значительно возросла в период пандемии коронавируса. Звуковые комментарии существенно повышают информативность презентации, а вид лектора оживляет и персонализирует лекцию. Здесь обсуждаются технические аспекты создания образовательных медиалекций с использованием фотокамеры (рис. 1), организации видеоконференций. Но главное в лекции — качество информации, объективность, мысли, опыт автора, а не техническое совершенство.
Полезные сайты
 • РадиоЗвук
 • EOSHD
 • Indie Cinema Academy
 • Muzrock.com
 • Video-sam.ru
 • Videomaker
 • Vtrep

Камера
 • Хорошие видеокамеры имеют удобную эргономику, без ограничений времени записи, но заметно больше, тяжелее и дороже.
 • Многие фотокамеры включают чувствительные и быстрые сенсоры, что позволяет использовать их для создания фильмов высокого качества. Автор чаще использует для видеоконференций Olympus E-M1II с объективом 12–40/2.8 через OM-D Webcam, а для видеолекций Canon 5DIV с объективом Canon 24–70/2.8 через HDMI конвертер AJA U-TAP.
 • Фотокамера должна обеспечивать создание видео в разрешении Full HD (1920x1080). Может быть полезным использование видео в разрешении HD (1280х720), UHD 4К (3840x2160) (рис. 2).
 • При долгой видеолекции важно обеспечить достаточный объем памяти, постоянное питание и учесть возможность перегрева при энергозатратных режимах.
 • В фотокамерах длительность видеосъемки ограничена, чтобы избежать налога на видеоаппаратуру (≥30 мин в Евросоюзе).
 • Настройками камеры и записью видео управляют с ноутбука через USB кабель с помощью программы производителя фотокамеры (Canon EOS Camera Utility, Olympus Capture) или со смартфона через WiFi.
 • Выбор объектива определяется задачей и стремлением уменьшить искажения. Зумом (24–70 мм) удобно кадрировать. Можно качественный фикс без искажений 85–100 мм для головы, 50 мм по пояс. Для группы может потребоваться 35 мм, но будут деформации по краям кадра.
 • Обычно используют постоянную фокусировку. Ручная фокусировка (MF) при статичном положении лектора позволяет избежать прихотей автомата, устаровить достаточную глубину резкости, подкорректировать фокус по глазам под увеличением в программе управления камерой, отметить клейкой лентой положение стула.
 • Приоритет диафрагмы для оперативного контроля глубины резкости: в Canon 5DIV устанавливаем А и переходим в видеорежим рычажком, в Olympus E-M1II в меню видео Mode Setting выбираем А и выбираем в режим видео. Камера сама выберет оптимальное ISO.
 • Отключить стабилизацию, когда камера установлена на штатив.

Разрешения мониторов
Рис. 2. Соотношение разрешений видеофайлов.

Другие записывающие устройства
 • Учебные видеоуроки записывают также на смартфоны, ориентированные на репортаж. Лучшие (очень дорогие) смартфоны имеют неплохие сенсоры Sony IMX686 (1/1.7", 64 мп) и Samsung ISOCELL Bright HM1 (1/1.33", 108 мп), но значительно уступающие хорошим фотокамерам.
 • Внешние веб-камеры с маленьким сенсором (1/4–1/3" Sony) обеспечить видеосигнал с разрешением Full HD приемлемого качества только при хорошем освещении и на небольших экранах ("говорящая голова"). Если нужно лицо, то угол зрения камеры должен быть уже. Встроенные в ноутбук вебкамеры выдают разрешение HD неважного качества.

Трансляция видеопотока
 • Потоковое видео (стриминг) позволяет оперативно, в режиме реального времени, доставлять медиаинформацию пользователями в сети.
 • Фотокамеру переводят в режим видео (включается автофокус в следящем режиме по всей матрице, авто ISO), настраивают фокусировку, частоту кадров, порт HDMI.
 • Конвертер (AJA U-TAP HDMI, Elgato Cam Link 4K) сжимает видеопоток для передачи через USB порт и подключается к фотокамере кабелем miniHDMI–HDMI (Canon 5DIV) или micro HDMI–HDMI (Olympus E-M1II), к компьютеру через быстрый USB 3 (синий). Устройства обеспечивают захват и трансляцию видео с разрешением 1920x1080 и выше с частотой 60 кадров в мин.
 • Для фотокамер разработаны программы прямого вывода видеопотока через USB кабель в компьютер. Canon EOS Webcam Utility позволяет записывать видео с разрешением 1024х576, а OM-D Webcam 1280x720 и частотой 30 кадров в мин. Программа Canon не работает на компьютерах с процессором AMD.
 • Для использования смартфона как веб-камеры на мобильном устройстве устанавливают программу IP Webcam, а на компьютере с Windows — IP Camera Adapter, в программе видеотрансляции выбираем MJPEG Camera. Также нужно отключить звонки.
 • Транслировать видеопоток с камеры помогает программа OBS Studio. Выбирают источник видеосигнала: Video Capture Device (фотокамера) или Media Source (смартфон).
 • Канал для трансляции создается на специальных площадках (YouTube) с информированием зрителей.
Звук
 • Слова лектора важнее его изображения, поэтому можно ограничиться слайдами с комментариями.
 • Обычно говорить перед камерой сложнее, чем в аудитории.
 • Перед выступлением поесть за 1–2 ч, исключить сладкое и алкоголь, повышающие слюноотделение и цокание.
 • Выступать лучше в первую половину дня, вечером голосовой аппарат устает и голос садится.
 • Рекомендуют говорить на четверть медленнее, чем на обычной лекции, и ориентироваться на одного слушателя.
 • Вначале минуту помолчать, потом этот фрагмент используют в редакторе для устранения фоновых шумов.
 • Если ошибка, через паузу повторите правильно.
 • Чем ближе микрофон к лектору, тем лучше качество и меньше посторонние шумы, но возрастают низкие частоты.
 • В студии для используют pop-фильтр, который устраняет звуки дыхания, неприятные феномены взрывных ("б", "п", "т") и шипящих ("ш", "с") согласных, ограничивает попадание слюны в микрофон.
 • Качество звука оценивают с помощью закрытых наушников, подключенных к аудиоинтерфейсу.

Запись видеолекции с помощью фотокамеры Canon 5DIV, беспроводной радиосистемы Sennheiser EW 512P G4-AW+ и аудиорекордера MixPre-3 II
Рис. 3. Запись видеолекции с помощью фотокамеры, беспроводной радиосистемы и аудиорекордера.

Аудиоинтерфейс
 • Качество звука существенно зависит от микрофона и предусилителя. Внутрикамерный предусилитель имеет низкое соотношение сигнал/шум, поэтому предпочтительнее внешний предусилитель в звуковой карте, аудио рекордере или отдельном устройстве (рис. 3).
 • Для записи лекции достаточно звуковой карты с входом для микрофона (XLR), фантомным питанием, микрофонным предусилителем, выходом на наушники (Steinberg UR22C), подключением по универсальному USB. Важно наличие Asio драйвера, который обеспечивает низкий уровень задержки сигнала.
 • При записи через микрофон и мониторировании в наушниках убрать звук с колонок, чтобы не получить сильный гул.
 • Качественный звук в видеофильмах часто записывают с внешнего направленного микрофона через портативный аудио рекордер (MixPre), который подключают к камере через miniJack.
 • В динамичных съемках аудио рекордер носят в сумке (Strut STR-MP3), устанавливают вместе с камерой на штатив или поддерживающее устройство.
 • В качестве микрофона или предусилителя внешнего микрофона можно использовать портативные аудио рекордер (Zoom H6, Tascam DR-100MKIII) с XLR разъемами.
 • Полезно отсечь окружающие низкочастотные шумы <80 Гц (автомобили, вентилятор...), поскольку голос человека обычно выше.

Микрофон
 • Лучше звук передает чувствительный и хрупкий конденсаторный микрофон (AT2020), который также собирает посторонние звуки, устанавливается на подвесе, устраняющем вибрации, требует фантомного питания (+48 В). Расстояние до конденсаторного микрофона 10–15 см. Используется в студии, без посторонних звуков.
 • Для снижения воздействия окружающих звуков предназначен направленный конденсаторный микрофон (Sennheiser MKE600), который записывает преимущественно звуковые волны в узком пространстве относительно оси (рис. 4). Микрофон при необходимости можно прикрепить на подвесе к камере, подключить прямо (батарея AA) или через портативный аудио рекордер с фантомным питанием. Проблемы в малых комнатах с отражением звука. Используется для репортажа, внестудийных видеосъемок (на держателе, стойке или с руки).
 • Динамический кардиоидный микрофон (Shure SM58, Sennheiser E835/E935) менее точно передает звук, чем конденсаторный, но переносит сильные звуки, меньше собирает посторонние шумы, прочный и устойчивый к жаре и влаге. Расстояние до динамического микрофона 1–5 см. Используется для подкастов, внестудийной записи, в эстрадных концертах, с окружающим шумом.
 • Петличный всенаправленный микрофон собирает звук одного человека (крепится на ~25 см ниже рта, проблема шелеста одежды), потребляет всего 1.5–7.5 и не требует фантомного питания.

Диаграмма распространения звука направленного и ненаправленного микрофонов
Рис. 4. Диаграмма звука направленного (кардиоидного) и всенаправленного микрофонов.

Радиосистема с петличным микрофоном
 • Для записи речи лектора в аудитории с последующей привязкой к слайдам или видеолекции удобно использовать мобильную радиосистему с петличным микрофоном, подключенную к аудио рекордеру ± камере.
 • Радиосистема Sennheiser EW 512P G4 включает отличный микрофон MKE 2-ew Gold, расширенный диапазон частот (Aw+: 470–558 МГц), регулируемую мощность передачи 10–30 –50 мВт, работает до 8 ч от АА батарей.
 • При необходимости можно заменить штатный микрофон на более качественный и дорогой (Sanken Cos-11D, DPA 4060/6060).
 • Настройка радиосистемы: лектор с микрофоном повторяет "проверка один, два, три" на своей громкости (на тесте обычно говорят слабее) и на сильной. Установить Sensitivity на трансмиттере (–18 дБ), чтобы индикаторы звуковой частоты (AF) подпрыгивал чуть выше половины шкалы без индикации пиков на громких словах. При высокой чувствительности (ближе к 0 дБ) усиливаются шумы и можно обрезать сигнал.
 • Приемник подключают к фотокамере (Sound record: manual, Record level: чуть выше 0) прямо или через аудио рекордер (MixPre3II, Input: Mic, Phantom: Off, Gain: 12 ч, StereoOut: через miniJack) с гораздо лучшим усилителем и сохранением записи.
 • Настроить AF Out приемника (–12–24 дБ), чтобы индикатор звука на камере подпрыгивал немного выше половины шкалы без пиков на громкой речи.

Работа в помещении
 • Важно минимизировать посторонние шумы: самая тихая комната, ночью, в компьютере поставить тихий вентилятор, осветительные приборы с минимальным шумом, плотные и волнообразные занавески окон.
 • При работе в помещении, не предназначенном для звукозаписи, закрыть окна и двери, ковры и открытый шкаф с одеждой уменьшают отражения звука.
 • Используют акустические экраны (звукопоглощающие панели).
 • За микрофоном не должно быть звукоотражающих поверхностей.
 • Польза акустического экрана для качественного звука невелика.

Редакторы
 • При обработке звука часто требуется удаление и перемещение фрагментов аудиофайлов, нормализация (изменение громкости), подавление шума и щелчков.
 • Качество звукового файла на выходе зависит от мастерства музыкального редактора, а не программы.
 • Развитый, интуитивно удобный и бесплатный аудиоредактор Audacity достаточен для распространенных задач, однако не поддерживает ASIO из-за лицензионных проблем.
 • Можно использовать звуковую рабочую станцию Ardour.

Редактирование звука в Adobe Audition
Рис. 5. Редактирование звука в Adobe Audition.

Редакторы: Adobe Audition
 • Аудиоредактор Audition удобен для многодорожечной записи и редактирования, использования вместе с Premiere Pro (рис. 5).
 • Для записи лекции обычно достаточно параметров mono, 48 kHz (стандарт для видео), 96 kbps, 24 bit.
 • Устанавливаем связь программы со звуковой картой через Edit–Preferencies–Audio Channel Mapper–Default Input: вход микрофона, Default Output: выход на наушники (для записи) или колонки.
 • Чтобы не сохранять визуальную информацию аудиосигнала в файле pkf, в разделе настроек Media & Disk Cache отключаем Save Peak Files.
 • Если воспроизведение файла проходит с другой скоростью, нужно синхронизировать Sample Rate в настройках программы (Audio Hardware) и звуковой карты: 48kHz.
 • Для изменения громкости выделяем участок, устанавливаем мышку на мини-окно Adjust Amplitude, нажимаем на левую кнопку и двигаем мышку вверх или вниз.
 • Чтобы обеспечить мониторирование нужно создать многодорожечную сессию (File-New-Multitrack session), выбрать на панели кнопку со стрелками (Inputs/Outputs), затем на дорожке пометить кнопки R (arm to Record) и I (monitor Input). Громкость регулируется горизонтальным движением мышки на иконке панели, а записанного фрагмента на иконке слева внизу дорожки. Перейти в режим Waveform дважды кликнув на дорожке.
 • Чтобы убрать шум выделяем участок с фоновым шумом, открываем окно Effects–Noise reduction–Noise reduction, захватываем образец через Capture Noise Print и сохраняем в файле, выбираем весь звуковой файл Select Entire File и применяем коррекцию Apply.
 • Звуковые пики (щелчки) убираются через Effects–Amplitude&Compression–Hard Limiter.

Студия для записи видеолекций
Домашняя студия для записи видеолекций
Рис. 6. Домашняя мобильная видеостудия для записи лекций.

Для комфортной записи видеолекций и проведения видеоконференций автор организовал домашнюю мобильную студию с использованием фотокамеры, аудиорекордера, микрофона, осветительных приборов и дополнительного монитора (рис. 6).

Свет
 • Обычно стараются исключить изменчивый свет из окна с помощью плотных, нецветных штор.
 • Оптимальное освещение создается с помощью источников постоянного света (дневного, 5500–5600К) и смягчающих софтбоксов.
 • Приближение источника света увеличивает площадь осветителя и смягчает свет.
 • Возможно поставить осветитель слева (напротив нет объема), а резкие тени уменьшить отражателем справа (рис. 2).
 • Желательно три осветителя: основной рисующий и заполняющий (~2 раза слабее, уменьшает тени) под углом около 45°, третий сзади и сбоку подчеркивает контур и создает глубину, жесткий.
 • Исключить тень сзади помогает черный/темный однородный фон, иначе нужно осветить фон.
 • Правильное освещение дает гистограмму в камере, распределенную по всей ширине горизонтальной оси.
 • Светодиодные приборы эффективно потребляют энергию и меньше греются. Недорогие осветители Godox VL150 с тихим вентилятором (отключен при небольшой мощности) и UL150 без вентилятора с приличными светодиодами. Мощности 120–150 Вт более чем достаточно для лектора, а тихое охлаждение важно для аудиозаписи.
 • Свет панелей жесткий и неоднородный, поэтому желателен рассеиватель.

Цвет
 • Мебель нейтрального цвета, без бликующего лака.
 • Сзади разместить однородный фон, чтобы не отвлекать внимание от лектора.
 • Можно повесить ткань или приобрести специальные фотофоны из долговечного полиэстера, который мало мнется и хорошо чистится.
 • Если планируется замена фона в редакторе, то используют зеленый или синий хромакей.
Видеолекция
 • Ключевое значение имеет знание материала, уверенность, хорошее настроение.
 • Читать естественно, обсуждение с коллегами проблемы.
 • Перед записью просмотреть слайды и проговорить лекцию, отметить важные моменты.
 • Если лекция записывается, можно дублировать неудачные моменты, потом из фрагментов в редакторе собирать финальную запись.
 • Лектор располагается с правого края кадра, чтобы при монтаже на свободное пространство поместить слайды.
 • Источник света (моноблок с софтбоксом на стойке) ближе к лектору, что позволяет сделать освещение мягче.
 • Расположить свет так, чтобы не было бликов на очках.
 • Слайды выводят на монитор за камерой, чтобы взгляд лектора был направлен на зрителя. Монитор можно установить на стойку с помощью адаптера VESA 100х100 мм (Tether Monitor Mount, KUPO KS-229/429, Para Mount VESA Rigidesigns).
 • Для быстрого переключения между двумя мониторами используют быстрые клавиши: Ctrl+Alt+влево/вправо перемещает окно, Win+вверх/вниз разворачивает/сворачивает окно. Более активно использует клавиатуру программа Dual Monitor Tools, например, можно назначить перемещение курсора между мониторами (Ctrl+Alt+C).
 • Свет слева от лектора, камера по центру, монитор со слайдами правее камеры, тогда взгляд будет обращен к слайдам.
 • Для повторных съемок полезно пометить бумажным скотчем на полу оптимальное расположение камеры, световых устройств, монитора.
 • Существует много вариантов создание медиалекции, как на основе слайдов, так и на основе видео.

Презентация
 • На слайдах проще использовать однородный белый фон.
 • В заголовках не рекомендуются аббревиатуры.
 • Использовать крупный шрифт и картинки для показа на смартфонах.
 • Придерживаться единого стиля.
 • Обычно применяют шрифты без засечек, sans-serif (Calibri, Pragmatica, Roboto).
 • Неизбитые шрифты требуют внедрения в презентацию (File–Option–Save–Embed font) для воспроизведения на другом компьютере.
 • Графики и количественная информация должны иметь ссылки на первоисточники.
 • Не использовать картинки с логотипами компаний, различимые лица (без письменного разрешения). Можно размыть/убрать в редакторе.

Редакторы
 • В программе MS PowerPoint можно добавить в слайды звуковой комментарий, вставить видеофрагменты, а также создать видеолекцию с использованием микрофона, вебкамеры (проблемы с фотокамерой, смартфоном) и цветного карандаша через инструменты на вкладках Slide Show/Recording. Редактирование видео и аудио отсутствует, можно только перезаписать фрагменты. Презентация экспортируется в видеоформат, обычно mp4.
 • Программа iSpring, предназначенная для обучения персонала компании, включается в MS PowerPoint вместе с поддержкой разных видеозаписывающих устройств, простым редактором, и обеспечивает подготовку видеолекции со слайдами в своем проигрывателе формата html.
 • Создать медиалекцию удобно в редакторе ActivePresenter, который способен импортировать слайды, копировать экран, вставлять или записывать звук и видео (с веб-камеры), сохранять лекцию в популярных форматах, имеет бесплатную версию.
 • Adobe Captivate позволяет разработать и редактировать интерактивные обучающие курсы на основе слайдов, видеоуроки с интерактивными кнопками, проверочные тесты.

Редактирование видеолекции
Рис. 8. Редактирование видеолекции в Adobe Premiere.

Редакторы: Adobe Premiere Pro
 • Для видеомонтажа компания Adobe разработала профессиональную программу Premiere Pro и упрощенную Premiere Rush.
 • Переходим в режим Assembly с удобным расположением необходимых для редактирования окон.
 • В проект импортируем видео, а также рисунки, сформированные из презентации.
 • Настраиваем изображение (экспозиция, баланс белого) и звук (громкость) на всей записи.
 • Баланс белого установить пипеткой с панели Lumetri Color лучше на белый отсвет на лице, а не белый слайд, иначе можно получить неприятный зеленоватый оттенок кожи.
 • Разбиваем видео- и аудиодорожки на смысловые фрагменты, убираем лишнее.
 • Перетаскиваем рисунки на свободную видеодорожку и растягиваем их до границ фрагментов, затем в кадре перемещаем на свободное место и масштабируем (рис. 8).
 • Рисунки (слайды) можно заменить на диске и автоматически обновится соответствующая дорожка.
 • Правка во многом ориентируется на гистограмму звуковой дорожки, позволяющей быстро удалять паузы, цокания, ненужные фрагменты.
 • Обычно работаем пробелом (показ/стоп), C (разрез), V (выбор), Ctrl-Shft-A (убрать выделение), Alt+курсор (селективное выделение справа), Shft-I (в начало) и Shft-O (в конец).
 • Удобно пользоваться корректирующими слоями: в окне Project внизу иконкой New Item–Adjastment Layer создаем слой, переносим его на видеотрек и растягиваем. Находим Fast Color Corrector на вкладке Effects (Project) и переносим его на созданный слой. В Effect Controls (Source) ищем в свойствах слоя Fast Color Corrector и меняем баланс белого. Можно включить/выключить эффект нажимая на значок.

Формат видеофайла
 • Параметры экспорта видеолекции из редактора (Ctrl-M) определяются требованиями к качеству и ресурсами для хранения.
 • Распространять и воспроизводить медиалекции проще в сжатом виде в контейнере формата mp4 (MPEG-4 Part 14).
 • Настройки минимальные: видео [H.264, 640х480, 29.97 fps, Field Order Progressive, Profile High, Level 3.1, VBR 1 pass, 8 mbps], аудио [AAC, 48 kHz, Audio Quality High, 96 kbps].
 • Настройки оптимальные: видео [H.264, Full HD, 29.97 fps, Field Order Progressive, Profile High, Level 4.1, VBR 2 pass, 24 mbps], аудио [AAC, 48 kHz, Audio Quality High, 192 kbps].

Создание видеолекции на основе слайдов
 • Создать картинки презентаций (Power Point: File-Save As: Save as Type-*.jpg) в обычном формате (960х720).
 • Записать аудиокомментарии к слайдам на конференции (лучше, естественно) или в студии, поправить в аудиоредакторе.
 • Импортировать звуковой файл и картинки в проект видеоредактора.
 • Перенести картинки и звуковое сопровождение на видео- и аудиодорожки.
 • Заполнить экран изображением (на ленте через правую клавишу: Scale To Frame Size) и растянуть горизонтально в соответствии со звуковым содержанием.
 • Экспортировать с оптимальными настройками видео [H.264, 960х720, 29.97 fps, Field Order Progressive, Profile High, Level 3.1, VBR 1 pass, 16 mbps] и звука [AAC, 48 kHz (=исходный аудиофайл), Audio Quality High, 96 kbps].
Видеоконференция
 • Выбор системы видеоконференцсвязи (Zoom, Webex, TrueConf и другие) определяется многими факторами.
 • Подключиться к конференции можно онлайн через веб-браузер (может потребоваться расширение), приложение для компьютера или мобильного устройства.
 • Для входа в конференцию требуется идентификатор конференции и пароль, которые заранее высылаются участникам.
 • До конференции полезно протестировать видео, звук, микрофон (рис. 7). Получить разрешение записи видеолекции.
 • Лектору удобнее использовать ноутбук/компьютер, подключенный к сети по WiFi или надежнее/быстрее по проводу.
 • Фотокамера транслирует видеопоток в ноутбук через HDMI конвертер (разрешение Full HD требует USB 3), либо через специальные программы (Canon EOS Webcam Utility, OM-D Webcam с разрешением HD).
 • Видеопоток с камеры можно вначале принять через OBS Studio (сжимает и ускоряет передачу, записывает видеосигнал, использует фильтры) и затем направить в систему видеоконференцсвязи кнопкой Start Virtual Camera.
 • Внешний микрофон (петличный, направленный, студийный) подключается к ноутбуку/компьютеру через аудиоинтерфейс (аудиорекордер, звуковая карта). Можно включить запись на аудиорекордере, чтобы получить отдельный звуковой файл.
 • Фотография лектора с подписью может пригодится при неустойчивой видосвязи.
 • Подготовить запас заряженных аккумуляторов для фотокамеры.
 • На таймере смартфона установить время доклада.
 • Запустить слайды в полноэкранном режиме и захватить окно.
 • Во время докладов других участников отключить звук, чтобы не транслировались посторонние шумы.

Тестирование видео и микрофона для видеоконференции в системе Cisco Webex
Рис. 7. Тестирование видео и микрофона в системе Cisco Webex.

Zoom
 • Чтобы полноценно участвовать в видеоконференциях нужно установить программу Zoom на компьютер или мобильное устройство. Программа также загружается автоматически при входе в первую конференцию Zoom.  • Подключение к конференции через веб-браузер (zoom.us) или приложение Zoom.
 • Чтобы обновить приложение Zoom нужно периодически скачивать инсталлятор ZoomInstaller.exe.
 • На сайте Zoom создать аккаунт, запланировать конференцию с идентификатором и кодом доступа.
 • Настроить видеоконференцию: встроить код доступа в ссылку приглашения, запуск конференции со включенным видео организатора, разрешить вход на конференцию раньше организатора, записывать конференции автоматически с начала.
 • Запустить конференцию, захватить окно слайдов в полноэкранном режиме (зеленая кнопка со стрелкой).
 • Горячие клавиши: включить/отключить звук Alt-A, видео Alt-V, запись Alt-R, пауза Alt-P, захват окна слайдов Alt-T.
 • Протестировать видео, звук, микрофон можно на сайте Zoom или во время подключения к видеоконференции.