Объективы


"Настоящие объективы фотокамеры — это сердце и душа" Юсуф Карш


Кривизна поля изображения объектива
Кривизна поля изображения объективов и коррекция линзами.

Качество картинки в большей степени определяют возможности объектива, включая светосилу, разрешение, контрастность (резкость), фокусировку, размытие фона и субъективно оцениваемые свойства, влияющие на восприятие изображения. Совершенствование оптики происходит достаточно медленно, в отличие от электроники, поэтому фотокамеры меняются гораздо чаще, чем объективы. При создании объектива приходится идти на компромиссы — усиливать основную функцию за счет других (малая диафрагма, скорость и точность автофокуса, зона резкости, вес и размер, выдвигающийся тубус, стоимость).

Полезные сайты
 • DxOMark
 • Lens Rumors
 • Lensrentals
 • LensTip.com
 • MyWed Analytics
 • OpticalLimits
Структура объектива
Структура объектива Canon RF 70-200/2.8L IS
Структура объектива Canon RF 70–200/2.8L IS.

 • Асферические линзы устраняют оптические аберрации, включая сферические, искажения на широком угле, астигматизм.
 • UD (ultra-low dispersion) асферические линзы без флюорита с лучшим соотношением эффект/стоимость.
 • Флюоритовые линзы значительно снижают хроматические аберрации, обладают малым весом, дорогие и применяются чаще в качественных телеобъективах.
 • Плавающие линзы улучшают близкую фокусировку.
 • Покрытие SWC (subwavelength structure coating) устраняет блики и отсветы.
 • Ультразвуковой мотор USM значительно быстрее и позволяет ручную фокусировку во время режима автофокуса по сравнению с шаговым мотором STM, который был создан для видеосъемок и фокусировался тише и плавнее прежних USM моторов.
Выбор объектива
Углы зрения объективов с разными сенсорами
Углы зрения объективов с матрицами разной величины.

 • Объективы выбираются для определенных задач с учетом индивидуальных предпочтений и возможностей: портрет (Canon 135/1.8, 50/1.2), архитектура (Canon 16–35/4), макро (Olympus 60/2.8), события на улице (Olympus 12–40/2.8), в помещении (Canon 35/1.4), птицы (Olympus 300/4 IS + телеконвертер), ночное небо (Rokinon 14/2.4). Вместе с тем "специализация" объективов относительна.
 • Универсальные объективы (Canon 24–105/4, Olympus 12–100/4) значительно удобнее для съемок с меняющимися сценами, поездок и походов, но уступают по качеству картинки, светосиле и дисторсии объективам с фиксированным фокусным расстоянием.
 • Для художественной/творческой съемки портретов предпочитают светлые объективы с фиксированным фокусным расстоянием.
 • Чтобы скорректировать искажения перспективы зданий/интерьера или получить резкое изображение всего небольшого предмета, расположенного под углом к фотоаппарату, для коммерческой съемки используют дорогие тилт-шифт (tilt-shift) объективы.
 • Перед съемкой определить, какие объективы необходимо взять для решения планируемых задач. После смены объектива и перед съемкой проконтролировать параметры (режим, диафрагму, автофокус, ISO, IS).
 • Производители камер не всегда делятся информацией (фокусировка, стабилизация) с другими разработчиками. Вместе с тем, многие компании (Tamron, Sigma, Voigtlander) создают отличные и относительно недорогие объективы (Voigtlander Nokton RF 50/1, MFT 25/0.95).
Фокусное расстояние
Углы зрения объективов с разным фокусным расстоянием
Углы зрения объективов с разным фокусным расстоянием.

 • Фокусное расстояние объектива — расстояние от точки схождения лучей света внутри объектива до матрицы камеры (измеряемое в миллиметрах).
 • Телеобъективы сокращают глубину резкости и перспективу, увеличивают область вне фокуса (боке), а широкоугольные объективы, наоборот, увеличивают глубину резкости и перспективу, уменьшают степень размытия фона.
 • Широкоугольные объективы сильнее подвержены бликам ввиду малой бленды и большей площади изображения.
 • Чем больше диапазон фокусных расстояний объектива, тем хуже картинка.
 • Объективы с постоянным фокусным расстоянием (фиксы) при сравнении с имеющими переменное фокусное расстояние (зумы) светлее, с более интересным рисунком, резче (при уменьшении диафрагмы), с меньшими искажениями, но неудобны когда нужно быстро сменить план с крупного на общий или приспособиться к размерам помещения.
 • Чтобы получить сопоставимый угол зрения на камере с малой матрицей нужен объектив с меньшим фокусным расстоянием.
Светосила объектива
Относительные отверстия диафрагмы объективов
Относительные отверстия диафрагмы объективов с шагом в 1 стоп.

 • Способность объектива пропускать свет оценивают по диафрагменному числу, а более точно — по измеренному коэффициенту пропускания.
 • Диафрагменное число F (focal ratio) вычисляется как отношение фокусного расстояния к диаметру входного отверстия/зрачка объектива.
 • Число F обычно градуируется с шагом в один (1EV) стоп, что соответствует изменению светосилы в 2 раза [F1.0, 1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8...] или в треть (1/3EV) стопа [F1.2, 1.4, 1.6, 1.8, 2, 2.2, 2.5, 2.8, ...] .
 • Величина T (transmission) определяет сколько реально света пропускает объектив и может заметно отличиться при одинаковом диафрагменном числе F (Canon 50/1.2 и Olympus 25/1.2 имеют Т1.5 и T1.8 соответственно). Важно в кинематографии, где коррекция экспозиции разных фрагментов может быть весьма затратной.
 • Светлые объективы пропускают больше света, что всегда хорошо для фотографии, имеют лучший рисунок, а при уменьшении диафрагмы резче, чем более темные объективы на открытой диафрагме.
 • У светлых объективов выше риск оптических проблем (низкий контраст, хроматические аберрации, виньетирование, склонность к бликам), особенное вне центра картинки, что требует коррекции с помощью сложной оптической схемы, дорогих линз и покрытий, а также более мощного мотора.
 • Чем светлее объектив, тем он больше и тяжелее, медленнее автофокус и выше стоимость.
 • Светосила объектива может компенсироваться хорошей матрицей, собирающей больше света.
 • Светосильный объектив обеспечивает минимальную глубину резкости, короткие выдержки для быстрых процессов и кристальную резкость (диафрагмируем до F8–11 и снимаем со штатива).
 • Объектив с широкой диафрагмой (F1.2–1.8) используют для размытия фона и акцента на главном, получения "объемности" снимка, а также съемок в темных помещениях.
 • В то же время при открытой диафрагме снижается резкость, особенно по краям, чаще проблемы с фокусировкой, усиливаются хроматические аберрации.
 • Выделить главное можно не только уменьшая глубину резкости, но и с помощью композиции, света и цвета.
 • Часто комфорт при работе с нетяжелым оборудованием важнее небольшого повышения качества фотоснимков.
 • При сильно зажатой диафрагме после определенного порога падает разрешение из-за дифракции. Обычно граница дифракции находится на диафрагме F6–11 (Canon R6II — F9.6, Canon R5 — F7.1), далее чем меньше диафрагма, тем ниже разрешение и хуже изображение.
Разрешение и резкость
График MTF оценки объектива
График MTF оценки объектива Canon 28mm F2.8 IS. Синие линии на диафрагме F8, черные на F2.8.

 • Резкость определяется контрастом между деталями изображения, а разрешение влияет на выделение мелких структур.
 • Для оценки качества объектива используют MTF (Modulation Transfer Function) график, позволяющий оценить контрастность и разрешение объектива на разном расстоянии от центра кадра.
 • Чем выше и более плоский график, тем лучше.
 • Приемлемый уровень разрешения/контрастности выше 0.6, а объективы высокого класса обеспечивают стойкий уровень больше 0.8–0.9.
 • Плоский график характеризует близость разрешения в центре и по краям объектива, что влияет на точность автофокуса, важно для съемок архитектуры и пейзажей, портретов с расположением лица у края кадра, печати очень больших изображений.
 • Расхождение сагитальных и меридиональных линий к краю объектива характеризует более выраженные хроматические аберрации и астигматизм.
 • MTF графики разных производителей сравнивать нельзя.

График MTF50 оценки объектива
График MTF50 оценки объектива Olympus M.Zuiko 45mm F1.2.

 • График MTF50 используют для оценки разрешающей способности объектива на разных диафрагмах.
 • Максимальные значения графика MTF50 соответствуют лучшему разрешению и контрастности для данной диафрагмы.

Стабилизация
 • Стабилизация изображения помогает снять с рук неподвижный объект на длинных выдержках в условиях недостаточного освещения. Однако возрастает вес объектива, может ухудшиться изображение и потребляется энергия батареи.
 • Объективы со стабилизатором нужно снимать с камеры после выключения камеры, тогда стабилизатор паркуется.
 • На коротких выдержках (днем) и умеренных фокусных расстояниях (до 100 мм) включение стабилизации изображения снижает резкость в связи с дополнительными движениями в конструкции объектива. Отключать при выдержке меньше 1/500 с или на штативе.
 • Режимы стабилизации объективов Canon: 1 (стандартный) – вертикальные и горизональные движения, 2 (панорманый) – вертикальные движения, 3 – включение стандартной стабилизации при нажатии спуска, полезен при быстрой смене объекта съемки (спорта).
Увеличение макро объектива
Схема увеличения макро объектива.

Фокусировка
 • Характеристики автофокуса (наличие, скорость, точность) определяются во многом объективом.
 • Важно хорошо скомпоновать кадр и определить, что должно находиться в фокусе, а что остаться размытым.
 • Использование оптики с ручной фокусировкой значительно уменьшает оперативность, упускает много интересных кадров, приводит к преобладанию постановочных сюжетов.
 • Фокусироваться нужно по четким контрастным границам светлое-темное.
 • Ограничение диапазона расстояний на теле- и макрообъективах ускоряет фокусировку.

Точность фокуса и глубина резкости
Точность фокусировки и глубина резкости.

 • При использовании светосильной оптики нужно сделать несколько фотографий с небольшим изменением фокусировки. При повторной съемке с одинаковой фокусировкой результат может немного отличаться.
 • Светосильная оптика (F2.8 и больше) позволяет на зеркальных фотоаппаратах фокусироваться точнее с использованием более чувствительных сенсоров.
 • Если фокусироваться центральным датчиком и потом перекадрировать (зеркальные камеры с дефицитом чувствительных точек), то можно легко выйти из узкой зоны резкости на небольших расстояниях от объекта при использовании открытой диафрагмы длиннофокусного объектива. Например, для объектива 85mm F1.8 на расстоянии 1 м грип составляет 1.5 см.
 • Нельзя использовать центральную точку фокусировки при съемке детей и собак, движения которых непредсказуемы. В этих случаях можно задействовать много точек и фокусироваться в следящем режиме.
 • В случаях проблем с автоматической фокусировкой используют ручной фокус.
 • Объективы для зеркальных камер могут не покрывать всю зону автофокусных точек на матрице беззеркальных камер.
 • Чем больше точек задействовано — тем быстрее фокус.
 • Если активированы все точки автофокуса, то лучше поместить центральную точку на объект и полунажать кнопку спуска в течении полусекунды, пока камера не захватит правильный объект. После этого, пока вы держите кнопку спуска, камера будет передавать объект фокуса от точки к точке по мере того как объект будет перемещаться в поле видоискателя.
 • Стабильность и точность фокусировки объектива может отличаться на разных камерах. Обычно у фотоаппаратов более высокого класса фокусировка стабильнее и точнее.
 • Некоторые объективы имеют недостаточно скоректированную сферическую аберрацию (focus shift), что проявляется изменением плоскости фокуса при изменении диафрагмы.
 • Известен эффект "фокусного дыхания" (focus breathing), когда изменение фокуса меняет фокусное расстояние и заметно уменьшает/увеличивает изображение.

Проверка автофокусного объектива на фронт-бэк фокус
Проверка автофокусного объектива на фронт-бэк фокус.

 • Для проверки точности работы автофокусировки объектива на зеркальных камерах можно использовать устройство Datacolor SpiderLensCal. Нужно установить фотокамеру на штатив, сфокусироваться перпендикулярную оси объектива на центр квадрата и определить смещение фокуса по наклонной линейке. При необходимости провести коррекцию смещения автофокуса в фотокамере.
 • Проблемы автофокуса для зеркальных камер могут быть решены юстировкой, лучше в сервис-центре.
 • Подсветка автофокуса с помощью красного света в темных условиях используется на некоторых вспышках, синхронизаторах (нет в Canon ST-E3-RT, есть в Yongnuo YN-E3-RT II, Godox Xpro-C) и отдельных устройствах (Yongnuo YN12AF). В малых вспышках (Canon 430-RT III) часто имеется только одна светодиодная лампа и подсвечивается только центральная точка.
Качество
Разброс разрешения объективов
Разброс разрешения разных копий двух фикс-объективов (Lensrentals).

 • Существует разброс качества объективов, наименьший у известных производителей, поэтому конкретные экземпляры могут заметно отличаться по разрешающей способности и резкости.
 • В современных объективаях металлическое кольцо байонета крепится шурупами прямо в пластик, что нужно учитывать при снятии объектива.
 • Объективы Sigma (фиксы серии Art) и Tamron (15–30mm F2.8 VC, 24–70mm F2.8 VC) порой превосходят объективы производителей камер и обычно дешевле. Возможные проблемы с автофокусом для камер Canon (чаще у Sigma) в большинстве случаев решаются настройкой и обновлением прошивки через usb-станцию самостоятельно или лучше в сервис-центре.
 • Недорогие объективы Rokinon/Samyang могут иметь отличное качество оптики, но большая вариабельность экземпляров требует тщательной проверки перед покупкой (Lensrentals).
 • Восстановленная (refurbished) техника включает бывшую в пользовании или отремонтированную производителем, продается дешевле и обычно с меньшим гарантийным сроком.
Защита объектива
 • Бленда, предназначенная для уменьшения бликов, также защищает объектив от воды, грязи и повреждений передней линзы.
 • Недорогие бленды выпускает JJC.
 • Если камера с объективом и блендой в рабочем состоянии помещена в сумку, то при ударе возможно заклинивание бленды.
 • На прогулку лучше брать только один объектив.
 • Не надевать переднюю защитную крышку, чтобы не потерять время и саму крышку.
 • Задняя линза объективов для беззеркальных камер не углублена, поэтому беречь и закрывать крышкой.
 • В запыленной среде не менять объектив (можно в специальной сумке или автомобиле). При замене держать камеру (можно не выключать) объективом вниз, если ветер не поднимает пыль с земли.
 • Пыль внутри объектива (особенно зумы без защиты от непогоды) обычное явление, есть даже в новых. Пыль (и даже царапина) не влияет на изображение, поскольку не находится в зоне фокусировки, и соответственно чистка не нужна.
 • Для выявления пыли помогает фонарь с малой зоной равномерного освещения (COAST G20).
 • Удалять пыль с поверхности проще портативной воздуходувкой (Nitecore BB2).
 • В случае кальциевой сетки после высыхания капель воды сначала используется жидкость для линз, а затем полируем Lenspen.
 • Полезны защитные и ультрафиолетовые фильтры.
 • Современные технологичные покрытия линз нужно беречь.
 • При появлении царапины нельзя полировать, так как снимется покрытие и на фотографии появится темное пятно.

Фильтры
 • Всегда защищать фильтром переднюю линзу, особенно с хрупким антибликовым (флюоритовым) покрытием.
 • Защитные и ультрафиолетовые фильтры снижают резкость, микроконтраст и повышают риск бликов.
 • Популярные сплошные затемняющие светофильтры ND1000 (для увеличения выдержки днем) и ND64 (для увеличения выдержки вечером).
 • Большинство фильтров можно имитировать в редакторе, за исключением поляризационного.
 • Поляризационный (круговой) фильтр не пропускает отраженный свет и устраняет блики на воде и окнах, позволяя лучше видеть дно и другие объекты, а также гасит отблески и световые рефлексы снега, усиливают синеву неба и радугу. Кроме того, поляризационный фильтр пропускает меньше света и работает как нейтральный фильтр, что полезно при съемке снега. Поляризационный фильтр не используют при рассеянном освещении (пасмурная погода) и съемке через стекло.
 • Фильтры с большим диаметром (82 мм) можно использовать на объективах меньшего диаметра с повышающими переходными кольцами.
 • Лучшие фильтры производят B+W (XS-PRO MRC nano, покрытие MRC снижает блики, устойчивы к загрязнению), Hoya (HD nano, устойчив к царапинам). Хорошие фильтры с японским стеклом делает компания Nisi.
 • Продается много относительно недорогих подделок. Смотрите в описании Brand: Schneider, Hoya или Marumi, но это не гарантирует оригинал.