Фототехника Olympus


"Не думаю, что фотография, сделанная лишь ради хорошей картинки, может быть оправдана" Юджин Смит

РАЗДЕЛЫ
 •  Альбом фотографий
 •  Виды фотографии
 •  Камеры и фототехника
 •  Объективы
 •  Подготовка фотографий
 •  Canon

Для дальних поездок и пеших походов автор выбрал более компактные фотоаппараты и объективы компании Olympus, которая также производит лучшие медицинские эндоскопы. Знание возможностей и ограничений фотокамеры и объективов помогает оптимально использовать технику и добиваться лучших результатов.
Полезные сайты
 •  Клуб пользователей Olympus
 •  Обзоры фототехники Дмитрия Крупского
 •  43 Rumors
 •  Blog of Ming Thein
 •  Gary Ayton photography
 •  Olympus passion
Olympus OM-D E-M1 Mark II
Olympus OM-D E-M1 Mark II спереди
Рис. 1. Беззеркальный фотоаппарат Olympus OM-D E-M1 Mark II (вид спереди).
Достоинства
 •  Компактная и нетяжелая фотокамера (574 г) с объективом (Olympus 12–40mm F2.8) отлично защищена от непогоды и хороша для походов, путешествий, съемок на улице.
 •  Небольшой сенсор полезен для съемок на дальние расстояния (угол зрения аналогичен объективам с фокусным расстоянием в 2 раза больше на полнокадровых камерах), макро и репортажа (большая зона резкости).
 •  Хороший динамический диапазон, сопоставимый с полнокадровыми фотокамерами (начиная с ISO 200).
 •  Лучшая внутрикамерная стабилизация изображения позволяет снимать с большой выдержкой с рук широкоугольными и даже телеобъективами (особенно с двойной стабилизацией у 12–100mm F4 IS и 300mm F4 IS).
 •  Помогают фокусировке небольшой вес системы и отсутствие вибрации при поднятии зеркала. При необходимости в большинстве случаев достаточно легкого монопода.
 •  Для репортажа удобно настроить расстояние фокусировки, например, от 2 до 15 м.
 •  Высокая скорострельность: 10 и 15 кадров/c в режимах Low и High (автофокус и экспозиция по первому кадру) с механическим затвором, 18 и 60 кадров/c без звука с электронным затвором (♥).
 •  Режим Pro Capture c объективами Olympus сохранет в буфере 35 кадров до спуска затвора и может быть полезен для динамичных событий, молний.
 •  Режим высокого разрешения/High Res позволяет снимать статичные объекты с разрешением 50 Мп (синхронизация со вспышкой ≥1/50 с, ISO ≤1600, диафрагма F2.8–8).
 •  Красивые цвета, свойственные фотокамерам Olympus.
 •  Сенсорный экран поворачивается на произвольный угол, позволяет фокусироваться и листать изображения.
 •  Удобен для макро: большая зона резкости, стекинг, телеконвертер, стабилизатор, откидной поворотный экран, небольшой вес, недорогие автофокусные макрокольца.
 •  Стекинг по фокусу/Focus Bkt использует серию кадров для получения расширенной зоны резкости (для объективов Macro и серии Pro).
 •  Функция телеконвертера позволяет выдать сразу два кадра — raw обычного масштаба и jpeg с увеличением в два раза без потери света и резкости, что полезно для макро.
 •  Фотокамера превосходно защищена от пыли и проливного дождя (выдерживает погружение в воду), а матрица от пыли (Sony с проблемами).
 •  Два слота для SD карт памяти (один быстрый UHS-II).
 •  Можно печатать четкие снимки вплоть до А2 (16х23", 42x59 см).
Olympus OM-D E-M1 Mark II сзади
Рис. 2. Беззеркальный фотоаппарат Olympus OM-D E-M1 Mark II (вид сзади).
Недостатки
 •  Основные недостатки (и достоинства — малый размер и вес системы, отличная стабилизация) фотоаппарата Olympus E-M1II связаны с небольшой матрицей.
 •  Большая зона резкости, по сравнению с полнокадровыми фотокамерами, затрудняет размытие фона, но лучше для съемки макро и птиц (уменьшение диафрагмы снижает поток света и увеличивает дифракцию).
 •  Проблематично вырезать небольшие фрагменты кадра.
 •  Меньше динамический диапазон яркости, соответственно появление шумов в тенях на более низких ISO по сравнению с полнокадровыми камерами (приемлемо до 1600–3200).
 •  Базовую ISO 200 можно снизить до 64 (low) с увеличением детализации и снижением шумов, но заметно уменьшается динамический диапазон (нежелательно при риске засветов).
 •  В связи с малым размером пикселей дифракция, приводящая к снижению резкости, появляется при закрытии диафрагмы до F8, заметная на F11 и больше.
 •  Матрица с 20 Мп не позволяет обеспечить качественные фотографии на печати размером 60*90 см и выше.
 •  На сенсорах Sony с фазовыми датчиками в редких случаях при ярком боковом освещении появляются полосы.
 •  Вспышки синхронизируются только по оптическому каналу, нет родного триггера (хороша система Godox с TT350o и триггером XPro-O).
 •  Нет возможности прямой передачи файлов с карты памяти на сервер, что важно для репортажных фотографов.
 •  Относительно небольшой ресурс дорогой батареи (440 против 900 кадров у Canon 5DIV), что характерно для беззеркальных камер.
 •  Режим высокого разрешения требует штатива.
 •  Нет GPS.
 •  Неоправданно дорогая камера и объективы серии Pro. Если не учитывать компактность системы, стабилизацию и F1.2 (при зоне резкости ~F2.5), можно найти полнокадровую камеру с отличными объективами и сопоставимой/лучшей картинкой дешевле.

точки фокусировки Olympus OM-D E-M1 Mark II
Рис. 3. Точки фокусировки на фотоаппарате Olympus OM-D E-M1 Mark II.
Настройки
 •  Кнопка Fn2: выбор центральной точки.
 •  Кнопка AEL/AFL: брекетинг экспозиции.
 •  Верхняя кнопка на фотоаппарате спереди внизу: Focus Peaking.
 •  Нижняя кнопка на фотоаппарате спереди внизу: выбор ISO/WB.
 •  Ближний диск управления регулирует диафрагму (перелистывание), дальный — коррекцию экспозиции (увеличение).
 •  Электронный видоискатель в Style 1 (полунажатие спуска показывает уровень, INFO добавляет информацию).
 •  Засыпание через 3 мин, отключение через 30 мин.
 •  Убрать быстрое удаление файлов (риск потери кадра).
 •  Переключатель Fn lever: присвоить в меню Mode 2 и переключать между режимами автофокуса S-AF (+ центральная точка) и C-AF (+ 5 точек, выбрать после включения фотокамеры), которые фотокамера запоминает без меню.
 •  На экране в режиме Live View долгое касание позволяет снимать с брекетингом или серией.
 •  L-Fn присвоить увеличение масштаба в 2 раза.
 •  Отключить вспомогательное увеличение масштаба при ручной фокусировке (работает неустойчиво, ночью плохо).
 •  После обновления прошивки следящий автофокус стал лучше. Для повышения точности С-AF(+TR) советуют 5–9 точек, C-AF Lock +2 (хаотичное движение) или –2 (горизонтальное движение), механический затвор со скоростью 10 кадров/с (L), отключить IS при малых выдержках, S-IS 2 при горизонтальном слежении. При потере фокуса (квадратики покраснели) отпустить кнопку и вновь нажать наполовину.

График связи динамического диапазона с ISO
Рис. 4. График связи динамического диапазона с ISO.
Сравнение фотокамер
 •  Olympus E-M1 легче на 77 г и дешевле, c похожей картинкой, но меньше разрешение матрицы, слабее следящий автофокус (но лучше, чем E-M5II), скорострельность, видео и батарея (без %), меньше точек фокусировки (81 vs 121), немного хуже видоискатель, динамический диапазон, приемлемое ISO, стабилизация, нет режима высокого разрешения, неоткидной экран, один слот без UHS-II.
 •  Olympus E-M5II легче на 105 г и дешевле в два раза, c близкой картинкой, но меньше разрешение матрицы, слабее следящий автофокус (контрастный), скорострельность и батарея (без %), меньше буффер (13 vs 148 raw-файлов) и точек фокусировки, немного хуже динамический диапазон, приемлемое ISO, стабилизация и видео (но лучше, чем E-M1), видоискатель, защита, один слот, неудобный хват (хороша рукоятка Fotodiox).
 •  Камеры Olympus и Panasonic (E-M5II и GX8, E-M1II и G9) очень близки по возможностям и характеристикам, имеют во многом совместимые объективы.
Объективы
Углы зрения у объективов Olympus
Рис. 5. Углы зрения у объективов Olympus.

 •  Объективы для малых матриц заметно легче и меньше при сопоставимой светосиле и фокусном расстоянии.
 •  Угол зрения телеобъективов сопоставим с объективами для камер с большими матрицами, имеющими большее фокусное расстояние (вес и размеры).
 •  Можно использовать большое число отличных родных и неродных объективов системы m4/3.
 •  Недорогие легкие объективы M.Zuiko: 17/1.8, 25/1.8, 45/1.8, 60/2.8 Macro, 40–150/4–5.6.
 •  Дорогие объективы M.Zuiko: 12/2, 17/1.2, 25/1.2, 45/1.2, 75/1.8, 12–100/4, 7–14/2.8, 12–40/2.8, 40–150/2.8, 300/4.
 •  Фикс-объективы Olympus серии Pro сочетают светосилу и увеличенную зону резкости (F1.2 соответствует F2.5 на полном кадре), создают мягкое размытие на F1.2–1.4, защищены от непогоды и позволяют использовать фильтры одного диаметра (62 мм), однако уменьшается основное преимущество системы — малый вес и компактность.
 •  Объективы Panasonic: 12/1.4, 14/2.5, 15/1.7, 20/1.7, 25/1.4, 42.5/1.2, 12–35/2.8, 12–60/2.8–4, 35–100/2.8, 200/2.8, 100–400/4–6.3.
 •  Объективы Voigtlander Nokton без автофокуса: 10.5/0.95, 17.5/0.95, 25/0.95, 42.5/0.95.
 •  Объективы Panasonic дают фиолетовые блики на фотоаппаратах Olympus.
 •  Стабилизатор ряда последних объективов Panasonic не имеет кнопки и включается только в родной камере.
 •  Хороший спидбустер (Metabones MB_SPEF-M43-BT4T 0.71x) позволяет использовать объективы Canon EF c автофокусировкой.
Объектив Olympus M.Zuiko 7–14mm F2.8
Объектив Olympus M.Zuiko 7-14mm F/2.8
Рис. 6. Объектив Olympus M.Zuiko 7–14mm F2.8.
Характеристика
 •  Вес 534 г, фильтр 62 мм, минимальный фокус 20 см.
 •  Удобен для съемок архитектуры и пейзажей.
 •  Отличная резкость в центре и на краях, особенно на диафрагме F4–5.6.
 •  Выраженная кривизна поля изображения, свойственная широкоугольным объективам на малых матрицах.
 •  Неважно держит контровый свет.
 •  Корпус защищен от пыли и влаги.

Сравнение объективов
 •  Panasonic 7–14mm F4 легче на 134 г и на треть дешевле, но темнее, с большей дисторсией, хроматическими аберрациями и виньетированием, не защищен от непогоды.
 •  Panasonic Leica 8–18mm F2.8–4 легче на 219 г, с резбой под фильтры, меньше подвержен бликам, но темнее (F3.2 на 10 мм), немного менее резок на открытой диафрагме и уже поле объектива.
Объектив Olympus M.Zuiko 12–40mm F2.8
Объектив Olympus M.Zuiko 12-40mm F/2.8
Рис. 7. Объектив Olympus M.Zuiko 12–40mm F2.8.
Характеристика
 •  Вес 382 г, фильтр 62 мм, минимальный фокус 20 см.
 •  Лучший универсальный объектив Olympus.
 •  Максимальная резкость на F4–5.6.
 •  Резкость заметно выше на 12 мм, чем на 40 мм.
 •  Заметная дисторсия и виньетирование на широком угле.
 •  С выдвигающимся тубусом.
 •  Защищен от пыли и несильного дождя.
 •  Редко отмечают ненадежность байонета. Однако винты вкручиваются в пластик у объективов Canon/Sony/Tamron...

Сравнение объективов
 •  Panasonic 12–35mm F2.8 II OIS легче на 78 г, имеет стабилизатор (неважно для камер Olympus), немного лучше размытие, однако фокусное расстояние меньше на 5 мм, больше хроматические аберрации, меньше макро и дороже на треть.
 •  Panasonic 12–60mm F2.8–4 OIS c фокусным расстоянием на 20 мм больше, имеет стабилизатор для своих камер, легче на 62 г, однако темнее, на треть дороже.
 •  Olympus M.Zuiko 12–100mm F4 IS темнее, тяжелее на 179 г, в 2 раза дороже, но максимальное фокусное расстояние больше на 60 мм, есть стабилизатор, лучше размывает фон на 100 мм.
Объектив Olympus M.Zuiko 12–100mm F4 IS
Объектив Olympus M.Zuiko 12-100mm F/4 IS
Рис. 8. Объектив Olympus M.Zuiko 12–100mm F4 IS.
Характеристика
 •  Вес 561 г, фильтр 72 мм, минимальный фокус 15 см.
 •  Удобный универсальный объектив для путешествий.
 •  С выдвигающимся тубусом.
 •  Резкость лучше на F5.6–8, далее снижается.
 •  Размыте фона не всегда приятное.
 •  Хорошо защищен от пыли и воды (выдерживает погружение в воду, лишь передняя часть объектива сохнет долго и запотевает защитное стекло).
 •  На фотокамерах Olympus стабилизатор объектива работает совместно с внутрикамерным.

Сравнение объективов
 •  Panasonic 12–60mm F2.8–4 OIS меньше, легче (на 241 г), светлее (F2.8 только на 12mm) и на треть дешевле, однако фокусное расстояние на 40 мм короче и стабилизация не для камер Olympus.
 •  Olympus M.Zuiko 12–40mm F2.8 светлее, легче, в 2 раза дешевле, но максимальное фокусное расстояние на 60 мм меньше, нет стабилизатора, хуже размывает фон на длинном конце.
Объектив Olympus M.Zuiko 40–150mm F2.8
Объектив Olympus M.Zuiko 40-150mm F/2.8
Рис. 9. Объектив Olympus M.Zuiko 40–150mm F2.8.
Характеристика
 •  Вес 760 г, фильтр 72 мм, минимальный фокус 70 см.
 •  Хорош для портретов, пейзажа, спорта.
 •  Отличная резкость в центре на 40 мм и меньше на 150 мм.
 •  Размытие фона может быть жестким и требует правки (уменьшают Sharpness и Clarity).
 •  Используется внутренняя фокусировка.
 •  Имеет защиту от пыли и влаги.
 •  На фотокамерах Olympus помогает внутрикамерный стабилизатор.

Сравнение объективов
 •  Panasonic 50–200mm F2.8–4 OIS с большим диапазоном фокусных расстояний на 40 мм, стабилизатором и легче на 235 г, но темнее на длинном конце (F3.3 на 70mm, F3.6 на 100mm), меньше разрешение на F4, с выдвижным тубусом, стабилизатор объектива хуже сопряжен с внутрикамерным на аппаратах Olympus.
 •  Panasonic 35–100mm F2.8 II OIS заметно меньше и легче (на 400 г), со стабилизатором, однако фокусное расстояние на 50 мм короче, дальше минимальный фокус (85 против 70 см).
 •  Olympus M.Zuiko 40–150mm F4–5.6 значительно меньше, легче (на 690 г) и дешевле, однако темнее, менее резок, хуже размывает фон, с выдвижным тубусом, без защиты от пыли и влаги, не столь надежен.
 •  Panasonic 200mm F2.8 OIS со стабилизацией и телеконвертером х1.4 в комплекте, фокусным расстоянием на 50 мм длиннее, резче чем Olympus M.Zuiko 40–150/2.8 с телеконвертером, но менее универсален, фокусируется на 45 мм дальше, тяжелее на 365 г, длиннее на 14 см, на камерах Olympus не работает двойная стабилизация, в 2 раза дороже.
 •  Olympus M.Zuiko 75mm F1.8 светлее, предсказуемо лучше размывает фон, заметно компактнее, легче на 575 г и дешеве в 1.5 раза, но менее универсален.
Объектив Panasonic Leica 15mm F1.7
Объектив Panasonic Leica 15mm F1.7
Рис. 10. Объектив Panasonic Leica 15mm F1.7.
Характеристика
 •  Вес 115 г, фильтр 46 мм, минимальный фокус 20 см.
 •  Легкий достаточно универсальный и светлый объектив.
 •  Максимальная резкость на F2.8–4.
 •  Выраженая дисторсия для фикса, больше чем на Olympus 12–40/2.8.
 •  Автофокус быстрее, чем у Panasonic 20/1.7.
 •  Не подходит для близких портретов на улице.
 •  Кольцо ручного переключения диафрагмы не работает на камерах Olympus (удобно для малых камер, типа Panasonic GM1, с ограниченным контролем).
 •  На камерах Olympus могут быть фиолетовые блики.
 •  Нет пылевлагозащиты.

Сравнение объективов
 •  Olympus M.Zuiko 17mm F1.2 светлее, уже, заметно меньше дисторсия, лучше/мягче размывает фон на F1.2, защищен от непогоды, однако заметно больше и тяжелее на 275 г, дороже в 3 раза.
 •  Olympus M.Zuiko 17mm F1.8 уже, менее резкий до F2.8 (особенно по краям), слабее размытие, больше хроматические аберрации, минимальное расстояние на 5 мм дальше, дешевле.
 •  Panasonic 14mm F2.5 легче на 65 г, значительно компактнее и дешевле в 2 раза (I версия), но темнее на стоп, немного менее резок и контрастен, с выраженной дисторсией и виньетированием.
 •  Olympus M.Zuiko 12mm F2 шире, но немного темнее, дороже в 1.5 раза.
 •  Panasonic Leica 12mm F1.4 шире, светлее, лучше резкость и размытие, но тяжелее на 220 г, кольцо диафрагмы не для камер Olympus, дороже в 3 раза.

Объектив Olympus M.Zuiko 25mm F1.8
Объектив Olympus M.Zuiko 25mm F1.8
Рис. 11. Объектив Olympus M.Zuiko 25mm F1.8.
Характеристика
 •  Вес 136 г, фильтр 46 мм, минимальный фокус 24 см.
 •  Легкий объектив для полных и поясных портретов, событий, спорта в помещении.
 •  Объектив обеспечивает угол зрения сопоставимый с фокусным расстоянием 50 мм на полном кадре, глубина резкости больше в 2 раза.
 •  Не защищен от пыли и брызг.

Сравнение объективов
 •  Olympus M.Zuiko 25mm F1.2 немного светлее, значительно резче по краям до F2, приятнее/мягче размывает фон до F1.8 (лучше чем Panasonic 25/1.4), с меньшей дисторсией, защищен от непогоды, но значительно больше, тяжелее на 274 г , немного уже поле зрения и дороже в 4.5 раза.
 •  Panasonic Leica 25mm F1.4 чуть светлее, немного лучше размывает фон, резче по краям, однако больше и тяжелее на 64 г, заметные вариации объективов, автофокус медленнее на камере Olympus, в 1.5 раза дороже.
 •  Panasonic 20mm F1.7 компактнее (блинчик) и легче на 49 г, шире, дешевле в 1.5 раза, однако автофокус медленнее и шумит (важно для видео).

Объектив Olympus M.Zuiko 45mm F1.8
Объектив Olympus M.Zuiko 45mm F/1.8
Рис. 12. Объектив Olympus M.Zuiko 45mm F1.8.
Характеристика
 •  Вес 116 г, фильтр 37 мм, минимальный фокус 50 см.
 •  Отличный, легкий и недорогой портретный объектив.
 •  Резкий в центре, что важно для портретов. При увеличении диафрагмы до F2.8 резкость по краям не возрастает, а даже снижается.
 •  Если снимать людей издали, то размытие фона может быть не совсем красивым.
 •  Нет защиты от брызг и пыли.

Сравнение объективов
 •  Olympus M.Zuiko 45mm F1.2 и Panasonic Leica 42.5mm F1.2 OIS светлее, заметно лучше/мягче размывают фон на F1.2 (особенно Olympus), резче (максимум на F2–4), защищены от непогоды, но больше, тяжелее почти на 300 г и дороже в 4 раза.
 •  Очень близкий оптически Panasonic 42.5mm F1.7 OIS имеет стабилизатор, ближе фокусируется (31 мм).
 •  Olympus M.Zuiko 75mm F1.8 заметно лучше размывает фон (больше фокусное расстояние), немного резче, однако требует большой дистанции, фокусируется на 34 см дальше, в два раза тяжелее и дороже.

Объектив Olympus M.Zuiko 60mm F2.8 Macro
Объектив Olympus M.Zuiko 60mm F/2.8 Macro
Рис. 13. Объектив Olympus M.Zuiko 60mm F2.8 Macro.
Характеристика
 •  Вес 186 г, фильтр 46 мм, минимальный фокус 19 см.
 •  Лучший макрообъектив Olympus.
 •  Можно использовать для портретов, избыточная резкость корректируется в редакторе.
 •  Лучшая резкость на диафрагме F4–5.6, после F11 появляется заметная дифракция.
 •  Приятное разиытие на открытой диафрагме.
 •  Корпус защищен от пыли и влаги.
 •  Можно использовать макрокольца Meike P-AF3 с поддержкой автофокуса.

Сравнение объективов
 •  Olympus M.Zuiko 30mm F3.5 Macro с минимальным фокусом 10 см, увеличением х1.25 вместо х1, легче на 58 г, однако нет переключателя дистанции, немного меньше резкость и больше хроматические абберации на F4, не защищен от пыли и воды, не имеет бленды и требует сильного приближения (возможна тень, боятся насекомые).

Объектив Olympus M.Zuiko 300mm F4 IS
Объектив M.Zuiko 300mm F/4 IS
Рис. 14. Объектив Olympus M.Zuiko 300mm F4 IS.
Характеристика
 •  Вес 1270 г, фильтр 77 мм, минимальный фокус 140 см.
 •  Угол зрения соответствует объективам с фокусным расстоянием 600 мм на полнокадровых камерах.
 •  Применяется для съемок птиц и диких животных, самолетов, спорта.
 •  Отличная система стабилизации объектива совместно с внутрикамерной позволяет многие сюжеты снимать с рук.
 •  Чтобы уменьшить вибрацию и получить более резкие снимки лучше использовать тихий режим с электронным затвором (особенно если отключена стабилизация при съемке со штатива).
 •  Для увеличения фокусного расстояния можно прикрепить телеконвертер Olympus MC-14 1.4x.
 •  В связи с большей зоной резкости размытие фона иногда жесткое (в редакторе уменьшить Sharpness и Clarity).
 •  Часто нужны короткие выдержки, а малые матрицы при уменьшении света вызывают шум на небольших ISO.
 •  Хорошая защита от пыли и дождя.

Сравнение объективов
 •  Panasonic 100–400mm F4–6.3 OIS удобнее, легче на 285 г, наполовину дешевле (+телеконвертер), однако немного хуже разрешение и контрастность (особенно по краям), темнее на 400 мм (F6.3 vs 5.6).
 •  Panasonic 100–300mm F4–5.6 II OIS легче на 750 г, удобнее, в 4 раза дешевле, однако темнее, менее резкий (уступает также Panasonic 100–400mm F4–6.3 OIS), с выраженными хроматическими аберрациями.
 •  Panasonic 200mm F2.8 OIS светлее, фокусируется на 35 мм ближе, короче на 53 мм, но с фокусным расстоянием на 100 мм меньше, на камерах Olympus не работает двойная стабилизация (лучше использовать камерную и отключить на объективе).