Фототехника Olympus


"Не думаю, что фотография, сделанная лишь ради хорошей картинки, может быть оправдана" Юджин Смит

РАЗДЕЛЫ
 •  Альбом фотографий
 •  Виды фотографии
 •  Камеры и фототехника
 •  Объективы
 •  Обработка изображений
 •  Распространение фотографий
 •  Свет и цвет
 •  Canon
 •  Olympus
Для дальних поездок и пеших походов автор выбрал более компактные фотоаппараты и объективы компании Olympus, которая также производит лучшие медицинские эндоскопы. Знание возможностей и ограничений фотокамеры и объективов помогает оптимально использовать технику и добиваться лучших результатов.
Полезные сайты
 •  Клуб пользователей Olympus
 •  Обзоры фототехники Дмитрия Крупского
 •  43 Rumors
 •  Daniel Mitchell Photography Blog
 •  Gary Ayton photography
 •  Olympus passion
 •  Picture Methods
Olympus OM-D E-M1 Mark II
Olympus OM-D E-M1 Mark II спереди
Рис. 1. Беззеркальный фотоаппарат Olympus OM-D E-M1 Mark II (вид спереди).
Достоинства
 •  Компактная и нетяжелая фотокамера (574 г) с объективом (Olympus 12–40mm F2.8) отлично защищена от непогоды и хороша для походов, путешествий, съемок на улице.
 •  Небольшой сенсор полезен для съемок на дальние расстояния (угол зрения аналогичен объективам с фокусным расстоянием в 2 раза больше на полнокадровых камерах), макро и репортажа (большая зона резкости).
 •  Хороший динамический диапазон, сопоставимый с полнокадровыми фотокамерами (начиная с ISO 200).
 •  Лучшая внутрикамерная стабилизация изображения позволяет снимать с большой выдержкой с рук широкоугольными и даже телеобъективами (особенно с двойной стабилизацией у 12–100mm F4 IS и 300mm F4 IS).
 •  Помогают фокусировке небольшой вес системы и отсутствие вибрации при поднятии зеркала. При необходимости в большинстве случаев достаточно легкого монопода.
 •  Для репортажа удобно настроить расстояние фокусировки, например, от 2 до 15 м.
 •  Высокая скорострельность: 10 и 15 кадров/c в режимах Low и High (автофокус и экспозиция по первому кадру) с механическим затвором, 18 и 60 кадров/c без звука с электронным затвором (♥).
 •  Режим Pro Capture c объективами Olympus сохранет в буфере 35 кадров до спуска затвора и может быть полезен для динамичных событий, молний.
 •  Режим высокого разрешения/High Res позволяет снимать статичные объекты с разрешением 50 Мп (синхронизация со вспышкой ≥1/50 с, ISO ≤1600, диафрагма F2.8–8).
 •  Режим Live Composite объединяет серию с установленной экспозицией для первого кадра и наиболее яркими фрагментами на последующих кадрах.
 •  Красивые цвета, свойственные фотокамерам Olympus.
 •  Сенсорный экран поворачивается на произвольный угол (удобнее, чем поворот в одной вертикальной плоскости), позволяет фокусироваться и листать изображения.
 •  Удобен для макро: большая зона резкости, стекинг, телеконвертер, стабилизатор, откидной поворотный экран, небольшой вес, недорогие автофокусные макрокольца.
 •  Стекинг по фокусу/Focus Bkt использует серию кадров для получения расширенной зоны резкости (для объективов Macro и серии Pro).
 •  Функция телеконвертера позволяет выдать сразу два кадра — raw обычного масштаба и jpeg с увеличением в два раза без потери света и резкости, что полезно для макро.
 •  Удобное переключение режимов автофокуса большим пальцем (точечный автофокус для сидящей птицы, полетела – группа точек и следящий автофокус).
 •  Фотокамера превосходно защищена от пыли и проливного дождя (выдерживает погружение в воду), а матрица от пыли (Sony с проблемами).
 •  Два слота для SD карт памяти (один быстрый UHS-II).
 •  Можно печатать четкие снимки вплоть до А2 (16х23", 42x59 см).
 •  Формат 4:3 для многих сюжетов (портрет, макро) и вертикальных кадров предпочтительнее, чем 3:2.
 •  Olympus длительно поддерживает и обновляет программное обеспечение, которые получают функции новейших камер (такой подход является исключением).
 •  Хороший Сервисный центр.
Olympus OM-D E-M1 Mark II сзади
Рис. 2. Беззеркальный фотоаппарат Olympus OM-D E-M1 Mark II (вид сзади).
Недостатки
 •  Основные недостатки (и достоинства — малый размер и вес системы, отличная стабилизация) фотоаппарата Olympus E-M1II связаны с небольшой матрицей.
 •  Большая зона резкости, по сравнению с полнокадровыми фотокамерами, затрудняет размытие фона, но лучше для съемки репортажа, макро и птиц (уменьшение диафрагмы снижает поток света и увеличивает дифракцию).
 •  Проблематично вырезать небольшие фрагменты кадра.
 •  Меньше динамический диапазон яркости, поэтому шумы в тенях на более низких ISO по сравнению с полнокадровыми камерами (лучше до 800, приемлемо до 1600–3200).
 •  Базовую ISO 200 можно снизить до 64 (low) с увеличением детализации и снижением шумов, но заметно уменьшается динамический диапазон (нежелательно при риске засветов).
 •  В связи с малым размером пикселей дифракция, приводящая к снижению резкости, появляется при закрытии диафрагмы до F8, заметная на F11 и больше.
 •  Матрица с 20 Мп не позволяет обеспечить качественные фотографии на печати размером 60*90 см и выше.
 •  На сенсорах Sony с фазовыми датчиками в редких случаях при ярком боковом освещении появляются полосы.
 •  Автофокус в темных условиях уступает Canon 5DIV.
 •  Только вспышка FL-700WR имеет радосвязь, в отличие от недорогой системы Godox (вспышки TT350O и TT685O, триггер XProO, трансмиттер X1T-O).
 •  Нет PC-разъема для проводного контроля вспышек.
 •  Нет возможности прямой передачи файлов с карты памяти на сервер, что важно для репортажных фотографов.
 •  Относительно небольшой ресурс дорогой батареи (440 против 900 кадров у Canon 5DIV), что характерно для беззеркальных камер.
 •  Режим высокого разрешения требует штатива.
 •  Нет GPS.
 •  Дорогая камера и объективы серии Pro. Если не учитывать компактность системы, стабилизацию и F1.2 (при зоне резкости ~F2.5), можно найти полнокадровую камеру с отличными объективами и лучшей картинкой дешевле.

точки фокусировки Olympus OM-D E-M1 Mark II
Рис. 3. Точки фокусировки на фотоаппарате Olympus OM-D E-M1 Mark II.
Настройки
 •  Автофокусные точки при съемке портрета лучше использовать малые квадраты для фокусировки на глаза (медленнее), а для большинства других сюжетов — большие квадраты (быстрее, точнее).
 •  Непрерывный автофокус (C-AF, C-AF+TR) работает только в режиме медленной (L) съемки.
 •  Кнопка Fn2: выбор центральной точки.
 •  Кнопка Rec: брекетинг экспозиции.
 •  Верхняя кнопка на фотоаппарате спереди внизу: Focus Peaking.
 •  Нижняя кнопка на фотоаппарате спереди внизу: выбор ISO/WB.
 •  Ближний диск управления регулирует диафрагму (перелистывание), дальный — коррекцию экспозиции (увеличение).
 •  Электронный видоискатель в Style 1 (полунажатие спуска показывает уровень, INFO добавляет информацию).
 •  Засыпание через 3 мин, отключение через 30 мин.
 •  Убрать быстрое удаление файлов (риск потери кадра).
 •  Переключатель Fn lever: присвоить в меню Mode 2 и переключать между режимами автофокуса S-AF (+ центральная точка) и C-AF (+ 5 точек, выбрать после включения фотокамеры), которые фотокамера запоминает без меню.
 •  На экране в режиме Live View долгое касание позволяет снимать с брекетингом или серией.
 •  L-Fn присвоить увеличение масштаба в 2 раза.
 •  Отключить вспомогательное увеличение масштаба при ручной фокусировке (работает неустойчиво, ночью плохо).
 •  Для повышения точности С-AF(+TR) советуют 5–9 точек, C-AF Lock +2 (хаотичное движение) или –2 (горизонтальное движение), механический затвор со скоростью 10 кадров/с (L), отключить IS при малых выдержках, S-IS 2 при горизонтальном слежении. При потере фокуса (квадратики покраснели) отпустить кнопку и вновь нажать наполовину.

График связи динамического диапазона с ISO
Рис. 4. График связи динамического диапазона с ISO.
Сравнение фотокамер
 •  Olympus E-M1 легче на 77 г и дешевле, c похожей картинкой, но меньше разрешение матрицы, слабее следящий автофокус (но лучше, чем E-M5II), скорострельность, видео и батарея (без %), меньше точек фокусировки (81 vs 121), немного хуже видоискатель, динамический диапазон, приемлемое ISO, стабилизация, нет режима высокого разрешения, неоткидной экран, один слот без UHS-II.
 •  Olympus E-M5II легче на 105 г и дешевле в два раза, c близкой картинкой, но меньше разрешение матрицы, слабее следящий автофокус (контрастный), скорострельность и батарея (без %), меньше буффер (13 vs 148 raw-файлов) и точек фокусировки, немного хуже динамический диапазон, приемлемое ISO (высокие ISO с длительной выдержкой значительно лучше, чем E-M1), стабилизация и видео (лучше, чем E-M1), видоискатель, защита, один слот, неудобный хват (хороша рукоятка Fotodiox).
 •  Olympus E-M1Х с похожей картинкой, имеет улучшенную защиту от непогоды, автофокус, стабилизацию (High Res с рук), больший видоискатель, джойстик, две UHS-II SD карты, USB зарядку, однако значительно больше и тяжелее на 423 г (с двумя батареями), дороже на 1000$.
 •  Камеры Olympus и Panasonic (E-M5II и GX8, E-M1II и G9) очень близки по возможностям и характеристикам, имеют во многом совместимые объективы.
Объективы
Углы зрения у объективов Olympus
Рис. 5. Углы зрения у объективов Olympus.

 •  Объективы для малых матриц легче и меньше при сопоставимой светосиле (но зона резкости больше), фокусном расстоянии и защищенности (Canon 35/1.4 760 г, Olympus 17/1.2 390 г).
 •  Угол зрения телеобъективов сопоставим с объективами для камер с большими матрицами, имеющими большее фокусное расстояние (вес и размеры).
 •  Можно использовать большое число отличных родных и неродных объективов системы m4/3.
 •  Легкие объективы M.Zuiko: 12/2, 17/1.8, 25/1.8, 45/1.8, 60/2.8 Macro, 75/1.8.
 •  Качественые объективы M.Zuiko серии Pro относительно большие и тяжелые: 17/1.2, 25/1.2, 45/1.2, 12–100/4, 7–14/2.8, 12–40/2.8, 40–150/2.8, 300/4.
 •  Фикс-объективы Olympus серии Pro сочетают светосилу и увеличенную зону резкости (F1.2 соответствует F2.5 на полном кадре), создают мягкое размытие на F1.2–1.4, защищены от непогоды и позволяют использовать фильтры одного диаметра (62 мм).
 •  Объективы Panasonic: 12/1.4, 14/2.5, 15/1.7, 20/1.7, 25/1.4, 42.5/1.2, 12–35/2.8, 12–60/2.8–4, 35–100/2.8, 200/2.8, 100–400/4–6.3.
 •  Объективы Voigtlander Nokton без автофокуса: 10.5/0.95, 17.5/0.95, 25/0.95, 42.5/0.95.
 •  Объективы Panasonic дают фиолетовые блики на фотоаппаратах Olympus.
 •  Стабилизатор ряда последних объективов Panasonic не имеет кнопки и включается только в родной камере.
 •  При фокусировке возможны звуки открытия/закрытия диафрагмы.
 •  Хороший спидбустер (Metabones MB_SPEF-M43-BT4T 0.71x) позволяет использовать объективы Canon EF c автофокусировкой.
Объектив Olympus M.Zuiko 7–14mm F2.8
Объектив Olympus M.Zuiko 7-14mm F/2.8
Рис. 6. Объектив Olympus M.Zuiko 7–14mm F2.8.
Характеристика
 •  Вес 534 г, фильтр 62 мм, минимальный фокус 20 см от матрицы.
 •  Угол зрения соответствует объективу ~14–28 мм на полном кадре.
 •  Удобен для съемок архитектуры и пейзажей.
 •  Отличная резкость (разрешение и контрастность) в центре и на краях, особенно на диафрагме F4–5.6.
 •  Выраженная кривизна поля изображения, свойственная широкоугольным объективам на малых матрицах.
 •  Неважно держит контровый свет.
 •  Корпус защищен от пыли и влаги.

Сравнение объективов
 •  Panasonic 7–14mm F4 легче на 134 г и на треть дешевле, но темнее, с большей дисторсией, хроматическими аберрациями и виньетированием, не защищен от непогоды.
 •  Panasonic Leica 8–18mm F2.8–4 легче на 219 г, с резбой под фильтры, меньше подвержен бликам, но темнее (F3.2 на 10 мм), немного менее резок на открытой диафрагме и уже поле объектива.
Объектив Olympus M.Zuiko 12–40mm F2.8
Объектив Olympus M.Zuiko 12-40mm F/2.8
Рис. 7. Объектив Olympus M.Zuiko 12–40mm F2.8.
Характеристика
 •  Вес 382 г, фильтр 62 мм, минимальный фокус 20 см.
 •  Угол зрения соответствует объективу ~24–80 мм на полном кадре.
 •  Лучший универсальный объектив Olympus.
 •  Максимальная резкость на F4–5.6.
 •  Резкость заметно выше на 12 мм, чем на 40 мм.
 •  Заметная дисторсия и виньетирование на широком угле.
 •  С выдвигающимся тубусом.
 •  Защищен от пыли и несильного дождя.
 •  Редко отмечают ненадежность байонета. Однако винты вкручиваются в пластик у объективов Canon/Sony/Tamron...

Сравнение объективов
 •  Panasonic 12–35mm F2.8 II OIS легче на 78 г, имеет стабилизатор (неважно для камер Olympus), немного лучше размытие, однако фокусное расстояние меньше на 5 мм, больше хроматические аберрации, меньше макро и дороже на треть.
 •  Panasonic 12–60mm F2.8–4 OIS c фокусным расстоянием на 20 мм больше, имеет стабилизатор для своих камер, легче на 62 г, однако темнее, на треть дороже.
 •  Olympus M.Zuiko 12–100mm F4 IS темнее, тяжелее на 179 г, в 2 раза дороже, но максимальное фокусное расстояние больше на 60 мм, есть стабилизатор, лучше размывает фон на 100 мм.
Объектив Olympus M.Zuiko 12–100mm F4 IS
Объектив Olympus M.Zuiko 12-100mm F/4 IS
Рис. 8. Объектив Olympus M.Zuiko 12–100mm F4 IS.
Характеристика
 •  Вес 561 г, фильтр 72 мм, минимальный фокус 15 см.
 •  Угол зрения соответствует объективу ~24–200 мм на полном кадре.
 •  Удобный универсальный объектив для путешествий (полезно иметь защитный, серый и поляризационный фильтры).
 •  С выдвигающимся тубусом.
 •  Резкость лучше на F5.6–8, далее снижается.
 •  Размыте фона не всегда приятное.
 •  Хорошо защищен от пыли и воды (выдерживает погружение в воду, лишь передняя часть объектива сохнет долго и запотевает защитное стекло).
 •  На фотокамерах Olympus стабилизатор объектива работает совместно с внутрикамерным.

Сравнение объективов
 •  Olympus M.Zuiko 14–150mm F4–5.6II с фокусным расстоянием на 50 мм больше, с внутренней фокусировкой, меньшими размерами, в 2 раза легче и дешевле, но хуже резкость и разрешение, уже поле, темнее, без стабилизатора.
 •  Panasonic 12–60mm F2.8–4 OIS меньше, легче (на 241 г), светлее (F2.8 только на 12mm) и на треть дешевле, однако фокусное расстояние на 40 мм короче и стабилизация не для камер Olympus.
 •  Olympus M.Zuiko 12–40mm F2.8 светлее, легче, в 2 раза дешевле, но максимальное фокусное расстояние на 60 мм меньше, нет стабилизатора, хуже размывает фон на длинном конце.
Объектив Olympus M.Zuiko 40–150mm F2.8
Объектив Olympus M.Zuiko 40-150mm F/2.8
Рис. 9. Объектив Olympus M.Zuiko 40–150mm F2.8.
Характеристика
 •  Вес 760 г, фильтр 72 мм, минимальный фокус 70 см.
 •  Угол зрения соответствует объективу ~80–300 мм на полном кадре.
 •  Хорош для портретов, пейзажа, спорта.
 •  Отличная резкость в центре на 40 мм и меньше на 150 мм.
 •  Размытие фона может быть жестким и требует правки (уменьшают Sharpness и Clarity).
 •  Используется внутренняя фокусировка.
 •  Имеет защиту от пыли и влаги.
 •  На фотокамерах Olympus помогает внутрикамерный стабилизатор.

Сравнение объективов
 •  Panasonic 50–200mm F2.8–4 OIS с большим диапазоном фокусных расстояний на 40 мм, стабилизатором и легче на 235 г, но темнее на длинном конце (F3.3 на 70mm, F3.6 на 100mm), меньше разрешение на F4, с выдвижным тубусом, стабилизатор объектива хуже сопряжен с внутрикамерным на аппаратах Olympus.
 •  Panasonic 35–100mm F2.8 II OIS заметно меньше и легче (на 400 г), со стабилизатором, однако фокусное расстояние на 50 мм короче, дальше минимальный фокус (85 против 70 см).
 •  Olympus M.Zuiko 40–150mm F4–5.6 значительно меньше, легче (на 690 г) и дешевле, однако темнее, менее резок, хуже размывает фон, с выдвижным тубусом, без защиты от пыли и влаги, не столь надежен.
 •  Panasonic 200mm F2.8 OIS со стабилизацией и телеконвертером х1.4 в комплекте, фокусным расстоянием на 50 мм длиннее, резче чем Olympus M.Zuiko 40–150/2.8 с телеконвертером, но менее универсален, фокусируется на 45 мм дальше, тяжелее на 365 г, длиннее на 14 см, на камерах Olympus не работает двойная стабилизация, в 2 раза дороже.
 •  Olympus M.Zuiko 75mm F1.8 светлее, предсказуемо лучше размывает фон, заметно компактнее, легче на 575 г и дешеве в 1.5 раза, но менее универсален.
Объектив Olympus M.Zuiko 17mm F1.2
Olympus M.Zuiko 17mm F1.2
Рис. 10. Olympus M.Zuiko 17mm F1.2.
Характеристика
 •  Вес 390 г, фильтр 62 мм, минимальный фокус 20 см.
 •  Угол зрения соответствует объективу ~35 мм на полном кадре.
 •  Хорош для многих сюжетов (при недостатке света), близок к охвату глазом, позволяет включать среду даже в малых помещениях.
 •  Отличная резкость на F2–4, высокая контрастность и разрешение сохраняются до краев кадра.
 •  Приятное размытие на открытой диафрагме.
 •  Дисторсия заметно меньше, чем у близких объективов.
 •  Хроматические аберрации и виньетирование небольшие.
 •  Подходят фильтры от других светлых фиксов серии Pro.
 •  Отличная пылевлагозащита.

Сравнение объективов
 •  Olympus M.Zuiko 17mm F1.8 заметно меньше и легче на 270 г, дешевле в 2 раза, однако менее резкий особенно на краях, слабее размытие на открытой диафрагме, больше хроматические аберрации, без пылевлагозащиты.
 •  Panasonic Leica 15mm F1.7 шире, заметно меньше и легче на 275 г, дешевле в 2 раза, но хуже разрешение, особенно на краях, больше дисторсия и виньетирование, без защиты от непогоды.
 •  Sigma 16mm F1.4 дешевле в 2 раза, однако немного темнее, менее резкий по краям, больше аберрации, тяжелее на 15 г, без пылевлагозащиты.
Объектив Olympus M.Zuiko 25mm F1.8
Объектив Olympus M.Zuiko 25mm F1.8
Рис. 11. Объектив Olympus M.Zuiko 25mm F1.8.
Характеристика
 •  Вес 136 г, фильтр 46 мм, минимальный фокус 24 см.
 •  Угол зрения соответствует объективу ~50 мм на полном кадре.
 •  Легкий объектив для полных и поясных портретов, событий, спорта в просторных помещении.
 •  Поле зрения близко к видению глазом (естественное), минимальные искажения.
 •  Объектив обеспечивает угол зрения сопоставимый с фокусным расстоянием 50 мм на полном кадре, глубина резкости больше в 2 раза.
 •  Не защищен от пыли и брызг.

Сравнение объективов
 •  Olympus M.Zuiko 25mm F1.2 немного светлее, значительно резче по краям до F2, приятнее/мягче размывает фон до F1.8 (лучше чем Panasonic 25/1.4), с меньшей дисторсией, защищен от непогоды, но значительно больше, тяжелее на 274 г , немного уже поле зрения и дороже в 4.5 раза.
 •  Panasonic Leica 25mm F1.4 чуть светлее, немного лучше размывает фон, резче по краям, однако заметно хуже разрешение в центре, больше и тяжелее на 64 г, заметные вариации объективов, автофокус медленнее на камере Olympus, в 1.5 раза дороже.
 •  Panasonic 20mm F1.7 компактнее (блинчик) и легче на 49 г, шире, дешевле в 1.5 раза, однако автофокус медленнее и шумит (важно для видео).

Объектив Olympus M.Zuiko 45mm F1.8
Объектив Olympus M.Zuiko 45mm F/1.8
Рис. 12. Объектив Olympus M.Zuiko 45mm F1.8.
Характеристика
 •  Вес 116 г, фильтр 37 мм, минимальный фокус 50 см.
 •  Угол зрения соответствует объективу ~90 мм на полном кадре.
 •  Отличный, легкий и недорогой портретный объектив, без искажений лица.
 •  Резкий в центре, что важно для портретов. При увеличении диафрагмы до F2.8 резкость по краям не возрастает, а даже снижается.
 •  Если снимать людей издали, то размытие фона может быть не совсем красивым.
 •  Нет защиты от брызг и пыли.

Сравнение объективов
 •  Olympus M.Zuiko 45mm F1.2 и Panasonic Leica 42.5mm F1.2 OIS светлее, заметно лучше/мягче размывают фон на F1.2 (особенно Olympus), резче (максимум на F2–4), защищены от непогоды, но больше, тяжелее почти на 300 г и дороже в 4 раза.
 •  Очень близкий оптически Panasonic 42.5mm F1.7 OIS имеет стабилизатор, ближе фокусируется (31 мм).
 •  Olympus M.Zuiko 75mm F1.8 заметно лучше размывает фон (больше фокусное расстояние), немного резче, однако требует большой дистанции, фокусируется на 34 см дальше, в два раза тяжелее и дороже.

Объектив Olympus M.Zuiko 60mm F2.8 Macro
Объектив Olympus M.Zuiko 60mm F/2.8 Macro
Рис. 13. Объектив Olympus M.Zuiko 60mm F2.8 Macro.
Характеристика
 •  Вес 186 г, фильтр 46 мм, минимальный фокус 19 см.
 •  Угол зрения соответствует объективу ~120 мм на полном кадре.
 •  Переключение на ручную фокусировку в камере.
 •  Можно использовать для портретов, избыточная резкость корректируется в редакторе.
 •  Лучшая резкость на диафрагме F4–5.6, после F11 появляется заметная дифракция.
 •  Приятное размытие на открытой диафрагме.
 •  Переключение диапазона фокусных расстояний ускоряет работу автофокуса.
 •  Корпус защищен от пыли и влаги.
 •  Можно использовать макрокольца Meike P-AF3 с поддержкой автофокуса.

Сравнение объективов
 •  Olympus M.Zuiko 30mm F3.5 Macro с минимальным фокусом 10 см, увеличением х1.25 вместо х1, легче на 58 г, однако нет переключателя дистанции, немного меньше резкость и больше хроматические абберации на F4, не защищен от пыли и воды, не имеет бленды и требует сильного приближения (возможна тень, боятся насекомые).

Объектив Olympus M.Zuiko 300mm F4 IS
Объектив M.Zuiko 300mm F/4 IS
Рис. 14. Объектив Olympus M.Zuiko 300mm F4 IS.
Характеристика
 •  Вес 1270 г, фильтр 77 мм, минимальный фокус 140 см.
 •  Угол зрения соответствует объективу с фокусным расстоянием 600 мм на полнокадровой камере.
 •  Применяется для съемок птиц и диких животных, самолетов, спорта.
 •  Отличная система стабилизации объектива совместно с внутрикамерной позволяет многие сюжеты снимать с рук.
 •  Чтобы уменьшить вибрацию и получить более резкие снимки лучше использовать тихий режим с электронным затвором (особенно если отключена стабилизация при съемке со штатива).
 •  Для увеличения фокусного расстояния можно прикрепить телеконвертер Olympus MC-14 1.4x.
 •  В связи с большей зоной резкости размытие фона иногда жесткое (в редакторе уменьшить Sharpness и Clarity).
 •  Часто нужны короткие выдержки, а малые матрицы при уменьшении света вызывают шум на небольших ISO.
 •  Хорошая защита от пыли и дождя.

Сравнение объективов
 •  Panasonic 100–400mm F4–6.3 OIS удобнее, легче на 285 г, наполовину дешевле (+телеконвертер), однако немного хуже разрешение и контрастность (особенно по краям), темнее на 400 мм (F6.3 vs 5.6).
 •  Panasonic 100–300mm F4–5.6 II OIS легче на 750 г, удобнее, в 4 раза дешевле, однако темнее, менее резкий (уступает также Panasonic 100–400mm F4–6.3 OIS), с выраженными хроматическими аберрациями.
 •  Panasonic 200mm F2.8 OIS светлее, фокусируется на 35 мм ближе, короче на 53 мм, но с фокусным расстоянием на 100 мм меньше, на камерах Olympus не работает двойная стабилизация (лучше использовать камерную и отключить на объективе).